Тема: Чтение, обсуждение стихотворений И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Помочь детям почувствовать лирический характер поэтических произведений. Расширять знания и представления о зимнем времени года у детей через стихотворные строчки,:воспитывать чувство любви к природе и окружающему миру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Чтение, обсуждение стихотворений
И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Цель: помочь детям почувствовать лирический характер поэтических произведений. Расширять знания и представления о зимнем времени года у детей через стихотворные строчки.
Задачи: - образовательная: рассказать детям о природе в зимнее время года, признаках зимы, о зимних играх и развлечениях;
- развивающая: развивать память, творческие способности, фантазию, воображение, логическое мышление;
- воспитательная: воспитывать чувство любви к природе и окружающему миру.
Ход НОД
. Дети и воспитатель стоят в кругу.
Воспитатель: загадывает загадку о зиме:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Дети: Зимой
Воспитатель: Показывает иллюстрации с изображением зимы. Задаёт вопросы детям.
Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?
-Как вы догадались, что на всех картинках зима?
- Чем покрыта земля?
- На что похож снег, лежащий на земле?
Дети: снег лежит тонким слоем, как тоненькая пелёночка, пелена, сугроб похож на теплое одеяло, деревья в снегу.
Воспитатель: Действительно, все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами.
Воспитатель: Послушайте стихотворения «Зима» Ивана Сурикова, А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» и представьте себе то, о чем там говорится.
Чтение педагогом стихотворения:
И.С.Суриков «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро поле
Снегом забелело.
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Воспитатель:
-Как поэт И. Суриков сказал в стихотворении про снег, какой он? - А еще снег какой бывает? (мягкий, красивый, серебристый, искристый)
- А что делает снег? (кружится, падает, ложится)
- Как падают снежинки в стихотворении? Быстро или плавно, тихо, медленно кружась в воздухе?
- Как заснул тёмный лес? /крепко, непробудно/.
- Какими стали дни? /короткие – коротки/.
- А что говорится про зимнее солнце? /солнце светит мало/.
- Что случилось, когда настала зима? /вот пришли морозы/.
Чародейкою Зимою…*
Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Воспитатель: В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.
- А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)
- Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )
- Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)
- Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.
- Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл. )
Как, по-вашему, нет ли элементов сказки в стихотворении? (Есть.)
- Что помогает нам перенестись в сказочный мир? (Описание зимы как живого образа, который устраивает чудеса, колдовство. Зима – волшебница.)
Воспитатель: Найдите те места в стихотворении, где поэт рассказывает о зиме сказочно красиво и при этом правдиво.
- Каким словом поэт называет колдовство зимы? (Проказы.)
Вот север, тучи нагоняя*
А. Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Воспитатель: А теперь посмотрим, как изобразил зиму поэт Ф.И. Тютчев – певец русской природы.
. Похоже ли оно на сказку? Почему?
- Почему поэт называет зиму Чародейкою?
-Подберите к слову « чародейка» синоним. (Волшебница, кудесница)
Воспитатель: О зимнем лесе говорят, что он молчит. А поэт подметил, что «…Стоит он околдован, сном волшебным очарован…»
Как вы понимаете это?
- Найдите метафоры и эпитеты, которые помогают увидеть красоту зимнего леса.
- Какое настроение звучит в этом стихотворении?
- Каким чувством хочет поделиться с нами Тютчев?
Физминутка «Волшебный сон»
- Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
Сном волшебным засыпаете.
Ваши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И рас – слаб – лен – на
Дышится легко,
Свободно, глубоко (длительная пауза)
Воспитатель: Вам понравились стихотворения? Чем?
Дети: Понравились, они красивые.
Воспитатель: Какова основная мысль стихотворений? (Любовь поэта к зимним картинам волшебницы зимы).
- Как поэтам удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее настроения?
-Что общего в произведениях Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина и И.С.Сурикова?
-Чем отличаются произведения друг от друга?
- Что нового, интересного и необычного помогли вам увидеть в зимней природе авторы этих произведений
- Над чем заставляют задуматься эти произведения?
Повторное чтение стихотворения по желанию детей.
Воспитатель: Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме). Произведения каких поэтов мы слушали?
Понравилось ли вам занятие? Чем?
Непосредственная образовательная деятельность область «Познание»
для детей подготовительной группы.
Тема: Чтение, обсуждение стихотворений
И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
.
Выполнила: ВенедиктоваЛ.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Чародейкою зимою.."
конспект[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3439032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"265","width":"480"}}]] Музыкального руководителяДОУ № 62 Кра...

КОНСПЕКТ интегрированного взаимодействия воспитателя с детьми в I младшей группе на тему «Чародейка зима»
Взаимодействие воспитателя с детьми в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности...

Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»
Программное содержание: · Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксич...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Чародейка Зима».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив подготовительной группеТема: «Чародейка Зима»....

ЗАНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ТЕМА: «ЧАРОДЕЙКА ЗИМА РАЗУКРАСИЛА ДЕРЕВЬЯ»
нетрадиционная техника рисования...

Открытое интегрированное занятие по художественному творчеству. Тема: Приобщение к искусству. «Зимние мотивы в живописи и музыке «Чародейкою – зимою…»
Показать детям разнообразие видения образов зимы великими мастерами искусства....
«Чародейка-зима в лесу» (по стихотворениям Ф.И. Тютчева «Чародейкою-зимою…», А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…»)
учить детей передавать поэтический образ природы в рисунке; обогащать речь поэтическими выражениями, сравнениями; развивать умение сравнивать художественные произведения между собой, видеть коло...

Комментарии
Проведена большая работа над
Проведена большая работа над разбором стихотворений. Иногда кажется, что такие малыши еще не могут рассуждать, но как мы ошибаемся.