Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию «Хантыйский национальный орнамент»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razdelu_mir_iskusstva.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Рисование в старшей группе

Тема: «Хантыйский национальный орнамент»

        

Разработала: воспитатель Маслова С.Н.

Программное содержание:

Продолжать учить детей узнавать элементы хантыйского орнамента, видеть разнообразие элементов орнамента с учетом тематики узора (природы, животных);

Развивать умение применять различные композиционные приемы, исходя из формы и назначения изделия;

Способствовать запоминанию сочетания цветов, симметрично расположения элементов в узоре. Развивать внимание, зрительную память. Прививать осознанное отношение к красоте народного орнамента.

Методы и приемы:

Игровой момент, беседа, рассматривание иллюстраций, сравнение, вопросы, объяснение.

Материал: 

Куклы в мужской и женской национальной верхней одежде Ханты,

иллюстрации с изображением народа Ханты,

образцы элементов орнамента,

заготовка для раскрашивания для каждого ребенка,

         кисти, гуашь, стаканчики с водой, салфетки для кисти.

Предварительная работа:

Рассматривание образцов орнамента на хантыйской национальной одежде. Проигрывание хоровых игр народов Севера.

Словарная работа:

Орнамент, горизонталь, косая линия, береста, своеобразная, сочетаются.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям кукол в мужской и женской национальной верхней одежде Ханты. Предлагает вспомнить, как называется эта одежда (Малица, сах, унты, кисы и т.п.). Дети называют. Воспитатель обращает внимание детей на узоры, которыми украшена одежда кукол.

Воспитатель: - Как называются эти узоры? (Орнамент).

Воспитатель: - Из фигур какой формы состоит орнамент? (Из треугольников, квадратов, полосок).

Воспитатель обращает внимание детей, что, элементы орнамента расположены то по горизонтали, то по косой линии, и объясняет значение этих слов на примере.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, каких фигур больше всего в орнаменте? (Треугольников и квадратов).

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть орнамент. Обращает внимание детей, что в национальном Хантыйском орнаменте ряд больших треугольников чередуется с меньшими треугольниками на полосе, или большие треугольники расположены в два ряда, а между ними узкая полоса. Так же бывает композиция из квадратов.

Воспитатель: - Ребята, чем отличается орнамент один от другого? (По цвету, форме, величине).

Воспитатель рассказывает детям, что у народов ханты бывают орнаменты, которые отображают растительный или животный мир.

Показывает иллюстрации с растительными орнаментами «Шишка», «Ветви берез» и орнаменты, взятые из животного мира «Заячьи ушки», «Рога оленя», «След белки», «Хвост тетерева» и др.

Воспитатель: - Ребята, а на каких предметах вы видели такие орнаменты? (На унтах, на нагрудных украшениях, на берестяной посуде). Воспитатель уточняет, что такое береста.

Воспитатель: - Ребята, а какие цвета сочетаются в орнаменте друг с другом? Объясняет детям значение слова сочетаются.

( - Коричневый, зеленый, красный;

  - белый, коричневый, красный, желтый;

  - белый, красный, черный;

  - черный и красный;

  - зеленый, желтый, красный)

Воспитатель объясняет детям, что красота народного хантыйского орнамента достигается при помощи сочетания различных геометрических форм, которые располагаются на цветной основе. Часто, для орнамента используют такие цвета, как коричневый, серый, белый, голубой, красный, зеленый, черный. Фон обычно бывает голубой, серый, коричневый и красный.

Воспитатель: - Посмотрите, какие цвета располагаются на коричневом фоне? (Красный, синий, желтый, зеленый, черный).

- На сером фоне? (Белый, черный, красный)

- На голубом? (Красный, синий, коричневый, зеленый).

Воспитатель сообщает детям, что каждый орнамент мастера народного искусства продумывают: какие взять краски, цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Кроме того, красота орнамента связана с повторением одного и того же элемента в узоре в сочетании с другим цветом.

Каждый орнамент своеобразен.

Воспитатель объясняет значение слова своеобразный.

