Методика сюжетного рисования
учебно-методическое пособие по рисованию

Ульянова Марина Владимировна

Методическое пособие для воспитателей по сюжетному рисованию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_syuzhetnogo_risovaniya.docx87.74 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу "дети рисуют картинки"

  1. Учебное пособие на тему «Обучение дошкольников сюжетному рисованию»

Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передаче своих впечатлений от окружающей действительности, содержанием которых является некий сюжет. Рассмотрим, какими особенностями сюжетного рисования как разновидности детского творчества обусловлены задачи обучения данному виду изобразительной деятельности.

Отличительной особенностью сюжетного рисования является необходимость правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Данная задача предстает перед ребенком в двойном ракурсе. С одной стороны, изображаемые предметы в реальности обладают разными размерами, что необходимо отразить в рисунке. С другой стороны, на размер нарисованного объекта влияет его расположение в пространстве. Для решения данной задачи ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую и пространственную связь между ними. Следовательно, способность к изображению сюжета требует определенного уровня развития восприятия и аналитико-синтетической деятельности. Поэтому обучение навыкам сюжетного рисования в дошкольном образовательном учреждении начинается со среднего дошкольного возраста и продолжается со старшими детьми. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (например, «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю» и др.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.

Еще одна особенность, определяющая задачи обучения сюжетному рисованию, связана с тем, что в процессе данной изобразительной деятельности дошкольнику необходимо выделять композиционный центр, учитывать характер взаимодействия и пространственного расположения объектов относительно друг друга, соблюдать пропорции, передавать движение. Поэтому ребенка дошкольного возраста знакомят с различными приемами и средствами выразительности, которые соответствуют содержанию передаваемого в рисунке образа.

Усвоение данных средств выразительности достаточно сложно и трудоемко для ребенка дошкольного возраста, поэтому процесс овладения навыками сюжетного рисования требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога. Большинство воспитательных и образовательных программ,

предназначенных для реализации в дошкольных учреждениях, включают задачи по развитию навыков сюжетного рисования.  

Т.И. Бабаева выделяет следующие задачи развития необходимых для сюжетного рисования изобразительных навыков: изображать предмет близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; совершенствовать умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами. Таким образом, автор дает характеристику навыков, над формированием которых педагог работает в процессе обучения сюжетному рисованию старших дошкольников.

М.А. Васильевой также были выделены задачи по формированию навыков сюжетного рисования у детей старшей группы. Автор останавливается на следующих аспектах сюжетного рисования: учить передавать движения фигур; совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений; побуждать детей передавать отличия по пропорциям, форме, величине в рисунках.

О.М. Дьяченко основной задачей обучения сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста обозначает передачу в рисунке различных отношений с помощью художественных средств выразительности. Решением данной  задачи является обучение дошкольников навыкам построения выразительной сюжетно-образной композиции, способной отразить особенности различных отношений между объектами и предметами на рисунке. Большое внимание в этом возрасте в рамках данной программы уделяется развитию мыслительного компонента, необходимого для построения двухфигурных композиций и предметносюжетного рисунка, передающего парные отношения. Упражнения данной тематики предполагают оценку особенностей взаимодействия между объектами, признаков действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, выявления их эмоциональных отношений.

Проанализировав различные подходы к обучению дошкольников сюжетному рисованию, представленные в воспитательно-образовательных программах, можно обобщить и выделить следующие основные задачи обучения сюжетному рисованию в старшей группе:

1) Расширить тематику детских рисунков, учить детей проявлять инициативу и самостоятельность в выборе сюжета рисунка на заданную тему или по замыслу.

Что касается определения тем изображения, то здесь педагогу следует руководствоваться следующими принципами:

Первый принцип отбора тем — учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье.

Второй принцип отбора содержания: формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.

В возрасте 5-6 лет содержание сюжетных рисунков детей значительно обогащается в результате приобретаемого ими изобразительного опыта.

         Дошкольники начинают изображать не только главные элементы композиции, несущие основную смысловую нагрузку, но и второстепенные.

         Уровень развития аналитико-синтетической деятельности детей старшего дошкольного возраста определяет возможность самостоятельного выбора детьми сюжета на предложенную тему. Возможность самостоятельно решить вопрос о содержании рисунка позволяет дошкольникам развивать способность анализировать наблюдаемые объекты и события, устанавливать причинно-следственные связи, формировать пространственно-временные представления. В результате ребенок осмысляет возможность передачи того или иного момента реальности с помощью изобразительных средств.

