Портретная живопись в картине Валентина Серова "Девочка с персиками"
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Житникова Ирина Сергеевна

Знакомство дошкольников с миром искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_konspekt_devochka_s_persikami.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная площадка «КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСКУССТВУ

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

«Речевое развитие»

Основная задача

образовательной деятельности

Приобщение к искусству (живопись): в соответствии со списком рекомендованным ФОП ДО п. 21. Продолжать развивать эстетическое восприятия окружающего мира, формировать художественный вкус и творческое мышление. Расширять знания детей о русских художниках.

Название картины

«Девочка с персиками»

Автор картины (художник)

Валентин Александрович Серов

Тема / Ценность

детство, невинность, чистота, радость жизни, естественность и спонтанность

Методы и приемы

Словесные: описание девочки и рассуждение о её эмоциональном состоянии, запечатленное художником.

Наглядные: визуализация увеличенного изображения картины для детального рассмотрения.

Практические: дидактическая игра «Калейдоскоп эмоций», упражнение «Я в картине»

Тип и вид занятия

Изучение и усвоение нового материала

Возрастная группа детей

Старшая группа

Программное содержание (в соответствии с ФОП ДО)

Цель:

Развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира, формирование художественного вкуса и творческого мышления.

Программное содержание (в соответствии с ФОП ДО)

Задачи:

Обучающие:

вовлечь в «проживание», обсуждение и анализ произведения искусства 

Развивающие:

Обогащать словарный запас детей. Развивать понимание и ценность красоты произведений искусства, умение анализировать и рассуждать. Формировать умение видеть красоту в обыденном. Способствовать развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде. Развивать эстетическое восприятие, воображение, эмоциональный интеллект, способность к самовыражению.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к искусству, позитивное отношение к окружающей среде и природе. Укрепить уважение к чужому труду, в частности к работам художников.

Предполагаемый (ожидаемый) результат (целевые ориентиры)

Ребенок наблюдает, замечает детали, может описать основные элементы картины и ее композицию.

Объясняет, какие эмоции вызывает картина и почему. Выражает свои мысли и чувства через искусство и творчество, через создание аналогии с картиной.

Словарная работа

Эмоции, атмосфера, персонажи

Оборудование (технические средства обучения)

-репродукция картины В. А. Серова «Девочка с персиками», ноутбук, интерактивная доска;

-персики, аналогичная одежда девочки, осенние листья, дидактическая игра «Калейдоскоп эмоций»;

-карточки с изображением персиков и девочек для распределения на подгруппы

Демонстрационный материал

Репродукция картины В.А Серова «Девочка с персиками», портрет В.А. Серова

Раздаточный материал

Карточки «Эмоции» (на подгруппы)

Предварительная работа

(со всей группой, с подгруппой, индивидуально)

Со всей группой: игра на развитие психических процессов «Мои эмоции и состояние», чтение Н.Н. Носова «Незнайка и его друзья»

Индивидуально: беседы на заданные детьми темы («Память поколений», «Искусство» и другие)

Литературное произведение 

(в соответствии со списком рекомендованным ФОП ДО)

Без литературного сопровождения

Музыкальное произведение

(в соответствии со списком рекомендованным ФОП ДО)

"Детская сюита" Сергея Прокофьева («Пятнашки», «Вечер»)

Структурный компонент деятельности

Деятельность педагога

(содержание, задачи, средства)

Деятельность детей

Ожидаемый результат в процессе деятельности

I. Вводная часть

Мотивация, создание проблемной ситуации

В группе на магнитной доске расположен портрет В.А.Серова

- Ребята, как вы думаете, чей это портрет? Кем он может быть?

(Если ребенок называет, что это художник, назвать имя ребенка, если не называет озвучивает воспитатель)

- Это художник -Валентин Александрович Серов. Он написал картину, которая стала очень важной в традиции изображать детские образы в русской живописи.

- Вы хотели бы узнать, что это за картина?

(на экране интерактивной доски появляется изображение картины)

- Картина В.А. Серова «Девочка с персиками»

- Предлагаю попробовать создать свою живую картину.

Попробуем?

Дети замечают портрет художника,

высказывают свои предположения (писатель, композитор, художник и др.)

Дети высказывают согласие

Высказывания детей

Проявляют интерес к портрету, рассуждают.

Проявляют интерес к картине

Дети соглашаются

II. Основная часть

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Динамическая пауза

(Переходим к репродукции картины)

- Кто изображен на картине?

- Что делает девочка?

(Словарная работа: воспитатель озвучивает, что девочка – это персонаж картины, а персонаж – изображенный человек)

- Как вы думаете, есть ли связь между названием картины и тем, что на ней изображено?

- Какие предметы можно на ней рассмотреть?

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

(Назвать имя ребенка, согласиться с его ответом и подытожить ответ, добавляя уточнения)

- Да, я согласна с тобой, время года – осень. Это видно по желтым и красным листьям на заднем плане, а также по фруктам, таким как персики, которые обычно созревают в этот период.

- Какие цвета преобладают на картине?

- Как вы думаете, где происходит действие?  

- Какая атмосфера передана?

(Словарная работа: атмосфера, изображенная на картине – это то, какие чувства она вызывает)

- Как вы думаете, что могло произойти до или после момента, изображенного на картине?

