Конспект ООД по художественно-эстетическому направлению (рисование) с применением методики правополушарного рисования «Настроение вдохновения" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Нугаева Ольга Михайловна

Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования  Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата  Р. Сперри, помогает разбудить художника в душе любого ребенка и взрослого, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в волшебный мир красок.

Это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это  психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка и взрослого.

Целью упражнений  правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник  творческих способностей и приобрести чувство вдохновения любому человеку в любом возрасте, независимо от образования и умения владеть кистью. Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечся от компьютера и телевизора. Современные дети настолько приобрели зависимость от этих технических средств, что это вызывает беспокойство родителей. Занятия  творчеством - процесс очень увлекательный и  может вызывать мотивацию в любом возрасте.

Самое главное  в правополушарном рисовании – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой методики. Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд, кажутся очень странными. Именно оригинальность и непонятность  этих упражнений помогает отключать логику. В правополушарном рисовании используется множество разных приемов,  работает то правая, то левая  рука, прописываются буквы в зеркальном отображении и много чего, что кажется на первый взгляд полной ерундой,  но, тем не менее, все это позволяет раскрыть даже самым неуверенным детям и взрослым мир волшебного полета фантазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon правополушарное рисование137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 «Алёнушка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной

                                 деятельности

по художественно-эстетическому направлению

(рисование)

с применением методики правополушарного рисования

«Настроение вдохновения »

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила и провела:

Нугаева Ольга Михайловна,

Педагог-психолог

2017-2018

Цель: 

включение творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспресс-рисования и закрепление приёмов, позволяющих осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения.

Задачи:

Обучающие: 

совершенствовать умения ориентироваться в задании, в последовательном выполнении рисунка;

Развивающие: 
улучшить зрительно-двигательную координацию путем развития у детей умения писать кистью, пользуясь разными приёмами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом «тычка».

Воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость и мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью путем применения арт-терапии.

Психотерапевтические: 

создать особые условия, способствующие возникновению атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания,  ощущению психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Приоритетное направление:

 художественно-эстетическое развитие (рисование)

Методы и приемы: 

эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;

практические – упражнения, игра

словесные  – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,

вопросы, объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

наглядные – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения.

Все методы используются в комплексе.

Предварительная работа: 

  • знакомство с жанрами живописи - пейзаж, портрет, натюрморт; рассматривание репродукций картин  И. Левитана “Золотая осень”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, В. Поленова “Московский дворик”, Н. Рериха “Гималаи”, И. Айвазовского “Радуга”, И. Репина “Стрекоза”, В. Серова “Девочка с персиками”, И. Аргунова “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”,

К. Брюллова “Всадница”, автопортрета И. Айвазовского.

  • беседа о живописи, о жанрах живописи.

Материалы и оборудование: 

Для педагога:

мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, репродукции картин разных жанров живописи – портреты, пейзажи, натюрморты;  краски, кисти, палитра, салфетки, листы бумаги (формата А5), лист бумаги (формата А4).

Для детей:

раздаточный материал (на каждого ребенка): гуашь, кисти,  ватные палочки, две емкости для воды (большая для рисования и маленькие для рефлексии), салфетки, палитра для смешивания красок, листы бумаги (формата А5), закрепленные по периметру малярным скотчем к основе, салфетки бумажные, салфетки влажные.

Место проведения: групповая комната

Форма проведения: подгрупповая

Методика правополушарного рисования

Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования  Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата  Р. Сперри, помогает разбудить художника в душе любого ребенка и взрослого, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок.

Это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.

Целью упражнений  правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник  творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечь детей от компьютера и телевизора. Современные дети настолько приобрели зависимость от этих технических средств, что это вызывает беспокойство родителей. Занятия  творчеством - процесс очень увлекательный и  может вызывать мотивацию в любом возрасте.

Самое главное  в правополушарном рисовании – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного творчества. Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд, кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность  этих упражнений помогает отключать логику. В правополушарном рисовании используется множество разных, странных приемов,  работает то правая, то левая  рука, прописываются буквы в зеркальном отображении и много чего, что кажется на первый взгляд полной ерундой,  но, тем не менее, все это позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.

Дети находятся за столами на своих местах.

