Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- образовательной направленности «Умные руки». Старший возраст
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
__________________________________________________________________
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета заведующий_________Мацкул Н. В.
протокол № 1 от 30.08.2024 приказ №
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально- образовательной направленности
«Умные руки»
возраст обучающихся: 5-6 лет
срок освоения программы: 1 год
Автор-составитель:
Лопухова М.М.,
воспитатель
2024
Пояснительная записка
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И.П.Павлов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умные руки» (далее- Программа) относится к программам социально- образовательной направленности.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Направленность
Программа направлена на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, она обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитие познавательных способностей, расширение кругозора, развитие мелкой моторики рук, всестороннее развитие личности ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Программа способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Актуальность
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Современному школьнику очень нужны «умные руки». Происходит то, что писал И.П.Павлов «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, таким образом, будут решаться две задачи: во-первых – общее интеллектуальное развитие, во-вторых – готовность к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой». Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
Новизна
Новизна программы «Умные руки» заключается в том, что типовые программы дошкольного образования не предусматривают систематичности занятий по развитию мелкой моторики. Этот вид деятельности используется по усмотрению педагогов на разных занятиях: ИЗО, математике. Данная программа предусматривает развитие мелкой моторики отдельным занятием один раз в неделю. Используются самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, способствующие развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.
Педагогическая целесообразность
Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.
Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, формирования общеинтеллектуальных умений, развития познавательных способностей, расширения кругозора, развития мелкой моторики рук.
Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушения зрения и трудностей в овладении письмом.
Содержание дополнительного образования в МБДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психо-физического здоровья.
Отличительные особенности
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основные характеристики образования
Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки реализации
Цель программы: формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- развитие мелкой моторики руки ребенка;
- развитие слухового внимания;
- развитие графического воспроизведения;
- развитие самостоятельности.
Уровень программы «Умные руки»- базовый.
Задачи:
Обучающие задачи:
Развитие тонкокоординированных движений рук.
Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие задачи:
Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации.
Воспитательные задачи:
Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Планируемые результаты освоения Программы
Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
Ребенок будет знать:
- правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);
- гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
- правила работы с тетрадью;
Ребенок будет уметь:
- правильно сидеть за столом во время письма;
- правильно располагать рабочую тетрадь;
- правильно держать карандаш и ручку;
- проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
- проводить линии в разных направлениях;
- обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.
Ребенок сможет решать следующие жизненно-практические задачи через:
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;
- развитие наблюдательности;
- развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- развитие инициативности и самостоятельности;
Ребенок способен проявлять:
- усидчивость при выполнении работ;
- эмоциональную отзывчивость;
- доброжелательность.
Современные ценностные ориентиры, формируемые в процессе освоения Программы
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Уровень программы - базовый.
Срок реализации - программа «Умные руки» рассчитана на один год обучения.
На освоение программы отводится 34 часа.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Форма проведения занятия - очная.
Режим занятий: занятия проводятся в групповом помещении 1 раз в неделю, академический час (продолжительность одного занятия) –25 минут, количество учебных недель – 34.
Возраст обучающихся: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Принцип формирования групп: Программа «Умные руки» не предусматривает никаких условий отбора по способностям, принимаются дети 5-6 лет разного пола и разной подготовки.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Образовательные технологии, приемы и методы
Образовательные технологии
Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес;
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества.
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология, опирающиеся на познавательный интерес
Концептуальные идеи и принципы:
- активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);
- обучение с учётом закономерностей детского развития;
- опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);
- ребёнок является полноценным субъектом деятельности.
Технология проблемного обучения
Концептуальные идеи и принципы:
- создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;
- целью проблемной технологии выступает усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;
- проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;
- проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;
- проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Методы обучения:
Применяются в комплексе различные методы и приемы:
- игровые,
- показа способа действия,
- объяснения,
- указание,
- вопросы,
- контроль.
Приемы:
- показ способов, уточнение приемов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
- игровые приемы;
- индивидуальная работа с детьми, совместная работа взрослого и ребенка;
- обследование, рассматривание и наблюдение.
При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие работу ребенка похвалу, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др.