Воспитатель: - Вы, наверное, немножко устали? Наши гости приглашают вас поиграть в хантыйскую народную игру «Хейро», что в переводе означает «Солнце». В игре – хороводе «Хейро» дети выполняют простые ритмичные движения, характер которых зависит от фантазии воспитателя. Такие игры знакомят детей с жизнью коренного населения Севера и помогают воспитывать у дошкольников чувство патриотизма.

После игры воспитатель приглашает детей за столы.

Воспитатель: - У вас на столе лежат вырезанные формы верхней одежды народа Ханты. Для девочек – женской, для мальчиков – мужской. Воспитатель предлагает украсить одежду орнаментом, тем, который больше всего понравится или запомнился. Воспитатель напоминает детям, что сначала надо сделать набросок простым карандашом, а затем раскрасить гуашью. Дети выполняют, воспитатель контролирует работу детей, помогает при затруднениях. В конце занятия воспитатель отмечает, что гостям очень понравились работы детей, и они обязательно придут на занятие еще раз. Куклы дарят детям иллюстрации с национальными орнаментами, прощаются и уходят.

Воспитатель подводит итог занятия, и дети идут вывешивать свои работы на выставку.

Конспект занятия по разделу

«Мир искусства»

Аппликация в старшей группе

Тема: «Русский кокошник»

Разработала: воспитатель Маслова С.Н.

МБДОУ ДСКВ № 17 «Ладушки»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей со своеобразием русского национального женского костюма и головных уборов. Учить узнавать на иллюстрациях предметы женской русской одежды и головные уборы и называть их. Продолжать учить составлять композицию, соотносить размеры и геометрические формы. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать чувство гордости за красоту русского народного костюма. Прививать любовь к родине.

Методы и приемы:

Игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, беседа, вопросы,

объяснение.

Материал: 

Иллюстрация «Русский традиционный костюм женщины»,

Игрушка лягушка,

Вырезанные заготовки кокошников для каждого ребенка,

Ножницы, цветная бумага, трафареты «Геометрические формы»,

Клей, кисти,

Костюм Василисы Премудрой,

Аудио запись «Шум ветра».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций женщин в русском народном костюме и составление описательных рассказов по ним.

Словарная работа:

Зыбь, рябь, кокошник, прабабушки, прадедушки, Русь.

Ход занятия:

Появляется лягушка, здоровается с детьми и спрашивает у детей, знают ли они, кто она такая. (Ответы детей).

Лягушка: - Я не простая лягушка, а Василиса Премудрая, злой кащей заколдовал меня, за то, что я умнее его уродилась, превратил меня в лягушку, и велел мне быть в лягушачьей коже до тех пор, пока не попаду я в детский сад и пока ребята не помогут мне выполнить Кощеево задание.

Воспитатель: - Ребята, вы готовы помочь царевне-лягушке снова стать Василисой Прекрасной? (Ответы детей).

Лягушка: - Для того, чтобы выполнить задание Кощея, вы должны отправиться со мной в нелегкий путь.

Воспитатель: - Ребята, вы готовы к путешествию? (Ответы детей).

Лягушка: - Сегодня мы полетим на воздушном шаре.

Дети вместе с воспитателем строят из стульчиков «корзину» воздушного шара.

Воспитатель: - Занимайте все места, устраивайтесь поудобнее, готовы? Полетели…

Звучит запись шума ветра.

Стимулируя воображение детей, воспитатель восхищенно говорит:

- Посмотрите, какие вокруг облака легкие, пушистые. А прямо под нами – озеро, а на нем мелкие волны, которые называются рябь, зыбь. Воспитатель просит детей повторить название мелких волн.

Воспитатель: - Посмотрите, вдалеке виднеется русский лес. Какая красивая страна, над которой мы пролетаем!

Воспитатель: - Ребята, а как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

Воспитатель: - А как называют людей, которые живут в России? (Россияне).

Воспитатель: - А как наша страна называлась в давние времена? (Русь).

