Игры по ИЗО
материал по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на развитие изобразительных способностей и творческого воображения.
«Симметричные предметы»
Задачи: дать понятие «симметричность предметов»;
учить находить одинаковые части предметов, составлять их;
привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и ассиметрии,
сложив неправильно части предметов.
Материал: картинные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
Инструкция: составить из деталей как можно больше симметричных предметов.
«Подбери узор»
Цель: закрепить знание элементов народной росписи.
Материал: карточки с вырезанными силуэтами барышень; карточки с элементами дымковской, филимоновской, гжельской и др. росписей.
Инструкция: путем наложения подобрать платья для барышень.
Варианты: подобрать узор для посуды, игрушек.
«Кора дерева»
Цель: закрепить умения детей различать и называть оттенки цветов, характерных для коры разных деревьев.
Материал: большие карточки (10*20 см) с изображением разных деревьев, маленькие карточки разных оттенков или наклеенные кусочки коры, соответствующие изображенным деревьям.
Инструкция: подобрать кору к каждому дереву.
«Фантастическое животное»
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материалы: разные части животных , птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги).
Инструкция: составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают фантастическое животное в выбранной ими технике.
«Веселые ладошки»
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: картонные силуэты ладошек, предметы- шляпки, ленты, бантики, цветочки, колечки и т.д. разного цвета.
Инструкция: нарядить каждый пальчик.
Вариант: на красочный оттиск ладони приклеить плоские или объемные предметы.
«Угадай на что похоже»
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.
Инструкция: постарайся увидеть образ в кусочке ткани, дорисуй и опиши.
«Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)
Материал: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Инструкция: составь натюрморт.
«Перспектива»
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).
Инструкция: разложить силуэты на картинной плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).
«Волшебная палитра»
Цель: развивать чувство цвета.
Материал: силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.
Инструкция: подобрать кружки с оттенками цвета к каждой палитре и вставить их в прорези.
«Забавный клоун»
Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Материал: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.
Инструкция: наряди клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме)
Вариант: может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов предметов по цветам радуги.
«Дом паука»
Цель: развивать чувство композиции.
Материал: листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображения паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.
Инструкция: Ты знаешь, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хочешь изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть.
Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.
«Распознаваемость объектов»
Цель: учить детей видеть повторяемость форм, линий в природной и искусственной среде.
Материал: карточки с изображением кроны дерева в виде расходящихся веток; пальма с чешуйками коры; параллельные стебли травы; паутина; карточки с изображением листа с прожилками, птичьего пера, забора, колеса со спицами, черепицы.
Инструкция: разложить карточки парами, таким образом, чтобы формы и линии природы повторялись в предметах (крона дерева – лист).
«Фигурки из проволоки»
Задачи: развивать понимание причинно-следственных связей; образное мышление, фантазию и творческие способности, общую моторику.
Оборудование: проволока разного цвета.
Порядок действий:
Показать ребенку, как можно загибать, закручивать, соединять проволоку.
Предложить ребенку изобразить животного, человека, букву, цифру, здание и т.д.
Вариант: можно создать большой проект: например, зверинец, город, большую семью и т.д.
«Таинственный рисунок»
Задачи: развивать аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.
Оборудование: белый карандаш,ветные карандаши, листы белой бумаги (небольшие).
Порядок действий:
Рисуем что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы ребенок этого не видел.
Садимся за стол и говорим, что здесь нарисована «волшебная» картинка, чтобы она появилась, надо осторожно заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.
Вариант: предложить ребенку самому создать таинственную картинку от начала и до конца.
«Радуга пузырей»
Задачи: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.
Оборудование: шампунь, гуашь, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочки для коктейля.
Порядок действий:
Приготовить цветную пену: тщательно смешать шампунь и гуашь в равных пропорциях, налив в стаканчик примерно по 0,5 мм того и другого. Затем долить в стаканчик воды, заполнив его на 1/3.
Булькать через трубочку в стакан. Когда появятся цветные мыльные шапки, можно приступать к созданию картины.
