статья "Формирование изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
статья по рисованию

Неверова Ольга Александровна

В статье представлена система работы по формированию изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_neverovoy_o.a._po_izo.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

О.А.Неверова,

(воспитатель МБОУ «СОШ  № 34»,корпус 2, г.Бийск)

 «Формирование изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский.

      Аннотация: В статье представлена система работы по формированию изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

      Ключевые слова: система работы, изобразительные умения и навыки, нетрадиционные техники рисования.

Ранний возраст - важный период в жизни каждого ребёнка, когда он в роли маленького исследователя с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир

Ни для кого не секрет, что дети любят рисовать. Копируя окружающий мир, они изучают его. Но не у всех это получается, так как малыши только начинают овладевать изобразительными навыками.

Рисование пробуждает у детей эмоциональную отзывчивость, воспитывает чувство прекрасного, развивает мышление, внимание, память, воображение и мелкую моторику рук.

В соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО и образовательной программой дошкольного образования МБОУ «СОШ №34» изобразительная деятельность является частью художественно-эстетического развития.

Особое место в методическом пособии Колдиной Дарьи Николаевны принадлежит формированию изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования. Оно доставляет малышам множество положительных эмоций, удивляет своей непредсказуемостью и позволяет быстро достичь желаемого результата.

В связи с этим хочу поделиться опытом работы по теме «Формирование изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Цель: создать условия для формирования изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Для педагога:

- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, интернет-ресурсы по проблеме формирования изобразительных умений и навыков у детей раннего возраста, в том числе и посредством нетрадиционных техник рисования;

- провести наблюдение, обследование уровня сформированности изобразительных умений и навыков детей данного возраста;

- подобрать необходимые наглядно-демонстрационные и раздаточные материалы;

- проанализировать результаты работы.

2. Для детей:

- учить: различать основные цвета; рисовать разные линии: длинные и короткие, вертикальные и горизонтальные, волнистые и прямые, пересекать их и подводить к рисованию предметов округлой формы; бережно относиться к материалам, правильно их использовать;

- воспитывать отзывчивость и доброту, желание помогать героям, нуждающимся в их поддержке.

3. Для родителей: повысить компетентность родителей  в вопросах формирования изобразительных умений и навыков детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Результаты отслеживались в течение трёх лет: с 2018 по 2021 годы.

- Этапы работы – на слайде.

Работа состояла из трёх этапов:

1.Изучение теоретических и практических аспектов нетрадиционного рисования.

2.Разработка и планирование деятельности.

3.Анализ полученных результатов.

Формирование изобразительных умений и навыков у детей осуществлялось в игровой форме обучения на занятиях, построенных по принципу «от простого к сложному», и в свободной деятельности. Игровые приемы способствовали созданию эмоционального отношения к процессу рисования.

На занятиях по рисованию использовала следующие методы:

- наблюдение за объектом изображения (за листопадом, снегом, дождём),  рассматривание предметов и явлений окружающего мира, иллюстраций в книгах и картин, в процессе которых уточнялись и обогащались представления о предметах и их свойствах;

- наблюдение за рисованием взрослого;

- художественное слово (чтение стихотворений, сказок, потешек,  песенок, загадки),

- беседу, рассказ;

- показ образца;

- показ способов изображения (точки - это «снежинки» или «горошины»; вращательные движения - «шарики»; горизонтальные движения - «дорожки», «ступеньки», а вертикальные – «травка», «заборчик» и т.д.);

          - игры с цветом: «Подбери по цвету», «Подбери колёса для вагона»  и т.п.;

          - и игровые приёмы:   сюрпризный момент и пробуждение красок с проговариванием: «Просыпайтесь краски - будем мы трудиться, просыпайтесь краски - будем веселиться»;

- дидактические игры и игровые упражнения: «Прокати мяч в ворота», «Воздушные шары», «По ровненькой дорожке шагали наши ножки», «Насыпем зёрнышек»;

-  инсценировки и элементы драматизации.

Важное место занимал приём совместных действий педагога и ребёнка - сотворчество: рисовала тучку и гриб, а дети - дождик, я - петуха, а дети - зёрнышки для него.

Работу по данной теме начала со знакомства с бумагой и краской и свободными действиями с ними, чтобы дети обратили внимание на следы, оставленные гуашью или акварельной краской, заинтересовались процессом.

Далее  выбрала самый простой способ получения детьми изображения – нетрадиционную технику - рисование пальчиками («пальчик в краску - на бумагу, примакнуть - убрать»).