- Как вы думаете, какие эмоции испытывает девочка?

- Предлагаю поиграть в игру «Калейдоскоп эмоций». Для этого, нам нужно разделиться на подгруппы, на (отдельном) столе лежат перевернутые карточки, выберите одну из них (дети выбирают карточки)

- Распределитесь к столам в соответствии с карточкой (на столах стоят изображения персиков и девочек и конверты с карточками «Эмоции»)

Поддерживаем самостоятельность и действия детей

-Ваша задача, из данных карточек эмоций выбрать только те, которые соответствуют настроению и атмосфере, изображенной на картине «Девочка с персиками» В.А. Серова.

- Рассмотрим результаты.

- Какие эмоции команды выбрали схожие? Какие отличаются?

- Вы справились с задачей!

- Как вы думаете, каково было бы оказаться на месте девочки? Предлагаю с прослушать "Детскую сюиту" («Пятнашки», «Вечер») Сергея Прокофьева и выполнить движения в соответствии с настроением девочки, изображенной на картине.

- Какие эмоции передала музыка? Схожи они с атмосферой, переданной на картине?

- Как вы думаете, мы сможем воспроизвести картину в нашей группе?

- Что нам для этого нужно?

(дети самостоятельно подбирают необходимые детали, опираясь на экран и репродукцию картины)

При необходимости воспитатель оказывает помощь.

Демонстрация аналогии картины.

Дети высказывают свои предположения

Ответы детей

Среди всех перечисленных предметов, дети называют персики

Ребята приходят к выводу, что осень или конец лета, называют времена года.

Ответы детей

Дети называют: спокойствие, радость

Дети высказывают свои предположения

Дети выбирают карточки

Дети самостоятельно проходят к заданным столам в соответствии с выбранным изображением

Самостоятельная деятельность детей

Дети выставляют выбранные эмоции на доске по подгруппам

Предположения детей

При прослушивании дети произвольно двигаются в соответствии с музыкой

Высказывания детей

Высказывание предположений и мнения детей

Дети называют: надо поставить стол, стулья, выбрать более похожую девочку, наряд, скатерть, листья, персики.

Вовлекаются в передачу состояния персонажа картины

Наблюдают, анализируют, рассуждают, высказывают

Пополняют словарный запас

Учатся соотносить название и изображение

Проявляют наблюдательность умение анализировать

Учатся высказывать полными предложениями, находить причинно-следственные связи

Называют цвета и их оттенки, замечают детали.

Пополняется словарный запас детей

Развивается эмоциональный интеллект

Учатся принимать выбранный вариант, что приводит к эмоциональной стабильности

Формируют команду, умеют работать в группе, уважают мнение и выбор товарищей.

Проявляют наблюдательность определяют и называют эмоции

Учатся сравнивать, находить различия и сходства, обосновывать свой выбор опираясь на сюжет картины

Выражают согласие и интерес в прослушивании

Создание дополнительного эмоционального контекст для восприятия данной картины.

Умеют высказывать свое мнение, отвечать полным предложением

Дети соглашаются воспроизвести картину.

Умеют творчески организовать и воспроизвести аналогию с картиной

Дети вовлечены в проживание сюжета и эмоционального состояния персонажа картины. Развитие способность к самовыражению и творчеству.

III. Заключительная часть

Рефлексия

(анализ собственной деятельности)

- Ребята, вам понравилась данная картина? Чем?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что было сложно? Почему возникли сложности? Как мы смогли справиться с ними? (если они возникли)

- Что было легко?

- Что нового узнали?

- Какие эмоции у вас вызвала картина «Девочка с персиками».  

- Если бы вы были художником, что бы вы добавили или изменили на этой картине?

Высказывания детей

Дети называют состояние, эмоцию, чувство.

Ответы детей

Учатся обдуманно высказывать, отвечают полными предложениями

Развитие эмоционального интеллекта, закрепление словарного запаса

Развитие творческого воображения

Итог занятия

(открытый выход)

Удалось ли нам воспроизвести картину и пережить состояние персонажа картины?

Дети высказывают свое мнение

Сохраняют детскую непосредственность, беззаботность, радость игр.

_______________________________________________________________________

Регион     Краснодарский край

Населенный пункт    станица Ленинградская

Образовательная организация     МАДОУ ДСКВ №34

Авторы-разработчики (ФИО, должность) Житникова Ирина Сергеевна - воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по теме "Портретная живопись"

Конспект занятия  проектной деятельности "Мир искусств" в средней группе по теме "Портретная живопись"...

Составление описательного рассказа по картине В.А.Серова "Девочка с персиками" с презентацией

Формирование у детей навыков составления описательного рассказа по картине с опорой на образец воспитателя....

Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В. Серова «Мика Морозов»

Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с одним из видов жанровой живописи:портрет. В данном конспекте в простой и доступной форме педагог знакомит детей с картиной В.Серова "Мика М...

Ознакомление дошкольников с портретной живописью через репродукцию картины В.М. Васнецова «Аленушка»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с жанровой живописью на занятиях по развитию речи на примере репродукции картины художника В.М. Васнецова "Аленушка" ...

Портретная живопись

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве....

Составление рассказа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

Составление рассказа по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»....