Дополнительная образовательная программа " Акварелька" для детей от 6 до 7 лет
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Павличенко Аида  Гафуровна

Программа дополнительного образования «Акварелька» рассчитана на возраст детей от 6 до 7 лет. Особенностью данной программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopol.obr_programma_6-7_let.docx326.9 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности детей 6-7 лет «Акварелька»

МБДОУ ДС №7 «Незабудка» 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Исполняющим обязанности директора

МБДОУ ДС №7 «Незабудка»

А.Ю.Зарубиной

На основании решения педагогического совета

Протокол №1 от 29.08.2019 г.

(приказ от 30.08.2019 г. №160)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная программа  художественно-эстетической направленности детей 6-7 лет

«Акварелька»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:  воспитатели Ёлкина Р.Ф., Павличенко А.Г

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

         Стр.

          

  1. Пояснительная записка.         3

3            1.1.  Цели и задачи программы.

3

           1.2. Разделы программы.

 

  1. Содержательный раздел.         4
  1. Используемые при реализации Программы техники 4 нетрадиционного   рисования.         5
  2. Используемый материал.

6

  1. Тематическое планирование занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Программа дополнительного образования «Акварелька» рассчитана на возраст детей от 6 до 7 лет. Особенностью данной программы является то, что занятия объединены по тематике – жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике рисования. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной.  

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.

Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и нетрадиционной техникой выполнения работы. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Методика этих занятий такова, что детей побуждают выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание рисунка. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Заключительные занятия носят творческий характер.

В течение всего курса обучения по программе дети узнают, что красками можно не только рисовать, с их помощью можно делать на бумаге отпечатки различных цветов, животных, своих собственных рук, а также уже готовых рисунков. Рисовать кистью – это одно, а создавать композицию без кисти, но с помощью красок – это другое, необычное для детского творчества.  

Кроме того, занятия включают знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием занятий и поставленными задачами.  

Игры с красками, водой и бумагой очень интересны и даже полезны. Они развивают зрительное восприятие и мелкую моторику, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.

 

1.1.Цели и задачи Программы: 

  • Развивать художественное восприятие, образное мышление.
  • Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции).
  • Познакомить с разными видами нетрадиционной техники.
  • Создавать условия для работы с разными материалами, содействовать их использованию как одного из средств самовыражения.
  • Побуждать нетрадиционными методами выразительности изображать то, что в данный момент интересно или эмоционально значимо.
  • Помогать детям осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов, и оттенков.
  • Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности.

 

1.2.Разделы Программы:

  1. Цветовосприятие
  2. Жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический, сказочно-былинный жанр.

 

2.Содержательный раздел.

 

2.1 Используемые при реализации Программы техники нетрадиционного рисования: Монотипия;

Отпечатывание;

Печать-клише;

Смешивание красок;

Линогравюры;

Набрызга;

Граттажа;

Пальчиковая живопись;

Кляксография;

Объемная аппликация, коллаж;

Бумажная пластика;

Рисование макаронами и т.д.

 

Занятия по Программе дополнительного образования «Акварелька» проводятся 2 раза в неделю (8 занятий в месяц) с сентября по май в свободное от реализации основной образовательной программы время. Общее количество занятий в год – 72.  Работы оформляются ежемесячно в виде тематической выставки, в конце года проводится выставка с презентацией работ детей на родительском собрании, творческом вечере, портфолио, празднике и т.д.  Срок реализации программы: 9 месяцев.

    Занятия проводиться воспитателями.  

Длительность 1 занятия =30 мин., количество детей в группе - 10.  

Приобретение расходных материалов для реализации программы будет производиться за счёт средств от приносящей доход деятельности (родительской платы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Используемый материал: 

  1. Бумага разного формата и фактуры.
  2. Краски, гуашь, акварель, тушь, фломастеры, пластилин.
  3. Мелки восковые, уголь, свеча.
  4. Кисти № 1,2,3,4,5,6.
  5. Подручный материал: сухие листья, цветы, сырые овощи, поролон, нитки, пластилин, ткань, природный материал и др.
  6. Клей, цветная бумага, гофрированный картон и бумага, липкая бумага и т.д.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Тематическое планирование занятий по дополнительной образовательной программе «Акварелька» с детьми 6-7 лет 

 

Цель: Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста.

 

Задачи: формировать художественное творчество; развивать восприятие красоты, эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности; учить овладению разной техникой нетрадиционного рисования; развивать индивидуальный творческий потенциал; воспитывать аккуратность при выполнении работы  

 

Количество занятий: 70

 

Тема

Техника

Цель

Средства выразительности

Материалы

1 раздел - Цветовосприятие 

Сентябрь 

1

Азбука живописной грамоты

 

Помочь освоить цветовую гамму

Вызывать желание   довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности Научить смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки.

