Картотека игр Радцужные камушки по СТЕМ /STEM технолоогиям
картотека по рисованию (подготовительная группа)

Новопашина Татьяна Павловна

Картотека игр Радцужные камушки по СТЕМ /STEM технолоогиям 

Авторы Новопашина Т.П., Ганиулина Е.Г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Департамент образования комитета по социальной политике и культуре

Администрации города Иркутска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 74

664058 г. Иркутск, ул. Мамина - Сибиряка, 21, тел.:36-19-27

e-mail: mdoyds74@yandex.ru

«Картотека дидактических логопедических игр для детей с ТНР с использованием STEM –технологий»

Picture background

«Картотека дидактических логопедических игр для детей с ТНР с использованием STEM –технологий»

Picture background

Picture background

Picture background

Игры по формированию грамматического строя речи - на словоизменение:

Игровое упражнение

 «Считай, не зевай. Сколько машин в гараже узнай»

Цель: согласование существительных и числительных в роде, числе и падеже; развитие связной речи и наглядно-образного мышления; развитие мелкой моторики.

Оборудование: кубики соединяющее, транспорт (игрушки), картина «В гараже».

Ход игры:

 Предварительное обсуждение для чего нужен гараж. Детям раздаются модели машин. Соединяя кубики, дети считают транспорт, согласовывая имена существительные с числительными (один трактор, два (три, четыре) трактора, пять тракторов и т.п.).

Игровое упражнение

«Считай, не зевай. Сколько птиц на кормушке узнай»

Цель: согласование существительных прилагательных и числительных в роде, числе и падеже; развитие связной речи и наглядно-образного мышления; развитие мелкой моторики.

Оборудование: кубики соединяющие, картинки зимующих птиц, картина «На кормушке»

Ход игры: Предварительное обсуждение, каких птиц можно увидеть на кормушке в зимнее время года. Детям раздаются картинки зимующих птиц. Соединяя камушки, дети считают птиц (одна ворона, две (три, четыре) вороны, пять ворон), дополняют качественным словарем (один красногрудый снегирь, два (три, четыре) красногрудых снегиря, пять красногрудых снегирей и т.п.)

Игровое упражнение

 «Кого я вижу, что я вижу»

Цель: различение в речи В.п. одушевленных и неодушевленных имен существительных; развитие слухоречевой памяти; развитие мелкой моторики.

Оборудование: кубики, картинный материал

Ход игры: Педагог договаривается с детьми, что они по очереди будут называть предметы одушевленные и неодушевленные, соединяя кубики («На снежной горке. На птичьем дворе. В зоопарке. В саду.») Первый играющий произносит: «Я вижу … снеговика», нанизывает кубик на шнурок и передает другому игроку. Тот продолжает: «Я вижу снеговика, … горку.»

Рекомендации: С целью овладения детьми понятиями одушевленности и неодушевленности вначале через дидактическую игру предлагается сортировка картинок по вопросам кто? что?, затем проводится работа над различением в речи В.п. имен существительных..

На словообразование:

Игровое упражнение

 «Кубик + кубик»

Цель: развитие слухоречевой памяти; пополнение словарного запаса по лексическим темам; согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; развитие связной речи и образного мышления; развитие мелкой моторики.

Оборудование: кубики, картинный материал.

 Ход игры: Педагог предлагает соединять кубики из названий диких животных (их детенышей, из названий жилищ диких животных). Первый ребенок говорит слово, соединяет кубик, второй ребенок повторяет слово и называет свое, соединяя следующий кубик и т.д. «В лесу живут …»

Рекомендации. Можно усложнить игру и называть словосочетания прилагательное + существительное. «В лесу я вижу …» - закрепление В.п. прилагательных и существительных. Развивая связную речь и образное мышление предложить детям закончить предложение: «Если бы животные могли говорить, о чем бы они рассказали».

Игровое упражнение

«Великан – Гном» (образование однокоренных слов)

Цель: формирование навыков словообразования и словоизменения; пополнение словарного запаса по лексическим темам; согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; закрепление Р.п. имен существительных; развитие связной речи и образного мышления; развитие мелкой моторики; создание положительного эмоционального отношения к выполнению задания

Оборудование: кубики, картинный материал, фигурки Великана и Гнома, предметные картинки большой – маленький.