1.Учебный план
№ п/п | Тема | Количество академических часов | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | (сентябрь) Введение в Программу | 1 | 1 | - | наблюдение |
2. | Занятие №1 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
3. | (октябрь) Занятие №1 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
4. | Занятие №2 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
5. | Занятие №3 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
6. | Занятие №4 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
7. | (ноябрь) Занятие №1 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
8. | Занятие №2 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
9. | Занятие №3 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
10. | Занятие №4 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
11. | Занятие №5 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
12. | (декабрь) Занятие №1 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
13. | Занятие №2 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
14. | Занятие №3 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
15. | Занятие №4 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
16. | (январь) Занятие №1 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
17. | Занятие №2 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
18. | Занятие №3 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
19. | Занятие №4 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
20. | (февраль) Занятие №1 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
21. | Занятие №2 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
22. | Занятие №3 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
23. | Занятие №4 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
24. | (март) Занятие №1 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
25. | Занятие №2 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
26. | Занятие №3 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
27. | Занятие №4 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
28. | (апрель) Занятие №1 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
29. | Занятие №2 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
30. | Занятие №3 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
31. | Занятие №4 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
32. | (май) Занятие №1 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
33. | Занятие №2 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
34. | Занятие №3 | 1 | 0.5 | 0.5 | наблюдение |
Итого | 34 | 17.5 | 16.5 | ||
2.Календарный учебный график
(приложение к Программе «Умные руки»)
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ д/с №8
_____________ Мацкул Н. В.
«_____» ____________2024 г.
Срок учебного года (продолжительность обучения) | Каникулы | Кол-во занятий в неделю, продолжительность одного занятия | Кол-во учебных недель | Место проведения занятия | Время проведения занятия | Сроки диагностики |
02.09.2024- 30.05.2025 | 30.12.2024- 07.01.2025 | 1 25 мин. | 34 | МБДОУ детский сад № 8 Группа №6 | 15.30-15.50 День: пятница | Стартовая: сентябрь Итоговая: май |
Тема занятия | Сроки занятия | Режим занятия |
Введение в Программу | 20.09.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №1 | 27.09.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №1 | 04.10.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №2 | 11.10.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №3 | 18.10.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №4 | 25.10.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №1 | 01.11.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №2 | 08.11.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №3 | 15.11.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №4 | 22.11.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №5 | 29.11.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №1 | 06.12.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №2 | 31.12.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №3 | 20.12.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №4 | 27.12.2024 | 15.30-15.55 |
Занятие №1 | 10.01.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №2 | 17.01.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №3 | 24.01.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №4 | 31.01.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №1 | 07.02.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №2 | 14.02.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №3 | 21.02.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №4 | 28.02.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №1 | 07.03.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №2 | 14.03.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №3 | 21.03.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №4 | 08.03.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №1 | 04.04.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №2 | 11.04.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №3 | 18.04.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №4 | 25.04.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №1 | 16.05.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №2 | 23.05.2025 | 15.30-15.55 |
Занятие №3 | 30.05.2025 | 15.30-15.55 |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО
зам. зав. по ВМР МБДОУ д/с №8
_______________ Денисова Л. В.
«_______»______________2020 г.
Рабочая программа
базового уровня сложности
«Умные руки»
Срок реализации программы: 1 год
Кол-во учебных недель: 34
Всего академических часов: 34
из них в форме групповой работы - 34
Кол-во часов в неделю: 1
Продолжительность занятия: 25 минут
Педагог:
Лопухова М. М.,
первая квалификационная категория
2024-2025 учебный год
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Умные руки»
Сентябрь месяц
1 Занятие. Введение в Программу
1. Ознакомление с основными темами и понятиями.
2. Гигиена труда и организация рабочего места.
3. Правила безопасности труда при работе на ООД
2 Занятие
Стартовая диагностика
Октябрь месяц
1- 2 занятие
1.Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.
2.Развивать зрительно - моторную координацию.
3.Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. 4.Воспитывать волевые качества, усидчивость.
3- 4 занятие
1.Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме;
2.Формирование правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;
3.Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий;
4.Формирование умения наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма;
5.Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях;
6.Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие:
7.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
8.Закреплять представления детей о желтом, синем и красном цветах. Учить получать новые цвета путем смешивания основных.
Ноябрь месяц
1- 3 занятие
1.Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.
2.Развивать зрительно - моторную координацию.
3.Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. 4.Воспитывать волевые качества, усидчивость.
4- 5 занятие
1.Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме;
2.Формирование правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;
3.Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий;
4.Формирование умения наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма;
5.Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях;
6.Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие:
7.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
8.Закреплять представления детей о желтом, синем и красном цветах. Учить получать новые цвета путем смешивания основных.
