Башкирский народный орнамент
презентация к уроку по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орна́мент ( лат. ornamentum « украшение ») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов ; предназначается для украшения различных предметов ( утварь , орудия и оружие , текстильные изделия , мебель , книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере ).
. Происхождение орнамента и его семантическое значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от сглаза или придать себе силу. Также искусство орнамента связано с созданием тамга, знаков собственности башкирских родов. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе. Это символико – графический язык народа
Для башкирского орнамента характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур
Основные элементы башкирского орнамента Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия Солярный знак - солнце Сердечко – гостеприимство
S – образный элемент Гусиная лапка Ромб – символ земледелия
Птичьи головки Цветок, тирме Восьмиконечная звезда
Ступенчатый ромб Пастбище Дерево
Бегущая волна Дорожка защищающая от злых духов, болезней Гребень
Кускар символ производительной деятельности человека, плодородия. Все остальные орнаментальные фигуры кускарного происхождения получаются в силу природного таланта башкир к импровизации за счет дополнительных спиралевидных завитков
Ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента, изменяется то в своей плоскости, то за своими пределами, превращаясь в многоплановые модификации.
Цвет в башкирском орнаменте Семантика зеленого цвета для всех народов мира едина – символ пышной растительности, процветания, благополучия, долголетия, молодости. Зеленый цвет соседствует с красным, образуя веселый, контрастный и яркий колористический строй. Желтый цвет - цвет солнца, золота. Особо почитаемый. Символизирует богатство, власть. Желтый цвет в башкирском орнаменте используется на темном фоне: черном, красном, сочетается с зеленым.
Белый цвет – почитаем всеми народами. Он олицетворяет светлое жизненное начало, символизирует древний свет и материнское молоко. Семантика святость и целомудрие. Красный цвет – символизирует здоровье, продолжение рода. В изделиях народных мастеров он выступает как активный фон или орнаментальный мотив
Синий цвет – бездонное небо, безмятежное спокойствие природы. Синий цвет связан с реками и с водопадами, которые традиционно в мировоззрении тюркских народов символизировали вход в подземное царство, связь с потусторонним миром. Коричневый цвет в учении Корана цвет гибели и распада зеленых растений, ассоциируется с серо – коричневой гаммой поздней осени. Семантическое значение горе, смерть.
Цвет в народном искусстве используется и как социальный знак – мужской, женский, детский. В оформлении одежды мальчиков, мужчин использовались синий и черные цвета, как приносившие удачу в охоте и других мужских занятиях
В одежде девочек и женщин предпочитались яркие тона цветущей природы: красный, зеленый, голубой .
Цель: Создать условия для формирования общей культуры и развития творческого потенциала через изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства Республики Башкортостан. Задачи: 1.Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам башкирского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью. 2.Формирование обобщенных знаний и умений: - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. 3.Умение создавать выразительные узоры на бумаге; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 4.Воспитывать умение ценить красоту. 5.Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам и умельцам. Содержание и методика ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством башкир. Программа «Народное декоративно – прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам» А.В.Молчевой
Младшая группа . Младших дошкольников следует знакомить с народным декоративно – прикладным искусством башкир через башкирские сказки, игры, игрушки. Рассматривая книги, обращать внимание на красоту одежды башкир, на доступные их возрасту орнаментальные изделия. Внести в работу с малышами настольные игры: «Оденем кукол Айсылу и Булата», «разрезные картинки», всякого рода мозаику, чтобы они сами могли выкладывать доступные башкирские узоры, а вместе с тем знакомились с цветовой гаммой башкирского орнамента. Малышам следует показывать матрешку или куклу – башкирку, рассказывать о ней, называть детали одежды, показывать узоры на платье, говорить, что она именинница, спрашивать хотят ли они сделать в этот день ей приятное и что именно. Вот тут дети проявят свое творчество. Нарисуют палас или коврик, состоящих из двух горизонтальных полос красного, черного или желтого цветов на одном из этих фонов. Это будет для них праздником и создаст настрой для игры, который дети впоследствии разовьют сами (развивающаяся игра), что является предпосылкой к дальнейшей творческой деятельности.