Ход игры: Педагог предлагает собрать детям предметы для Великана и Гнома, соединяя кубики. Большое зеленое яблоко у Великана. Маленькое зелененькое яблочко у Гнома. - Для Великана огромный коричневый рюкзак. Для Гнома маленький коричневый рюкзачок. Предлагается следующий речевой материал: большой рюкзак (рюкзачище), маленький карандаш (карандашик), большие ботинки (ботинищи), большой дом (домище), маленький лист (листик), большая машина (машинища), маленький зонт (зонтик), большой помидор (помидорище).

Игры на совершенствование синтаксической стороны речи:

Игровое упражнение

 «Придумай предложение»

Цель: развитие у детей речевой активности, быстроты мышления; развитие мелкой моторики.

Оборудование: соединяющие кубики.

 Ход игры: Педагог называет слово, передает кубик, ребенок быстро придумывает предложение с этим словом и передает кубик со своим словом другому ребенку.

Игры на развитие связной речи:

Игровое упражнение

 «Сплетем венок из предложений»

Цель: развитие логического и образного мышления; развитие связной речи; пополнение словарного запаса; развитие мелкой моторики.

Оборудование: соединяющие кубики.

Ход игры: Логопед произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и придумывают с ним предложение, соединяя кубики столько, сколько количество слов в предложении и т.д.

Игровое упражнение

«Истории в картинках»

 Цель: развитие логического и образного мышления; развитие связной речи; пополнение словарного запаса; развитие мелкой моторики.

Оборудование: кубики, наборы сюжетных картинок

Ход игры: Педагог предлагает ребенку выложить картинки в нужной последовательности, используя слова ОДНАЖДЫ, В НАЧАЛЕ, ПОТОМ, ПОСЛЕ ЭТОГО, ЗАТЕМ, В КОНЦЕ. К каждой картинке составляем одно предложение и  собираем схему предложения с помощью соединяющих кубиков. Ребенок составляет рассказ по серии картинок с опорой на кубики–схемы.

Рекомендации. С целью закрепления материала, вначале дети называют различные действия, изображенные на картинках, уточняют значение приставочных глаголов, подбирают синонимичный ряд к существительным.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики

Игровое упражнение

«Выкладывание дорожек»

Цель: развитие мелкой моторики; умение дифференцировать кубики по цвету и форме, определять закономерность.

Оборудование: соединяющие кубики, схемы дорожек.

Ход игры: Во время игры кубики выкладывают в определенной последовательности.

Игровое упражнение

 «Сортировка» (вслепую)

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, внимания; умение обследовать предметы без опоры на зрительный анализатор; согласование существительных с прилагательными и числительными

Оборудование: радужные камушки, контейнеры.

 Ход игры: Во время игры ребенок в мешке ощупывает камешки и называет их по форме и размеру. Раскладывает в контейнеры. Считает камешки, согласовывая существительные с прилагательными и числительными (один синий камешек, два (три, четыре) синих камешка, пять синих камешек и т.п.).

Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики

Игровое упражнение

 «Добавь словечко»

Цель: развитие слухоречевой памяти; закрепление произнесения звуков в словах, закрепление словарного запаса по теме; развитие мелкой моторики.

Оборудование: соединяющие кубики, картинный материал.

Ход игры: Педагог предлагает 3-5-7 картинок по заданной лексической теме или слова с определенным звуком. Первый ребенок называет предмет, соединяя кубики, второй повторяет это слово и добавляет свое, добавляя еще кубик.

Игры на развитие фонематического слуха

Игровое упражнение

 «Хлопай, не зевай»

Цель: развитие слухоречевой памяти; закрепление произнесения звуков в слогах, словах; развитие мелкой моторики.

Оборудование: радужные камешки, карточки-схемы

Ход игры Педагог предлагает ребенку выложить ритмический рисунок, используя камешки, разные по форме: ТА – ТАТА; ТАТА – ТА; ТА – ТАТА – ТА – ТАТА; ТАТА – ТА – ТАТА – ТА; ТАТА – ТАТАТА – ТА; ШО – СОСО – ШО – СОСО – ШО и т.п. и отхлопать его. Выложив несколько ритмичных рисунков, узнать по схеме, на слух.

Рекомендации: Для выполнения аналогичных заданий рекомендуется постепенное усложнение ритмичного рисунка.

Игровое упражнение

 «Веселая гусеница»

Цель: развитие фонематических представлений; обучение звукобуквенному анализу и синтезу; развитие мелкой моторики.

Оборудование: соединяющие кубики, карточки-схемы, гусеница.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку выполнить анализ и синтез слова по карточке-схеме, используя кубики разного цвета. Для гласных – красные кубики, для мягких согласных – зеленые, для твердых согласных – синие кубики. Например, предлагается следующий речевой материал: сом – Сима, зонт – Зина, мама – Мила, Ната – Нина и т.п.