Воспитатель: - Как называли людей, которые жили на Руси? (Русичи).

Воспитатель объясняет детям, что слово «Русь» означало «Страна света», «Светлое место».

Воспитатель: - Ой, что-то случилось с нашим воздушным шаром! Мы теряем высоту! Держитесь крепче! Мы приземляемся!

Воспитатель: - Куда это мы попали? Давайте поглядим.

Лягушка объясняет, что дети попали в давние времена, во времена, в которых жили наши прабабушки и прадедушки. Объясняет детям значение этих слов.

Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту, на котором иллюстрации с изображением женщин в народных костюмах, с кокошниками на голове.

Воспитатель: - Ребята, кого мы видели на иллюстрациях? (Женщин в русском костюме).

Воспитатель: - Женская одежда в давние времена поражала красотой и разнообразием. Что одето на женщинах? (ответы детей).

Воспитатель: - Женщины на Руси наряжались в красивую рубаху с пышными рукавами. Поверх рубахи надевали сарафан с крупным узором и кружевом по подолу.

Воспитатель: - А что одето на голове женщин? (Кокошники).

Воспитатель: - Кокошник – это головной убор замужних женщин, которые жили в давние времена. А молодые девушки ходили с открытой головой, пока не выйдут замуж.

Воспитатель: - Посмотрите, какие разные бывают кокошники. Они различаются формой и узорами.

Лягушка: - Ребята, Кощей придумал вам такое задание: вам нужно красиво украсить Кокошник.

Воспитатель приглашает детей за столы. Объясняет, что перед ними заготовка в форме кокошника, цветная бумага, трафареты, карандаш, ножницы и клей. Предлагает детям придумать узор из геометрических фигур, с помощью трафарета перенести фигуры на цветную бумагу, затем вырезать их и украсить кокошник. Дети приступают к работе. Воспитатель контролирует работу детей, помогает в затруднительных ситуациях. Когда дети закончат вырезать детали, воспитатель предлагает пройти на ковер. Проводится динамическая пауза.

Воспитатель: - Ребята, покажите, как ходили добрые молодцы?

- А как ходили красные девицы?

- Давайте поклонимся как добрые молодцы!

- А сейчас как красные девицы!

После этого дети идут продолжать работу.

Пока дети наклеивают узор, воспитатель переодевается в костюм Василисы Премудрой и выходит к детям.

Василиса: - Какие вы молодцы, все хорошо справились с заданием и помогли мне превратиться из лягушки в Василису Премудрую.

Василиса спрашивает у детей, что они делали, чтоб помочь ей освободиться от колдовства Кощея (Ответы детей).

Василиса прощается и уходит. Дети помещают работы на выставку.

Конспект занятия по разделу

«Мир искусства»

Лепка в старшей группе

Тема: Барельеф. «Подводный пейзаж».

                                                                                               Подготовила: Маслова С.Н.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с понятием «пейзаж», «барельеф». Учить детей при помощи пластилина выполнять барельеф способом придавливания, примазывания, разглаживания. Закрепить умение делать эскиз, использовать в работе природный материал. Развивать творческое воображение, эмоционально-эстетические чувства, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание передавать красоту природы.

Методы и приемы:

Аудиозапись,

«Шум моря»,

Художественное слово,

Показ иллюстраций,

Объяснение.

Материал: 

Заранее приготовленные картонные пластины, покрытые пластилином синего цвета,

Пластилин, стеки, ракушки, камешки,

        Иллюстрации с изображением морского пейзажа.

Предварительная работа:

Изготовление пластин с пластилином, рассматривание иллюстраций «морской пейзаж».

Словарная работа:

Пейзаж, Барельеф, Батискаф, праздничная, красочный, сказочный.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям сесть на ковре поудобнее и закрыть глаза. Включается аудиозапись «Шум моря».

Воспитатель: - Что вы слышите? (Море шумит).

Воспитатель: - Давайте  с вами представим, что мы сидим на песке на берегу моря. Что вы видите вокруг? (Ответы детей).

