Главные вкладки

    "Организация и проведение сюжетно-ролевой игры детей в свободной и организованной деятельности".
    консультация по теме

    Зайцева Татьяна Александровна

    Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

    Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.

    Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл cyuzhetno-rolevye_igry.docx27.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация и проведение сюжетно-ролевой игры детей в свободной и организованной деятельности.

    Ролевые игры - игры, в которых участники представляют себя в чьей-либо роли при помощи имитации действий и образа, отвечающей сюжету.

     Цели

    Основная цель ролевой детской игры - воспитание ребенка и адаптация его к окружающему миру путем подражания, имитации действиям других людей, животных, существ. При этом объект может быть как реально существующим (мама, папа, продавец или кондуктор), так и вымышленным (супергерой, сказочный персонаж). Ребенок моделирует поведение и ситуации, экспериментируя с ситуациями, и таким образом, получает жизненный опыт в игровой форме, а также необходимые навыки общения (ролевые – через «обыгрывание» роли, «деловые» - путем договора с партнерами по игре и «дружеские» - отношения, которые влечет за собой совместная игра). Достоверность имитации для ребенка заключается не только в строгом соблюдении определенного регламента поведения («что нужно сделать, чтобы «приготовить» суп, как мама?»), но и иногда - в наличии сопутствующих предметов (ребенок взаимодействует с куклой, пользуется игрушечными расческами, машинками и т.д.).

    В свою очередь, кроме адаптации ребенка к окружающему миру, знакомства с правилами общества и воспитания в игровой форме, изучения функциональности бытовых предметов, ролевая игра также служит хорошим подспорьем в развитии памяти и внимания. Использование так называемых «предметов-заместителей», которые служат ребенку тем или иным предметом, в зависимости от текущей игры - прекрасное упражнение на тренировку памяти и развитие образного мышления, что также приносит пользу и речи, и общему развитию ребенка.

     Особенности и содержание

    Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в «дочки-матери», в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут «войну». Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают «сменить амплуа» и с удовольствием играют как в «свои» игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть «самих себя» - в это заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.

    Кроме того, сюжетно-ролевые игры будут различаться в зависимости от возраста ребенка: считается, что первыми ролевыми играми ребенок начинается интересоваться, когда начинает осознавать свои действия - это возраст примерно от 2-х до 3-х лет: ребенок начинает подражать маме, имитируя ее действия. В таком возрасте ребенку полезно будет приобрести несколько предметов, которые могут оказаться полезными при игре: куклу-младенца, за которой он будет ухаживать, несколько вспомогательных игровых предметов, машинки. Отличительной характерной чертой действий ребенка будет являться их непостоянство (ребенок может внезапно бросить свое занятие и переключиться на другую игру, его не интересует продукт своего творчества), а также стремление к имитации реально существующих людей: матери, отца.

    Следующий возраст, в котором происходит изменение характера ролевой игры - средний дошкольный возраст (от 3-4 до 5 лет). В этом периоде наиболее важным для ребенка становится четкое соблюдение ритуала действий, а не внешняя схожесть с объектом подражания - игры становятся насыщеннее по содержанию, дольше, а также в них появляется осознанный сюжет.

    И последний этап возрастной ролевой игры – игра детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, где основное внимание уделяется ее сюжету. Дети действуют сообща, демонстрируя формирование «деловой роли», договариваются о правилах игры заранее и четко обсуждают ее рамки («может быть», «не может быть», «нельзя»). Происходит четкая идентификация личности при игре без наличия каких-либо вспомогательных предметов, и дети легко могут «поменяться» ролями без особых усилий, в то время как у младших детей процесс «самоидентификации» сопряжен с использованием вещей: принцесса должна быть обязательно в роскошном платье, водитель – обладать машиной и т.д. Кроме того, наблюдается бурный рост «самостоятельной» активности: дети с удовольствием фантазируют и импровизируют на ходу, что развивает мышление и воображение.

     

     Виды и примеры ролевых игр

    Ролевых игр существует великое множество, однако приведем наиболее распространенные из них:

