Разработка модели сюжетно-ролевой игры "Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры" Средний дошкольный возраст
материал на тему

Петрова Светлана Юрьевна

Семинар по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут" в рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практике педагогов дошкольных образовательных организаций" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Разработка модели сюжетно-ролевой игры

«Методика организации и проведения

сюжетно-ролевой игры»

средний дошкольный возраст

Семинар по обмену опытом

 «Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут»

в  рамках проведения курсов повышения квалификации

«Реализация Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования в практике педагогов дошкольных образовательных организаций»

Воспитатель: Петрова Светлана Юрьевна

г. о. Электрогорск

ноябрь, 2018 год

Организация сюжетно – ролевой игры в среднем дошкольном возрасте.

Дети 4-5 лет овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером-сверстником.

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка. Действительно, чтобы подключить к игре сверстников, ребенок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров. Могут возникнуть ситуации, когда дети играют вдвоем-втроем, а по ходу развития сюжета появляются новые персонажи (роли). В таких случаях важно, чтобы ребенок умел сменить первоначально принятую роль на новую.   Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться таким образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: 1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; 2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре, можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями, относящимися к этой же смысловой сфере. Возможный состав ролей принимает вид «куста», например, игровая ситуация  «Поездка на пароходе»:

----------матрос  Капитан-----------пассажир ------------водолаз

Такой сюжет развертывается постепенно – в  первом событии в игре взаимодействуют капитан и матрос, во втором – капитан и пассажир, в третьем – капитан и водолаз. Таким образом, одна роль (капитана) включается уже не в единичную, а во множественные ролевые связи. Если ребенок выполняет роль капитана, он вынужден все время изменять свое ролевое поведение в соответствии с новой ролевой связкой, в которую он включается. Роль «открывается» для него во множестве возможных связей с другими ролями.

Для того чтобы ребенок открыл возможность смены роли в процессе игры, необходимо соблюдение второго условия: персонажей (ролей) в сюжете должно быть больше, чем участников игры. Например, если в приведенном сюжете распределить роли между четырьмя участниками, необходимость их менять в ходе игры не возникает. А если участников будет только двое – одному из них придется по мере появления в сюжете новых персонажей менять роль (побыть сначала «матросом», потом «пассажиром» и т.д.).

Для детей 5-го года жизни достаточно 2-3 дополнительных ролей в таком сюжете (хотя, в принципе, их может быть и больше).

Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально . Наиболее подходящее время – утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного, и воспитатель может уделить ребенку 7-10 минут.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры.

Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Вася, давай с тобой играть. Здесь у нас машина. Ты будешь шофер? А я – пассажир». Во время «поездки» развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появления нового персонажа: «Давай, мы как будто на красный свет поехали, и милиционер нас остановил. Я теперь буду милиционером». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появления еще одного персонажа: «Давай, рядом с твоей машиной ехала еще одна – грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить!» и т.д.

Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Если по ходу игры требуется изменение предметной ситуации (обозначение бензоколонки, второго автомобиля), взрослый делает это быстро ( с помощью детских стульев, веревочек, ширмочек) или просто называет новую ситуацию ( « здесь будет дом, а здесь двор»), так, чтобы ролевое взаимодействие практически не прерывалось. Не нужны в такой игре и специальные ролевые атрибуты, они слишком жестко «закрепляют» роль за участником, мешают возможной смене роли. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка (« Я теперь тоже шофер, я уже не пассажир»).

С каждым ребенком игру по такой схеме (со сменой ролей взрослым) желательно развернуть 2-3 раза (каждый раз меняя конкретную тематику). После этого воспитатель может переходить ко второму этапу формирования – учить детей менять первоначально принятую роль в ходе развертывания игры.

С этой целью используются те же, что и раньше, схемы сюжетов, но теперь взрослый берет себе основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей: «Давай играть, я – врач, а ты – больная, пришла ко мне на прием… Как будто больная ушла, а ко мне пришла медсестра помочь. Давай, ты теперь медсестра…» и т.д.

Вовлечение детей в игру (или подключение к их игре) осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры, перемещения по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.

Этапы руководства игрой:

-     подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

-   основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

-  участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

А сейчас я бы хотела выделить основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

Выбор игры.

Определяется конкретной воспитательной задачей.

Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры мы стремимся к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд , кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.

Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.

Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры мы используем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО и ИКТ для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

 Сохранение игровой ситуации. Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мы задаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию, стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно - ролевой игры включаем развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.

Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Подведя итог: я могу сказать, что развитие игры должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, именно от нее во многом зависят эмоционально насыщенная, полноценная жизнь детей.

Рассмотрим модель построения сюжетно – ролевой игры «Парикмахерская»

Цели и задачи:

  • Расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера.
  • Учить использовать в игре различные предметы, предметы – заместители.
  • Развивать у детей умения самостоятельно развивать сюжет, согласовывать тему, распределять роли.
  • Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
  • Расширять словарный запас, активизировать речевую активность.

 Предварительная работа. Изготовление недостающих атрибутов (альбома с прическами).

 Рассматривание журнала с прическами.

 Беседы с детьми по данной теме. Знакомство с участниками игры и игровыми действиями.

  •  Парикмахер (мастер): делает прически, моет голову, сушит феном, подстригает, беседует с клиентом, дает советы.
  • Клиент: делает заказ, рассчитывается за выполнение заказа, благодарит мастера.
  • Кассир: принимает плату за услугу, дает сдачу.
  • Администратор: организует работу сотрудников, ведет запись клиентов, выписывает талон на определенную сумму для оплаты, делает заявки на приобретение косметических средств.

Ход игры. Клиент делает заказ, администратор ведет запись и назначает время.

Мастер выполняет свою работу. Клиент благодарит мастера за работу.

Клиент рассчитывается за оказанную услугу. Кассир дает сдачу.

Сюжет данной игры можно усложнить. Давайте с вами подумаем как? (ответы слушателей)

В данной игре роль клиента может выполнять не только ребенок, взрослый, но и кукла либо мягкая игрушка.

Задание для слушателей.

Разработать модель сюжетно – ролевой игры.

- определить игровую ситуацию

- определить цели и задачи,

- продумать предварительную работу.

- определить роли и игровые действия,

-продумать организацию, ход  игры.

- продумать выход из игры.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "роль воспитателя в организации и проведении сюжетно- ролевых игр во всех возрастных группах"

консультация для воспитателей дошкольных учреждений1. особенности сюжетно- ролевой игры2.виды сюжетных игр.3.этапы формирования сюжетной игры...

Организация и проведение сюжетно- ролевых игр мальчиков и девочек в I младшей группе

Организация и проведение сюжетно- ролевых игр мальчиков и девочек в 1 младшей группе...

Организация и проведение сюжетно-ролевой игры раннего возраста

Организация и проведение сюжетно-ролевой игры раннего возраста...

"Организация и проведение сюжетно-ролевой игры детей в свободной и организованной деятельности".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способност...

Методическая разработка Модель сюжетно-ролевой игры "ПАРОХОД" вторая младшая группа

Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В Федеральны...

выступление по теме: "Методика организации и проведения сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте"

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для дошкольной педагогики является проблема использования игры ...