Тема: Арт-терапия в развитии детей раннего возраста.
материал по рисованию (младшая группа)

Чирасова Анна Ивановна

Тема: Арт-терапия в дошкольном образовании в ясельной группе Арт-терапия как метод психологической помощи и развития нашла широкое применение в дошкольном образовании, включая работу с детьми ясельного возраста (1,5- 3 года). В этом периоде важную роль играют сенсорное развитие, моторные навыки и эмоциональная сфера. Использование арт-терапевтических техник позволяет гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка, способствует развитию творческих способностей и социализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №15 «СЕВЕРНЫЕ ЗВЕЗДОЧКИ»

Тема: Арт-терапия в развитии детей раннего возраста.

Автор: Чирасова Анна Ивановна

Должность: воспитатель

Якутск

Введение

Арт-терапия как метод психологической помощи и развития нашла широкое применение в дошкольном образовании, включая работу с детьми раннего возраста (1,5–3 года). В этом периоде важную роль играют сенсорное развитие, моторные навыки и эмоциональная сфера. Использование арт-терапевтических техник позволяет гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка, способствует развитию творческих способностей и социализации.

1. Особенности развития детей раннего возраста

Дети раннего возраста находятся на этапе интенсивного физического, эмоционального и когнитивного развития. Основные характеристики этого периода:

Эмоциональная неустойчивость: дети быстро переходят от смеха к слезам, испытывают трудности с контролем своих чувств.

Высокая сенсорная восприимчивость: мир для ребенка ясен через зрение, осязание, слух и вкус.

Развитие мелкой моторики: важный этап в подготовке к речи и освоению навыков самообслуживания.

Эти особенности делают арт-терапию особенно ценной, так как она позволяет воздействовать на разные стороны развития ребенка, не оказывая давления и не вызывая сопротивления.

2. Роль арт-терапии в работе с детьми

Арт-терапия основана на использовании различных видов творчества: рисования, лепки, аппликации, танца, музыки. В контексте дошкольного образования арт-терапия решает несколько задач:

1. Эмоциональная гармонизация: через творчество ребенок выражает свои переживания и страхи.

2. Развитие коммуникативных навыков: групповая арт-терапия помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом.

3. Стимуляция сенсорного и моторного развития: рисование, лепка и аппликация развивают мелкую моторику и координацию движений.

4. Повышение самооценки: выполнение заданий и получение позитивной обратной связи укрепляют уверенность ребенка в своих силах.

Для детей раннего возраста важен процесс, а не результат творчества. Поэтому задания должны быть простыми и направленными на получение удовольствия.

Арт-терапия предлагает разнообразные виды и техники, адаптированные для детей 1,5–3 лет. В своей работе активно ползуюсь изотерапией. Такие сенсорно-ориентированные техники как лепка, рисование пальцами и ладошками, рисрвание песком, они идеально подходят для детей раннего возраста, так как сочетают творчество, развитие моторики и эмоциональную разгрузку.

Рисование пальцами и ладошками.

Нанесите на ладошки ребенка безопасные краски. Предложите оставить отпечатки на бумаге. Обсуждайте цвета, называйте предметы такого же оттенка.

Детям часто нравятся упражнения, которые можно превратить в увлекательную игру, такие как: создание отпечатков-животных (ладошка → рыбка, дерево). Смешивание цветов прямо на листе (эксперименты: "Что получится, если смешать желтый и синий?"). Рисование на больших поверхностях (рулон обоев, мольберт) – для свободы движений.

Используемые материалы для рисования: пальчиковые краски, безопасные для детей и легко смывающиеся. Большие листы бумаги, размещённые на столе или полу. Дополнительные инструменты: влажные салфетки, губки для очистки рук.

Лепка.

Лепка – один из самых полезных и увлекательных видов творчества для детей раннего возраста. Она не только развивает мелкую моторику, но и помогает в сенсорном, эмоциональном и речевом развитии. 

Базовые приемы лепки для малышей 1. Мнем и отщипываем – даем малышу просто разминать тесто. Делаем отпечатки – вдавливаем пальчики, формочки, пуговицы. Катаем шарики (ладошками) и "колбаски" (пальчиками). 2. Простые фигуры "Шарики-плюшки" – сплющиваем шарики в лепешки. "Гусеница" – соединяем несколько шариков в ряд. "Бублики" – делаем "колбаску" и соединяем концы. 3. Сюжетная лепка "Угощение для игрушек" – лепим конфетки, яблочки. "Снеговик" – 3 шарика разного размера. "Змейка/улитка" – закручиваем "колбаску" спиралью.

Начинайте с простого, поощряйте эксперименты – и ваш малыш полюбит это занятие.

Рисрвание песком.

Рисование песком - это не просто развлечение, а мощный инструмент развития. У детей развивается мелкая моторика, координация и сенсорика. Детям предлагается простые упражнения как: "Дождик" (проведение пальчиком вертикальных линий); "Солнышко" (круг с лучиками); "Дорожки" (разные по длине и ширине);"Следы зверей" (отпечатки всей ладони); "Прятки" (рисунок, который потом "исчезает"); "Волны" (зигзагообразные движения); "Снежинки" (перекрещивающиеся линии); "Цветочек" (круг с лепестками); "Гусеница" (цепочка кружочков); "Домик" (квадрат с треугольной крышей). Такие игры и упражнения успокаивают и снимают напряжение и тревожность.

В раннем возрасте важен не результат, а сам процесс взаимодействия с песком.

Изотерапия позволяет ребенку полностью сосредоточиться на процессе, снимая стресс и напряжение. Он также помогает раскрывать творческие способности, формируя у детей уверенность в своих действиях.

3. Принципы проведения арт-терапии

При работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать несколько принципов:

1. Безопасность: материалы для творчества должны быть нетоксичными, гипоаллергенными и соответствовать возрасту детей.

2. Добровольность: ребенок не должен чувствовать себя вынужденным участвовать в занятиях.

3. Индивидуальный подход: дети развиваются с разной скоростью, поэтому задания могут адаптироваться под возможности каждого.

4. Эмоциональная поддержка: важно хвалить детей за любые попытки творчества и не критиковать за ошибки.

Заключение

Арт-терапия в развитии детей раннего возраста является мощным инструментом для гармоничного развития детей. Она способствует укреплению эмоционального благополучия, развитию творческих и моторных навыков, а также помогает ребенку адаптироваться к коллективу.

Для успешного внедрения арт-терапии в дошкольное образование необходимо учитывать возрастные особенности детей, выбирать безопасные материалы и подходить к занятиям с доброжелательностью. Арт-терапия не только развивает детей, но и помогает педагогам лучше понять их внутренний мир, что делает её важным элементом образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов песочной терапии в развитии детей раннего возраста".

В презентации предстален опыт работы по технологии песочная терапия. Работала по книге "Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста" Н.В.Зеленцова-Пешкова, издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС"...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Использование методов арт – терапии в развитии детей раннего возраста»

Знакомство родителей с методикой и техниками арт-терапии в работе с детьми раннего возраста в ходе просмотра презентации игровой деятельности детей с применением методов арт-терапии, знакомства родите...

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста

Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, реб...

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста

Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, ребенок п...

Статья для родителей «Роль арт-терапии в развитии детей раннего возраста»

В этой статье, я предлагаю родителям игры для снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста....

Использование элементов песочной терапии в развитии детей раннего возраста

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возмож...