ООД "Башкирский национальный орнамент"
план-конспект занятия (средняя группа)

Занятие по  ФКЦМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bashkirskiy_ornamentc.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Калтасинский детский сад № 2 «Рябинушка» МР РБ







Конспект  интегрированного занятия по ФКЦМ

с детьми старшей разновозрастной группы

Башкирский национальный орнамент






                                                            подготовила: воспитатель Кайранова Н.А.





Калтасы 2019 г.

Тема: Башкирский национальный орнамент

Программное содержание:

- познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», выявить отличительные признаки башкирского орнамента;

- продолжать развивать представление ребенка о различных сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;

- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;

- развивать умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;

- развивать способность к воображению;

- формировать эстетический вкус.

Оборудование:

• Музыкальный центр.

Ход ООД:

1.

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается музыка).

Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный день вечер они разожгли огонь и завели беседу.

Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.

Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.

Первая сказала«Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле».

Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес».

А третья сказала«А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы».

И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.

Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?

Дети: Орнамент - это узор,

- это повторяющийся узор,

- это узоры, которые симметрично расположены,

- это узоры, которыми украшали одежду, посуду.

Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте. На какие 2 группы делятся узоры в башкирском орнаменте.

Дети: Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры.

Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.

Основные фигуры и пояснение (картинки).

Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия

Сердечко – гостеприимство

Солярный знак – солнце

Ромб – символ земледелия

S-образный орнамент

Гусиная лапка

Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры?

Дети: симметрично повторяются, следуют друг за другом

Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте? (красный, зеленый, желтый, белый, черный).

Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?

Например:

- треугольники

- ромбы

- Зигзаги

- Параллельные косые линии

- Круги

- Завитки

- Розетки

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом?

Дети:

- посуду

- одежду

- обувь

- ковры

- полотенца

- занавески

- постельное белье

- изделия из кожи

- домашняя утварь.

Воспитатель: Правильно, ребята.

2.

Рассказ воспитателя

Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого народа, уходят вглубь веков. В произведениях декоративно прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.

3.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, Башкортостан – это многонациональная республика?

Дети: Да.

Воспитатель: Назовите национальности людей, которые проживают в Башкортостане.

Дети:

- русские, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, мордва

Воспитатель: Как вы думаете, у этих народов использовался одинаковый орнамент в одежде, на посуде?

Дети:

- Нет, разный.

Воспитатель: Значит у каждого народа свой орнамент, т. е. орнамент можно назвать народным или национальным?

- Да, можно.

Физминутка. Игра «Юрта»

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок

Поиграем, и попляшем,

И, помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Воспитатель:

Дети, давайте приготовим для наших гостей подарок – платочек, украшенный башкирским орнаментом. Садитесь на свои места. Посмотрите на мольберт. Я приготовила вот такой платочек. Рассмотрим его.

Воспитатель:

– Каким видом башкирского орнамента украшен наш платочек?

Дети. – Геометрическим.

Воспитатель:

  – А какими цветами украшен наш платочек?

Дети – Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель:

- Ребята, в башкирском орнаменте красный цвет – это цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени.

Воспитатель:

 –  Дети, давайте, начнем работу.

- С чего начнем работу?

- Украсим центр

Воспитатель:

- Назовите мне элементы орнамента, которые мы будем использовать при росписи нашего платочка?

Дети – Ромбик, крестики.

Воспитатель:

- К какому виду орнамента они относятся?

Дети – К геометрическому виду

(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку).

Итог.

Воспитатель: Сегодня мы многое узнали, а что именно?

Примерные ответы воспитанников:

- Что такое орнамент;

- Орнамент – это повторяющиеся узоры на одежде, на предметах быта…

- Орнамент у башкир бывает 2-х видов геометрический и растительный;

- В башкирском орнаменте используются геометрические фигуры (ромб, треугольник);

- Основные цвета – это красный, желтый, зеленый,

- Каждый из узоров что-то означает, например (Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия;

Сердечко – гостеприимство;

Солярный знак – солнце- символ жизни;

Ромб – символ земледелия)

- Каждый народ имеет свой национальный орнамент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшение фартука татарским национальным орнаментом

Украшение фартука татарским национальным орнаментом (конспект занятия на татарском языке),для подготовительной группы....

Презентация "Бурятский национальный орнамент"

Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иног...

Музыкальный праздник Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмам и предметам быта мордовского народа

Ведущий: Шумбратеде, ялгат! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник: «Цвети мой край – Мордовия моя!». Дети, скажите, как называется республика в ко...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Хантыйский национальный орнамент»

Цель занятия научить детей узнавать элементы хантыйского орнамента, видеть разнообразие элементов орнамента с учетом тематики узора (природы, животных)....

Украшение сапожка татарским национальным орнаментом.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством Татарстана. Тема: Украшение сапожка татарским национальным орнаментом....