Рабочая программа дополнительного образования по рисованию
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
В основу программы заложена педагогическая модель художественно-творческого развития детей в изобразительной деятельности. Разные виды изобразительной деятельности предстают как детское искусство, которое имеет свою специфику и развивается по своим законам. Особенностью Программы «Рисовать это просто» является то, что она ориентирована на создание условий для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 120.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (6-7 лет)
НА 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Кондратьева Л.А.
ПАВЛОВСК
2023
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. | ||
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Направленность программы | |
1.3 | Цель и задачи рабочей программы. | |
1.4 | Принципы и подходы к оформлению рабочей программы. | |
1.5 | Возрастные особенности детей 6-7 лет | |
1.6 | Планируемы результаты освоения программы. | |
1.7 | Срок реализации программы. Объем образовательной нагрузки. | |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. | ||
2.1 | Учебный план реализации программы в области | |
2.2 | Содержание образовательной деятельности. | |
2.2 | Взаимодействие образовательной деятельности «Рисование» с другими областями. | |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. | ||
3,1 | Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов | |
3,2 | Методическое обеспечение | |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Рисовать – это просто»» Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 20 создана как программа художественной направленности, психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации детей в процессе приобщения к культуре, формирования опыта художественной деятельности и общения, развития уникальной личности каждого ребенка. В основу программы заложена педагогическая модель художественно-творческого развития детей в изобразительной деятельности. Разные виды изобразительной деятельности предстают как детское искусство, которое имеет свою специфику и развивается по своим законам. Особенностью Программы «Рисовать это просто» является то, что она ориентирована на создание условий для формирования у детей эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира.
1.2. Направленность программы.
Программа реализуется в рамках художественно-эстетического направления развития дошкольников, направлена на формирование у детей художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования, в т.ч. нетрадиционных, а также формирование эстетического отношения к миру. По содержанию Программа имеет художественную направленность. По уровню усвоения: общекультурная.
1.3. Цель и задачи рабочей программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Познакомить детей с различными видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ним.
3. Учить самостоятельному использованию различных материалов для создания рисунка.
4. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
5.Развиватьтворческое воображение,мелкую моторику рук, психические
процессы: восприятие, память, мышление, устную речь.
6. Сформировать интерес к наблюдению за окружающим миром.
7. Прививать навыки работы в группе.
«Содержание образовательной области «Изобразительное искусство» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей;
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности;
- использование объектов культуры, прежде всего, своего края, с учётом его истории – географических, этнографических особенностей;
- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении; организация и поддержание связей между возрастными категориями (преемственность в работе со школой);
- сотрудничество детского сада с семьей.
1.5. Возрастные особенности детей группы (6-7 лет).
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений
детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от ее привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования и лепки. В этом возрасте продолжается развитие наглядно- образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При придумывании темы рисунка дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использует разные материалы и способы создания изображения.
К концу обучения дети должны уметь:
- анализировать свои работы и работы других детей, уметь улучшить
изображение;
- изображать отдельные предметы и сюжеты, соблюдая основные
правила композиции;
- выполнять изображения по представлению и с натуры, посильно
передавая форму, цвет и строение предметов;
- пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами; создавать
оттенки цвета, смешивая краски с белилами, разбавляя их водой, смешивать краски;
- использовать для создания изображений в рисунке или живописи
различные художественные приёмы и техники.
1.7. Срок реализации программы. Объём образовательной нагрузки.
Режим НОД. Групповые занятия проводятся раз в неделю согласно расписанию занятий.
Время занятий и их количество в день регламентируется программой и санитарными правилами от 25 до 30 минут.
Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение.
Срок реализации данной программы: 1 год
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план реализации программы в области «Художественно эстетическое развитие» (рисование)
Группа | Рисование | |
В неделю | В год | |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | 1 | 36 |
2.2. Содержание образовательной деятельности.