Воспитатель: - Море очень красивое, оно сине-зеленое, пенистые волны перебирают камешки и ракушки. А вы бы хотели побывать на дне моря? Посмотреть, что там, на глубине?  (Ответы детей).

Воспитатель: - Под воду можно спуститься в специальном подводном аппарате, который называется «Батискаф». Давайте мы сейчас его вместе построим.

Дети с воспитателем строят батискаф из стульчиков.

Воспитатель: - Ну, вот, батискаф готов, усаживайтесь поудобнее, погружаемся…

Стимулируя воображение детей, воспитатель восхищенно говорит:

- Посмотрите в иллюминатор, какие чудные, красочные рыбки плавают в море, а вон быстрая рыба – меч, а внизу, на самом дне лежат морские ежи, растут кораллы.

Воспитатель: - А кого видите вы? (Ответы детей).

Воспитатель: - Наш батискаф опустился на самое дно моря. Можете выходить. Воспитатель приглашает детей подойти к мольберту, на котором иллюстрации с морскими подводными пейзажами.

Воспитатель: - Пейзажи бывают разные. Морские, природные и другие. Это подводный пейзаж. Посмотрите, какой он яркий, праздничный, можно даже сказать, что сказочный.

Воспитатель: - Кого вы видите на этом пейзаже? (Рыб, кораллы, ракушки, водоросли).

Воспитатель объясняет детям, кто живет в море, какие у них особенности. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Морская фигура». Дети двигаются под музыку, когда музыка замолкает, дети замирают. Воспитатель дотрагивается до ребенка, он изображает какого-либо морского обитателя. После игры воспитатель приглашает детей за столы.

- Ребята, вы сегодня видели разные подводные пейзажи, а сами хотите попробовать его сделать? (Ответы детей). Пейзажи бывают разные – нарисованные разными способами, а мы с вами сегодня сделаем подводный пейзаж с помощью пластилина. Мы будем выполнять барельеф. Воспитатель объясняет, что барельеф – это лепная картина с выпуклым изображением. Детали на ней выступают над поверхностью основы. Объясняет порядок выполнения барельефа – сначала на основе нужно процарапать задуманный рисунок стекой, потом лепить отдельные детали и соединять их способом придавливания, примазывания и приглаживания.  Дети начинают выполнять, воспитатель контролирует работу детей, помогает при затруднении.

Воспитатель объясняет детям как можно сделать работу яркой, сказочной – можно использовать природный материал – ракушки и камешки. Предлагает детям использовать природный материал в своих работах. Воспитатель побуждает детей проявить фантазию – красиво украсить свой подводный пейзаж. После окончания работы, воспитатель хвалит детей, предлагает вспомнить как называется работа, которую они выполняли (Барельеф). Предлагает детям взять свои работы и на батискафе подняться на берег.

Конспект сюжетно-ролевой игры

в старшей группе

Тема: «Морское путешествие».

Разработала: воспитатель Шутова Н.А.

МДОУ ДСКВ № 64 «Пингвненок»

Программное содержание:

Продолжать обогащать жизненный опыт детей. Учить включать в игру разнообразные сюжеты в новых комбинациях, пояснять партнерам по игре свои замыслы о развитии событий в игре, разворачивать общий сюжет в игре с учетом мнений всех сторон. Побуждать к речетворчеству, использованию предметов-заместителей, распределению ролей. Развивать воображение, творческие способности, навыки общения со сверстниками. Воспитывать дружеские отношения, коммуникативные способности.

Приемы руководства игрой детей:

- организация совместной игры,

- учитывание дружеских привязанностей,

- развитие умений общаться, договариваться, делиться предметами,

- включение в игру стеснительных детей,

- учитывание индивидуальных особенностей детей,

- учитывание поло-ролевой социализации.

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто-то прислал нам срочную телеграмму. Хотите узнать, кто? (Ответы детей).

Воспитатель: - Садитесь поудобнее я прочитаю. (Читает). Телеграмма от морского царя Нептуна. Вот что он нам пишет.