При этом использовала  краску одного цвета, чтобы сосредоточить внимание малышей  на способах работы с изобразительными материалами:

  • «печатание» пальцами (капель, звёздочки, снежинки);
  • «протягивание» поролонового тампона по листу - сверху-вниз или слева-направо - длинная дорога;
  • мазки поролоновым тампоном в одном направлении при закрашивании силуэта предмета («Закрасим ёлку»);
  • сочетание горизонтальных и вертикальных движений тампона («Следы от улиток»);
  • «печатание» ладошкой («Осьминог») или тампоном («Окошки в теремке», «Колёса поезда»).

При рисовании ладошкой ребёнок опускал её в гуашь или окрашивал с помощью кисти и делал отпечаток на бумаге (на первых порах окрашивала я), затем вытирал руки салфеткой и мыл.

Затем для контраста и запоминания основных цветов давала два или три цвета (два - используя способ оттиска печаток из картофеля при украшении тарелок и яиц и три - «Укрась ёлочку»).

Учила детей рисованию на манной крупе («Помоги зайчику»).

В свободной деятельности  (помимо вышеперечисленного) использовала трафаретное рисование (цветы, ёлочки,) и рисование ватными палочками (листья, ягоды, зёрнышки, цветы).

Не все дети и не с первого раза начинали рисовать пальцами и ладошками - боялись замарать руки, многим был не знаком такой вид рисования, поэтому возникал страх, неуверенность, что получится. Со временем, глядя на сверстников, включались в процесс, и их было уже трудно оторвать от своей деятельности.

Когда дети овладевали некоторыми изобразительными умениями и навыками, использовала коллективное рисование («Цветочная поляна» и «Колёса поезда» - трафаретами, «Листопад» - пальчиками). Такая работа доставляла детям радость от рисования «рядом» и красиво смотрелась.

При рассматривании готовых рисунков обращала внимание детей на работы в целом: акцентировала внимание на цвет, хвалила их, что способствовало развитию образного восприятия и  обогащению  словаря.

В соответствии с результатами наблюдения и  обследования уровня сформированности изобразительных умений и навыков детей данного возраста проводила индивидуальную работу, вносила изменения в планирование.

Результаты (представлены на слайде):

- на начало 2018-2019 учебного года высокий уровень составил 10% (из 21 ребёнка), средний - 33%, низкий - 57%. На конец года результаты повысились (23 ребёнка): высокий уровень составил 56,5%, средний 43,5%, низкий отсутствует;

- на начало 2019-2020 учебного года высокий уровень отсутствовал (из 21 ребёнка), средний - 62%, низкий - 38%. На конец года результаты повысились (23 ребёнка): высокий уровень составил 22%, средний - 61 %, низкий - 17%.

- на начало 2020-2021 учебного года высокий уровень отсутствовал (из 20 детей), средний - 40%, низкий - 60%. На конец года результаты повысились (23 ребёнка): высокий уровень составил 17%, средний - 57 %, низкий - 26%;

Наблюдение показало, что работа по формированию изобразительных умений и навыков  у детей посредством нетрадиционных техник рисования дала следующие положительные результаты: дети с удовольствием рисуют и приходят на помощь героям и гостям; большинство малышей научились различать основные цвета и  рисовать разные линии (длинные и короткие, вертикальные и горизонтальные, волнистые и прямые, пересекать их) и предметы округлой формы; равномерно наносить точки и мазки пальчиками и поролоном на заданном пространстве; делать отпечатки ладонью и доводить их до определённого образа; закрашивать одноцветные предметы.

Большой эффект дало участие родителей в совместных выставках: «Лето», «Подарок к празднику», «Ёлочка-красавица», в изготовлении подарков бабушкам и дедушкам в нетрадиционной технике.

Работа по данной теме остаётся актуальной и сейчас. В планах: продолжить индивидуальную работу с детьми по формированию изобразительных умений и навыков, активизировать родителей для совместного решения данной проблемы.

Литература

  1. Воробьёва И. «Развитие интереса к действиям с красками» [Текст]. //Дошкольное воспитание. - 2009 - №5.
  2. Казакова Т. «Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании» [Текст]. //Дошкольное воспитание. - 2005 - №8.
  3. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет [Текст]. / Д.Н. Колдина. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.: цв.вкл.  
  4. Кутлинская И.А. «Рисование с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» [Текст]. //Воспитатель ДОУ. - 2009 - №5.
  5. Основная образовательная программа МБОУ «СОШ №34».
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)

Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить э...

"Развитие графомотрных навыков у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

quot;Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"                                        ...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза....

Программа по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволил выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессионал...

Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

АктуальностьЗначение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об...

Развитие творческих способностей детей раннего возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.

Один из видов нетрадиционной техники в изобразительной деятельности — «Манкография»....

Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Значение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем ...