Тема: Чтение, обсуждение стихотворений И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Венедиктова Лариса Анатольевна

Помочь детям почувствовать лирический характер поэтических произведений. Расширять знания и представления о зимнем времени года у детей через стихотворные строчки,:воспитывать чувство любви к природе и окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_hud._lit.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чтение, обсуждение стихотворений

И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин  «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Цель: помочь детям почувствовать лирический характер поэтических произведений. Расширять знания и представления о зимнем времени года у детей через стихотворные строчки.

Задачи: - образовательная: рассказать детям о природе в зимнее время года, признаках зимы, о зимних играх и развлечениях; 
- развивающая: развивать память, творческие способности, фантазию, воображение, логическое мышление;
- воспитательная: воспитывать чувство любви к природе и окружающему миру.


Ход НОД

. Дети и воспитатель стоят в кругу.

Воспитатель: загадывает загадку о зиме:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети: Зимой

Воспитатель: Показывает иллюстрации с изображением зимы. Задаёт вопросы детям.

Воспитатель: Какое время года изображено на картинках?

 -Как вы догадались, что на всех картинках зима?

- Чем покрыта земля?

- На что похож снег, лежащий на земле?

Дети: снег лежит тонким слоем, как тоненькая пелёночка, пелена, сугроб похож на  теплое одеяло, деревья в снегу.

Воспитатель: Действительно, все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами.

Воспитатель: Послушайте стихотворения «Зима» Ивана Сурикова, А. Пушкина  «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» и представьте себе то, о чем там говорится.

Чтение педагогом стихотворения:

И.С.Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро поле

Снегом забелело.

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Воспитатель: 

-Как поэт И. Суриков  сказал в стихотворении про снег, какой он?  - А еще снег какой бывает? (мягкий, красивый, серебристый, искристый)

- А что делает снег? (кружится, падает, ложится)

- Как падают снежинки в стихотворении? Быстро или плавно, тихо, медленно кружась в воздухе?

- Как заснул тёмный лес? /крепко, непробудно/.

- Какими стали дни? /короткие – коротки/.

- А что говорится про зимнее солнце? /солнце светит мало/.

- Что случилось, когда настала зима? /вот пришли морозы/.

Чародейкою Зимою…*

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Воспитатель: В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.

 - А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)

 - Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )

 - Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)

 - Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.

 - Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл. )

Как, по-вашему, нет ли элементов сказки в стихотворении? (Есть.)

- Что помогает нам перенестись в сказочный мир? (Описание зимы как живого образа, который устраивает чудеса, колдовство. Зима – волшебница.)

Воспитатель:  Найдите те места в стихотворении, где поэт рассказывает о зиме сказочно красиво и при этом правдиво.

- Каким словом поэт называет колдовство зимы? (Проказы.)

Вот север, тучи нагоняя*

А. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Воспитатель: А теперь посмотрим, как изобразил зиму поэт Ф.И. Тютчев – певец русской природы.

. Похоже ли оно на сказку? Почему? 
- Почему поэт называет зиму Чародейкою?

 -Подберите к слову « чародейка» синоним. (Волшебница, кудесница)

Воспитатель: О зимнем лесе говорят, что он молчит. А поэт подметил, что «…Стоит он околдован, сном волшебным очарован…»

 Как вы понимаете это? 
- Найдите метафоры и эпитеты, которые помогают увидеть красоту зимнего леса. 

- Какое настроение звучит в этом стихотворении? 
- Каким чувством хочет поделиться с нами Тютчев?

Физминутка «Волшебный сон»

- Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём. 

Реснички опускаются… 
Глазки закрываются… 
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза) 
Сном волшебным засыпаете. 
Ваши руки отдыхают, 
Ноги тоже отдыхают, 
Отдыхают… засыпают… (2 раза) 
Шея не напряжена 
И рас – слаб – лен – на 
Дышится легко, 
Свободно, глубоко (длительная пауза)

Воспитатель: Вам понравились стихотворения? Чем?

Дети: Понравились, они красивые.

Воспитатель: Какова основная мысль стихотворений? (Любовь поэта к зимним картинам волшебницы зимы). 
- Как поэтам удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее настроения?

 -Что общего в произведениях Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина и И.С.Сурикова? 

 -Чем отличаются произведения друг от друга?
- Что нового, интересного и необычного помогли вам увидеть в зимней природе авторы этих произведений

- Над чем заставляют задуматься эти произведения? 

Повторное чтение стихотворения по желанию детей.

Воспитатель: Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? (о зиме). Произведения каких поэтов мы слушали?

Понравилось ли  вам занятие? Чем?

Непосредственная образовательная деятельность область «Познание»

для детей подготовительной группы.

Тема: Чтение, обсуждение стихотворений

И.С.Сурикова «Зима», А. Пушкин  «Вот север, тучи нагоняя», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

.

Выполнила: ВенедиктоваЛ.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Чародейкою зимою.."

конспект[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3439032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"265","width":"480"}}]]  Музыкального руководителяДОУ № 62  Кра...

КОНСПЕКТ интегрированного взаимодействия воспитателя с детьми в I младшей группе на тему «Чародейка зима»

Взаимодействие воспитателя с детьми в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности...

Тема: «Чародейкою зимою околдован лес стоит» Рассматривание и рассказывание на тему картины И.И Шишкина «Зима»

Программное содержание: ·        Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтаксич...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Чародейка Зима».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив подготовительной группеТема: «Чародейка Зима»....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО художественному творчеству на тему: »ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ ОКОЛДОВАН, ЛЕС СТОИТ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (согласно ФГОС ДО)группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.

Конспект занятия Организационная информация1.1Доминирующаяобразовательная областьХудожественно - эстетическое1.2Виды деятельности детейПознавательно-исследовательская деятельность, коммуника...


 

Комментарии

Котова Елена Анатольевна

Проведена большая работа над разбором стихотворений. Иногда кажется, что такие малыши еще не могут рассуждать, но как мы ошибаемся.