Воспитатель: - Дорогие ребята, в моем подводном царстве готовился Новогодний бал, на который я хотел пригласить вас, но внезапно налетел сильный шторм и разрушил мой замок, и теперь мне негде встречать моих гостей. Помогите, пожалуйста.

Воспитатель: - Ребята, как же мы сможем помочь Нептуну? Что будем делать?

(Нужно помочь построить замок, или постараться починить старый, отвезти строительный груз).

Воспитатель: - Это хорошее предложение, но как же мы доберемся, ведь замок далеко в море. (Нужно поплыть по морю).

Воспитатель: - На чем? (Корабль нужно построить).

Воспитатель: - Для того, чтоб поплыть по морю на корабле, кто нам нужен? (Капитан).

Воспитатель: - А капитану нужны помощники, его команда. Кто помогает капитану на корабле? (Матросы, штурман, кок).

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, а вы знаете, какие обязанности у матросов? (Моют палубу, помогают на палубе, швартуются).

Воспитатель: - Прежде чем плыть по морю, нужно точно знать направление, правильно ли мы плывем? Как мы узнаем, куда плыть? Что нужно? (Карта, бинокль, или подзорная труба).

Воспитатель: - Карты у нас нет, а что же делать? (Начертить).

Воспитатель: - А кто отвечает за карту на корабле? (Штурман).

Воспитатель: - Ребята, плыть нам очень долго, и мы можем проголодаться. Кто же будет нас кормить на корабле? (Кок)

Воспитатель: - Для того, чтоб кок мог приготовить для нас обед или ужин, ему что надобится? (Продукты).

Воспитатель: - А где можно запастись продуктами? Куда нужно идти? (В магазин).

Воспитатель: - Значит, нужен магазин. А кто будет товар продавать? (Продавец).

Воспитатель: - Необходимо построить магазин, чтобы он купил все необходимые продукты.

Воспитатель: - А если вдруг в дороге кто-то приболеет? (Нужно обратиться в больницу).

Воспитатель: - Кто помогает нам выздороветь? (Врач).

        Воспитатель: - Чтоб в дороге с нами ничего не случилось, и мы были здоровыми, нужно больницу построить. Ребята, а вдруг лекарства потребуются, что тогда делать? (Идти в аптеку).

        Воспитатель: - Правильно, нужна аптека и лекарства, а кто нам лекарства продает? (Аптекарь, фармацевт).

        Воспитатель: - Вот видите, ребята, какой у нас корабль большой будет на нем все будет: и магазин, и аптека, и больница, много людей и грузов он сможет перевозить по морю. Такие корабли называются грузопассажирские.

        Воспитатель: - Ребята, а мы с вами едем к Нептуну, поможем ему замок построить, а потом останемся на Новогодний бал. А чтобы пойти на бал, что нужно сделать? (Нарядиться, сделать прическу).

        Воспитатель: - Где можно сделать прическу и макияж? (В парикмахерской).

        Воспитатель: - Нам тогда просто не обойтись без парикмахерской и парикмахера. Пусть на нашем корабле будет и парикмахерская.

        Воспитатель: - Давайте теперь решим, кто у нас будет капитаном, матросами, коком, штурманом, врачом, аптекарем, парикмахером, продавцом.

        Дети выбирают роли по желанию, если затрудняются, воспитатель предлагает детям взять на себя ту или иную роль.

        После распределения ролей воспитатель еще раз уточняет, кто из детей за что будет отвечать.

        Воспитатель предлагает детям выбрать себе место для игры и предлагает детям использовать игрушки прямого назначения, панно, предметы-заместители. Дети расходятся по группе и начинают оборудовать свои игровые места. Воспитатель включается в игру, в случае необходимости помогает разыграть сюжет и поворачивать события в нужное направление, создавая ситуации, побуждающие детей проявлять творческую инициативу. Воспитатель может сказать: - Ой, ребята, вода на палубе! Неужели наш корабль наскочил на скалу и пробил дно? Что делать? (Нужны водолазы).

