Методика сюжетно-ролевых игр
методическая разработка на тему

Смолова Любовь Андреевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

 

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

 

Творческая направленность методики проведения сюжетно-подвижных игр.

   

   В последнее время стала заметна тенденция к снижению роли подвижных игр в воспитании дошкольников, хотя при их проведении создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры некогда не состоят только из автоматизированных действий.

   Одной из причин такого положения является то, что детям зачастую предлагается содержание игр, которое они переросли например, образы зайчиков, медведей, птичек, волков встречаются в играх групп младшего (“Зайчик умывается”), среднего (“Зайцы и волк”) и старшего возраста (“Волк во рву”). Правила однотипны и упрощены. А ведь детям старшего дошкольного возраста уже доступны игры с элементами соревнования, эстафеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_prov_syuzh_podv_igr.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Творческая направленность методики проведения сюжетно-подвижных игр.

   

   В последнее время стала заметна тенденция к снижению роли подвижных игр в воспитании дошкольников, хотя при их проведении создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры некогда не состоят только из автоматизированных действий.

   Одной из причин такого положения является то, что детям зачастую предлагается содержание игр, которое они переросли например, образы зайчиков, медведей, птичек, волков встречаются в играх групп младшего (“Зайчик умывается”), среднего (“Зайцы и волк”) и старшего возраста (“Волк во рву”). Правила однотипны и упрощены. А ведь детям старшего дошкольного возраста уже доступны игры с элементами соревнования, эстафеты.

   И надо запомнить, что в репертуаре подвижных игр для маленьких преобладают сюжетные игры; они уточняют представления детей об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения. Малыши испытывают радость от самих движений, подражая птицам и животным: летает, как птичка, прыгает как зайчик, бегает как лошадка.

   В младшем возрасте от детей не надо требовать обязательных целенаправленных двигательных качеств.Дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. Они ещё не могут освоить одновременно всех основных видов движений игр.  Но подвижные игры заставляют малыша внимательно слушать сигналы, чтобы не поймали, преодолевать препятствия (пробежать так, чтобы не задеть предмет), ориентироваться в пространстве (найти заданный предмет, не толкнуть соседа). Это первая ступень развития двигательных действий. Но уже на данном возрастном этапе необходимо сочетать прямое (физические упражнения) и опосредствованные (игра обучение движениям).

   Детям старшего возраста эти элементы уже не интересны. Они требуют повышения двигательной активности и физической нагрузки, так как движение становятся произвольными, преднамеренными. Они сами могут выделять направления движений, изменять скорость. Воспитатель ставит перед ними более серьёзные задачи – овладеть техникой движений, стремиться достичь результатов. И поэтому при подготовки к проведению сюжетно-подвижных игр воспитатель учитывает то, что игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами: к ним относятся сюжетные и без сюжетные. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Детей увлекают игровые образы, в которые они творчески воплощаются (воробушки и автомобиль, лётчики, волки и гуси, медведь и дети). Без сюжетные подвижные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Они, в свою очередь, подразделяются на игры типа “Перебежки”, “Ловишки”,”Жмурки”; игры с элементами соревнования (“Перемени предмет”, “Кольцеброс”, “Кто скорее к своему флажку?”); не сложные игры - эстафеты  (“Кто скорее передаст мяч”); игры с предметами (мячи, обручи, скакалки, кегли); игры, различающие по их двигательному содержанию (преобладают при этом бег, прыжки, метание).

   Спортивные игры.  Они вводятся постепенно, когда дети организованно играют в подвижные игры с элементами соревнования, игры – эстафеты и могут самостоятельно организовать подвижную игру. Спортивные игры требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, овладения определённой техникой движений, быстроты двигательной реакции. Дети с интересом играют в городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. Их привлекают разнообразие действий и ситуаций, возможность приобрести те навыки, которыми уже овладели школьники и взрослые. В спортивных играх решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

   Чтобы ребёнок с удовольствием играл и не отказывался от игры, необходимо повышать эффективность подвижных игр, которая может осуществляться в следующих направлениях:

  1. Творческая направленность определяется продуманной эмоционально образной методикой руководства воспитателя. Задача состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно – эмоциональное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и творческого действенного соучастия в данной игровой ситуации.

   Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с её содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами. Педагог  намечает игровые приёмы включающие некоторую сюрпризность, неожиданность, создаёт варианты игры для использования при повторении. В них, сохраняя основу сюжета игры, педагог вводит новые персонажи, действия, изменяет ситуацию. Например, игра “Воробушки и кошка” и её варианты: “Воробушки и автомобиль”, “Воробушки и лошадка”. Указанные приёмы содействуют возникновению и сохранению интереса детей к игре благодаря некоторой новизне восприятия, вызывающей работу творческого воображения, ориентировку в различной игровой ситуации, освоение нескольких усложнённых двигательных действий.

   Воспитатель ведёт игру, поясняя происходящее, изменяя интонацию в соответствии с сюжетом. В процессе игры очень важно бережно сохранять игровую ситуацию и роли, взятые на себя детьми. Время от времени поощрять детей.