№ Тема | Материал | Задачи |
Сентябрь | ||
1 Мир волшебных красок | А4, простой карандаш | Обобщить и уточнить знания детей о цветовой палитре красок (гуашь, акварель) воспитывать умение пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Закрепить знания о теплой и холодной цветовой гамме. Учить правильно организовывать свое рабочее место, пользоваться палитрой для смешивания |
2 Волшебная палитра осени (пейзаж | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетк | Расширить представление у детей о разных способах и материалах изобразительной деятельности. Продолжать знакомить детей с творчеством русских художников.. Развивать образное восприятие, воображение, творчество. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию. |
3 Вкусные дары щедрой осени (натюрморт) | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка | Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овощи. Развивать творческую активность, воображение, образное мышление. Закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм. Уточнить представление детей о натюрморте. |
Октябрь | ||
4 Осенний букет | А4, простой карандаш гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка | Учить рисовать осенние цветы. Самостоятельно выбирать теплую или холодную гамму красок. Развивать у детей чувство цвета, формы, ритма. Воспитывать интерес к рисованию. Продолжать учить детей смешивать краски. Вызвать интерес к работе, творческое восприятие. |
5 Портрет Королевы Осени | Учить создавать образ королевы Осени. Закреплять умение детей рисовать портрет человека, передавая части тела, форму и пропорции. Вызвать интерес к работе, творческое восприятие. | |
6 Дерево под ветром и дождем | А4, простой карандашвосковые мелки, акварель, | Учить изображать дерево в ветреную погоду. Воспитывать умение видеть изменения в |
7 Осенний пейзаж | А4, гуашь, акварель кисточки, стакан с водой, салфетка, сухие листья | Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с личным опытом восприятия осенних явлений, эстетическое восприятие цвета. Продолжать осваивать технику рисования по сырой бумаге. Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки. |
Ноябрь | ||
8 Ветка рябины | А4, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка | Развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листьев, овальные грозди). Учить новому техническому приему - двухцветному боковому мазку. |
9 Животные наших лесов | А4, простой карандаш, цветные карандаши. | Учить изображать животных на основе овальной формы. Учить проявлять творчество в создании художественного образа. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию. |
10 Ежик | А4, простой карандаш | Продолжать изображать животных на основе овальной формы. Учить проявлять творчество в создании художественного образа. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию. |
11 Осень (Итоговый пейзаж) | А4, гуашь, акварель кисточки, стакан с водой, салфетка, | Учить создавать осенний пейзаж. Продолжать знакомить детей с творчеством русских художников. Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «художник-пейзажист». Развивать образное восприятие, воображение, творчество. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит. |
12 Синички | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка | Учить рисовать птичку-синичку, изображая ее из отдельных частей разной формы и величины. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. |
13 Я и Мамочка моя | А4, простой карандаш цветные карандаши. | Закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос). Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком. |
Декабрь | ||
14 По горам по долам | А4, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка | Учить отражать в рисунке свои представления о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа). Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Развивать творчество. |
15 Снегири на ветке рябины | А4, простой карандашгуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | Учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образа. |
16 Морозные узоры | А4 тонированный, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | Учить создавать морозные узоры и снежинки. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию. Закреплять приемы рисования всей кистью и ее концом. |
17 Дед Мороз и Снегурочка | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | Учить передавать образ Деда Мороза и Снегурочки. Учить передавать пропорции частей тела и лица. Продолжать знакомить детей с расположением цветов в спектре, выделять холодные цвета спектра. Вызвать интерес к работе, творческое восприятие |
Январь | ||
18 Сказочный дворец Дед Мороза и Снегуролчки | А4, простой карандаш, цветные карандаши. | Учить изображать сказочное архитектурное сооружение с использованием холодной гаммы красок, использовать вспомогательный рисунок, выполняя его простым карандашом. Учить проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе архитектуры дворца, декоративных украшений и цветовой гаммы. |
19 Зимняя сказка (пейзаж) | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | Учить составлять сюжет композиции, развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению, разбираться в «веселых» и «грустных» цветах. |
20 Иллюстрируем сказку | А4, простой карандаш, цветные карандаши. Гуашь | Познакомить детей с иллюстрациями художников к русским народным сказкам. эмоциональное восприятие иллюстраций, понимать их содержание, рассматривание образов, созданных художником. побуждение желания рисовать самостоятельно, опираясь на иллюстрации художников. |
21 Зимние забавы | А4, простой карандаш, цветные карандаши. | Учить передавать в рисунке человека в движении. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию, воображение и самостоятельность |
Февраль | ||
22 Кто живет на севере | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | Учить передавать фактуру шерсти животных. Продолжать развивать изобразительные |
23 Лунная зимняя ночь | А4 темный, гуашь, кисточки, стакан с водой | Вызвать у детей интерес к изображению |
24 Ай да коты | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка | Учить рисовать портрет кота. Учить пользоваться мелками. Учить разбираться в эмоциональном настроении животных и передавать его в рисунке портретируемого |
25 Портрет Папы | А4, простой карандаш, цветные карандаши гашь | Закреплять умение передавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами |
Март | ||
26 Портрет моей мамы | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | .Учить рисовать портрет стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей. Вызвать интерес к поиску изобразительно- выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного |
27 Животные жарких стран | А4 Гуашь, стаканчики с водой салфетка | . Воспитывать навыки совместного труда. Закрепить умение рисовать животных, учить составлять уравновешенную по формам и правильную по цвету композицию |
28 Улица нашего города | А4, простой карандаши гуашь | Учить детей создавать несложную композицию: по-разному располагать в пространстве изображения домов, дополнительные предметы. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания, умение подбирать цвета для композиции. Развивать творчество, эстетическое восприятие. закрепить знание правил ПДД |
29 Ваза с ветками вербы | А4, простой карандаш, | Учить детей приемам рисования гжельской розы. Закреплять умение составить оттенки синего цвета, рисовать концом кисти и всей кистью. Поддерживать интерес к народному творчеству. |
Апрель | ||
30 На морском дне | А4, простой карандаш, | Учить изображать обитателей подводного мира: медуз, морских звезд, рыб, а также их среду обитания, окружение. Продолжать |
31 Космические дали | А4, простой карандаш, акварель, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | Развивать умение отражать в рисунке свои представления о космосе. Развивать воображение детей. Развивать умение создавать композицию используя всю плоскость листа. Учить сочетать разные художественные материалы |
33 Заря алая разливается | А4, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | Учить детей рисовать восход (закат) солнца акварельными красками. Совершенствовать технику рисования по мокрому, вливая цвет в цвет и подбирая красивое цветосочетание. Закрепить знание о тёплых и холодных цветах и оттенках. Упражнять в смешивание красок на палитре. Развивать чувство цвета |
34 Дерево в цвету | А4, простой карандаш, | Упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тампоном, ватной палочкой. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. |
35 Вескенние цветы | А4, простой карандаш, | Создание условий для развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников. Развивать воображение, нежность цветов |
Май | ||
36 День победы | А4, простой карандаш, цветные карандаши. | Учить передавать впечатления от праздника. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. |
37 Одуванчики в траве | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | Учить рисовать восковыми мелками. Учить передавать реалистическую форму предмета. Закреплять умение подбирать контрастные цвета. |
38 Яблоневый цвет | А4, простой карандаш, гуашь, кисточки, стакан с водой, салфетка. | Учить детей смешивать краски 2-х цветов с целью получения третьего, показать, что в процессе смешивания можно получить несколько оттенков. Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Совершенствовать эстетическое видение красоты окружающей природы, учить осмысливать свои впечатления, выражая их посредством рисования. Развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность. |
2.3 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
• Анализ продуктов детского творчества
• Заполнение листов наблюдения
• онлайн фото выставки
• журнал посещаемости
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставки,
тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель),
конкурсы (при наличии в образовательной среде).
Оценочные материалы
• Критерии освоения программы
• Наблюдение
• Выставка детских рисунков
Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения:
• Частичный показ
• С использованием вариативных образцов или по памяти
• По схеме, иллюстрирующей последовательность выполнения действий
• Творческая, полностью самостоятельная работа на заданную тему
• Использование вариативных образцов
• По показу – прорисовывание фигуры человека с соблюдением пропорций.
• С натуры с использованием частичного показа
• По памяти
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10, воспитанники в возрасте 6-7 лет
Формы организации учебного занятия: занятие
Педагогические технологии:
• Проблемное обучение.
• Разно-уровневое обучение.
• Проектные методы обучения.
• Исследовательские методы в обучении. 43
• Здоровье сберегающие технологии
• Систему инновационной оценки «портфолио
• Игра
• Технология группового обучения
• Технология коллективной творческой деятельности
• Нетрадиционные техники • Методы фиксации и оценивания учебных достижений
• Игровая технология (игры-исследования)
• Педагогика Сотрудничества
• Личностно-ориентированная
3.2. Методическое обеспечение.
1. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М., 2014.
2. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография.-М., 2013.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая
группа. -М., 2014.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней
группе детского сада. Мозаика-Синтез; М. 2012.
5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду:
Подготовительной к школе группа. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - С.112.
6. Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. -М.:
Мозаика-Синтез, 2011
7. Методическое пособие по изобразительной деятельности для детей старшего возраста «Радуга в ладошке». Автор: Макарова М.В 2007 г.
8.Комплексные занятия по изодеятельности по программе «От рождения
до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
Средняя группа\авт.сост. О.В.Павлова.-Волгоград:Учитель, 2018.107с.
9. Комплексные занятия по изодеятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
Старшая группа\авт.сост. О.В.Павлова.-Волгоград: Учитель, 2018.195с.
10. Комплексные занятия по изодеятельности по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.
подготовительная группа\авт.сост. О.В.Павлова.-Волгоград: Учитель, 2018.191с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ
Рабочая программа дополнительного образования по РИСОВАНИЮ...

Рабочая программа дополнительного образования по нетрадиционному рисованию «Фантазёры» Старшая группа
Цель: познакомить детей с новыми техниками рисования, развивать детскую фантазию, воображение, снять отрицательные эмоции средствами нетрадиционных художественных техник.Задачи:1. совершенствова...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» старший возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования Кружок с детьми средней группы «Изостудия Акварелька»
quot;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...
Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования».
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...