Совершенствовать технику живописи по мокрому  

 

Цвет

Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования

2

Контрастные и дополнительные цвета

Работа на палитре

3

В гостях у солнышка

Живопись по мокрому

Цвет, пятно

4

У царя Нептуна в подводном царстве

Живопись по мокрому

5

Летняя березка

Акварель + шерстяные нитки

Учить передавать образ дерева – березки в разное время года, используя различную технику рисования.

Цвет, фактура, объем, тон

Акварель, бумага для рисования, карандашная стружка, шерстяные нитки, цветная бумага, пенопласт, клей, кисти.

6

Осенняя березка

Акварель + карандашная стружка

7

Зимняя березка

Шерстяные нитки + цветная бумага

8

Весенняя березка

Акварель + пенопласт

 

2 раздел - Жанры изобразительного искусства 

Натюрморт 

Октябрь 

9

Аленький цветочек

Живопись по мокрому

Учить создавать

Цвет, пятно, точка

Акварель, бумага, кисти

10

Ветка рябины с натуры

Тычкование мятой бумагой

Совершенствовать умения в данной технике.

Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы печатания. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой.

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях.

11

Букет (астры, георгины)

Печатание картофелем Рисование пастелью

Букет осенних цветов, лист бумаги, печатки, пастель, гуашь, поролоновые тампоны.

12

Корзина с фруктами

Печатка пенопластом

Цвет, фактура

13

Корзина с фруктами

Свеча, процарапывание

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок.

Развивать чувство композиции.

Цвет, фактура

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, палочка для процарапывания, гуашь, кисти, репродукции натюрмортов, эскизы.

14

Цветы в вазе

Кляксография с ниточкой

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография с ниточкой. Развивать воображение.

Цвет, пятно

Бумага, тушь разных цветов, ниточка,

 

15

Аквариум

Нитки + крашеный рис + ладошки

Совершенствовать умения работать в данных изобразительных техниках, уметь сочетать их.

Фактура, цвет

Нитки, крашеный рис, гуашь, бумага, кисти.

16

Пейзаж 

Ноябрь 

17

Осенний лес

Мятая бумага

Совершенствовать умение в

нетрадиционных техниках оттиск мятой бумагой, печать ладошками. Учить  превращать отпечатки из ладошки в кленовый лист. Учить в работе отражать облик деревьев в лесу наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

Цвет, пятно, фактура

Скомканная бумага, бумага для рисования, гуашь, кисти.

18

Кленовый лист

Ладошками

Цвет, пятно

19

Осенние мотивы (ковер)

Набрызг с трафаретом

Учить создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Цвет, точка, фактура

Подготовленные ранее фон, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа, трафареты

20

Многосерийное полотно

 

 

 

Фон – живопись по- мокрому

Учить создавать многосерийное полотно, используя сочетание различных изобразительных техник. Воспитывать чувство прекрасного.

Точка, цвет, линия

Бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновые тампоны, трафареты цветов, бутонов, скрепки для процарапывания, зубная щетка, расческа, белая гуашь

21

Изготовление трафарета цветов – процарапывание  рисунка

22

Завершение работы – напыление рисунка

23

В гости в Африку - пальма

Ладошки

Пальчиковая живопись

Совершенствовать данные изобразительные техники.

Пятно, точка

Акварель, бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

 

24

Сбросил лес последнюю листву

Пейзажная монотипия

 

Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

 

25

Рисунок ветра

Выдувание из трубочки

Закрепить умение направлять струю выдыхаемого воздуха в заданном направлении.

Линия, штрих, точка

Акварель, трубочки, бумага, баночки, кисти

Декабрь 

26

Заколдованные деревья

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Все имеющиеся в наличии

27

Восход солнца

Цветной граттаж

Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках цветной граттаж, набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции.

Линия, штрих, цвет

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью, фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом.

 

 

 

28

Звездное небо

Набрызг

 

Пятно, цвет, линия, тон, изображение пространства в композиции

Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, скомканная бумага, бумага для обрывания

29

Зимний пейзаж

Мятая бумага, обрывание

30

Как мы помогли снеговику

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Все имеющиеся в наличии

31

Березовая роща

Свеча + акварель

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи.

Развивать чувство композиции.

Цвет, линия, тон, штрих

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы.

32

Пингвины на льдине

Снег, лед, полярная ночь – живопись по - мокрому, мятая бумага

Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.

Бумага, гуашь, кисть, иллюстрации, скомканная бумага

33

Елочка к новому году

Акварель + восковые мелки, напыление

Учить рисовать елочку восковыми мелками, обращая внимание на расположение веток и иголках на них. Учить с помощью акварели передавать зимний колорит. Развивать цветовосприятие.

Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы.

Январь 

34

Рождественская ночь

Свеча + гуашь

Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Учить создавать выразительный

Точка, штрих, линия

Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа,

образ рождественской ночи. Развивать чувство композиции.

репродукции пейзажей, елей, эскизы, палочка для процарапывания

35

Напыление, процарапывание

Учить передавать настроение тихой рождественской ночи с помощью напыления, процарапывания.

36

В подводном мире

Живопись по мокрому Ладошками

Совершенствовать умение использовать данные изобразительные техники.

Развивать чувство композиции.

