Учебно дидактический материал "ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (РИСОВАНИЕ)"
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (РИСОВАНИЕ)
Занятия по изобразительному творчеству должны отвечать дидактическим требованиям, структура занятий должна быть четкой.
Подготовка к занятию.
Во-первых надо быть уверенным, что дети подготовлены к выполнению предлагаемой им работы:
- дети во время прогулок, игр, других занятий получили необходимые впечатления о тех предметах, которые будут рисовать;
- проведена беседа;
- рассмотрены иллюстрации, игрушки, картины, и т.д.;
- тщательный подбор литературного материала.
Во- вторых это подготовка материала:
- подготовка образца для детей – недостаточное внимание к подготовке наглядности неблагоприятно влияет на проведение занятия
- тщательный подбор цвета карандашей, красок помогает педагогу воспитывать художественный вкус у детей, придавать их работам красивый вид. Накануне занятия воспитатель точит карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования.
- Подбор бумаги также имеет большое значение. Иногда лучше отказаться от какого – нибудь цвета, ограничить число цветов, чем дать детям «некрасивые», кричащие цвета.

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, и т. п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.
В средней и старшей группах к подготовке рабочего места привлекаются дежурные. Воспитатель учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе.
В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке.
Важно продумать как рассадить детей. Можно рассаживать лицом и боком, но не спиной к воспитателю. Но дети сидящие боком неизбежно сидят против света или свет падает справа, бросая тень от руки. Поэтому самые удобные для занятия парные столы, где дети сидят лицом к воспитателю.
Вводная часть занятия предназначена для того, чтобы воспитатель заинтересовал, настроил детей, вызвал у них интерес. Сформулировав цель занятия, воспитатель уже настраивает детей на занятие, дает толчок воображению, фантазии работать в рамках данной цели.
Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т. п. В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. И ребята рисуют ей ленточки, платочки, украшают платье.
В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т. д.
Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.
В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.
Далее воспитатель показывает какие-либо картины, иллюстрации по теме, рассказывает художественные произведения, проводит игры, следуя поставленной цели.
Если на занятии по изобразительному творчеству дети будут рисовать какой-то предмет, то необходимо показать его наглядно, рассмотреть, обследовать. Дети должны уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер. Также воспитатель вместе с детьми проговаривает описание предмета и его признаки в той последовательности, в которой дети будут рисовать.
Во вводной части занятия воспитатель должен объяснить и показать способы изображения, проговаривая свои действия. После объяснения необходимо закрепить полученные знания. Дети должны повторить за воспитателем или сами порядок выполнения этапов работы, их последовательность.
Следует приучать детей не брать в руки ничего из приготовленного на столах до разрешения начать работу.

В основной части занятия дети приступают к самостоятельному выполнению работы. Но самостоятельность не означает без присмотра. Воспитатель наблюдает за работой детей, контролирует последовательность выполнения, помогает тем, кто забыл, что-то пропустил, у кого не получается. Если ребенку надоело выполнять работу в силу каких-то обстоятельств (по натуре неусидчивый, не получается, не понял темы, задания, успел сделать быстрее остальных), воспитатель обязан заинтересовать ребенка (объяснить заново, более подробно, помочь с тем, что не получается, дать дополнительное задание), занять его совместной работой. При этом необходимо следить за временем и за 2-3 минуты до конца занятия предупредить детей, чтобы они смогли завершить свою работу вовремя.
В третьей части занятия, заключительной, подводятся итоги, и анализируются работы.

