Занятие по народному декоративно – прикладному искусству «Путешествие на ярмарку народных промыслов» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Цель: Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая, что народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Задачи:
1.Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском.
2.Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
3.Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
4.Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
5.Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по народному декоративно – прикладному искусству «Путешествие на ярмарку народных промыслов» для детей подготовительной группы
Цель: Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая, что народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Задачи:
1.Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском.
2.Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
3.Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
4.Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
5.Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Методические приемы. Игровой элемент «Ярмарка». Рассмотреть изделия народных промыслов, организовать беседу о них, используя стихи, вопросы, рассказ, беседу. Выделить разнообразие композиций по строению, колориту, составным элементам росписи. В процессе работы предложить детям вновь обратиться к рассматриванию экспонатов.
Материалы для занятия:
Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, матрешки, кружева и т.д., картины, иллюстрации. Гуашь, кисти, клеенки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.
Ход занятия:
Группа оформлена для проведения интегрированного занятия «Народные промыслы». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по различным промыслам.
Воспитатель:
-Здравствуйте, молодушки! Здравствуйте, лебедушки!
-Да ребята удальцы – веселые молодцы!
-Поклон вам, гости званные да желанные!
Только сегодня и только сейчас
Акция мастеровая проходит у нас!
Предлагаются для рассматривания товары,
Изготовленные мастерами.
Сходись, народ честной, скорее!
Здесь сегодня…акция!
Да не простая… а мастеровая!
К нам на ярмарку собирайся и красиво наряжайся!
Воспитатель: Скажите, ребята, а что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.
Воспитатель: Верно ребята. Это праздник. Все красиво и нарядно одеты. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. А вы ребята знаете, как про таких мастеров говорили?
Дети: «Мастер на все руки».
1 стол — гжельские мастера;
Ребенок: Посмотрите, что за чудо,
Это гжельская посуда.
Чудо с синими цветами
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Воспитатель: Ребята, почему все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”?
Дети: по названию подмосковной деревушки Гжель.
Воспитатель: Ребята, из чего сделаны гжельские изделия?
Дети: из фарфора – белой глины высокого качества.
Воспитатель: какого цвета фон на этих изделиях
Дети: белый
Воспитатель: какими красками пользуются мастера для росписи
Дети: голубой, синей
Воспитатель: Где расположен узор?
Дети: В центре изделия.
Воспитатель: С чего начинали расписывать узор?
Дети: С крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.
Воспитатель: А что раскрашивали потом?
Дети: Край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.
Воспитатель: Молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый — слабее.
2.стол — хохломские мастера;
Ребенок: Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая,
Узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Воспитатель: Какие изделия делают мастера?
Дети: посуду, мебель.
Воспитатель: Из чего и как ее делают?
Дети: из дерева, покрывали жидкой глиной, рисовали краской и закаляли в печах
Воспитатель: Какими узорами расписывают хохломские мастера своим изделия?
Дети: цветы, ягоды, листья, травка, завиток
Воспитатель: Какие используют цвета?
Дети: черный, красный, желтый, иногда зеленый.
Воспитатель: Вот она какая, Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно-вкусной.
Физминутка
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Ленту отпускай и в ладоши играй.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Ленту отпускай и друга с права обнимай.
3.стол — городецкие мастера
Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте и отгадайте загадку о следующем промысле.
На дощечке коль девица
Иль удалый молодец,
Чудо–конь и чудо-птица
Это значит…
Дети: Городец
Воспитатель: Этим промыслом занимались жители нижегородских деревень, расположенных вблизи города Городца. Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.
Дети: Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки.
Воспитатель: Из какого материала создавались эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Какие основные цвета этой росписи?
Дети: Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый.
Воспитатель: Какие основные мотивы городецкой росписи вы знаете?
Дети: Цветочные узоры, кони, птицы.
4.стол — дымковские мастера
Воспитатель: Верно, ребята. Послушайте ещё одну загадку:
Ребенок: Весёлая белая глина.
Кружочки полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назовите меня…
Дети: Дымка.
Воспитатель: Возникновение игрушки связывают с весенним праздником вятской свистуньи. Этот промысел возник в селе Дымково, что возле города Вятке. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят его мелом, разведённом на молоке и расписывают красками. Из каких элементов состоит дымковский узор?
Дети: Из кругов, полосок, клеток, пятен.
Воспитатель: А какие основные цвета дымковской игрушки?
Дети: Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы бы хотели расписать дымковскую игрушку?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: У меня заготовлены для вас свистульки, которые мы будем сегодня расписывать.
Воспитатель: Приглашаю вас в нашу мастерскую (дети ещё раз называют элементы дымковской росписи).
Ребёнок читает стихотворение:
Словно сказка невидимка
В небе радугу зажгла,
Расцвела узором Дымка,
Людям радость принесла!
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пофантазировать и украсить свои свистульку ярко, нарядно. Давайте вспомним, как наносятся элементы узора.
Дети: Кончиком кисточки. А узоры на кругах только после их высыхания.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны ватные палочки.
Дети: Для рисования точек.
Воспитатель: Старайтесь выполнять работу не спеша, аккуратно.
А сейчас, чтобы ручки не ленились
Очень дружно потрудились,
Нужно пальчики размять!
Пальчиковая гимнастика
Перед тем как рисовать.
Нужно пальчики размять.
Вместе мы потрем ладошки.
И похлопаем немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.
Воспитатель: Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).
Самостоятельная деятельность детей
Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).
Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши игрушки получились такими красивыми
Воспитатель: Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, познакомились с чудесными предметами из разных городов России. А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения (выходит мальчик-коробейник с красочным коробом и читает стихотворение:
Эй, народ, не зевай, Поскорей налетай,
Весь товар раскупай!
Стою, продаю, Товар хвалю.
Коврик за трёшку, Горшок за пятак,
Доску за рубль, А леденец за так. (ребёнок угощает детей и гостей леденцами-петушками)
Воспитатель: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями (дети прощаются с гостями и уходят под музыку).
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша ….(Русская матрешка)
«Горелки с платочком»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке
над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева).
Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с
ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
ИГРА: «ПЛАТОК»
Вот платочек расписной
Он волшебный, не простой
Буду с детками играть
Всех платочком накрывать.
Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все
дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает
кого-нибудь платком и говорит: Раз, два, три, кто же спрятался внутри?
Ребята открывают слова и должны угадать, кто находится под платком.
Игра проводится несколько раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ознакомлению с природой ТЕМА: «Путешествие на паровозике из РОМАШКОВА» для детей подготовительной группы «Солнышко»
ЦЕЛЬ: Выявить уровень знаний и умений детей подготовительной группы"СОЛНЫШКО" по разделу ознакомление с природой.ЗАДАЧИ:Закреплять знания детей о временах года; сезонных изменениях в приро...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

ЗНАКОМСТВО С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Знакомство с дикоративной лепкой...

Итоговое занятие по народному декоративно – прикладному искусству «В гостях у народных мастеров» для детей подготовительной к школе группы
Конспект поможет закрепить полученные знания о видах народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе«Народные промыслы России»
Знакомство детей с изделиями народных промыслов....

Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Народные промыслы России»
Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе «Народные промыслы России»Выполнила: Кирикова Н.Д.Цель: приобщение к истокам русского пром...

