Организация и проведение сюжетно-ролевой игры раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему
Организация и проведение сюжетно-ролевой игры раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_syuzhetno-rolevoy_igry_rannego_vozrasta.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
«Организация и проведение сюжетно-ролевой игры раннего возраста»
Цель: построение системы в работе по реформированию у детей раннего возраста игровых умений и навыков
Я испытывала определенные трудности в организации и проведении сюжетно-ролевых игр, поэтому решила изучать эту тему самостоятельно через самообразование. Тему по самообразованию взяла «Организация проведения сюжетно-ролевой игры». Составила план по самообразованию, в содержание которого включила:
- Особенности игры в раннем детском возрасте
- Значение игры
- В чем заключаются подходы в организации и проведении сюжетно-ролевых игр в группах раннего возраста
Итак, я изучала теорию, программу, познакомилась с дополнительной литературой, определила цели и задачи. Т.е. такая работа мне помогла определить систему в работе.
Цель:
Формировать игровые умения и навыки.
Задачи:
- Ориентировать детей друг на друга
- Формировать умение действовать с игрушкой
- Формировать умение выполнять цепочку ролевых действий
- Формировать умение использовать игрушки-заместители
- Формировать умение использовать нарисованные предметы
- Формировать умение действовать с воображаемым предметом.
У детей раннего возраста детское общество еще только начинает формироваться. Большую часть свободного времени они проводят в одиночных играх. Детские игровые объединения – диады (по двое), возникающие по их инициативе, неустойчивы. Чтобы ориентировать детей друг на друга я использовала различные предметы и игрушки: каталки, мячи, машины, куклы и т.д.
Организуя самостоятельную деятельность детей, особое значение придавала формированию доброжелательных отношений между ними. Показывала детям, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему. Учила согласовывать свои действия с другими. Н/п., сначала сама катала мяч ребенку: «Лиза, лови мяч», потом предлагала эту игру двоим детям. Организовала совместную дидактическую игру с пирамидкой, в которой дети надевали кольца на один стержень по очереди, или привлекала их к общему строительству большого дома, дорожки их строительного материала. Такая работа помогла в сближении детей, воспитывала внимание к сверстнику.
Я работаю по программе «Истоки» - эта программа предлагает формирование навыков общения. Таким образом, выполнение первой задачи помогает мне решить задачу программы. Этот навык есть у всех детей, кроме Миши, т.к. у него адаптационный период.
Следующая задача – формировать умение действовать с игрушкой.
Прежде всего, чтобы развить умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия предлагала детям: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки, катать шары, нанизывать кольца на стержень, строить из кубиков и пр. В процессе деятельности с предметами развивала сообразительность у детей. Н/п., чтобы собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части. При этом развивала у детей движения кисти, пальцев, развивала глазомер, приучала детей контролировать движения рук зрением. Обогащала сенсорный опыт. После проведения специальных занятий дети ощущали, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и т.д. Постепенно у детей сложились первые общие представления о форме, величине, цвете.
Учила детей пользоваться вспомогательными предметами-орудиями, т.е. чтобы ребенок мог воздействовать на предмет не только прямо, но и посредством другого предмета. Н/п., притянуть удаленный предмет с помощью палочки. Игра «Достань колечко». В этой игре я формировала у детей глазомер, т.е. умение пространственно соотнести конец палочки с удаленным, предметом, умение управлять палочкой. Но после показа со словами: «Рукой трудно достать колечко – будем палочкой доставать» - дети быстро научились использовать палочку, как орудие.
Именно это происходило в игре «Что в трубке лежит». Но здесь, я учила детей с помощью палочки выталкивать игрушки с трубки. В игре «Ловись рыба», учила детей пользоваться сачком, вылавливать игрушки из воды. Приговаривая: «Поймай, Миша, рыбку». «Ловись, рыбка большая да маленькая!».
