Главные вкладки

    Конспект образовательной ситуации для детей старшего возраста "Лекарственные травы Сибири" Автор: Михнёва И.Н.- старший воспитатель г.Братск
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Михнёва Ирина Николаевна

    Цель: формирование представлений о лекарственных травах Сибири. Задачи: 1. Познакомить с лекарственными травами нашего края: календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат - и мачеха, а также с растениями, занесенными в Красную книгу (купальница, подснежник, колокольчик); 2. Закреплять навыки бережного и доброго отношения к природе; 3. Формировать умение делать умозаключения, выводы в процессе решения проблемных ситуаций; 4. Воспитывать заботливое отношение к природе Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая, двигательная. Материал и оборудование: слайды лекарственных трав, картинки с изображением лекарственных трав состоящих из двух частей, раскраски с изображением лекарственных трав. Ход деятельности: Ведущий: Я сегодня для вас принесла новую книгу, о чем в ней речь, вы узнаете из загадки. 1. Загадывание загадки Есть растения такие, Они вовсе не простые. Если что-то заболит, Эта травка исцелит! Правильно, эта книга о лекарственных растениях Что вы знаете о лекарственных растениях? Как растения могут помочь здоровью человека? Где можно встретить лекарственные растения? (в лесу, на лугу, поле, на даче, в зеленой зоне населенного пункта) Как люди узнали о лекарственных свойствах трав? 2. Рассказ воспитателя Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди, их называли травниками. В нашем крае тоже были такие люди. Так как наш край славится большим количеством растений, травники узнали о многих замечательных свойствах многих растений. До сих пор люди пользуются этими травами, которые можно купить в аптеке, а многие люди сами заготавливают их. Хотели бы вы узнать, что это за травы? О каких лекарственных травах пойдет речь, вы узнаете, собрав букет из картинок. Прежде, чем собрать картинку разделитесь парами по цвету обратной стороны картинки. (дети собирают картинки: календула, ромашка, подорожник, зверобой, рябина, крапива, мать – и –мачеха, мята, тысячелистник, клевер) 3. Игра «Собери картинку» Как называются эти растения, посмотрите какой великолепный букет лекарственных растений получился! Что вы знаете о этих растениях? (дети составляют короткие рассказы о растениях) 4. Рассказы о растениях (рассказы сопровождаются слайдами и предварительно заученными стихами) Календула Семена как ноготки, Желто - кранные цветки От горла помогают Кто же их не знает. Шиповник Если слабость и сонливость, Если бегать нету сил, Пей шиповника отвар В нём целебный витамин. Ромашка Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце. Мы домой ее возьмем И на стол поставим. Если вдруг мы прихворнем - Мы ее заварим. Рябина Если ночью плохо спишь Часто голова болит Пейте сок рябины красной Он вас быстро вылечит. Зверобой А вот растенье- зверобой, Лист продырявленный такой. Должно быть, шить училась пчелка, Колола жалом, как иголкой. Но знайте, нет его полезней, он прогоняет сто болезней! Мята Это мята за запах приятна С ней чай попьешь Спокойно заснешь. Мать – и мачеха Мать-и-мачехи цветки Словно солнца огоньки. На пригорочке растут, Прям из снега - и цветут! Клевер Клевер тих и невысок, И хранит он сладкий сок. Пчёлы ведь к нему недаром Прилетают за нектаром. Крапива Расту в оврагах, на лугу Если тронешь - обожгу. Горда, неприхотлива Зелёная ... Вот сколько вы интересного рассказали о целебных свойствах растений этого замечательного букета. (раздается звук ветра) Что это за звук? Это ветер прилетел и разбросал растения. Давайте соберем их обратно в букет. 5. П/игра «Соберем букет» Выбирается «ветер». Дети идут по кругу. «Ветер», двигаясь за кругом, касается рукой каждого ребёнка, проговаривая текст: Я весёлый ветерок. Мимо поля и дорог С шумом свистом я лечу. Пошалить чуть-чуть хочу. Затем дети разбегаются врассыпную по площадке, останавливаются и произносят слова: Ветер разбросал цветы, Помял стебель у травы. Ветер, ветер улетай. Ты играть нам не мешай. Все растенья собери, Их названье повтори. «Ветер» собирает цветы и травы, беря за руку ребёнка, просит его произнести любое название цветка. После того как все дети возьмутся за руки, они идут «змейкой» по залу, затем образуют круг. 6. Речевое общение Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные растения нашего края занесены в Красную книгу? Таких растений очень много, одни из них знакомы вам (слайды: купальница (жарок), подснежник, медуница, колокольчик). Как вы думаете, почему эти растения занесены в Красную книгу? Что необходимо, для того чтобы эти растения не исчезли? Представьте себе, что многие растения исчезнут на Земле, что произойдет? Рассмотрите картинку (на картинке изображен луг, насекомые и животные) 7. Проблемная ситуация «Что произойдет, если кто - то исчезнет: растения, насекомые или животные?» Ответы детей. Вывод: в природе все взаимосвязано, исчезновение одного вида ведет к гибели другого. Природу надо беречь и охранять Как нужно заботиться о растениях? Предлагаю вспомнить правила, как нужно вести себя в природе. 8. Игра «Правила поведения в природе» Вы сегодня узнали много интересного о лекарственных растениях нашего края. Что бы вы сделали в группе для того, чтобы помнить о чудесных свойствах растений? (предложения детей) А сейчас я приглашаю вас в художественную мастерскую. Предлагаю оформить альбом «Лекарственные травы Сибири». Художник приготовил для вас силуэты этих растений, вам необходимо раскрасить эти силуэты. 9. Оформление альбома «Лекарственные травы Сибири» 10. Итог деятельности: Что интересного вы узнали? Какие лекарственные растения заинтересовали вас? Что вы хотели бы еще узнать?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    образовательной ситуации для детей старшего возраста