Средняя группа. В средней группе работа продолжается. Надо показать изделия, которые принесли матрешка или кукла в национальной одежде, рассказать детям о башкирских орнаментах, прочитать сказки, рассмотреть иллюстрации, обратить внимание на одежду, быт башкир. Внести игры «Составь башкирский узор», «Найди и расскажи», «Составь целое», «Одень башкирских кукол», рассказать о работе ткачей, сводить в музей.
Старшая группа. У старших дошкольников расширять представление о башкирском народном искусстве. Продолжить знакомство с историей жизни башкирского народа, его искусством, одеждой, жилищем, предметами быта, учить замечать в предметах красивое, своеобразное, запоминать их. По окончании работ всегда обращать внимание на правильность построения узора и красивое сочетание цветов, технику рисования. В старшей группе у детей уже имеется опыт по рисованию башкирских орнаментов, знания о них у детей богаче, поэтому можно предложить им более сложные элементы геометрического орнамента, украшая ими концы полотенца, скатерти, сапожки, рубашки, свитера, шарфа и другие вещи домашнего обихода.
Подготовительная группа. Детям 6-7 лет показать иллюстрации жизни и быта башкирского народа, рассказать об обычаях и традициях. Предложить настольно – печатные игры – «Лото», «Сотки ковер», «Найди свой элемент» и другие. Сводить в музей, магазины «Сувениры», «Подарки» с тем, чтобы дети смогли познакомиться с разнообразием башкирских сувениров. Далее можно предложить серию занятий по украшению одежды: халата мужского, мужской рубашки, оборок платья и самого платья на силуэтах, предложив предварительно настольно - печатные игры типа «Башкирское лото», «У кого такой же», «Запомни свой узор и составь его», «Дорисуй и раскрась» и другие, которые помогут в усвоении приемов изображения и в выявлении знаний о башкирском орнаменте. Все эти занятия прививают детям любовь к народному творчеству, учат уважать труд старших, воспитывают чувство гордости за свой народ, трудолюбие, усидчивость, развивают художественный вкус и творческие способности. В подготовительной группе необходимо провести итоговую беседу об искусстве нашего народа с выставкой детских работ.
Нетрадиционные способы рисования башкирского орнамента Рисование на манке завораживает своей простотой выполнения и своей уникальностью, но самое главное то, что занятия с подобными материалами полезны для малышей - они развивают детскую моторику и фантазию.
Рисование ватными палочками. Украшаем женский головной убор – колпачок (украшенный вышивкой из бисера)
Монотипия Украшение фартука растительными узорами
Оттиск печатками из картофеля Украшение паласа (тканый ковер)
Элементы башкирского народного искусства встречаются детям на каждом шагу: украшения домов, зданий, плакаты, лозунги. Одежда и изделия быта башкир, их орнаментация доступны для понимания дошкольников, поэтому необходимо показывать и рассказывать о них детям, учить изображать эти изделия, украшать орнаментом. Но для того, чтобы проводить успешно эту работу с детьми, воспитатель сам должен знать народное искусство башкир, научится приемам изображения. В детском саду следует иметь изделия декоративно-прикладного искусства: полотенца, паласы, посуду и другие предметы быта, альбомы башкирской росписи. По мере знакомства с промыслом надо устраивать выставки, цель которых знакомить с изделиями башкирского искусства, их орнаментацией и отличительными особенностями этих изделий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками »
Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой....
Знакомство с башкирским национальным орнаментом
- познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что республика Башкортостан находится на ...

Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками
Опыт работы по теме "Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками"...

Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».
Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...
ООД "Башкирский национальный орнамент"
Занятие по ФКЦМ...
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми старшей групы "Башкирский национальный орнамент"
Воспитание у детей патриотизма важная задача педагогов. Немаловажную роль в этом играет воспитание любви к родному краю, к ее культуре и традициям....
