«Чародейка-зима в лесу» (по стихотворениям Ф.И. Тютчева «Чародейкою-зимою…», А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

 учить детей передавать поэтический образ природы в рисунке; обогащать речь поэтическими выражениями, сравнениями; развивать умение сравнивать художественные произведения между собой, видеть колорит пейзажей, а также средства выразительности, которые используют художники и поэты; учить выражать свое отношение к произведениям, зрительно представлять некоторые картины природы; закреплять и углублять знания о родной природе; развивать фантазию, учить изображать природу, основываясь на ее поэтической характеристике; закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пейзажная живопись20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Чародейка-зима в лесу» (по стихотворениям Ф.И. Тютчева «Чародейкою-зимою…», А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»)

Цели: учить детей передавать поэтический образ природы в рисунке; обогащать речь поэтическими выражениями, сравнениями; развивать умение сравнивать художественные произведения между собой, видеть колорит пейзажей, а также средства выразительности, которые используют художники и поэты; учить выражать свое отношение к произведениям, зрительно представлять некоторые картины природы; закреплять и углублять знания о родной природе; развивать фантазию, учить изображать природу, основываясь на ее поэтической характеристике; закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе.

Предварительная работа: наблюдение явлений и объектов природы, описанных в поэтических произведениях; беседа о поэтических образах; рассматривание репродукций с картин художников ( Е. Волков «Ранний снег», П.Т. Мальцев «Подмосковье. Зимний день»); знакомство со средствами выразительности; разучивание стихов о зиме.

Оборудование и материалы: репродукции с картин художников-пейзажистов (И. Грабарь «Февральская лазурь», И. Шишкин «Зима»), портреты поэтов, запись музыкального произведения (П.И. Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»), гуашь, листы бумаги, палитра.

Ход НОД.

-Ребята, зима самое красивое, сказочное, волшебное время года. Зимняя природа своей красотой вдохновляла поэтов сочинять стихи, художников – писать пейзажи, композиторов – сочинять музыку. Поэты, художники, композиторы подмечают в природе интересное. Они видят то, что мы иногда не замечаем и рассказывают нам об этом в своих произведениях.

-Послушайте замечательные строки из стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою-зимою…» о красоте зимнего леса (читает ребенок):

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…

- Как поэт в стихотворении называет зиму? Почему? ( Чародейка-зима, волшебная зима, очарование…)

- О чем нам рассказывает поэт? (Лес околдован зимой, он весь в снежном убранстве. Зима пришла в лес, рассыпала снег, он чудно блестит на солнце. Природа спит, в состоянии покоя, «неподвижная, немая снежная бахрома. Ни звука, ни птички, ни ветерка…Лес спит. Зима-чародейка околдовала лес. Может быть, здесь прячется тайна, загадка, прикрытая снежной бахромой. Природа нарядилась и уснула.)

- Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

Ф.И. Тютчев написал свое стихотворение в канун Нового года.

-А теперь посмотрите как рассказывают о красоте зимней природы художники.

И. Грабарь «Февральская лазурь»

- Что вы видите на этой картине? Что здесь главное? (Природа. Это пейзаж.) Морозный солнечный день. На переднем плане – белоствольная красавица береза, сиреневатый снег поднимают настроение. Лазурное небо (голубое).

-Чего в картине больше: неба или земли? (Больше неба, а значит больше света, воздуха)

Идею для этой картины подсказала художнику сама природа (во время прогулки в лес). Зима – любимое время года у художника.

-В каких тонах написана картина? (Холодных) Каких красок больше всего? Какого цвета снег на картине? (Художник, рисуя зиму, использует различные оттенки синего цвета)

Физминутка

-Давайте еще послушаем стихи (читает ребенок):

А.С. Пушкин. Отрывок из стихотворения «Вот север тучи нагоняя…»

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

- Стихотворение начинается с того, как север дохнул, завыл. Подул ветер (представляем) и следом появляется «волшебница-зима».

- Как она пришла? Что она сделала? (Рассыпалась, повисла, легла…) Здесь природа тоже наряжается. Все наряжаются: дубы, на суках которых выросли снежные шапки, поля, холмы, земля укрылась «снежными коврами». Здесь тоже лес околдован зимой, он весь в снежном убранстве.

-А заканчивается стихотворение словами «…блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы». Посмотрите, как ласково поэт называет зиму – «матушка». С любовью…Пушкин радуется и хочет, чтобы мы разделили эту радость с ним. Здесь зима немного озорная.

- Как в этих стихотворениях поэты называют зиму? (волшебницей, чародейкой)

-Можно сказать, что зима - сказочное время года?

- Рассмотрим еще один пейзаж. И. Шишкин «Зима».

-Что мы здесь видим? (Заснеженный лес, спящий под белым покрывалом снега)

-Посмотрите, как выделяются черные стволы деревьев на фоне снега. Ели, сосны укрыты белоснежным покрывалом. Ветви деревьев сгибаются под тяжестью снега. Природа спит.

-Что вы видите на переднем плане картины? (Зимнюю поляну, заваленную буреломом. Возможно, ветви деревьев не выдержали сильного снегопада.

- Какими строчками из стихотворения А.С. Пушкина можно описать это явление? (Север тучи нагоняя, дохнул, завыл…) Скорее всего, совсем недавно, в лесу была вьюга, буран… Но сейчас тишина. Лес спит.

-Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда смотрите на них? Какое настроение у вас возникает?

-Ребята, я предлагаю вам сегодня стать художниками и нарисовать то, что сделала чародейка-зима в лесу. Давайте запечатлеем красоту стихов в рисунках, а поможет вам представить будущий пейзаж музыка. Это музыкальное произведение (о зиме) написал композитор Петр Ильич Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года» (дети слушают музыку с закрытыми глазами)

Слушание музыки (2 мин)

Дети рассказывают о замысле своих рисунков.

-Как вы представляете себе зиму-чародейку, зиму-волшебницу?

-Какую картину природы будете рисовать?

(во время рисования индивидуально помогаю в продумывании композиции, выборе цвета, отдельно повторяю строки из стихотворений…

Сейчас в природе хозяйничает зима. Вот она вышла на поля, в леса. Подумайте, что она принесла с собой, может быть, узоры, она же волшебница, чародейка, какие у нее есть краски для людей, как это выразить.)

Примерные названия получившихся работ: «Чародейка-зима околдовала лес», «Волшебница-зима расстелила в лесу ковры снега», «Чародейка-зима разукрасила лес»…

При составлении конспекта пользовалась литературой: Л.В. Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЙ ОКОЛДОВАН ЛЕС СТОИТ

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Чародейкою зимой околдован лес стоит...»...

Конспект НОД воспитателя с детьми подготовительной группы "Чародейкою зимою околдован, лес стоит..."

Изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребност...

Открытое интегрированное занятие "Чародейка Зима"

Конспект открытого интегрированного занятия по рисованию «Чародейка Зима» Подготовительная  группа. Автор: Командрина М.М.   Программное содержание: Продолжать знакомить детей с пейзаж...

Конспект занятия на тему: "Чародейкою зимою.."

конспект[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3439032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"265","width":"480"}}]]  Музыкального руководителяДОУ № 62  Кра...

Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»

Программное содержание: ·        Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксич...

Тема: Чтение, обсуждение стихотворений И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Помочь детям почувствовать лирический характер поэтических произведений. Расширять знания и представления о зимнем времени года у детей через стихотворные строчки,:воспитывать чувство любви к природе ...