Также проводила с детьми обучающие игры. Сначала рассматривали с детьми предлагаемую игрушку, называла ее, выделяла основные признаки. Показывала и поясняла 1-2 понятных действия с игрушкой. Н/п., Это-кукла, она ходит, пляшет. Это –петушок, он поет и клюет зернышки. При этом предметы и действия обозначала обычными словами (кукла поет ля-ля-ля), (машина гудит би-би-би). Затем показывала детям знакомые действия, но с другими игрушками, т.е. кормила не только куклу, но и мишку, зайца и других.
Когда малыши узнали назначение большего числа предметов, я стала предлагать им не единичные игрушки, а 2-3 объединенных по смыслу предмета (кукла, стол, тарелка). Также стала увеличивать количество действий, которые взаимосвязаны между собой. Н/п., прежде чем выкупать куклу ее раздевали, наливали из под крана воду и т.д. Провела с детьми дидактические обучающие игры с куклой: «Уложи куклу Катю спать», «Кукла Катя проснулась», «Купание куклы Кати», «Напоим куклу Катю чаем», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Постираем кукле Кате белье», «Катя заболела, ее надо полечить» и т.д. После чего дети с удовольствием отображали эти сюжеты: купали кукол, стирали кукольные вещи, кормили их и пр. После проведения этих занятий показала детям как можно составить цепочку ролевых действий, которые состоят из 2-3 эпизодов. Н/п., готовят обед, кормят, убирают в шкафах, гуляют с куклой, укладывают спать или погрузили кубики, построили домик для матрешки.
Кроме вышеназванных задач, решила одну задачу – формирование у детей игровых действий с предметами-заместителями. Когда вводила в игру предметы-заместители, не только показывала игровые действия с ними, но и словесно указывала условное значение («Это у нас будет мыло», «Это у нас будет ложка»). Специально создавала ситуации, позволяющие детям применять в игре предметы-заместители так, чтобы у них возникла необходимость поиска предмета взамен недостающего. Так например, заранее убирала из группы кроватку, вносила куклу Катю, которая очень устала с дороги и хочет отдохнуть. Дети быстро находили выход из создавшейся ситуации. У них было право выбора: составляли кроватку из двух стульев, строили из кирпичиков, клали куклу на диван или прямо на пол. Затем в совместных играх расширяла круг действий с предметами-заместителями: придавали одному и тому же предмету условное различное обозначение (палочка сначала была использована как ложка, зачет как градусник, расческа и т.д.).
Иногда приходилось удивляться, как дети могут изменять функции предмета. Н/п., ручку от сковородки дети использовали как градусник, втулки, мороженое, чупа-чупс, конус, бутылочку с молоком, кирпичик – вафли, мыло или печенье, мешочки с песком были пирожками.
Но не все дети еще умеют использовать игрушки заместители, поэтому эту задачу продолжаю еще решать. Затрудняются Рома и Захар.
На данный момент я пытаюсь решить еще одну задачу – это формирование умения использовать нарисованные предметы.
Я нарисовала кран и повесила его на стене. Показала детям как им пользоваться, т.е. включала кран «с-с-с» полилась водичка (тут же закрепляла артикуляцию звука) и учила набирать водичку в чайник, тазик, мыть под краном руки и посуду. Вместо мыла брала кружок. Дети с удовольствием использовали нарисованный кран в своей игре.
Очень хорошо дети играют нарисованным телефоном. Здесь формируется самостоятельная активная речь.
Так же кормили куклу баранкой, которая была изображена на бумажной скатерти, использовали оладьи из бумаги при чтении потешки «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки». Жарили котлеты и угощали кукол.
Следующая задача на перспективу – умение действовать воображаемыми предметами. Когда дети стали усваивать действия «понарошку», я стала включать в игру наряду с предметами-заместителями и воображаемые предметы, с которыми осуществляла игровые действия (воображаемые конфеты, ягоды, морковь и .т.д). Н/п., во время игры предлагала Ире тарелку с воображаемыми ягодами, она охотно приняла предложение и ела «понарошку» эти ягоды, а дети с интересом наблюдали. Или брали «понарошку» в одну руку яблоко, в другую конфету: «Толя, возьми яблоко и угости куклу. Он брал воображаемое яблоко и кормил куклу».