2) Формировать навыки отображения смысловых связей и пространственных отношений  между элементами композиции. Уровень развития пространственного восприятия, зрительного контроля, несовершенство операций анализа и синтеза, присущие детям дошкольного возраста, без соответствующего обучения делают ошибки в передаче пространственных отношений неизбежными.

3) Развивать навыки изображения движущихся объектов. Детидошкольники не могут самостоятельно передать в рисунке действия, движения, динамику. Е.А. Флерина отметила, что ребенок 3-4 лет делает изображение статичным, а движение изображаемого объекта заменяет собственным движением, словом или игрой. Способность к изображению движения в рисунке появляется у дошкольников только в результате специального обучения.

4) Развивать композиционные умения. Для детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения актуальным является обучение умению передавать на листе пространства земли и неба, особенностей расположения предметов в зависимости от их удаленности, взаимодействию между объектами композиции.

5) Развивать чувство цвета. Дети, посещающие старшую группу дошкольного образовательного учреждения, учатся подбирать цвета и оттенки в соответствии с тематикой рисунка. Наиболее очевидно это при рисовании природы. Например, для изображения осени необходимы яркие теплые цвета, для рисования летней природы – разнообразные оттенки зеленого, холодные краски пригодятся детям, изображающим зимний пейзаж и т.д. Сложнее обстоит дело с подбором красок для изображения весенней пробуждающейся природы. Поэтому для рисования по данной тематике чаще всего берется более конкретное содержание: «Ледоход», «Ландыши», «Первые листочки» и т.д.

Г.Г. Григорьева отмечала, что задачи сюжетного рисования не должны сводиться к изобразительным задачам, так как они представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника. Поэтому она выделила следующие задачи:

1)Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2) Развивать у дошкольников стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3) Формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

4) Развивать у детей умение создавать замысел рисунка, определяя заранее его содержание и некоторые способы изображения;

5) Обучать детей дошкольного возраста некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) обучать приемам создания простейших композиций (расположению

изображений на плоскости листа);

б) учить выделять в сюжете главное и изображать данные предметы и

персонажей в рисунке в качестве центрального звена композиции;

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному

расположению в пространстве;

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения,

динамики, поз, деталей.

6) Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

7) Развивать у дошкольников понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8) Побуждать детей к самостоятельности, проявлению творческих способностей в создании замысла сюжетного рисунка: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств

выразительности: композиции, колорита и др.

9) Учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков. Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбирались предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии. 

Одна из причин «слабостей» детского сюжетного рисунка – малый жизненный опыт, не совершенствование их знаний об окружающем мире, слабости восприятия, неумение распределять внимание, охватить взглядом широкое пространство и обобщить в единое целое во всех связях и отношениях детали расстилающегося

перед ними пейзажа. Поэтому необходимо с ребенком больше общаться, читать художественную литературу, рассматривать иллюстраций в книгах, картины.

Выезжать на природу с детьми, что бы там наблюдать за живой и неживой природой. Во время наблюдений на природе полезны игры – сравнения «На что похоже?» (облака), придумывание загадок, т.к. эти игры обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины. После наблюдения полезно рассматривать подлинники и репродукции известных картин. («Золотая осень», «Грачи прилетели».)

При рисовании, необходимо обращать внимание на адекватное использование цвета. Если в рисунке присутствует много темных, черных цветов – пообщайтесь с ребенком, поинтересуйтесь его проблемами на данное время, почему именно эти цвета он использовал в работе. Быть может, за этим скрываются психологические проблемы, зажимы, обиды, или негативное к нему отношение сверстников или в семье.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство авторов дошкольных образовательных программ выделяют в качестве основных несколько задач обучения сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста. Среди них – расширение тематики сюжетных рисунков, формирование композиционных навыков, развитие умения передавать пропорции и движение изображаемых предметов, а также продолжение работы над созданием цветового решения рисунка.

Итак, представив кратко вышеизложенное получим «Памятку для воспитателя», содержание которой представлено ниже.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

1. Понятие сюжетного рисования.

Сюжетное рисование – рисование нескольких предметов, объединенных единым содержанием.

