Конспект декоративного рисования "Роспись хохломская" 2025 г.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Вейнгард Любовь Валентиновна

Одно из средств патриотического воспитания старших дошкольников в художественном творчестве является - декоративно - прикладное искусство.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Ребёнок не только учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа, овладевает изобразительно-выразительными навыками, но и приобщает детей к культуре русского народа, знакомит с историей и его бытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_risovanie_hohloma.docx117.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 "Улыбка"

 Карасукского муниципального округа Новосибирской области

Конспект занятия

 декоративное рисование в подготовительной к школе группе на тему «Роспись хохломская»

Picture background

2025 г.                                                Автор конспекта: Вейнгард Л.В

Вид продуктивной деятельности: рисование
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. 

Цель: Изобразить узор по мотивам хохломской росписи.

Задачи:

Обучающие: формировать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи. Совершенствовать умение рисовать концом кисти; выполнять узор в определённой последовательности

Развивающие: Развивать самостоятельность, чувство ритма и композиции. Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи, эмоциональную отзывчивость при восприятии народного искусства

Оборудование и материалы: посуда с хохломской росписью, гуашь, кисточки №2, №4, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды, палитры, образцы элементов хохломской росписи.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

 

 Колокольчик, мой дружок,
Собери ребят в кружок.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

На звон колокольчика дети собираются в приветственный круг.

Обратить внимание детей на стол, сервированный посудой с хохломской росписью.

- Посмотрите ребята, как красиво здесь оформлен стол! Какая красивая расписная посуда! Мы едим из такой посуды? (Ответы детей)

- Чем она необычна? (Посуда расписана узорами.)

- Из чего она сделана? (Ответы детей)

- Для чего она тогда? (Ответы детей)

- Эта посуда произведение искусства. Предлагаю рассмотреть её.  

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

- Вам знакома такая роспись?

 

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А как вы думаете, от чего и почему, очень часто называют Хохлому золотой? (Ответы детей)

- На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Внимательно рассмотрите посуду и расскажите, какие цвета используют художники в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Я предлагаю вам рассмотрели элементы узора хохломской росписи: завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки. (Показ иллюстраций с элементами узоров хохломской росписи)

- Как вы думаете, какие ягоды рисуют художники? (Ответы детей)

- Да, ягоды на рисунках самые разные: малинка, клубничка, чёрная и красная смородина, рябина, вишенка, крыжовник, брусника.

-  Когда в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир, гости идут в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковские игрушки, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

 

- Сегодня я предлагаю открыть свой художественный салон, станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту посуду хохломским узором.

Детям предлагается на выбор заготовки посуды из белой бумаги.

 - Выберите любой понравившийся предмет посуды и проходите в нашу художественную мастерскую.

- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне с чего начинается роспись? (Ответы детей)

- Верно, роспись начинать нужно с каймы внизу и вверху изделия, или по краю формы, если она круглая).

- Какими элементами росписи можно украсить изделие? (Ответы детей)

- Что можно изображать на завитке? (ягоды, листья, осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).

- Как вы думаете, какой кистью удобно рисовать травку и завитки? (Ответы детей)

- Концом тонкой кисти удобнее рисовать такие элементы, чередуя цвета.

- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Ответы детей)

 - Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка.

- Какие цвета необходимо использовать для хохломского узора? (Ответы детей)

 - Красный, чёрный, зелёный – цвета хохломской росписи.

Динамическая пауза

Хохлома да хохлома (повороты вправо и влево)

Наше чудо дивное

Мы рисуем хохлому (руки полочкой)

Красоты невиданной (руки вверх и через стороны и вниз)

Нарисуем травку (повороты)

Солнечною краской

Ягоды рябинки (руки полочкой)

Краской цвета алого (руки вверх и через стороны вниз)

Хохлома да хохлома (повороты)

Вот так чудо дивное!

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Постараемся и удивим друг друга своими работами.

- Прежде чем приступить украшать узорами посуду. Расскажите, как вы это будете делать.

С чего начнёте?  

- Что будете рисовать после

- Почему?  

- Что будете изображать на завитке сначала, что потом?  

- Как нужно рисовать травку и завитки

- Что мы можем использовать для рисования ягод? 

- Какие цвета будете использовать? 

Практическая деятельность детей

Презентация работ детей

Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

 

- Какая чудесная получилась посуда! Яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома.

 - У каждого получился свой, неповторимый узор.

- Вспомним, какой росписью вы расписывали свою посуду? (Ответы детей)

- Как вы думаете, тяжело быть мастером? (Ответы детей)

- Почему вы так думаете? (Ответы детей)

- Что понравилось вам больше всего? (Ответы детей)

Оформление выставки детских работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Декоративное рисование "Украшение свитера"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по рисованию в средней группе по программе "От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы....

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию "Хохломские узоры"

Для детей с нарушением интеллекта. Четвертый год обучения...

Самообразованию воспитателя на тему «Декоративное рисование хохломской росписи».

Представленная  тема  обусловлена рядом причин социального , научно-теоретического и практического характера. На современном этапе заметно усилился интерес к использованию в творческой работ...

Конспект " Декоративная тарелка - хохлома"

Выполнить узор для тарелочки с использованием элементов хохломской росписи....

Конспект "Декоративное рисование "Украшение свитера""

Программное содержание. Закреплять умение детей украшать предметы одежды используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Оформлять украшенными полосками одежду, выреза...

Декоративное рисование "Хохломских ложек"

Цель: ознакомление с русским декоративным прикладным искусством, декоративное рисование хохломских ложек.Задачи: ознакомить с предметами декоративно-прикла...

Мультимедиа к занятию по декоративному творчеству «Хохломские ложки». (Подготовительная к школе группа)

Мультимедиа к занятию по декоративному  творчеству «Хохломские ложки». (Подготовительная к школе группа)...