Педагог-психолог:  Здравствуйте, ребята.  Сегодня я хочу пригласить вас  на виртуальную экскурсию по картинной галерее.  Перед тем, как мы туда отправимся, я  очень хочу узнать с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. На ваших столах есть разноцветные краски.  Вы каждый выберите, пожалуйста, такой цвет, который похож на ваше сегодняшнее настроение. Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в своем маленьком стаканчике.

Дети выполняют.

Педагог-психолог: Молодцы. А теперь отодвиньте стаканчики в сторону. Кто-нибудь из вас знает, что такое картинная галерея?

Ответы детей: Да, это место, где много картин.

Педагог-психолог: А как еще можно назвать картины?

Ответы детей: Произведения живописи.

Педагог-психолог:  Давайте я вам напомню, что такое живопись.

Слово «Живопись»  очень  легко   запомнить:  оно  состоит  и  двух  слов:  живо – писать.  Картины эти кажутся нам живыми. Потому что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море и многое другое. И сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в мир живописи. Ну что,  начнем?

Дети соглашаются.

Педагог-психолог: Тогда я приглашаю Вас в первый зал картинной галереи. Посмотрите на эту картину внимательно. О чем она?

Ответы детей: На картине изображен человек.

Педагог-психолог:  А как называется картина, на которой изображен человек?

Ответы детей: Портрет.

Педагог-психолог:  Правильно. На что похож портрет?

Ответы детей: На фотографию.

Педагог-психолог:  Конечно. Портрет и смотрится как фотография.

Продолжим нашу экскурсию по второму залу галереи. Посмотрите, какая красивая  картина. Ребята, а как называют этот жанр живописи?

Ответы детей: Это натюрморт.

Педагог-психолог: Правильно. А как вы узнали, что это натюрморт?

Ответы детей: На натюрмортах изображают фрукты, цветы и вещи и никогда не изображают людей и природу.

Педагог-психолог: Правильно. Художники предлагают нам  полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту. Ребята, а как называется эта картина из третьего зала?

Ответы детей: Пейзаж.

Педагог-психолог: А почему вы решили, что это пейзаж?

Ответы детей: Потому, что на пейзажах изображается природа.

Педагог-психолог: Правильно, ребята. Вы очень хорошо разбираетесь в жанрах живописи. Вам понравилась наша экскурсия?

Ответы детей.

Педагог-психолог: А теперь я предлагаю вам вернуться в нашу изостудию.

Ребята, отгадайте загадку:          

У тебя есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что ты…

Ответы детей: Художник.

Педагог-психолог: Конечно, а вы хотите стать художниками?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Я уверена вы все – самые лучшие в мире художники. Не верите?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Сегодня на нашем занятии я расскажу и покажу вам секреты художников.  И занятие у нас  будет необычное. Оно будет секретным. Вы можете хранить секреты?

Ответы детей.

Педагог-психолог: Тогда, первый секрет: задания сегодня не будет. А в работе  мы будем использовать секретные приемы, которые я вам покажу. То, что у нас получится, мы увидим только в конце занятия. Это будет сюрприз.

У вас на столах приготовлены краски. Кто знает, как они называются?

Ответы детей: Гуашь.

Педагог-психолог: Правильно ребята. А еще у вас на столах приготовлены разные кисти. Посмотрите, что это за кисти? Для чего они предназначены?

Ответы детей: Это жесткие, щетинистые кисти, они  нужны для работы с клеем и для аппликации.

Педагог-психолог: Правильно. Но сегодня мы будем использовать эти кисти для рисования.  Это второй секрет.

А теперь я вам открою третий секрет – сегодня мы будем рисовать  на перевернутом листе бумаги.

Чтобы у нас все получилось нужно сделать волшебную гимнастику. Делать ее нужно в тишине. Разговаривать нельзя. Давайте встанем. Это волшебная гимнастика для настоящих художников.

Повторяйте за мной.

Упражнения выполняются под спокойную негромкую фоновую музыку.