Берем плотную бумагу и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки. Посмотрим, на что они похожи и дорисовываем недостающие детали.
Вариант: можно поиграть, дуя в трубочку и гоняя мыльную пену по листу бумаги.
РАСТЕНИЯ
Дидактические игры
1. «Зеленые иголочки».
Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.
Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.
Правила игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.
Творческое задание к игре:
- нарисовать еловый лес, чтобы в нем каждая елка была не похожа на другие.
- нарисовать под елками ежей, чтобы каждый еж был похож на «свою» елку (цветом, формой иголок).
- нарисовать елочки «семьями» (разной величины, но похожей конфигурации).
- нарисовать, какие елки растут на Луне и Марсе.
2. «Где растут грибы?»
Цель: закрепить знания о грибах смешанного и елового леса, их признаках, внешнем виде, учить быстро подбирать нужные карточки с грибами, срисовывать их, добиваясь сходства, подбирать нужные цвета и оттенки.
Материал: карточки со съедобными и ядовитыми грибами (боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, сыроежка; мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб).
Художественный материал: акварель, гуашь, мелки, фломастеры и т. д.
Правила игры: брать только по одной карточке, возвращать карточку сразу после того, как гриб нарисован и раскрашен, не рисовать ядовитых грибов.
Творческое задание к игре:
- нарисовать, какие грибы сушатся на веревочке у домика белки;
- узнать по внешнему виду названия грибов в корзинке у ежа и раскрасить их.
Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности:
- нарисовать картинку по клеткам (дается образец, дети должны отсчитать нужное количество клеток, закрасить требуемым цветом);
- «написать» елочки (грибы, цветы) в тетради в крупную клетку;
- сделать самому игру в подарок малышам.
ЖИВОТНЫЕ
I. Подготовительные игровые упражнения
1. «Составь животное из фигур».
Цель: учить подбирать из набора шаблонов геометрические фигуры, наиболее подходящие по форме, величине для данного животного, составлять фигуры животного, соблюдая пропорции.
Материал: карточки с животными (для проверки), шаблоны различной величины и формы, раскраски животных.
Задание: дети составляют животных и наклеивают их из цветных шаблонов, затем сравнивают (с карточками), выясняя, похожи ли они на изображения настоящих животных.
2. «Утенок растет».
Цель: учить увеличивать и уменьшать изображения, рисуя по клеткам.
Материал: картинка с изображением утенка, карточки с маленькими, большими и средними клетками.
Задание: дети, в зависимости от задания, выбирают карточку с клетками нужной величины и, используя образец, создают изображение.
3. «Мы недавно из пруда, дайте полотенце!»
Цель: упражнять в изменении фактуры животных (щенок) и птиц (утенок, гусенок) в зависимости от задания.
Материал: карточки с изображением животных (птиц) без фактуры. Карточки с изображением различных линий.
Задание: дети, в зависимости от ситуации, изображенной на карточке, создают с помощью линий и штрихов соответствующую фактуру животному (птице).
4. «Составь ежа из палочек».
Цель: учить схематичности передачи образа, умению отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: палочки (можно использовать счетные палочки, цветные бумажные полоски и наклеивать их на лист; можно фломастером рисовать изображение из палочек).
Задание: дети выкладывают изображения из палочек или рисуют фломастером, или наклеивают изображения из полосок.
5. «Ежи и дикобразы».
Цель: учить регулировать амплитуду движения руки и силу нажима, передавать индивидуальность образа каждого животного.
Материал: картинки с изображением ежей и дикобразов (с различными по длине и направлению иголками).
Задание: дети выбирают карточку и срисовывают животное. В случае неудачных попыток берут соответствующий трафарет или карточку, где иголки изображены точками, и по точкам выполняют изображение самостоятельно.
II. Дидактические игры
1. «Цирковые акробаты».
Цель: учить быстроте реакции в подборе частей тела животного, исходя из карточки-образца, передавать разнообразные движения при помощи различного расположения шаблонов.
Материал: карточки-образцы или «подвижные» игрушки из картона, шаблоны.