    на тему «Лекарственные растения Сибири»

    Цель: формирование представлений о лекарственных травах Сибири.

    Задачи:

    1. Познакомить с лекарственными травами нашего края: календула, ромашка, рябина, шиповник, зверобой, мята, клевер, крапива, мат -   и мачеха, а также с растениями, занесенными в Красную книгу (купальница, подснежник, колокольчик);
    2. Закреплять навыки бережного и доброго отношения к природе;
    3. Формировать умение делать умозаключения, выводы в процессе решения проблемных ситуаций;
    4. Воспитывать заботливое отношение к природе

    Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно -  исследовательская, игровая, двигательная.

    Материал и оборудование: слайды лекарственных трав, картинки с изображением лекарственных трав состоящих из двух частей, раскраски с изображением лекарственных трав.

    Ход деятельности:

    Ведущий:

    Я сегодня для вас принесла новую книгу, о чем в ней речь, вы узнаете из загадки.

    1. Загадывание загадки

    Есть растения такие,

    Они вовсе не простые.

    Если что-то заболит,

    Эта травка исцелит!

    Правильно, эта книга о лекарственных растениях

    Что вы знаете о лекарственных растениях?

    Как растения могут помочь здоровью человека?

    Где можно встретить лекарственные растения? (в лесу, на лугу, поле, на даче, в зеленой зоне населенного пункта)

    Как люди узнали о лекарственных свойствах трав?

    1. Рассказ воспитателя

    Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Но прежде чем найти  действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди, их называли травниками.

    В нашем крае тоже были такие люди. Так как наш край славится большим количеством растений, травники узнали о многих замечательных свойствах многих растений. До сих пор люди пользуются этими травами, которые можно купить в аптеке, а многие люди сами заготавливают их.

    Хотели бы вы узнать, что это за  травы?

    О каких лекарственных травах пойдет речь, вы узнаете, собрав букет из картинок. Прежде, чем собрать картинку разделитесь парами по цвету обратной стороны картинки. (дети собирают картинки: календула, ромашка, подорожник, зверобой, рябина, крапива, мать – и –мачеха, мята, тысячелистник, клевер)

    1. Игра «Собери картинку»

    Как называются эти растения, посмотрите какой великолепный букет лекарственных растений получился! Что вы знаете о этих растениях? (дети составляют короткие рассказы о растениях)

    1. Рассказы о растениях (рассказы сопровождаются слайдами и предварительно заученными стихами)

    Календула

    Семена как ноготки,

    Желто -  кранные цветки

    От горла помогают

    Кто же их не знает.

    Шиповник

    Если слабость и сонливость,

    Если бегать нету сил,

    Пей шиповника отвар

    В нём целебный витамин.

    Ромашка

    Белая корзинка,
    Золотое донце.
    В ней лежит росинка
    И сверкает солнце.
    Мы домой ее возьмем
    И на стол поставим.
    Если вдруг мы прихворнем -
    Мы ее заварим.

    Рябина

    Если ночью плохо спишь

    Часто голова болит

    Пейте сок рябины красной

    Он вас быстро вылечит.

    Зверобой

    А вот растенье- зверобой,

    Лист продырявленный такой.

    Должно быть, шить училась пчелка,

    Колола жалом, как иголкой.