        Воспитатель, в случае если дети затрудняются произвести замещение ролей предлагает:

- Давайте штурман и кок станут водолазами, посмотрят, что там случилось, а матросы станут коком и штурманом.

Или, воспитатель предлагает парикмахеру сходить на обед, а на время обеда парикмахером станет врач, а врачом – аптекарь и т.п.

После того, как дети проиграют роли, воспитатель может сказать: Давайте как будто мы уже приплыли а Нептуну, и сейчас нужно замок построить, большой и красивый. Кто будет строителем? Дети по желанию строят коллективно или индивидуально из строительного материала замок. В заключении воспитатель приглашает всех детей на «Новогодний бал», включает аудиозаписи с новогодним репертуаром, приглашает детей танцевать.

Конспект занятия по разделу

«Мир искусства»

Рисование в старшей группе

Тема: «Подводный мир».

Подготовила: воспитатель

Шутова Н.А.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с понятием «пейзаж», познакомить детей с подводным пейзажем.

Показать, что изображение моря – труднейший мотив живописи. Совершенствовать технические изобразительные навыки в рисовании подводного пейзажа в технике «восковой мелок + акварель». Учить осмысливать и реализовать собственный художественный замысел, основанный на восприятии музыкальных и живописных произведений. Учить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер. Развивать фантазию детей, побуждать изображать обитателей моря используя средства выразительности (цвет, линия, форма), внимание, слуховое и зрительное восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать эстетические чувства, аккуратность, любовь к природе.

Методы и приемы:

Игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, загадки, пальчиковая гимнастика, объяснение, показ, слушание музыкальных произведений, динамическая пауза, индивидуальная работа с детьми.

Материал: 

        Бумага, мелки восковые, акварель, кисти, стаканчики с водой, палитра,

иллюстрации «Мир под водой», «Морские жители», аудиозаписи   «Шум моря»,  К. Сен-Санс «Аквариум».

Предварительная работа:

Чтение рассказов о художниках – «Художник – маринист И.К. Айвазовский», рассматривание иллюстраций с изображением подводного мира, морских обитателей.

Словарь:

Пейзаж, Маринист, подводный пейзаж.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер, расположиться поудобнее и включает аудиозапись «Шум моря».

Воспитатель: - Ребята, что вы слышите? (Шумит море).

Воспитатель: Какое состояние моря вы слышите? Почему вы так решили?

Воспитатель: Ребята, море может быть очень разное, тихое, спокойное и страшное, пугающее. Сейчас мы с вами рассмотрим изображения моря. Приглашает детей к мольберту.

Воспитатель: - Кто из вас помнит, как называют художников, изображающих море? (Маринисты).

Воспитатель: - Правильно, маринисты. Именно они изображают изменчивую стихию моря. Море рисовать очень трудно, потому что оно всегда бывает разное. В тихую погоду оно сине-зеленое, а небо над морем голубое, а когда на море шторм или буря, море становится почти черным, а небо над ним серое, мрачное. Самый известный художник – маринист Иван Константинович Айвазовский посвятил свое творчество изображению моря. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картины, выяснить, где море спокойное, а где волнуется. Воспитатель спрашивает у детей, что они чувствуют глядя на эти морские пейзажи. Закрепляет, что такое пейзаж.

Воспитатель: - Ребята, скажите, что изображается на пейзаже? (Окружающая природа, мир вокруг нас).

Воспитатель: - Пейзажи бывают разные, а как называются пейзажи Айвазовского?  (Морские).

Воспитатель: Морской пейзаж очень красив, море и тихое, и штормующее, очень привлекательное, когда мы смотрели на спокойное море и слушали его шум, у нас всегда радостное настроение. А если на море буря, что мы чувствуем7 (Страх, грусть).

Воспитатель: - Ребята, мы с вами рассмотрели морской пейзаж, он вам понравился? (Ответы детей).

Воспитатель: - Я хочу вас познакомить еще с одним пейзажем – подводным. Но чтоб с ним познакомиться, нам нужно попасть под воду. Как бы нам это сделать? (Спустимся на морское дно).