Правила игры: выполнять рисунок с помощью шаблонов по образцу. Самостоятельно придумать как можно больше вариантов акробатических фигур (за каждый вариант — 1 балл). Выигрывает тот, у кого больше баллов.
2. «Забавные картинки».
Цель: упражнять в быстром составлении разрезных картинок с последующим рисованием по клеткам (4, 9, 12 частей).
Материал: карточки разрезные
(4, 9, 12 частей), картинки-образцы, карточки (чистые) с клетками для рисования по клеткам.
Правила игры: быстро составлять изображение по образцу из 4, 9 и 12 частей, а затем взять чистую карточку (4 клетки) и нарисовать картинку.
3. «Бегемотики».
Цель: научить детей на глаз подбирать шаблоны (части одежды) для бегемотиков разной величины, выполнять декоративные украшения по образцу и по заданию.
Материал: бегемотики из картона разных размеров и цвета и «готовая одежда» (шаблоны).
Правила игры: как можно быстрей «одеть» бегемотиков в «готовую одежду» (за каждого бегемотика — балл) и разукрасить одежду по образцу или по заданию воспитателя (например, используя синий, красный и черный цвета).
III. Упражнения для перехода на более высокий уровень сложности
1. «Парикмахерская для Шарика».
Цель: учить рисовать разнообразные собачьи «прически», используя знакомые приемы и придуманные новые варианты.
2. «Нарисуй рыбкам разную чешую».
Цель: учить придумывать изображение фактуры по заданию воспитателя.
3. «Как зверята играют?»
Цель: передавать движения животных, не используя или частично используя шаблоны.
4. «Где чей хвост?»
Цель: учить логически думать и подбирать хвосты методом исключения, рисовать по образцу.
5. «Нарисуй сказочных птиц (зверей) древнего мира (будущего) и назови их».
Цель: учить придумывать новые изображения, используя опыт и знания о различных художественных материалах.
«Дорисуй»
Цель: способствовать развитию у детей творческого воображения при создании образа знакомого предмета.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в художников и нарисовать картину, для чего используются нитки различных цветов. После дети рассказывают о своём рисунке.
«Что где стоит?»
Цель: учить детей определять расположение предметов по отношению к другим предметам, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, а затем сказать, что находится слева, справа… от дерева, домика.
«Разложи по порядку», «Найди соседей»
Цель: закрепить с детьми порядковый счёт в пределах 10, умение называть предшествующее и последующее число.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выложить из ниток на доске цифры по порядку от 1 до 10, называя их при этом словом.
Усложнение: воспитатель предлагает детям выложить соседей цифр 3, 5, 7.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей видеть несоответствие изображённых на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинку и предлагает найти неточности: цыплёнок красного цвета клюёт морковку, медвежонок с ушами зайца.
«Продолжи сказку»
Цель: совершенствовать навыки повествовательной речи, развивать творческое воображение.
Ход игры: воспитатель предлагает детям послушать сказку, которую он сам придумал. Свою сказку он сопровождает выкладыванием эпизодов на доске из ниток. После дети должны придумать окончание сказки и также изобразить его.
Для подготовки руки ребёнка к овладению письмом можно предложить следующие графические упражнения и игры.
Игра «История с двумя ниточками»
Цель: содействовать развитию координации движений руки при выполнении графических упражнений.
Ход игры: ребёнок рассказывает придуманный им рассказ, сопровождая его выкладыванием ниточек на доске.
Упражнения: «Попади в цель», «Стрельба по мишени», «Мяч в кольцо».
Цель: формировать у детей умение проводить прямые, наклонные, волнистые линии, совершенствовать технические навыки письма.
Упражнение «Помоги собрать игрушки»
Цель: учить детей соединять все точки одной линией (не отрывая руки), упражнять в дорисовывании предметов.
Психогимнастика: «Карандашик, потанцуй», «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: учить детей проводить безотрывным движением руки зигзагообразные, петлеобразные, волнистые линии, слушая при этом музыку и передавая её настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...

Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...
