Рисование по басне Л. Толстого «Старик сажал яблони» в подготовительной группе с детьми ТНР
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Ларионова Любовь Сергеевна

Задачи: - развивать навыки передачи сюжета в рисунке на основе басни Л. Толстого «Старик сажал яблони», а также умение самостоятельно выбирать эпизод для изображения;

- стимулировать воображение и творческие способности, обучая рисовать главных героев крупно и размещать их в центре листа, а также передавать пропорции между предметами;

- улучшать навыки передачи движений человека и сюжетного рисования;

- совершенствовать умение делать наброски простым карандашом, а также развивать технические навыки и умения в создании новых оттенков при рисовании красками;

- развивать способность полно и содержательно отвечать на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_po_basne_l._tolstogo.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование по басне Л. Толстого «Старик сажал яблони» в подготовительной группе с детьми ТНР

Задачи: - развивать навыки передачи сюжета в рисунке на основе басни Л. Толстого «Старик сажал яблони», а также умение самостоятельно выбирать эпизод для изображения;

- стимулировать воображение и творческие способности, обучая рисовать главных героев крупно и размещать их в центре листа, а также передавать пропорции между предметами;

- улучшать навыки передачи движений человека и сюжетного рисования;

- совершенствовать умение делать наброски простым карандашом, а также развивать технические навыки и умения в создании новых оттенков при рисовании красками;

- развивать способность полно и содержательно отвечать на вопросы.

Методы работы: обсуждение эпизодов для изображения, выбор способа выполнения задания, самостоятельная работа детей, указания, изучение иллюстраций, индивидуальные демонстрации, помощь, анализ детских работ, вопросы, напоминания, советы, поощрения и игровые упражнения.

Материалы: мольберт.

Демонстрационные материалы: изображения старика, сажающего яблоню-саженец; цветущей яблони; взрослого и ребенка у яблони с яблоками. Раздаточные материалы: тонированные листы бумаги (зеленого цвета), простые карандаши в стаканчиках, краски, кисти, баночки с водой, салфетки и палитра.

Ход занятия

В.: Назовите, пожалуйста, время года (весенние месяцы).

Ответы детей.

В.: Весной к нам возвращаются перелётные птицы. Давайте вспомним их.

Игровое упражнение «Подскажи словечко»

По весенней черной пашне

Кто-то ходит, строг и важен.

Прыгнет, крыльями помашет —

Крылья черные, как сажа.

Не отмыть её, хоть плачь!

Этой птице имя... (грач).

Как на доме, на карнизе

Прилепила птичка снизу

Гнёздышко, как вазочка.

Эта птичка — ...(ласточка).

Он весною прилетает,

Садоводам помогает,

Строим мы ему дворец,

Называется...(скворец).

Эта пташка ранняя

С солнышком встаёт,

Песню без названия

Поутру поёт,

Трелью заливается

В зелени аллей.

Пташка называется,

Как же? ... (соловей).

Если в полях отшумели метели,

Если проснулись леса ото сна,

Если скворцы на деревьях запели,

Значит, на землю вернулись...(весна).

В.: Ребята, как вы интерпретируете примету: «Увидел скворца – весна у крыльца»? Д.: Это значит, что весна уже близко, ведь скворцы возвращаются только с приходом весны.

Игра «Веснянка»

А уж ясно солнышко

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Припекло, припекло.

Медленно поднимают руки.

И повсюду золото

Идут по кругу, взявшись за руки.

Разлило, разлило.

Медленно опускают руки.

Ручейки по улице

Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках,

Всё журчат, журчат.

держа руки на поясе.

Журавли курлыкают

Идут по кругу в противоположную сторону,

И летят, летят.

высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

Рисование

В.: в народе говорят: «Весенний день кормит целый год». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей.

В.: Работа, выполненная весной на полях, обеспечит хороший урожай. Если будет хороший урожай, значит, будет и еда на весь год. Если потрудиться весной, то, что посеешь, будешь есть в течение всего года. Весной также сажают фруктовые деревья. Спустя несколько лет из этих саженцев вырастет сад. А теперь послушайте басню Льва Толстого «Старик сажал яблони».

Старик сажал яблоню. Кто-то спросил его:

- Зачем тебе эти яблони? Пройдет много времени, прежде чем они дадут плоды, и ты не успеешь попробовать их яблоки. Старик ответил: - Я не буду их есть, но другие смогут насладиться, и они скажут мне спасибо.

Ребята, как вы можете охарактеризовать старика? Какой он?

Д.: Добрый и щедрый.

В.: Почему вы считаете, что старик добрый и щедрый?

Д.: Он сажает яблоню, думая о других, чтобы они могли поесть яблоки с этого дерева.

В.: Давайте изобразим это на рисунке.

В.: Как вы думаете, что можно нарисовать?

Ответы детей.

В.: Верно, можно изобразить, как старик сажает маленькую яблоню, как она растет и цветет, как на ней появляются первые яблоки, и как кто-то наслаждается этими яблоками. Только решите, кто будет угощать: взрослые, дети или и те, и другие.

Воспитатель показывает картинки.