Декабрь месяц
1- 2 занятие
1.Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.
2.Развивать зрительно - моторную координацию.
3.Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. 4.Воспитывать волевые качества, усидчивость.
3- 4 занятие
1.Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме;
2.Формирование правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;
3.Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий;
4.Формирование умения наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма;
5.Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях;
6.Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие:
7.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
8.Закреплять представления детей о желтом, синем и красном цветах. Учить получать новые цвета путем смешивания основных.
Январь месяц
1- 2 занятие
1.Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.
2.Развивать зрительно - моторную координацию.
3.Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. 4.Воспитывать волевые качества, усидчивость.
3-4 занятие
1.Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме;
2.Формирование правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;
3.Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий;
4.Формирование умения наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма;
5.Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях;
6.Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие:
7.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
8.Закреплять представления детей о желтом, синем и красном цветах. Учить получать новые цвета путем смешивания основных.
Февраль месяц
1- 2 занятие
1.Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.
2.Развивать зрительно - моторную координацию.
3.Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. 4.Воспитывать волевые качества, усидчивость.
3- 4 занятие
1.Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме;
2.Формирование правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;
3.Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий;
4.Формирование умения наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма;
5.Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях;
6.Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие:
7.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
8.Закреплять представления детей о желтом, синем и красном цветах. Учить получать новые цвета путем смешивания основных.
Март месяц
1- 2 занятие
1.Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.
2.Развивать зрительно - моторную координацию.
3.Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. 4.Воспитывать волевые качества, усидчивость.
3- 4 занятие
1.Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме;
2.Формирование правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;
3.Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий;
4.Формирование умения наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма;
5.Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях;
6.Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие:
7.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
8.Закреплять представления детей о желтом, синем и красном цветах. Учить получать новые цвета путем смешивания основных.
Апрель месяц
1- 2 занятие
1.Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.
2.Развивать зрительно - моторную координацию.
3.Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. 4.Воспитывать волевые качества, усидчивость.
3- 4 занятие
1.Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме;
2.Формирование правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;
3.Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий;
4.Формирование умения наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма;
5.Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях;
6.Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие:
7.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
8.Закреплять представления детей о желтом, синем и красном цветах. Учить получать новые цвета путем смешивания основных.
Май месяц
1- 2 занятие
1.Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения.
2.Развивать зрительно - моторную координацию.
3.Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. 4.Воспитывать волевые качества, усидчивость.
3 занятие
1.Формирование привычки принимать рациональное положение тела при письме;
2.Формирование правильной осанки и навыков посадки, тренировки руки в работе с карандашами;
3.Формирование навыка удерживать карандаш в правой руке без напряжения при выполнении линий;
4.Формирование умения наносить линии в одном направлении, соблюдая основы правил непрерывного письма;
5.Совершенствовать графические умения и навыки при письме через штриховку в разных направлениях;
6.Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие:
7.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.
8.Закреплять представления детей о желтом, синем и красном цветах. Учить получать новые цвета путем смешивания основных.
4.Методические материалы
Алгоритм ООД
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, пальчиковая гимнастика.
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Упражнения на подготовку руки к письму, упражнения на ориентировку в пространстве, графические диктанты.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
№ | Части занятия | Цель | Формы работы | Продолжительность |
1. | Мотивация детей | Постановка цели индивидуально или группе детей; - Вовлечение в совместную деятельность; - Использование наглядных, информационных средств. - Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности. | - игровые ситуации, - дидактические игры, - погружение ребенка в ситуацию слушателя, - погружение ребенка в ситуацию. . | - старшая группа – 4-5 минут; |
2. | Пальчиковая гимнастика | - Развитие мелкой моторики. - Разминка суставов кисти. - Подготовка руки ребенка к движениям необходимым в художественном творчестве. | - проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов | - старшая группа – 2 минуты; |
3. | Деятельность детей в тетрадях | Развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные упражнения. Учить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги. Воспитывать волевые качества, усидчивость. | Погружение ребенка в ситуацию | - старшая группа – 15 минут; |
4. | Подведение итогов работы | Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом. | - старшая группа – 3 минуты; |
Виды работы на занятиях с детьми
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо».
«Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу).
- «Сделай бусы» нанизывание мелких и крупных бусен (оценивается быстрота, создание рисунка).
- Завязывание шнурков разной величины.
- Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2.Ориентировка в пространстве
- Продолжить узор по клеточкам.