2. Содержание детских рисунков зависит от:

Ø Художественных произведений;

Ø Знаний об общественных событиях;

Ø Наблюдений за трудом взрослых,

Ø Наблюдений в природе.

В средней группе содержанием рисунков могут быть 2 предмета (дом и дерево, дом и скамейка, заяц и колобок), один из которых знакомый детям, другой – новый. В средней группе сюжетное рисование зависит от предметного рисования.

В старшей группе темы могут быть разнообразные и зависят от знаний детей об окружающей жизни.

Если дети рисуют по художественным произведениям, в содержании рисунка должен быть основной (главный) предмет (элемент), чтобы рисунок был узнаваем.

В средней группе проводится 1 занятие в 2 месяца, 5-6 в год.

В старшей, подготовительной – 2 занятия в месяц, 18 занятий в год. 

3. Задачи обучения дошкольников сюжетному рисованию.

- формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям

- обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

- приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);

- учить изображать в рисунке главное;

- учить передавать в рисунке отношения по величине;

- учить передавать движения предмета;

- обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сюжетного рисунка;

- развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения;

- побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа.

4. Передача средств выразительности детьми в рисовании.

Сюжетное рисование вводится со средней группы.

В средней группе дети должны передавать:

- композицию рисунка (располагать предметы по всему листу, на одной линии);

- цвет предметов реальный;

- относительную величину между предметами.

В старшей группе:

- цветом передавать свое отношение к рисунку;

- относительную величину (дальние предметы рисовать меньше, предметы ближнего плана крупно);

- композиция (новое – в 2 плана, если необходимо нарисовать птиц в небе, то часть неба шире, если предметы на земле, то часть земли шире; дети передают многоплановость);

- движение.

5. Планирование работы по обучению детей сюжетному рисованию (см. ранее).

6. Методы обучения сюжетному рисованию.

На занятиях по сюжетному рисованию воспитатель использует все методические приемы: наглядные, словесные, практические.

- беседа (используется для оживления в памяти);

- использование картины (для напоминания);

- художественное слово (для создания настроения);

- частичный показ (всем детям, индивидуально);

- анализ детских работ (обратить внимание на использование выразительных средств).

7. Понятие творчества.

Творческая деятельность детей в сюжетном рисовании.

Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

В творческой деятельности выделяют 3 этапа:

1 - возникновение замысла;

2 - вынашивание замысла;

3 - реализация замысла, в результате чего появляется продукт деятельности.

Эти 3 этапа реализуются на одном занятии.

8. Формы предварительной работы до ООД и на ООД:

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций;

- организация и проведение экскурсии (до ООД);

- беседа с детьми по теме предстоящей работы;

- игра с предметами и обследование их.

Предварительная работа дает возможность обогащать содержание детских поделок.

Средства выразительности (критерии оценки детских работ):

- цвет;

- относительная величина;

- движение;

- композиция.

2.  Методика обучению сюжетному рисованию

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

- обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений;

- развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

 Перед сюжетным, тематическим рисованием проводим  большую подготовительную работу, расширяющую и уточняющую представления детей: чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т. п.

  Тематика сюжетного рисования  определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности.

 Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облако); придумывание загадок про наблюдаемое и др. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины.

 Формированию навыков сюжетного рисования  способствует активное  использование дидактических  игр -  таких, как:

1. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.

Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

2. «Составь ежа из палочек»

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

3. «Дорисуй картинку»

Цель: учить объединять в сюжет изображение  отдельных предметов, развивать фантазию, образное мышление.

На таблице с кругами ребенку предлагается  изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы, связанные между собой в сюжет.

3. «Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

4. «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.

Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

5. Панно «Осень праздничная»

Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.

Игровые задания:

Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе ; отмечают, как это выражается в цвете.

На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.

В работе с детьми целесообразно использовать следующие приемы:

- рассказ и показ разных способов изображения предметов;

- использование и обследование  фона;

- комментирование способа выполнения;

- выполнения на « пробниках» (отработка какого-либо приема);

- совместные действия (или пассивные), рука ребенка в руке педагога;

-  художественное слово, использование стихотворений, загадок;

- вопросы педагога, которые дают возможность детям рассуждать;

- выполнение работы небольшими частями;

- использование музыки;

- физкультурно – оздоровительные моменты (физминутки, релаксация);

- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

 Способности детей к созданию изображений, формирование их изобразительно – игровых и технических умений и навыков происходит на фоне комментирующей речи взрослого. Так, комментируя действия детей воспитатель рассказывает о выполненных, совершаемых и о предстоящих действиях.