Воспитатель: Предлагаю построить батискаф и в нем погрузиться в море. Дети из стульчиков строят «батискаф», садятся, воспитатель говорит: Усаживайтесь поудобнее, мы погружаемся.

Стимулируя воображение детей, воспитатель восхищенно говорит: Посмотрите, какое красивое море, сине-зеленое, переливается разными цветами. А под нами, и над нами красивые рыбки плавают. Я вижу ярких, желтых с синими полосочками. А каких рыбок видите вы? (Ответы детей).

Воспитатель: Вот мы и погрузились в море наш батискаф доставил нас на самое дно, чтоб мы могли познакомиться с подводными жителями. Давайте выйдем и посмотрим вокруг. Что вы видите на дне? На полу лежат камешки, ракушки, дети их рассматривают.

Воспитатель: Ребята, а вы загадки умеете отгадывать? Предлагает детям отгадать загадки о морских жителях.

Далее воспитатель подводит детей к стенду с изображением морских обитателей и предлагает детям их рассмотреть.

Воспитатель: - Посмотрите, какой красочный и яркий подводный пейзаж. Очень много морских обитателей живет в море. Рассказывает детям о том, что морские обитатели чем-то похожи на земные объекты, например, кораллы на деревья, медузы на парашюты. Предлагает детям найти их  сходство между морскими обитателями и земными объектами и называть их.

Далее воспитатель предлагает детям представить, что они морские обитатели и под музыку, вообразив себя жителями подводного мира, импровизируя в подборе характерных для них движений. Воспитатель приглашает детей за столы.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать подводный пейзаж. Свой пейзаж вы придумаете сами. Подумайте, и решите, кого из морских обитателей вы хотели бы изобразить на своем пейзаже. Вспомните, что мы видели на дне (песок, камни, ракушки). Как выглядят морские растения, водоросли. Нарисуйте на своей картине яркий, радостный подводный пейзаж. Можно изобразить несколько подводных жителей, кто вам больше всего понравился.

Воспитатель: - Рисовать мы будем восковыми мелками, а затем акварелью. Воспитатель напоминает детям последовательность выполнения рисунка в технике «восковой мелок = акварель». Пока дети выполняют работу восковыми мелками, можно включить аудиозапись «Аквариум» К. Сен-Санса. Когда дети выполнили рисунок восковыми мелками, воспитатель предлагает пальчиковую гимнастику «Осьминожка».

Эта ножка - чтобы кушать,

Эта ножка - с нею дружит,

Эта ножка - чтоб играть,

Эта - чтобы рисовать,

Ну а эта - чтоб нырять,

От акулы удирать,

Эта – брюшко почесать,

А седьмая и восьмая –

Маму с папой обнимать.

После пальчиковой гимнастики, дети продолжают работу. Воспитатель закрепляет знания детей о правилах смешивания акварели на палитре. Дети смешивают синюю и зеленую краску, разводят ее водой, получается «морская вода». Дети закрашивают рисунок, выполненный восковыми мелками полученной краской, получается эффективный подводный пейзаж. После окончания работы воспитатель подводит итог занятия, вспоминает с детьми о том, что делали на занятии, закрепляет понятия «пейзаж», «маринист». Дети забирают работы и на «батискафе» возвращаются в детский сад.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Национальный костюм моего народа»

Тематичкское занятие направлено на знакомство  детей с русским национальным костюмом, с костюмами других стран. Закрепление  умения рисовать одежду  человека,  рисование  прос...

НОД конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: «Предметы русского национального быта» для детей дошкольного возраста 6−7 лет.

Цель: приобщение к культурному наследию русского народа.Задачи образовательные:- познакомить детей с названием предметов русского быта (печь, самовар, ухват, коромысло и т. д.), показать некоторые из ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»

Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...

конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Чтение художественной литературы «Друг детства»

Цель занятия: Создание условий для ознакомления детей с литературным произведением Виктор Драгунский «Друг детства».Задачи занятия:Образовательные:-  Познакомить с содержанием рассказ...