- Д/И «Найди, где спрятано?»
3.Срисовывание образца
- Задания на листе бумаги в клетку, в линейку.
- Дорисовывание второй половины рисунка по точкам, соединение точек.
4.Штриховка
- Выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
5.Графический диктант.
- Графический диктант по словесной инструкции.
Учитывая такую особенность детей дошкольного возраста, как неустойчивое внимание, занятия выстраиваются таким образом, чтобы имело место смена видов деятельности по необходимости. Это - смена упражнений, приемов, игр, просто перемещение по кабинету.
На занятиях создается ситуация успеха для каждого ребенка, используется личностно-ориентированная модель общения, учитывается индивидуальные и возрастные особенности детей. Чтобы создать мотив для продуктивной деятельности детей используются факторы, вызывающие положительные эмоции и желание ребенка творить:
- Игровые ситуации.
- Новизна впечатлений.
- Эффекты неожиданностей.
- Ситуации успешности, сомнения, юмористические.
- Поощрения в разных видах.
- Элементы соревнования.
- Проблемные конфликтные ситуации с любимыми героями.
- Любопытство, познавательный интерес.
- Путешествие, перенесение в другую страну, выполнение роли персонажа.
- Музыкально-ритмические движения, сопровождаемые словом.
- Элементы загадывания и отгадывания, поиска и находки.
Предложенная тематика и формы обучения соответствуют возрастным особенностям, продуктивным навыкам и интересам дошкольников, дают простор детской фантазии и возможность проявить свою индивидуальность.
Очень важным при работе с дошкольниками по данной программе является сочетание на одном занятии нескольких форм работы, видов деятельности, игровой характер обучения.
Система воспитательной работы
Мероприятие | Содержание | Сроки |
Родительское собрание | Ознакомление родителей с программой кружка | Октябрь 2024 |
Индивидуальное консультирование родителей | Рассмотрение интересующих вопросов | В течение учебного года |
После каждого занятия родители знакомятся с содержанием занятия, имеют возможность посмотреть рабочую тетрадь ребенка и проследить динамику успехов своего ребенка.
5.Оценочные материалы
Мониторинг освоения программы
Формой отслеживания и фиксации результатов детей является диагностика, составленная педагогом. Программа предполагает стартовую и итоговую диагностику детей 5-6 лет. Стартовый контроль осуществляется в начале учебного года и направлен на диагностику начального уровня знаний, умений и навыков детей. Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и направлена на выявление уровня освоения разделов программы за весь срок обучения.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время занятий.
№ | Ф.И. ребенка | Развитие мелкой моторики рук | Ориентирование в пространстве | Развитие графических навыков | ||
Копирование образца | Штриховка | Графический диктант | ||||
1 | ||||||
2 | ||||||
Материально- техническое обеспечение программы
- Простой карандаш,
- Цветные карандаши,
- Тетрадь в клетку,
- Печатные листы с заданиями,
- Раскраски с заданиями.
Цифровые образовательные ресурсы ( интернет- источники):
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Международный образовательный портал " maam.ru" http.// www.maam.ru
3. Сайт " Инфоурок" https: // infourok.ru
Список литературы:
- Бачина, Коробова: Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей.
- Е. М Рахманова «Графические диктанты для подготовки руки к письму» рисование по клеточкам, пальчиковая гимнастика, чистоговорки, скороговорки.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
- Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
9. Интернет - источники:
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Международный образовательный портал " maam.ru" http.// www.maam.ru
- Сайт " Инфоурок" https: // infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 конспекта непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшем возрасте.
Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Конспект занятия: «Хакасия мой край родной!» (путешествие по карте) Программное содержани...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие "Умелые руки не знают скуки"
В этой совместной деятельности мы будем формировать положительное отношение к труду и его результатам...

Организованная образовательная деятельность с детьми старшего возраста по реализации образовательной области «Познание» по теме: «Бабушкин сад»
Организованная образовательная деятельность с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание" тема: "Бабушкин сад"...

Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста "Лекарственные травы Сибири" Автор: Михнёва И.Н.- старший воспитатель г.Братск
Цель: формирование представлений о лекарственных травах Сибири. Задачи: 1. Познакомить с лекарственными травами нашего края: календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание"
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание" тема: "Лесная полянка"
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области "Познание" тема: "Лесная полянка"...

проект "здоровье в наших руках" . старший возраст
проект "здоровье в наших руках" . старший возраст...