Постепенно функции комментирования действий и всей деятельности передаются самим детям. Комментирование ребёнком собственной деятельности считается необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условием предвосхищения деятельности образом, опосредованным речью.

Расскажи, что ты будешь делать?

Расскажи, что будешь использовать?

Расскажи, что будешь делать сначала, что – потом?

Расскажи, как будешь делать?

Что ты ещё хочешь добавить в свой рассказ?

Дети рассказывают взрослому и сверстникам о совершаемых действиях и их последовательности. После того как дети научились комментировать процесс рисования, их учим комментированию содержания рисунка непосредственно в ходе изобразительной деятельности.

«Приём комментированного рисования» - основное внимание мы уделяем комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств («И он подумал… и сказал... И что из этого вышло»).  

Мы придерживаемся основных правил комментированного рисования (в соответствии с методикой Н.В Микляевой):

Отбор тематического содержания. В качестве объектов для рисования служат детские впечатления, повседневная жизнь, игры и прочее.

Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети, воспитанники группы, их занятия, игры.

Взрослый не стремится сразу исправлять речь ребёнка. Его поведение напоминает поведение матери полуторагодовалого или двухлетнего ребёнка, которая всё время « переводит» его автономные высказывания «с русского – на русский», придавая этим высказываниям понятную всем языковую структуру.

Педагог создаёт схематические, информационно – смысловые изображения, не ставит перед собой художественных целей, не «прорисовывает» детали, которые не значимы для раскрытия основного содержания, рисует быстро, передавая только главное, существенное.

В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказывать о том, что нарисовано, но показывать посредством изобразительных движений.

В качестве «физкультминуток» использовать элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые речью. Все занятия строятся по коммуникативному принципу

 Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.

3. Анализ программных задач по обучению сюжетному рисованию

Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:


- научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
- научить передавать взаимодействия между объектами;
- научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.

Задачи сюжетного рисования в средней группе.
- изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу;
- приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).

Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.
Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е. А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию.
Темы, предлагаемые детям, несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.
В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.
В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного

рисунка - расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый - для поляны, голубой - для воды, желтый - для песка и т. д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).
В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной.

Задачи сюжетного рисования в старшей группе.
- научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;
- развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
- развивать чувство цвета.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например «Праздник». Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.
При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки «Два жадных медвежонка», когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.
Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах.
В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.
Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.

Задачи сюжетного рисования в подготовительной группе.

- разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;

- научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т. п.);

- развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);
- развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему «Строительство дома» дети самостоятельно решают вопрос, какой дом, кто его строит, где и т. д. В рисовании на тему сказок «Гуси-лебеди», «Морозко» и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.
        Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.

Дети подготовительной группы могут изображать различные предметы в действии и понимают, что в зависимости от движения изменяется видимая форма предмета. Например, в такой теме, как «Дети лепят снеговика», в старшей группе ребята изобразят его и двух рядом стоящих детей с лопатками в руках. А в рисунках детей подготовительной группы эти же дети будут изображены за работой: с поднятыми руками около снеговика, наклонившись, катят ком снега, несут снег на лопатке, везут его на санках. Такое разнообразие в положениях фигур делает рисунок более содержательным и выразительным. Усложнение композиции рисунка также будет способствовать выразительности образов. Изображение земли не узкой линией, а широкой полосой позволяет нарисовать гораздо больше предметов, т. е. заполнить рисунком весь лист.
        Заполнение всего листа изображением связано и с усложнением в использовании цвета. Дети учатся закрашивать небо разнообразными оттенками в соответствии с сюжетом: пасмурное, серое небо - при дожде, ярко-голубое - в солнечный день, красное - при восходе или заходе солнца.
Яркими красками дети изображают осенние мотивы, пользуются различными оттенками зеленого цвета при передаче летнего пейзажа, чувствуют контрастность цвета при изображении зимы. Колорит весеннего пейзажа сложно передать детям, так как использование серой, черной красок для изображения грязной земли не соответствует их светлому, радостному представлению о весне. Педагогу это следует учитывать и находить радостные темы.
       Можно предложить, например, такие темы, как «Ледоход» (яркое небо, темная вода и белые льдины дают приятное для глаз сочетание красок), «Подснежник», «Травка зеленеет» (где надо изображать не раннюю весну, а первую зелень). Особенно радостной по краскам является тема «Первое мая». Дети обычно рисуют многокрасочное, яркое праздничное оформление домов, улиц и т. п.