Как утверждают выдающиеся психологи А.С. Выготский и Д.Б. Эльконин – игра уходит из жизни детей. И причин этому явлению несколько. Главная, по их мнению, заключается в том, что сюжетно-ролевая игра не единственный вид игры в дошкольном возрасте и главное не первый вид игры. Ребенок до ее появления должен овладеть двумя другими видами игры. А если он не научился, не овладел ими, если мы взрослые не помогли ему в этом, тогда он не сумеет играть ни в сюжетно-ролевую игру, ни в другие виды игр, возникающие в следствии за ней. Что это за виды игр?
В сюжетно-ролевой игре прослеживаются две линии, одна связана с сюжетом, другая – с ролевыми позициями, при помощи которых осуществляется игра. А если есть две довольно независимые линии, значит, ребенку необходимо овладеть каждой из них, прежде чем он сможет играть в собственную сюжетно-ролевую игру.
На рубеже 2-3 лет у ребенка возникает интересное занятие: он берет множество мелких предметов и расставляет их между собой, издает какие-то звуки, переставляет предметы, убирает один и на их место ставит другие. Взрослые, как правило, не очень обращают внимание на эту деятельность. И действительно, на первый взгляд, ну какая в ней польза? А ведь на самом деле перед нами –игра! Первая форма игры, без которой у ребенка не разовьется ни воображение, ни другие формы игры. Это игра психологической жизни называется режиссерской. И правда в ней есть очень много сходного с деятельностью режиссера:
- Ребенок сам создает сюжеты-сценарии. Очень простой из одного, двух предложений, но он принадлежит самому ребенку – по воле, по желанию, по замыслу. И если ребенок не проявит самостоятельность, может так случиться, что он никогда к ней не придет.
- Ребенок сам придумывает, что чем будет, т.е. ребенок начинает сам переносить функции с одного предмета на другой.
- Ребенок сам решает, что где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами.
- Ребенок исполняет все роли или сопровождает «дикторским» текстом.
Н/п., ребенок говорит от имени красной машины: «Пропусти меня» (тоненьким голоском) – и уже другим голосом более грубым: «не пущу мне здесь надо быть». Ребенок соединил красную машину и кубик по смыслу, т.е. не по классу, не по формальному взрослому признаку, а рассказам. И кубик, который раньше никакого отношения ни к машине, ни к ситуации не имел, оказался прямо и непосредственно связанным с уличным движением и с красной машиной.
Таким образом, в режиссерской игре ребенок обучается придумывать сюжет, соединяя отдельные предметы, в одном рассказе. Режиссерская игра имеет важное значение для развития воображения, ведь объединение единым сюжетом несколько предметов есть неотъемлемая часть воображения. Те задачи, которые я решила, помогают осваивать первый вид игр.
Вторая оставляющая сюжетно-ролевой игры (помимо сюжета) – роль, умение удерживать ролевую позицию. Эта линия развития обнаруживается к концу третьего года жизни; возникает новый вид игры – образно-ролевая игра.
Ситуация: воспитатель зовет детей, а малыш, как назло не идет быстро, а шаркает ногами. «Что за ребенок!» - говорит воспитатель. «А я не ребенок, я – машина». Ребенок шоркает ногами, потому что у машины колеса. Это и есть образно-ролевая игра.
После того как дети овладели условным игровым действием, стала переходить от совместной игры с 1-2 детьми к такой игре, где можно включить несколько желающих. Для этой цели предлагала детям игры типа «Поехали на автобусе, поезде, машине», которые очень увлекали малышей. В начале роль шофера выполняла сама, показывая игровые действия, которые должен выполнять шофер. Н/п., построили автобус из стульев. Дети подходят и с интересом спрашивают «Что это?» Давайте, говорю, построим автобус и поедем в лес на прогулку. Дети охотно помогли в строительстве, затем брали кукол-дочек (вначале по предложению), усаживались в автобус, и автобус отправлялся. Я говорила детям: «Вот нас много, нам весело. Давайте споем песенку про машинку». На остановках напоминаем детям правило, выходить надо спокойно, не толкать друг друга. В лесу предлагали детям собрать цветы (срывали воображаемые цветы и плели венки, которые одевали на голову). «Ах, какие мы красивые!» Включила в игру воображаемых зверюшек: лисичку, зайчика, медведя. И тут же, предлагала подвижные игры: «Зайчики и лисички», «Зайка беленький сидит», «Мишка косолапый, манит деток лапой». После прогулки в лесу приглашала детей занять свои места в автобусе. На обратном пути в автобусе спрашивала, куда они ездили, кого видели. Такая игра давала детям возможность почувствовать радость общения, на примере взрослого –партнера в игре дети обучаются игровым действиям, развивается речь, формируются положительные нравственные качества.
Большие воспитательные возможности несет в себе игра «Больница». В дальнейшем при организации этой игры прежде всего планирую давать детям определенные представления о деятельности врача, медсестры. Для того , чтобы возникла игра, необходимо так же сформировать у детей игровые действия. Эля этого познакомила детей с работой старшей медсестры. Ходили с детьми на экскурсию в медицинский кабинет, показала шкаф, где хранятся медикаменты, вата, бинты, коробочки со шприцами.
Наблюдали за работой старшей медсестры, когда она делала прививки детям. Объясняла детям, что врачи и медсестра заботятся об их здоровье, делают прививки, чтобы дети не болели. Прочитала детям произведения К.И. Чуковского «Айболит», обратив вначале внимание на обложку книги, на которой нарисован доктор в белом халате. Рассмотрели иллюстрации, изображающие, как Айболит лечит больных зверюшек. Провела беседу с детьми. Затем приготовила совместно с родителями атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница» (сшили халаты, шапочки, из дерева и пластмассы сделали градусник, шпателя, трубочки для слушания, сшили грелки и т.д.). Знакомила детей с атрибутами , с их назначением, показывала как нужно с ними обращаться. Дала возможность детям пробовать слушать кукол, мишек («дышите, не дышите»), поставить градусники. Затем перешли к самой игре. Чтобы сформировать игровые действия детей в данной игре , пока роль врача выполняла сама. Говорила, что у нас открывается больница, пусть мамы ведут своих дочек, чтобы посмотреть не больны ли они. Все дети с большим интересом шли на прием со своими игрушками, куклами, зверюшками. Напоминала детям правила, что больные в больнице должны вести себя тихо, соблюдать очередь, не толкаться.
В приведенном примере, при руководстве игрой использовала все компоненты комплексного метода: ознакомление с окружающим (наблюдение, рассматривание картин); Обучающие игры (сюжетно-дидактические игры с куклой, выполнение роли врача взрослым, внесение атрибутов, создание условий, активизирующих общение).
Итак: когда ребенок научился самостоятельно продумывать сюжет (т.е. другими словами овладел режиссерской игрой) получил опыт ролевого поведения (пробуя перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. И я очень надеюсь, что мои усилия помогут детям в дальнейшем играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация и проведение сюжетно-ролевой игры детей в свободной и организованной деятельности".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способност...
Организация и проведение сюжетно-ролевой игры «У куклы Маши болит горло» 1 младшая группа
Цель: учить детей принимать на себя роль(доктор, больной), закрепить знания о профессии доктор.Ход игры:Воспитатель вносит в группу куклу и обращает внимание, что у куклы болит горло.Воспитатель: Дети...
Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада
Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...
Разработка модели сюжетно-ролевой игры "Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры" Средний дошкольный возраст
Семинар по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут" в рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошколь...
План-конспект организации и проведения сюжетно – ролевой игры Тема: «Лесное происшествие»
Цель: На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.Задачи:1.Образовательные: Формировать понима...
Организация и проведение сюжетно-ролевой игры с детьми среднего возраста
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»...
выступление по теме: "Методика организации и проведения сюжетно - ролевой игры в старшем дошкольном возрасте"
Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для дошкольной педагогики является проблема использования игры ...