    • «Дочки-матери» и другие эмоционально-сопряженные ролевые игры. «Дочки-матери», оказывается, одна из самых известных игр – ученые недавно обнаружили, что она присутствует в любой культуре! Игра формирует у ребенка четкую социальную модель поведения в обществе, прививает девочкам материнский инстинкт и приемы обращения с будущим ребенком, а также способствует развитию коммуникативных навыков в полной мере. Сюда же относятся эмоциональные ролевые игры, связанные с переживанием эмоций, пока недоступных, как, казалось бы, ребенку: воспитание и рождение детей, уход за животными. Покажите ребенку пример своим поведением: возьмите куклу в руки, убаюкайте ее, поцелуйте и уложите спать. Не успеете оглянуться, как маленькая «мама» выучит урок и повторит его с удовольствием! Совсем маленьким деткам полезно показывать на «ляле» части тела: носик, ротик и т.д.
    • «Школа», «больница», «магазин», прочие ситуационные ролевые игры. Они часто сопровождаются использованием дополнительного реквизита: игрушечных касс, докторских наборов, игровых «денег». Помимо формирования у ребенка поведенческой модели и формирования реакции на различные ситуации (а магазине может быть очередь; как попасть в больницу, если сломана нога и т.д.), такие игры дают представление о функционале тех или иных предметов (докторских инструментов, магазинной кассы…). Покажите ребенку основные приемы счета денег – сколько будет пятьдесят и десять? А сколько нужно дать сдачи? Нет реквизита под рукой? Не беда, его легко изготовить из подручных средств: бумаги, картона и краски.
    • «Репетиция поведения». Это – моделирование какой-либо ситуации, уже произошедшей с ребенком, повторное переживание пройденного им опыта в игре. Допустим, ребенок может «репетировать» свой день рождения с учетом уже прошедшего, или «играть в зоопарк» после визита в настоящий зоопарк. Эта игра позволяет эффективно сбросить психологическое напряжение, и часто используется для «повторного переживания» не только позитивных, но и негативных ситуаций, чтобы проанализировать их и помочь малышу справиться с переживаниями (по ходу игры полезно задавать наводящие вопросы: чего ты испугался? А что, если…?). Если ваш малыш испугался жирафа или тигра в зоопарке – повторное переживание ситуации с пластмассовым тигром или жирафом поможет избавиться от фобий! Для самых маленьких детей будет актуально повторение определенных действий: укачивания малыша, вращение руля.… Помогите ему и покажите пример, повторив для закрепления его 3-4 раза.
    • Театр и маскарад. Одна из самых любимых детьми игр – не только потому, что в игру часто с удовольствием подключаются взрослые, но и потому, что она зачастую связана с каким-либо праздником (Новый Год, День Рождения). Костюмированное представление не только дает ребенку в полной мере «вжиться» в роль, но и получить общественное признание, а ощущение «анонимности» поможет избавить малыша от комплексов и раскрепоститься – ведь он в маске (на сцене) и его никто не узнает! Кроме того, такие игры особенно полезны для развития фантазии: уже «готовая» роль предполагает самостоятельное расставление акцентов. Поговорите с ребенком о том, каким он видит своего персонажа. Какие его черты ему нравятся? А какие – не очень? Что еще мог сделать этот персонаж? Чтобы хотел изменить ребенок? Предложите ему импровизацию на сцене. Вдвойне полезно, если вы будете играть по мотивам любимых детских книг: сказки о Колобке, Курочке Рябе и прочие произведения наверняка понравятся ребенку, а самостоятельное развитие сюжета заронит зерна актерского таланта!
    • Если же непоседе недосуг, или у вас нет возможности поставить полноценную «постановку», попробуйте предложить ему кукольный театр. Это не только увлекательное занятие, но также оно развивает мелкую моторику рук, кроме того, малыша можно подключить к изготовлению кукол для представления. Здесь становится возможным моделировать практически любые ситуации. А в театр теней можно играть в любой обстановке – для этого не нужен реквизит!

    Рекомендации

    Четких рекомендаций относительно ролевых игр не существует: это, прежде всего, игра. Однако стоит упомянуть несколько факторов, которые могут существенно повлиять на ход игры и развитие ребенка.

    • Не вмешивайтесь в игру, а если все-таки вмешались, постарайтесь вести себя корректно, согласно «правилам». Иначе вы не только можете испортить малышу настрой, но и, вполне возможно, не добьетесь нужного результата: лучше объяснить малышу необходимое замечание в игровой форме. Это будет четче и быстрее усвоено, чем нотация.
    • Полезно задавать ребенку вопросы, которые помогут ему более полно раскрыть «роль»: кто он, где он живет, чем он занимается и т.д.
    • Старайтесь как можно чаще менять «реквизит» для детских игр: пусть это будут не обязательно дорогие наборы, а просто палочки, камушки или цветы. Это развивает все органы чувств ребенка, позволяет ему больше фантазировать и знакомиться с окружающим миром насыщеннее.
    • Постарайтесь приобрести несколько «тематических» наборов, которые будут давать ребенку представление о той или иной профессии. Расскажите, по мере возможности, для чего предназначен тот или иной предмет («молоточек» доктора, «весы» продавщицы…).
    • Подсказывайте ребенку сюжеты для игры - например, рассказывая сказки или стихи. Это позволит ребенку получить пищу для фантазии.
    • Для любого ребенка настоящим праздником станет маскарад, устроенный по всем правилам: сшейте ему костюм (или приобретите), купите грим, сделайте фотографии... Радостные впечатления надолго останутся в памяти малыша, а «анонимность» позволит скованному ребенку раскрепоститься.
    • Формируйте у ребенка правильное отношение к миру не только при помощи слов, но и своим собственным примером. Ведь все, что делают взрослые, находит отражение в детской игре.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация и проведение сюжетно-ролевой игры раннего возраста

    Организация и проведение сюжетно-ролевой игры раннего возраста...

    Организация и проведение сюжетно-ролевой игры «У куклы Маши болит горло» 1 младшая группа

    Цель: учить детей принимать на себя роль(доктор, больной), закрепить знания о профессии доктор.Ход игры:Воспитатель вносит в группу куклу и обращает внимание, что у куклы болит горло.Воспитатель: Дети...

    Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры в старших группах детского сада

    Поэтапное описание методики и этапов проведения игры с презентацией...

    Методические рекомендации по организации и проведению сюжетно-ролевых игр для детей в старшей группе в условиях семьи

    В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Огромная роль ...

    Разработка модели сюжетно-ролевой игры "Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры" Средний дошкольный возраст

    Семинар по обмену опытом "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут" в рамках проведения курсов "Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошколь...

    План-конспект организации и проведения сюжетно – ролевой игры Тема: «Лесное происшествие»

    Цель: На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.Задачи:1.Образовательные: Формировать понима...

    «Организация и проведение сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР»

    Познакомить молодых специалистов с приёмами и методами руководства сюжетно-  ролевой игрой. Формирование игры как деятельности. Использование игры как средства нравственного воспитания,...