  В программном материале приведены лишь примерные темы сюжетного рисования: на основе программных требований воспитатель должен стараться сам подбирать интересные для ребят темы, учитывая их впечатления от окружающей действительности.

4. Содержание конспекта ООД по сюжетному рисованию

Вид продуктивной деятельности: рисование (сюжетное).

Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Иллюстрации к сказке «Колобок».

Цель: формирование навыков создания сюжетного рисунка по знакомой сказке.

Задачи

Образовательные:

- вспомнить сюжет РНС «Колобок»;

- вспомнить характеристики героев РНС «Колобок»;

- сформировать умение выполнять индивидуальные сюжетные задания в точном соответствии с содержанием отрывка, располагая рисунок на всем листе бумаги;

- продолжить упражнять в передаче характерных особенностей персонажей (внешний вид, эмоции), сохраняя пропорциональные отношения;

 - продолжить формировать умения изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движения;

- закрепить умения передавать в рисунке определенное место действия и время суток;

- продолжить упражнять детей в умении предварительно делать набросок простым карандашом;

- продолжить знакомить с понятием «иллюстрация», её назначением в книге;
-  закрепить  умение работать с цветными карандашами: закрашивать без пробелов, закрашивать, используя разный нажим, обводить контур более ярким оттенком;
- сформировать умения составлять композицию, использовать разные  планы изображения;

- продолжить формировать умение отвечать полным ответом, поднимая руку.

Развивающие:

- развить выразительную речь;                                                            

- развить психические качества (внимание, цветовое восприятие, память, мышление, воображение, самоанализ);

- развить мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитать самостоятельность;

- воспитать активность;

- воспитать стремление к творчеству.

Форма организации продуктивной деятельности детей: фронтальная.

Размещение: за столиками, поставленными полукругом (или буквой «П»).

Методы и приемы

Наглядный метод:

- показ иллюстраций к РНС;

- частичный показ способов рисования;

- тактильно – мышечный приём (воспитатель показывает способ рисования, рисуя рукой ребёнка).

Словесный метод:

- закличка;

- художественное слово;

- загадка;

- эмоционально окрашенная речь;

- вопросы к детям;

- переформулировка вопроса;

- словесный художественный образ;

- объяснение;

- пояснение;

- указание;

- похвала.

Практический метод:

- пальчиковая гимнастика перед рисованием;

- игра «Чудесный мешочек»;

- рисование карандашами.

Предварительная работа: 

- чтение сказки «Колобок» и рассматривание иллюстраций;

- беседа по сказке «Колобок»;

- дидактические игры на тему «Животные»;

- игра - драматизация по сказке;

- работа с раскрасками;

- рисование животных на предыдущих занятиях.

Демонстрационный материал:

- колокольчик;

- иллюстрации к РНС «Три медведя», «Лиса и волк»;

- «чудесный мешочек»;

Раздаточный материал:

- листы формата А4 (подписанные, по количеству детей);

- простые карандаши (по количеству детей);

- наборы цветных карандашей (по количеству детей);

- картонные силуэты зайца, волка, медведя, лисы (силуэтов по количеству больше, чем  количество детей).

Продолжительность занятия: 25 минут.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Звоню в колокольчик.

Воспитатель: Подождёт пока игра, рисовать пришла пора!

Усаживайтесь за столики, каждый на своё место.

Дети разместились за столиками.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о…. сказке.

В мире много разных сказок,

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери постучится-

Скажем гостье: «Заходи».

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте отрывок из сказки и угадайте эту сказку.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки.

Воспитатель: Если хотите ответить поднимите руку, не выкрикивайте с места.

Спрашиваю поднявшего руку Колю.

Коля: Это сказка «Три медведя».

Воспитатель: Верно. А вот и иллюстрация к этой сказке.

Размещаю иллюстрацию на доске.

Воспитатель: Послушайте следующий отрывок  и скажите, из какой он сказки.

Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая! Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая!». Алиса, ответь.

Алиса: Это сказка «Лиса и волк».

Воспитатель: Верно, а вот и иллюстрация к этой сказке.

Размещаю иллюстрацию на доске.

Воспитатель: Послушайте следующий отрывок.

Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

А от тебя, заяц,

И подавно уйду.

Воспитатель: Какая это сказка? Серёжа, как ты думаешь?

Спрашиваю застенчивого Серёжу.

Серёжа: Это - Колобок.

Воспитатель: Верно. Ребята, вот беда иллюстрации к этой сказке нет. А зачем нужны иллюстрации? Не забывайте, что нужно поднимать руку.

Ульяна, как ты думаешь, для чего нужны иллюстрации? Ответь полным ответом.

Ульяна: Иллюстрации помогают читателю представить героев и обстановку.

Воспитатель: Правильно.  Может, вы подскажите, как можно создать иллюстрации к сказке « Колобок»?

Дети: (предложения  детей). 

Если дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: Если у нас будут бумага и карандаши, что мы можем сделать?

Кирилл, как ты думаешь?

Кирилл: Мы можем сами нарисовать иллюстрации.

Воспитатель: Юля, а ты как думаешь?

Юля: Я тоже думаю, что можно самим нарисовать.

Воспитатель: Конечно, можно самим нарисовать иллюстрации. Но сначала вспомним сюжет и героев этой сказки.

Воспитатель: Как выглядел Колобок? Какого цвета и какой формы он был? Кто будет выкрикивать с места, того спрашивать вообще не буду.

Полина: Колобок был жёлтого цвета, как хлеб.  Он был круглый.

Воспитатель: Какое время года было за окном? Отвечайте полным ответом.

Аня: За окном было лето.

Воспитатель: Куда Колобок покатился с крыльца?

Гоша: Колобок покатился по тропинке в лес.

Воспитатель: Кого первым встретил Колобок?

Спрашиваю застенчивых и малоактивных детей, не поднявших руку.

Воспитатель: Маша, ты помнишь, кто первым Колобку  повстречался?

Маша: Первым он встретил Зайца.

Воспитатель: Заяц какой? Опиши его.

Маша: Серенький, пушистенький, длинноухий.

Воспитатель: А вторым кого он встретил, Никита?

Никита: Вторым встретил Волка.

Воспитатель: Волк какой? Опиши его.

Никита: Волк серый, страшный, голодный.

Воспитатель: А третьим кого встретил, Данил?

Данил: Третьим встретил Медведя.

Воспитатель: Медведь какой? Опиши его.

Данил: Медведь большой, коричневый.

Воспитатель: А почему именно рыжей Лисе с пушистым хвостом удалось съесть Колобка? Ведь она не такая страшная как Волк и не такая большая как Медведь? Но она, какая была?

Рита: Лиса была хитрая.

Воспитатель: Молодцы, отлично помните сказку.

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас вытянет из волшебного мешочка силуэт животного. Каждый из вас будет рисовать встречу Колобка именно с тем животным, которое вам достанется. Аня, ты – дежурная. Возьми мешочек. Подноси его к детям. А вы вытягивайте «животных». Ваня, и ты дежурный. Возьми карандаши и раздай всем. Каждому - один простой карандаш и один набор.

Дети по очереди вытягивают «животных». Забираю мешочек у Ани.

Воспитатель: Аня, Ваня, теперь ваша очередь.

Аня и Ваня (дежурные) вытягивают своих «животных».

Воспитатель: Ребята, например, Ане достался волк. Значит, она будет рисовать, как Колобок  встретился с волком. Точно так же и вы. Кто вам достался, с этим животным вы Колобка и рисуете.

Воспитатель: Аня и Ваня, садитесь на свои места.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, давайте разомнём пальчики перед работой. Повторяйте за мной.

Быстро тесто замесили (месим – сжимаем и разжимаем ладони).

На кусочки разделили (рубим ребром ладоней).

Раскатали все кусочки (катаем ладони).

И слепили колобочки (лепим колобки).

Воспитатель: А теперь быстрее.

Выполняем физкультминутку в более быстром темпе.

Техника безопасности                                                                                        

Воспитатель: Перед работой с карандашами вспомним технику безопасности. Чего нельзя делать карандашами? Поднимите руку, кто хочет ответить. Кирилл, напомни нам.

Кирилл: Нельзя низко наклоняться, когда рисуешь.

Воспитатель: Что ещё нельзя, Алиса?

Алиса: Нельзя тыкать карандашом в соседа. Нельзя ходить и бегать по группе с карандашом в руках.

Воспитатель: Молодцы, теперь можете приступать к рисованию.

