Психологический тренинг для педагогов «Правополушарное рисование, как здоровьесберегающая технология»
методическая разработка по рисованию

Штырова Ольга Михайловна

Конспект мастер-класса с педагогами «Волшебный остров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehniki_pravopolusharnogo_risovaniya.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект психологического тренинга для педагогов

«Правополушарное рисование, как здоровьесберегающая технология»

Подготовила

Педагог-психолог

Штырова О. М.

Никольск , 2025 г.

Психологический тренинг для педагогов

«Правополушарное рисование, как здоровьесберегающая технология»

Цель: познакомить педагогов с возможностями арт-терапии в сохранении и укреплении здоровья.

Задачи:

- проанализировать проблему здоровьесбережения: пути её решения в образовательном процессе;

- познакомить педагогов с методом освобождения от негативных эмоций, снятия нервно-психологического напряжения;

- повышение самооценки и  уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного педагогом..

Оборудование: набор гуаши; кисти; губка; бумага; салфетки;  баночки с водой.

1. Теоретическая часть.

Многим известно, что профессия педагога — одна из наиболее энергозатратных. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Эмоциональное истощение педагогов происходит достаточно быстро. Оно известно как «синдром эмоционального выгорания». Педагог, утратив жизненную силу, уже с трудом достигает каких-либо результатов.

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с психологическим состоянием человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога.

Надо признать, что если в системе образования и воспитания появляются какие-то инновации, то они направлены в основном на ребенка. Словно педагога не существует! У него только растет объем отчетной документации и контроль со стороны тех, кто давно находится вне реальных условий работы с детьми. Педагог остается наедине со своими проблемами.

Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души и духа, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания».

В работе педагога-психолога прорабатываются различные эффективные методы и приемы по профилактике эмоционального выгорания. Одним из таких приемов является арт-терапия.

Она создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для коррекции черт личности человека. Во всяком случае, многими учеными получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состава крови, и дыхания, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт-терапией.

И это не удивительно, ведь занятие арт-терапией – это есть самовыражение и самопознание человека через искусство. 

Одно из направлений арт-терапии - «Правополушарное рисование». Правополушарное рисование – не только доступный метод борьбы с эмоциональным выгоранием, но и отличная тренировка мозговой деятельности для повышения уровня саморазвития, активизации умственных способностей, а также это эффективный способ профилактики возрастных заболеваний головного мозга, о чем пишет в своей книге Бетти Эдвардс, основательница метода правополушарного рисования. Ведь рисовать красиво и эффектно может каждый, поскольку данный метод помогает снять внутренние барьеры, раскрепоститься и активизировать работу правого полушария для решения любых вопросов. Польза правополушарного рисования очевидна, поскольку оно позволяет расслабиться, снять тревожность, а также поднять себе самооценку, проработать развитие воображения и когнитивных функций.

2. Основная часть

Релаксация «Волшебный остров»

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Расслабьтесь всем телом: почувствуйте, как уходит напряжение с ног….ступней…коленей…бедер, как расслабляется живот…грудь…плечи…шея. Осознайте, в каком положении находятся руки, и положите их так, как Вам хочется, как они будут отдыхать… Расслабьте голову и мышцы лица…

Сделайте глубокий вдох и с выдохом отпустите все мысли и переживания… Теперь просто слушайте мой голос и позвольте себе представлять и фантазировать…

Представьте себя на волшебном острове. Это может быть место, где Вы уже однажды побывали, которые видели на картинке. Вы – единственный человек на этом острове. Кроме Вас тут только звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите? Какие запахи чувствуете?

Вы видите песчаный берег и прозрачную воду. Вода голубая и такая чистая, прозрачная, что видны дно и стайки экзотических рыбок. Рыбки сверкают на солнце, как маленькие серебряные монетки. Поплавайте в море. Какое оно? Вода в море очень теплая, но в то же время она освежает. Волны так приятно качают Вас. Можно просто полежать на воде и смотреть на небо, на пробегающие белоснежные облака, пусть все Ваши неприятности улетят вместе с облаками. Захватите с собой это чувство свободы, уверенности покоя.

Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза.

Теперь давайте попробуем нарисовать берег моря, глядя на который вы сможете вновь окунуться в приятные чувства воспоминаний.

И так  начинаем.

Главное правило данной техники — нет никаких правил.  Рисунки выполняются в быстром ритме;

• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают салфеткой.

• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.

1.Возьмём большую кисточку (обязательно пощекотали ею себя). Ныряем в белую краску и покрываем ею полностью листок (грунтуем). Не боимся выйти за границы листа.

2. Теперь ставим точки кисточкой, используем синий цвет, затем дели лист горизонтальной линией пополам, также используя синею краску. В нижней части листа ставим точки сиреневого цвета,  и зеленого.

3. Теперь начинаются чудеса. Берем губку, начинаем с лева на право, смешиваем краски. Не бойтесь выходить за границы. Если хотите более яркий фон, смело добавьте несколько пятнышек синей краски. И продолжайте рисовать. Старайтесь много раз не проходить по одним линиям.

4. Берем белую гуашь  и прорисовываем пальцем белые облака.

5. Берем коричневую гуашь и кистью прорисовываем волнистую линию, как бы прорисовывая камни на берегу моря. И небольшой островок в море. Цветом охра и черным прорисовываем тени на наших камнях.

6. на линии горизонта рисуем два мазка белой гуашью, один сверху, другой снизу под первым мазком., стараемся делать симметричными, через небольшое расстояние. Верхней частью кисти прорисовываем линии. Самой маленькой кистью ныряем в черную гуашь и прорисовываем лодочку.

7. Начинаем рисовать дерево. Сначала линию, после прорисовываем ствол, ветви. Также как и на камнях прорисовываем тени с помощью гуаши цвета охра и черной. Берем среднею кисть, на отдельном листе делаем кляксу зеленой краски,, в нее макаем кисть, придав ей вид веера, и прорисовывает тычковыми движениями листья. Далее добавляем желтую краску, и проделывает те же движения. И в последствие разбавляем еще желтой краской и продолжаем прорисовывать листву.

8. Начинаем добавлять жизни картине, добавляя зелени, прорисовывая травку на камнях, белой гуашью волны, бьющиеся о камни. Прорисовываем птиц. Добавляем свои элементы.

Молодцы здорово получилось. А сейчас как настоящие художники в правом нижнем углу поставьте свою подпись.

 Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Презентация работ.

- У нас получились прекрасные картины. Вы настоящие художники!

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Педагог: Как вы себя чувствуете? Понравилось ли вам рисовать в этой технике?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»

Организация и проведение социально-психологического тренинга для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»Цели:Формирование благоприятного психологического климата;Сплочение колл...

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...