   В ходе игры воспитатель не делает замечаний. Если необходимо направить действия детей, то делается это так, чтобы не нарушать игрового сюжета, образа.

   Руководя игровой1 деятельностью ребёнка, педагог поощряет малейшее проявление самостоятельности, следит за образным выполнением движений, затем, чтобы дети по возможности двигались выразительно, действовали в соответствии с сигналом.

  1. Повышение физической нагрузки на организм ребёнка в игре. Например, увеличение расстояния для пробегания в играх с перебежками (“Зайцы и волк”, “Мы – весёлые ребята”) на воздухе до 40 минут. Увеличение продолжительности интенсивных движений в играх с увёртыванием (“Ловишка”, “Хитрая лиса”). Продолжительность бега без остановки в младшей и средней группах составляет 35-45 секунд, в старшей 1-1,5 минуты.
  2. Усиление воспитательной роли подвижных игр. Выбор сразу двух, трёх водящих. В этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игр и её психическая напряжённость. Например, при двух, трёх ловишках воспитатель назначает на эту роль двух активных и одного малоактивного ребёнка. Ход игры не нарушиться, а малоактивный ребёнок почувствует себя сопричастным к общему результату, успеху. Это вселит в него смелость, веру в себя, избавит от излишней робости, застенчивости. Активизирует детей игра, в которой роль водящего выполняет воспитатель.

   В подвижных играх используются разнообразные способы выбора водящих: по считалке, по стрелке и т. п. Целесообразен комбинированный способ: Одного ребёнка назначает воспитатель и предлагает ему выбрать по своему усмотрению ещё двух водящих. Эффективен и следующий способ: водящим становиться и тот, кто первым прибежал к флажку, кто попал большее кол-во раз в цель или дальше всех прыгнул.

   Следует рационально использовать текст игр. В тех играх, где дети произносят текст стоя на месте, полностью он может быть воспроизведён только в начале игры, в дальнейшем его рационально сократить и повторять только концовку. Это даёт возможность увеличить время для интенсивных действий детей.

   Надо создавать условия, при которых в течение всей игры обеспечивалась бы примерно одинаковая для всех детей двигательная активность. Не следует детей выводить из игры до самого конца игры. Например, осаленные дети выходят из игры во время или до конца. Осаленными, как правило, бывают малоактивные ребята с плохой координацией. А они то как раз и нуждаются в движении. Следует не наказывать таких детей выходом из игры, а только лишать их права быть выбранными на роль водящего или лишаются права стать победителями.

   Надо также вводить в игру дополнительные или более сложные движения. Это вызывает интерес у детей.

   Одним из путей повышения эффективности подвижных игр является их обогащение народными играми и эстафетами. В первую очередь детей знакомят с русскими играми, а затем и с играми других народов.

   При проведении народных игр следует заранее познакомить ребят не только с их содержанием, но и с национальными традициями народа откуда пошла игра.

   Важнейшим направлением повышения эффективности игр в детском саду является усиление их воспитательной роли. Вначале решается задача закрепления и усвоения правил, затем обучение мягкому приземлению на обе ноги в прыжках с продвижением вперёд (это игра “Зайцы и волк”. После этого игра проводиться с целью решения нравственных задач: воспитание честности, смелости. Вводятся дополнительные ориентиры и правила: чертятся 3 линии на расстоянии одного метра друг от друга и от логова волка. Педагог постепенно добивается, чтобы дети заходили за третью, самую близкую к логову волка линию. Передвижение детей к самой опасной линии должно поощряться.

   С целью воспитания взаимопонимания и взаимопомощи создаётся новый вариант игры “Зайцы и волк”. Логово волка очерчивается овалом или кругом. Осаленные зайцы не отходят в сторону, а становятся в круг к волку и поднимают руки в стороны, чтобы их легче было выручать. Зайцы в этом варианте игры не убегают в свой дом, а прыгают по лугу. Педагог поощряет детей стремящихся помочь товарищам, выручить их.

   С целью воспитания выдержки эта же игра проводится в обычном варианте, но со всё увеличивающейся паузой между предпоследним словом текста и словом – сигналом к бегу  (не идёт ли, - пауза, - волк). Вначале дети не обращают  внимания на паузу и убегают, не дождавшись слова – сигнала. Воспитатель останавливает их и возвращает на прежнее место до тех пор, пока все дети не проявят необходимую выдержку.

   Таким образом, в развитии творческой активности детей важную роль играет эмоционально – образная методика руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействия образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет  творческо – исполнительскую игровую деятельность каждого ребёнка, воспитываем морально – волевые качества личности, активизирует мыслительную деятельность ребёнка: тренируется умение ориентироваться в пространстве, внимание, понятия, развиваются воображение,  память, сообразительность, совершенствуются навыки спортивных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.Теоретические основы.

В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шабло...

Районный семинар для воспитателей «Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОУ»

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...

Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...

Методика сюжетно ролевой игры

Структура детской игры как вида деятельности...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Разработка модели сюжетно-ролевой игры "Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры" Средний дошкольный возраст

Семинар по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут" в рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошколь...