Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие в картинную галерею»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Гришина  Юлия  Александровна

Цель: продолжать  знакомить  с  пейзажной живописью.

Задачи:

Обучающие:

  • на основе  предметов изобразительного искусства закрепить и систематизировать знания о природе, изменениях происходящих в ней осенью (в растительном и животном мире) ;
  • продолжать знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, картинами великих русских художников: Левитана, Поленова, Остроухова;
  • расширят знания о пейзаже ; 
  • учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные
  • материалы и нетрадиционные техники рисования  (метод «отпечатка», рисования сухой  жесткой кисточкой «тычком»);

Развивающие:

  • развивать  связную монологическую и диалогическую речь;
  • обогащать  и активизировать   словарь детей словами: багряная, золотая, золотистая и т.д.; 
  • развивать воображение, творческие способности, наблюдательность, память.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к изобразительному искусству, эстетический вкус, интерес к произведениям живописи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartinnaya_galereya.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по  художественно-эстетическому  развитию  в старшей группе

Тема: «Путешествие в картинную галерею»

Подготовила и  провела воспитатель  

МКДОУ «Детский сад  № 19 «Звездочка»

Гришина Юлия Александровна

Дата  проведения: 10.11.2023

Цель: продолжать  знакомить  с  пейзажной живописью.

Задачи:

Обучающие:

  • на основе  предметов изобразительного искусства закрепить и систематизировать знания о природе, изменениях происходящих в ней осенью (в растительном и животном мире) ;
  • продолжать знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, картинами великих русских художников: Левитана, Поленова, Остроухова;
  • расширят знания о пейзаже ; 
  • учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные
  • материалы и нетрадиционные техники рисования  (метод «отпечатка», рисования сухой  жесткой кисточкой «тычком»);

Развивающие:

  • развивать  связную монологическую и диалогическую речь;
  • обогащать  и активизировать   словарь детей словами: багряная, золотая, золотистая и т.д.; 
  • развивать воображение, творческие способности, наблюдательность, память.

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к изобразительному искусству, эстетический вкус, интерес к произведениям живописи.

Интегрируемые  области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное,  физическое развитие,

Предварительная работа: разучивание стихов вместе с детьми об осени; разучивание песен; экскурсия в осенний лес, наблюдение на участке за листопадом; проведение тематических занятий по изобразительной деятельности -тонирование бумаги, смешивание на палитре гуашевые краски для получения голубого и светло-коричневого цвета;

Оборудование: репродукции картин «Золотая осень» нескольких авторов (Левитана, Поленова, Остроухова),  аудио запись пьес П. И.Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года»; разные изобразительные материалы для нетрадиционной техники рисования ( сухие листья, жесткая кисточка, поролоновая палочка), альбомные листы тонированной бумаги, краски гуашь, палитра, подставки для кисточек , кисточки № 3, № 6, салфетки, стаканы с водой.

Ход ООД

Дети проходят  в групповую  комнату, и педагог предлагает им поприветствовать присутствующих гостей и друг друга.

1 Часть.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое картинная галерея?

Дети: Картинная галерея – это место, где собраны работы большого количества художников).

Воспитатель: Вот  и сегодня я хочу пригласить всех вас в картинную  галерею, где вы не  только увидите картины художников, но и сами сможете нарисовать свои картины. Чтобы попасть в галерею,  я предлагаю  поиграть в словесную игру «Подбери слова». В ходе игры я называю действие, а вы подбираете к слову соответствующий по смыслу  объект природы:

Моросит …. дождь

Дует … ветер

Желтеют … листья

Льет … дождь

Опадают …. листья

Улетают … птицы

Созревают …. овощи /фрукты

Собирают … урожай

Вянет … трава

Воспитатель: Приметы, какого времени года мы с вами вспомнили в ходе игры?

Дети:  приметы осени

2 часть.

Воспитатель: Да, мы сегодня будем говорить об осени, приглашаю посетить наш салон. Посмотрите, на наше занятие я принесла репродукции картин  разных художников. Мы уже с ними знакомы, мы их рассматривали, поэтому я прошу вас вспомнить, как они называются  и кто их автор.

Дети: все эти картины называются «Золотая осень», а написали их известные русские художники: Левитан, Шишкин, Поленов, Остроухов.

Воспитатель: Совершенно верно, на всех этих репродукциях изображена золотая осень, но у каждого автора она не похожа на другую.

Назовите вид этого жанра в искусстве?

Дети: этот жанр называется пейзаж

Воспитатель: На всех репродукциях картин изображена природа. А  теперь я прошу вас ответить, осень на этих картинах одинаковая или разная?

Дети: Осень разная.

Воспитатель: Я с вами согласна. Докажите, что осень разная, хотя у каждого из авторов картина носит название «Золотая осень».

Воспитатель: Какая бывает еще осень?

Дети: хмурая, ранняя, поздняя, холодная, теплая, солнечная, дождливая.

Воспитатель: Почему глядя на небо, мы с вами можем четко определить, что художник изобразил именно осеннее небо?

Дети: Потому что осенью небо серое, облака кучевые , низкие и тяжелые.

Воспитатель: Чем оно отличается от летнего?

Дети: летом небо ясное, светлое и голубое, облака плывут по небу легко

Воспитатель: Скажите, мы можем определить,  какой осенний день изображен на картине: солнечный или пасмурный?  Постарайтесь доказать, что именно этот день художник изобразил в своей картине.

Дети: На картине Паленова и Левитана картины светлые, краски яркие, видна тень на деревьях и тропинки от солнца. А солнца на картине нет. На картине Остроухова виден просвет серого цвета неба, хмурая полоска света виднеется через ветки деревьев

Воспитатель: Сейчас я прошу вас обратить внимание на картину Остроухова. В своей картине он сделал акцент  на изображении красоты и многообразия оттенков золотого цвета у листьев деревьев.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, кого изобразил автор на этой тропинке?

Дети: птиц сорок.

Воспитатель: Почему автор изобразил этих птиц, разве они не улетели в теплые края?

Дети: Сороки – птицы зимующие, они не улетают в теплые края, они питаются у нас, прилетая в холодное время года близко к жилищам людей

Воспитатель:Как вы думаете, какое природное явление изображено на картине?

Дети: Листопад

Воспитатель: Совершенно верно – это листопад. Земля полностью укрыта опавшими листьями как золотым ковром, а оставшиеся на ветках деревьев листья висят как золотые монетки.

Физкультминутка «Осень»

Меж еловых мягких лап  

Дождик тихо кап, кап, кап!

       

Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,   Появился гриб, гриб, гриб!        

Кто нашел его, друзья?              

Это я, это я, это я!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к

корпусу руками)

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

 (Дети стоят прямо, пожимая плечами)

 (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

Воспитатель: Вот мы с вами и поговорили о картинах под названием «Золотая осень». Радует нас, что природа оделась в пестрый наряд, от золотого до багряного, что еще бывают солнечные дни. Но грустно становится от того, что скоро все великолепие ярких осенних красок сменится серыми дождливыми днями, сильными порывами холодного ветра.

3 часть. Практическая:

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам самим стать художниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. Рисовать мы с вами будем осень, значит, пейзаж у нас будет……   какой?

Дети: осенний.

Воспитатель:

Листик с дерева намажу

Снизу желтенькой я краской.

Сверху я его проглажу –

Выйдет дерево, как в сказке.

Так деревья рисовать –

Ничего нет проще.

Я могу наштамповать

Небольшую рощу.

Обратите внимание, что листочки нужно намазывать с  той  стороны, где выпуклые прожилки. Аккуратно приложить накрашенной стороной на лист  бумаги. И, не сдвигая, осторожно придавить салфеткой. Поднять листик тоже нужно очень аккуратно, чтобы не размазать изображение.

Воспитатель предлагает детям:

- Напечатать листик, сорванный ветром и упавший на землю.

- Кисточкой  дорисовать  стволы  и  ветки.

- Напечатать «куст», на кусте ватной палочкой аккуратно нарисовать ягоды.

Примечание: дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень». Во второй половине дня проводится слушание и обсуждение этой музыки.

Воспитатель: Вот и готова наша картина. Мы назовем ее «Осенний …(пауза) пейзаж». Давайте поставим ее на мольберт и полюбуемся.

Рефлексия.

Воспитатель:  Вам нравится?  Что  больше  всего  вам  запомнилось  на  нашем  занятии?  Что  мы  использовали  с  вами  сегодня  для  рисования.  Мы  научились  в  вами  делать оттиск  осенним  листом, как  вы  думаете, может  ли  это  умение  пригодиться  вам и  когда? Посмотрите, на  все  пейзажи, нарисованные  вами, и выберите тот  пейзаж, который понравился  вам  больше  остальных.

Воспитатель: Мне очень понравился ваши пейзажи. Вы настоящие волшебники. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Когда краски немного подсохнут,  мы повесим  ваши «Осенние пейзажи» в раздевалке, чтобы им могли полюбоваться и дети, и взрослые. А в уголок для творчества я положу вам две книги. Вы их потом полистайте и найдите в них пейзажи, нарисованные как знаменитыми художниками, так и такими же детьми, как и вы.

Воспитатель: Молодцы, вы  на  славы  потрудились. Мне очень хочется закончить наше занятие такими строчками из стихотворения:

   Осень на опушке краски разводила

   По листве тихонько кистью проводила,

   Пожелтел орешник и зардели клены,

   В пурпуре осеннем, только дуб зеленый.

   Утешает осень: - Не жалейте лето,

   Посмотрите, роща, золотом одета!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия интегрированной деятельности старшей группы" Путешествие в страну здоровья"

В этом занятии я ставила цель, донести до детей зачем делать зарядку, как стать сильным,откуда берутся болезни.Научить формировать умение заботиться о своем здоровье.Развивать мелкую моторику пал...

Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое карандаша»

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией. Задачи:Образовательные:- формировать представление детей о простом карандаше, его различных вида...

конспект открытого занятия для детей старшей группы Путешествие в зоопарк

Цель: формирование представлений детей о многообразии животного мира, развитие познавательного интереса.ЗадачиОбразовательные: расширять знания детей об обитателях зоопарка; учить понимать з...

Конспект открытого занятия для детей старшей группы "Путешествие по сказкам"

Цель: обобщить представления детей о сказкахЗадачи: Углубить знания детей о сказках; умение подбирать родственные слова и слова антонимы; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспи...

Конспект открытого занятия ФЭМП в старшей группе "Путешествие в страну Математика".

Конспект открытого занятия ФЭМП в старшей группе "Путешествие в страну Математика"....

Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие по разноцветной стране»

- учить нетрадиционному рисованию (квадраты цветов радуги выполненные способом торцевания)- закрепить знания детей о цветах радуги;- развивать эстетический  вкус, творческое мышление;- прод...