При анализе работ эффективен метод самоанализа, т. е. ребенок сам рассказывает про свое произведение, почему он сделал так, а не иначе, что у него получилось и не получилось. Во время своего рассказа ребенок преодолевает робость, смущение, развивает речь, мышление, воображение, но данный метод применим начиная со средней группы.
Также детям дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор.
Воспитатель, анализируя работы, хвалит детей, у которых получилось правильно, но при этом в тех работах, где что-то не получилось, воспитатель должен найти хорошо получившееся и отметить это. Отметить что интересного придумал ребенок, используя прилагательные, эпитеты, сравнивая нарисованное с какими- то образами и т.д. Нельзя критиковать работы детей, так как ребенок может обидеться, замкнуться, игнорировать в дальнейшем воспитателя, занятия.
Таким образом, четко выстроенная структура занятия, умелое системное использование методических приемов является залогом успешной работы по художественно – эстетическому развитию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 365.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (РИСОВАНИЕ)
Занятия по изобразительному творчеству должны отвечать дидактическим требованиям, структура занятий должна быть четкой.
Подготовка к занятию.
Во-первых надо быть уверенным, что дети подготовлены к выполнению предлагаемой им работы:
- дети во время прогулок, игр, других занятий получили необходимые впечатления о тех предметах, которые будут рисовать;
- проведена беседа;
- рассмотрены иллюстрации, игрушки, картины, и т.д.;
- тщательный подбор литературного материала.
Во- вторых это подготовка материала:
- подготовка образца для детей – недостаточное внимание к подготовке наглядности неблагоприятно влияет на проведение занятия
- тщательный подбор цвета карандашей, красок помогает педагогу воспитывать художественный вкус у детей, придавать их работам красивый вид. Накануне занятия воспитатель точит карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования.
- Подбор бумаги также имеет большое значение. Иногда лучше отказаться от какого – нибудь цвета, ограничить число цветов, чем дать детям «некрасивые», кричащие цвета.
В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, и т. п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.
В средней и старшей группах к подготовке рабочего места привлекаются дежурные. Воспитатель учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе.
В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке.
Важно продумать как рассадить детей. Можно рассаживать лицом и боком, но не спиной к воспитателю. Но дети сидящие боком неизбежно сидят против света или свет падает справа, бросая тень от руки. Поэтому самые удобные для занятия парные столы, где дети сидят лицом к воспитателю.
Вводная часть занятия предназначена для того, чтобы воспитатель заинтересовал, настроил детей, вызвал у них интерес. Сформулировав цель занятия, воспитатель уже настраивает детей на занятие, дает толчок воображению, фантазии работать в рамках данной цели.
Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т. п. В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. И ребята рисуют ей ленточки, платочки, украшают платье.
В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т. д.
Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.
В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.
Далее воспитатель показывает какие-либо картины, иллюстрации по теме, рассказывает художественные произведения, проводит игры, следуя поставленной цели.
Если на занятии по изобразительному творчеству дети будут рисовать какой-то предмет, то необходимо показать его наглядно, рассмотреть, обследовать. Дети должны уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер. Также воспитатель вместе с детьми проговаривает описание предмета и его признаки в той последовательности, в которой дети будут рисовать.
Во вводной части занятия воспитатель должен объяснить и показать способы изображения, проговаривая свои действия. После объяснения необходимо закрепить полученные знания. Дети должны повторить за воспитателем или сами порядок выполнения этапов работы, их последовательность.
Следует приучать детей не брать в руки ничего из приготовленного на столах до разрешения начать работу.
В основной части занятия дети приступают к самостоятельному выполнению работы. Но самостоятельность не означает без присмотра. Воспитатель наблюдает за работой детей, контролирует последовательность выполнения, помогает тем, кто забыл, что-то пропустил, у кого не получается. Если ребенку надоело выполнять работу в силу каких-то обстоятельств (по натуре неусидчивый, не получается, не понял темы, задания, успел сделать быстрее остальных), воспитатель обязан заинтересовать ребенка (объяснить заново, более подробно, помочь с тем, что не получается, дать дополнительное задание), занять его совместной работой. При этом необходимо следить за временем и за 2-3 минуты до конца занятия предупредить детей, чтобы они смогли завершить свою работу вовремя.
В третьей части занятия, заключительной, подводятся итоги, и анализируются работы.
При анализе работ эффективен метод самоанализа, т. е. ребенок сам рассказывает про свое произведение, почему он сделал так, а не иначе, что у него получилось и не получилось. Во время своего рассказа ребенок преодолевает робость, смущение, развивает речь, мышление, воображение, но данный метод применим начиная со средней группы.
Также детям дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор.
Воспитатель, анализируя работы, хвалит детей, у которых получилось правильно, но при этом в тех работах, где что-то не получилось, воспитатель должен найти хорошо получившееся и отметить это. Отметить что интересного придумал ребенок, используя прилагательные, эпитеты, сравнивая нарисованное с какими- то образами и т.д. Нельзя критиковать работы детей, так как ребенок может обидеться, замкнуться, игнорировать в дальнейшем воспитателя, занятия.
Таким образом, четко выстроенная структура занятия, умелое системное использование методических приемов является залогом успешной работы по художественно – эстетическому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ (РИСОВАНИЕ)
В помощь молодым педагогам. Организация занятий по изодеятельности...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Цель. Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1. Продолжать формировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей с использованием нетрадиционной техники «Рисование камешками Марблс». в средней группе «Рыбки плавают в аквариуме»
Дети средней группы знакомились с нетрадиционной техникой "Рисование камешками Марблс"...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы по теме: "Рисование животных жарких стран. Жираф."
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы. "Рисование животных жарких стран. Жираф."Цель: развивать умение использовать различные художеств...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционное рисование) для детей младшей группы (3-4 года) на тему: «Божья коровка»
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования (тычком) для детей младшей группы будет интересен как педагогам, так и студентам педагогических вузов и колледжей....
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию нетрадиционное рисованию «В гости к солнышку» для детей второй группы раннего возраста.07.04.2024
Формировать у детей интереса и положительного отношения к рисованию....