В.: Чем похожи все яблони?

Д.: У них есть ствол, ветви и маленькие веточки.

В.: Чем отличается яблоня, которую сажал старик, от той, что уже зацвела и дала плоды?

Д.: Они различаются высотой, толщиной ствола и веток, а также количеством веток и цветочков.

Воспитатель может подробнее обсудить с детьми деревья и фигуры людей.

В.: Чем похожи взрослый и ребенок? Чем они отличаются?

Ответы детей.

В.: Кто выше: старик или молодая яблоня, взрослый или ребенок, а также выросшая яблоня с цветами или с плодами?

Ответы детей.

В.: Как много всего можно нарисовать!

Обсуждение методов выполнения работы

В.: Как можно изобразить ствол и ветви яблони?

Д.: Сначала рисуем ворсом, затем используем конец толстой кисти.

В.: Как нарисовать крону взрослой яблони?

Д.: Используем тычок кисти.

В.: Если вы хотите изобразить крону цветущей яблони розовой краской, как получить этот цвет?

Д.: На палитру кладем белую краску, добавляем немного красной и тщательно перемешиваем. В.: Как можно нарисовать яблоки на дереве и под ним?

Д.: Можно сделать отпечаток пальца или нарисовать маленькие круги кистью.

В.: Если вы собираетесь рисовать человека, сначала нужно сделать набросок. Напомните, как это делается.

Ответы детей.

В.: Человека можно рисовать по «скелету» или по частям. Где вы разместите яблоню и людей? Д.: Яблоню – в центре листа, а людей – рядом с ней.

В.: Что еще можно нарисовать?

Д.: Траву, цветы, солнце, яблоки в траве.

В.: Как вы думаете, в каком положении лучше расположить лист бумаги?

После того как педагог выслушал ответы детей, он убирает иллюстрации.

Закрепление последовательности выполнения работы

В.: Что вы будете рисовать в первую очередь?

Д.: Человека и яблоню.

В.: а что нарисуете потом?

Д.: То, что будет находиться рядом.

Общие указания

Перед началом работы воспитатель дает общие рекомендации.

В.: Подумайте, что именно вы собираетесь нарисовать и как расположите это на листе бумаги. Набросок выполняйте простым карандашом тонкой линией. Рисуйте крупно, яблоню размещайте в центре листа. Не забывайте о размере предметов, которые вы изображаете.

 Индивидуальные рекомендации

Во время рисования педагог обсуждает с детьми изображения (старик, сажающий яблоню; цветущая яблоня; взрослый и ребёнок у яблони с яблоками) и демонстрирует на своём листе. Он предлагает советы и даёт указания по следующим аспектам:

- где и как изобразить яблоню и человека, а также как передать движение;

- как сделать набросок фигуры человека;

- как правильно закрашивать изображение;

- как использовать ворс и кончик кисти при рисовании;

- как создать крону яблони с помощью тычков кисти;

- чем можно дополнить рисунок.

Анализ детских работ

Педагог хвалит детей и обсуждает их творения.

В.: Расскажите о своём рисунке: что вы изобразили, что получилось хорошо, а что можно было сделать иначе?

После каждого ответа воспитатель оценивает анализ ребёнка и выделяет работы, в которых проявилось творчество и индивидуальность. 

Итог.

В.: Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось и показалось интересным? Что вызвало трудности?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего утренника "Сказка Старика -Годовика" для детей подготовительной группы

Сценарий осеннего утренника для детей подготовительной группы ДОУ....

Конспект занятия по познавательно- речевому развитию «Какие бывают басни» по произведениям И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского подготовительная группа

Программное содержание:ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образом русской классической литературы – баснями. Дать определение басен и их разновидностями.раскрытие и уточне...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности ОО «Художественное творчество» раздел "Рисование" на тему: "Белый медвежонок Умка ищет маму» в подготовительной группе.

В своем конспекте я предлагаю методы и приемы самостоятельного рисования белого медведя с опорой на иллюстрацию и северного сияния, используя краски и восковые мелки; формирую умения рисовать животног...

Конспект досуга по физической культуре "Сахалин - родина моя" совместно с детьми подготовительной группы и детьми начальной школы

Данное мероприятие проводилось в рамках приемственности дошкольного и начального образования. Представлен физкультурный досуг с интеграцией образовательных областей....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Знакомство с басней И.А. Крылова " Стрекоза и муравей" подготовительная группа

Цель: Ознакомление с жанром басни. Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».Расширить знание детей о жанрах литературы. Познакомить детей с литературным термином «басня», с её ...

Конспект логопедического занятия по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы с детьми с ТНР.

Тема НОД :" Наша Родина-Россия" Цель:  воспитывать и развивать любовь и уважение к своей Родине, продолжать формировать интерес к русской народной культуре и осознание принадлежнос...

Конспект ОД по рисованию: «Цветущие яблони» в подготовительной группе

Конспект ОД по рисованию: «Цветущие яблони» в подготовительной группе+ Заказать документыЦель:Совершенствовать умение передавать в рисунке образ цветущей яблони.Задачи:Учить изображат...