    Но знайте, нет его полезней,

    он прогоняет сто болезней!

    Мята

    Это мята за запах приятна

    С ней чай попьешь

    Спокойно заснешь.

    Мать – и  мачеха

    Мать-и-мачехи цветки
    Словно солнца огоньки.
    На пригорочке растут,
    Прям из снега - и цветут!

    Клевер

    Клевер тих и невысок,
    И хранит он сладкий сок.
    Пчёлы ведь к нему недаром
    Прилетают за нектаром.

    Крапива

    Расту в оврагах, на лугу
    Если тронешь - обожгу.
    Горда, неприхотлива
    Зелёная ... 

    Вот сколько вы интересного рассказали о целебных свойствах растений этого замечательного букета. (раздается звук ветра)

    Что это за звук? Это ветер прилетел и разбросал растения. Давайте соберем их обратно в букет.

    1. П/игра «Соберем букет»

    Выбирается «ветер». Дети идут по кругу. «Ветер», двигаясь за кругом, касается рукой каждого ребёнка, проговаривая текст:

    Я весёлый ветерок.

    Мимо поля и дорог

    С шумом свистом я лечу.

    Пошалить чуть-чуть хочу.

    Затем дети разбегаются  врассыпную по площадке, останавливаются и произносят слова:

    Ветер разбросал цветы,

    Помял стебель у травы.

    Ветер, ветер улетай.

    Ты играть нам не мешай. 

    Все растенья собери,

    Их названье повтори.

    «Ветер» собирает цветы и травы, беря за руку ребёнка, просит его произнести любое название цветка. После того как все дети возьмутся за руки, они идут «змейкой» по залу, затем образуют круг.

    1. Речевое общение

    Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные  растения нашего края занесены в Красную книгу?  Таких растений очень много, одни из них знакомы вам (слайды: купальница (жарок), подснежник, медуница, колокольчик). Как вы думаете, почему эти растения занесены в Красную книгу? Что необходимо, для того чтобы эти растения не исчезли? Представьте себе, что многие растения исчезнут на Земле, что произойдет?

    Рассмотрите картинку (на картинке изображен луг, насекомые и животные)

    1. Проблемная ситуация «Что произойдет, если кто -  то исчезнет: растения, насекомые или животные?»

    Ответы детей.

    Вывод: в природе все взаимосвязано, исчезновение одного вида ведет к гибели другого. Природу надо беречь и охранять

    Как нужно заботиться о растениях? Предлагаю вспомнить правила, как нужно вести себя в природе.

    1. Игра «Правила поведения в природе»

    Вы сегодня узнали много интересного о лекарственных растениях нашего края. Что бы вы сделали в группе для того, чтобы помнить о чудесных свойствах растений? (предложения детей)

    А сейчас я приглашаю вас в художественную мастерскую. Предлагаю оформить альбом «Лекарственные травы Сибири». Художник приготовил для вас силуэты этих растений, вам необходимо раскрасить эти силуэты.

    1. Оформление альбома «Лекарственные травы Сибири»
    2. Итог деятельности: Что интересного вы узнали? Какие лекарственные растения заинтересовали вас? Что вы хотели бы еще узнать?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе Тема: «В страну Сказок» Воспитатель Навоева Т. Ю. МАДОУ ЦРР детский сад №14 Г. Кропоткин Краснодарский край

    Конспект образовательной ситуациипо познавательному развитию в старшей группеТема:  «В страну Сказок» Воспитатель Навоева Т. Ю.МАДОУ ЦРР детский сад №14 Г. Кропоткин Краснодарский край...

    Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детского сада № 430» г. Нижний Новгород Денисовой Е.В.

    Тема: Чистый воздух – это здоровье.Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о ...

    Конспект образовательной ситуации для детей группы раннего возраста Тема: «Мячик для Тани»

    Цель: Формировать умение скатывать комки пластилина между ладонями круговыми движениями.Задачи:Ø продолжать знакомить со свойствами пластилина;Ø закрепить название цветов: красный, жёлтый, зелёный, го...

    Конспект образовательной ситуации для детей старшей группы «Путешествие в страну сказок»

    Цель: развивать интерес к железнодорожному транспорту, желание путешествовать   на  поезде....

    Конспект образовательной ситуации для детей старшей группы «Мальчишки и девчонки»

    Задачи:- Формировать у детей умение узнавать сказку и сказочных героев по по отрывку.- Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.- Воспитывать эмоциональное восприятие содержа...

    КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ») «МЫ ДРУЗЬЯ ЛЕСА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

    Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.Обогащать словарь, совершенствовать диалогическую форму речи.Развивать логическое мышл...