Методика Н.В. Шайдуровой
материал по рисованию
Методика Н.В. Шайдуровой — адаптированная методика для диагностики художественно-творческого развития детей, разработанная для старших дошкольников. Она включает задания, которые проверяют умение создавать образы, разрабатывать содержание изображения и другие навыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика Н.В.Шайдуровой
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены верно. Правильно передаѐт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалѐнных) | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения. |
Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребѐнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) | Ребѐнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребѐнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями | Замысел стереотипный. Ребѐнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не |
проявляет инициативы и самостоятельности. | |||
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Сюжет соответствует предварительному рассказу о нѐм | Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нѐм | Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нѐм |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») |
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной
последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в
определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
- Дорисуй геометрическую фигуру
- Нарисуй какой хочешь узор
- Весѐлые картинки
- Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры». Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает,
реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей
дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаѐт каждому ребѐнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всѐ, что захотите, но так, чтобы получилось
красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с
точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей). Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определѐнной формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весѐлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения. Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но
так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него.
Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвѐртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки). Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Путешествие с Капелькой» по методике О.В.Дыбиной
План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками....

Диагностика педагогического процесса по методике Верищагиной Н.В. и индивидуальный образовательный маршрут к данной методике
Карты диагностики педагогического процесса по методике Верещагиной Н.В. и разработанные к данной методике ИОМ...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы
ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...
«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.
laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

Годовой проект в старшей группе-Рисуем по алгоритмическим схемам с детьми 5-7 лет по методической разработке Н.В. Шайдуровой и Н.Н. Леоновой
Годовой проект в старшей группе-Рисуем по алгоритмическим схемам с детьми 5-7 лет по методической разработке Н.В. Шайдуровой и Н.Н. Леоновой АктуальностьРасскажи мне – и я услышу,Покажи мне...