Игровое упражнение

«Красный – синий»

Цель: развитие фонематических представлений (нахождение звука в словах, воспринятых на слух); обучение звукобуквенному анализу и синтезу; развитие мелкой моторики.

Оборудование: радужные камешки, картинный материал

Ход игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный камешек, если нет – поднимают синий.

Рекомендации. На начальном этапе рекомендуется использование картинного материала.

Игровое упражнение

 «Где звук?»

Цель: развитие фонематических представлений (нахождение звука в слове); обучение звукобуквенному анализу и синтезу; развитие мелкой моторики.

Оборудование: полоска из картона – вагончики, радужные камешки.

Ход игры: Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в середине или в конце, камешек ставится на первый, второй или третий вагончик.

Рекомендации. Для успешного выполнения задания рекомендуется вначале использовать слова, где заданный звук стоит только в начале, только в середине, только в конце. После этого дошкольникам предлагается произвольное определение звука в слове.

Игровое упражнение

 «Синий – красный – зеленый»

 Цель: развитие фонематических представлений (определение звука (гласный, твердый согласный, мягкий согласный); обучение звукобуквенному анализу и синтезу; развитие мелкой моторики.

Оборудование: радужные камешки.

 Ход игры: Педагог называет звук, а дети в ответ показывают камешек: У, О, А – красный, В, Ш, Н – синий, Ч, Мь, Кь – зеленый.

Игровое упражнение

 «Найди красный домик»

 Цель: развитие фонематических представлений (нахождение гласного звука); обучение звуко-буквенному анализу и синтезу; развитие мелкой моторики.

 Оборудование: красные камешки, схемы из двух и трех клеток.

Ход игры: У детей по две схемы из двух и трех клеток, педагог называет слова (ам, дом, ау, сом), дети закрывают красным камешком на схеме определенную клетку – гласный звук.

Игровое упражнение

 «Найди синий домик»

Цель: развитие фонематических представлений (нахождение согласного звука); обучение звуко-буквенному анализу и синтезу; развитие мелкой моторики.

Оборудование: синие камешки, схемы из двух и трех клеток.

Ход игры: Дети закрывают синими камешками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например, М в словах: ум, мы, сом, мак.

Игровое упражнение

 «Покажи камешек звук – слог»

Цель: развитие фонематических представлений; различение, дифференциация звуков и слогов; развитие мелкой моторики.

Оборудование: синие большие и маленькие камешки.

Ход игры: Детям раздают камешки: синие маленькие – это звуки, а синие большие – это слоги. Педагог произносит ма, то, м, ву, а и др. дети в ответ показывают соответствующий камешек.

Игровое упражнение

 «Покажи бусинку слог – слово»

Цель: развитие фонематических представлений; различение слогов и слов; развитие мелкой моторики.

Оборудование: синие большие и маленькие камешки.

Ход игры: Детям раздают камешки: синие маленькие – это слоги, а синие большие – это слова. Педагог произносит ма, то, машина, ву, лодка и др. дети в ответ показывают соответствующий камушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с камушками Марблc для детей раннего возраста

Картотека игр с камушками Марблc для детей раннего возраста "КАМУШКИ   МАРБЛC – РАДОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ"...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ВОДОЙ С ПОМОЩЬЮ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ВОДОЙ С ПОМОЩЬЮ STEM-ОБРАЗОВАНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ...

Картотека игр с камушками для детей 4–7 лет

Знакомство с камушками,  развитие  воображения, связной речи и мелкой моторики рук,  приучение к исследовательской деятельности, снятие тревожности, агресс...

Картотека игр с камушками для детей 4-7 лет

Арт-терапевтические игры с камушками помогут педагогу-психологу снять психологическое напряжение у детей четырех–семи лет...

Картотека игр с камушками для педагогов и родителей

Арт-терапевтические игры с камушками помогут выявить неосознаваемые трудности и найти личностные ресурсы у педагогов и родителей....

Интерактивная презентация Радужные камушки СТЕМ технологии

Интерактивная презентация Радужные камушки СТЕМ технологии...

Занятие по конструированию для детей с ТНР (5—8 лет) «Разноцветные камушки» С использованием ЭОР /интерактивная презентация по СТЕМ технологиям»

Занятие по конструированию для детей с ТНР (5—8 лет) «Разноцветные камушки»С использованием ЭОР/интерактивная презентация по СТЕМ технологиям»...