Пятно, цвет, штрих, линия, точка

Гуашь, акварель, кисти, бумага, трубочки, баночки с разведенной краской

37

Рисуем мыльными пузырями

Выдувание из трубочки

38

 В подводном мире

 

Пингвины на льдине

Живопись по- мокрому + ладошки

 

39

Пингвины – ладошки, напыление

Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет.

Пятно, штрих

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей, зубная щетка, расческа

Портрет 

Февраль 

40

Рисование человека по схемам

 

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными приемами рисования сангиной, обрыванием, мелками, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции.

Линия, пятно, штрих

Бумага для рисования, сангина, репродукции портретов, эскизы, мелки, акварель, бумага для обрывания.

41

Мой папа

Обрывание

42

Мой дедушка

Мелки + акварель

43

44

Галстук для папы

Любая

Совершенствовать умения и навыки в

Бумага для рисования,

45

Снежная королева

Мятая бумага, живопись по - мокрому, напыление

свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

акварель, скомканная бумага,  репродукции портретов, эскизы.

46

47

Домовенок Кузя

Мятая бумага

Март 

48

А вот и я

Свеча + акварель

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью.

Пятно, штрих, линия

Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции портретов, эскизы.

49

Моя мама

Сангина

Закрепить умение рисовать сангиной.

 

50

Подснежники для моей мамы

Мелки + акварель

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Цвет, линия

Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

51

Пусть мама моя будет самой красивой

любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Все имеющиеся в наличии

52

Девочка - Весна

Монотипия, силуэтное рисование

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета.

 

Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

 

 

 

53

А это вся моя семья

любая

 

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Линия, тон, точка, штрих

 

Все имеющиеся в наличии

54

55

56

Выставка работ

 

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

 

Рисунки детей.

Анималистический жанр 

Апрель 

57

Ежик из лесу пришел

Смешанная

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Учить создавать выразительный образ различных животных.

 

Все имеющиеся в наличии

58

Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок)

Тычок жесткой кистью, скомканная бумага

Фактурность окраски, цвет

Бумага, трафарет животного, жесткая кисть, гуашь

59

Муравьишка трудится

Пальчиковая живопись

Цвет, пятно, точка, короткая линия

Мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки

60

Забавное животное

Кляксография

Совершенствовать  умение рисовать свечой и акварелью работать в технике кляксография. Развивать воображение.

Воспитывать аккуратность.

Пятно

Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка

61

Золотая рыбка

Свеча + акварель

Цвет, линия, пятно, фактура

Свеча, плотная бумага, акварель, кисти

 

 

62

Утята в пруду

Напыление одной краской

Совершенствовать умение делать напыление одной краской и красками разной плотности и разных оттенков.

Точка, фактура

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа

63

На лесной опушке

Напыление красками разной плотности и разных оттенков

64

Пестрокрылая бабочка

Любая

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Все имеющиеся в наличии

Сказочно-былинный жанр 

Май 

65

Космическая картина

Мятая бумага, печать, обрывание

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, ладошками, пенопластом, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Пятно, фактура, цвет

Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта, смятая бумага

66

67

Ларец на высоком дубе

Ладошка, мятая бумага, печать пенопластом

68

Зазеркалье

Экран для копирования

Развивать навыки рисования с помощью специального экрана для копирования

Цвет, линия

Бумага, экран для копирования, фломастеры, акварель, кисти

69

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

Живопись по мокрому, выкладывание берега из пшена, печать

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Фактура, цвет, пятно

Бумага, акварель, поролоновые тампоны, кисти, клей, пшено, печатки, гуашь

70

Замок царя Нептуна

(коллективная работа)

Любая

 

Все имеющиеся в наличии

71

Здравствуй лето!

Живопись по мокрому

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

Фактура, цвет, пятно

Бумага, акварель, поролоновые тампоны, кисти, клей, печатки, гуашь

72

Праздник «Мы художники»

 

Доставить детям радость от праздника, создать праздничную атмосферу.

Подведение итога о проделанной работе за год.

 

 

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности детей 6-7 лет

«Акварелька» МБДОУ ДС №7 «Незабудка» 

 

 

16

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Волшебная иголочка» (техника изонить)

Автор: Загреба Ираида ВикторовнаДолжность: воспитатель, первая квалификационная категорияУчреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Арх...

Дополнительная образовательная программа для детей 6-7 лет "Мастер Самоделкин"

Данная программа предназначена для дополнительного образования дошкольников в условиях ДОУ в рамках художественно-эстетического развития личности...

Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет

Содержание.1.      Пояснительная записка.2.      Требования к уровню образованности обучающихся.3.      Учебно-тематический п...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Дополнительная образовательная программа для детей 4-7 лет "Театр- творчество- дети"

Сегодня в области дошкольной педагогики наметились новые тенденции, связанные с реализацией требований к содержанию и методам воспитания и обучения в детском саду. В связи с этим, основополагающим при...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ

Дополнительная  образовательная программа  для детей дошкольного возраста муниципального  автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"

Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...