2. Основная часть

Дети приступают к работе. Убираю с доски иллюстрации к сказкам. В это время я слежу за техникой выполнения рисунка и при необходимости делаю  наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.). Однако приветствую самостоятельный выбор детей способов изображения. Слежу за осанкой детей.

Воспитатель: Рисунок нужно расположить на всём листе бумаги.

….

Воспитатель: Вспомните, что сначала нужно нарисовать то, что находиться ближе всего. Ближе всего к нам Колобок и зверь, которого он встретил. А потом вокруг дорисуете всё остальное.

Воспитатель: Не забывайте, что сидеть нужно прямо. Так рисунок получиться красивее.

….

Воспитатель: Ребята, сначала сделайте очень лёгкий набросок простым карандашом, а потом закрашивайте. Простым карандашом нажимайте слегка, тогда рисунок получиться аккуратным.

…….

Воспитатель: Колобка и животное рисуйте крупно, чтобы их было хорошо видно.

..........

Воспитатель: Подумайте, какого размера Колобок по сравнению с животными.

………

Воспитатель: Кто из животных самый большой, а кто самый маленький? Какого они цвета.

……

Воспитатель: Можно нарисовать Колобка на тропинке. А может он пел свою песенку, забравшись на пенёк. Если вы рисуете Колобка с Лисой, то можно изобразить Колобка прямо у Лисы на носике.……

Воспитатель: Колобок в лесу, а в лесу много деревьев и кустарников.

…......

Примерно за 5 минут до окончания занятия прошу детей заканчивать.

Воспитатель: Ребята, пора заканчивать свой рисунок. Складывается карандаши в коробочки.

….......

Воспитатель: Кладите свои рисунки на подоконник.

Все дети разместили свои рисунки на подоконнике.

3. Заключительная часть (анализ работ)

Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши работы. Такие замечательные иллюстрации у нас получились!

Дети рассматривают  свои работы.

Воспитатель: Ребята, поднимите руку те,  кто доволен своей работой.

Спрашиваю одного из поднявших руку  (чей ответ был бы мне интересен).

Воспитатель: Данил, что в твоём рисунке получилось лучше всего?

Данил: (ответ).

Далее по очереди спрашиваю поднявших руку детей.  

Воспитатель: А теперь поднимите руку те, кто не доволен своей работой.

Спрашиваю одного из поднявших руку (чей ответ был бы мне интересен).

Воспитатель: Аня, что в твоём рисунке тебе не нравиться? 

Аня: (ответ).

Воспитатель: Аня, мы с тобой потренируемся изображать это животное. После этого у тебя обязательно получиться лучше.

Воспитатель: Позже мы повесим ваши работы на стенд, чтобы ваши мамы и папы смогли их увидеть. А пока дежурные соберут простые карандаши и наборы цветных карандашей и сложат их в шкаф. Остальные могут поиграть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов Пед. институтов. М. «Просвещение» 1977 год.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

3. Обучение детей рисованию. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.В. Парафеевой - М. «Просвещение» 1972 год.

4. Микляева Н. В., Комментированное рисование в детском саду. – М: Сфера, 2010 г, - 128 с.

5. Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. – М: Мозаика – Синтез, 2015г, - 120 с.

Закрыть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики по физическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Методическая разработка направлена на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и включает в себя сюжетные занятия, которые состоят из  ритмопластики, сюжетно-и...

Методика сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениекомбинированного вида №93Красногвардейского района города Санкт-Петербурга. Воспитатель Смолова Любовь Андреевна. Творческая на...

Методика сюжетно ролевой игры

Структура детской игры как вида деятельности...

Нетрадиционные техники рисования на занятиях по сюжетному рисованию.

    Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возмож...

Конспект ООД по художественно-эстетическому направлению (рисование) с применением методики правополушарного рисования «Настроение вдохновения" для детей старшего дошкольного возраста

Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования  Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата  Р. Сперри, помогает разбудить х...

Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию с применением методики правополушарного рисования «ВОЛШЕБНЫЙ МИР РИСОВАНИЯ»

Человек с развитым правым полушарием находится в режиме творческого полета. В таком состоянии нужно очень мало энергии на содержание физического тела. Так же творческие люди могут долгое время работат...

«Методика обучения сюжетному рисованию в старшей группе»

laquo;Методика обучениясюжетному рисованию в старшей группе»...