  1.  «Колечко». Руки перед собой. Поочередно с большим пальцем соединяем в кольцо другие пальцы руки. Пальцы правой руки начинаем соединять с мизинца. Левую руку в обратном направлении. Делаем это очень быстро и одновременно двумя руками.
  2. «Кулак-ладонь». Согнутая в локте и сжатая в кулак правая рука расположена на уровне груди перед собой. Левая рука с открытой вниз ладошкой расположена под локтем правой руки. Теперь руки меняем, увеличиваем темп и добавляем между движениями хлопок в ладоши.
  3. «Пальчиковая гимнастика». Сожмите руки в кулак, одновременно распрямите большой палец на правой руке и вложите большой палец между указательным и средним пальцами на левой. Теперь поменяйте руки. Увеличиваем темп и меняем руки через хлопок в ладоши.
  4. Правую руку положите на голову, левую на живот. Правая рука гладит голову круговыми движениями, левая поглаживает в противоположную сторону живот. Далее руки меняются. Темп упражнения увеличивается.
  5. А теперь давайте сядем на свои места и продолжим.Представьте, что в каждой руке у Вас по карандашу. Мы будем рисовать сразу двумя руками в воздухе одновременно двумя руками. Одной рукой мы рисуем неотрывно геометрическую фигуру (букву). А другой  так же,  но совершенно другую фигуру (цифру). При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук.

 Педагог-психолог:  Молодцы. У вас очень хорошо получается.

А теперь давайте приступим к нашему секретному рисованию.

Напоминаю, что во время нашего секретного рисования разговаривать нельзя.

Прошу вас выполнять то, что я буду показывать и не отвлекаться. Итак, начнем.

Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.

Педагог-психолог: Перед вами лист бумаги, закрепленный малярным скотчем к основе.

Во время рисования можно и даже нужно выходить за края. Возьмите один лист. Расположите лист горизонтально.

Берем самую большую кисть.

Нам потребуется белый цвет.

Сначала слегка смачиваем водой кисть, быстро закрашиваем весь наш лист белой краской большими горизонтальными мазками - слева направо и справа налево.

После того как вы промыли кисть промокните ее салфеткой.

Теперь набираем на кисть краску и ставим большие кляксы –  в самом верху листа, вы можете выбрать любой цвет…

Одним цветом, затем другим, третьим. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь, пусть рука сама выбирает цвета, именно рука, а не голова. Совсем не обязательно делать именно такой как

у меня. Выбирайте цвета только по своему  настроению и не задумывайтесь, сочетаются ли они между собой, и что в итоге получится, это не важно.
И еще несколько мазков, не обязательно заполнять все пространство.
Как видите, ничего сложного.

А теперь начинаем волшебство: берем на кисточку белый цвет и начинаем вести ее поверх наших пятнышек.
Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем,  наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттенков.
Важно  делать это быстро. Не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа, для этого у нас листы закреплены на большем листе бумаги,  по которой мы можем спокойно рисовать дальше, несмотря на то, что лист закончился.
Таким образом, у каждого из нас получился  свой фон, который можно использовать и для других картин. Результат может быть непредсказуем!
Вообще, не обязательно рисовать в одном направлении, горизонтально или вертикально, попробуйте сделать диагональные, закручивающиеся, круговые или спиральные мазки.

Промойте кисть, промокните ее салфеткой.

Педагог-психолог: А теперь переходим к следующему этапу работы.

Большой кистью наберите белую гуашь.

Нарисуйте большое круглое пятно  ближе к центру листа.

Промойте кисть, промокните ее салфеткой

Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.

Педагог-психолог: Теперь возьмите на кисть желтый цвет.

Поверх белого цвета слева по краю нанесите желтый цвет.

Промойте кисть, промокните ее салфеткой.

Педагог-психолог: На палитре смешайте темно зеленый и черный цвет.

Посмотрите, какой глубокий и интересный цвет у нас получился.

В нижней части листа черным цветом проведите горизонтальную линию от края до края. Закрасьте меньшую отчерченную часть цветом, который получился у вас на палитре.

А теперь этим же цветом методом «тычка» рисуем несколько возвышенностей.

Листочек переворачиваем. И начинаем рисовать «сверху-вниз» на перевернутом листе бумаги.

Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.

Педагог-психолог: На нашем листе начинают появляются первые подсказки. Что же такое интересное у нас получается? На что это похоже?  

Дети высказывают свои догадки.

Педагог-психолог: Самые внимательные заметили, что так мы рисуем дерево.

И у каждого из вас получится свое собственное дерево.

Вроде бы мы рисуем вместе, но у каждого получается по-разному.

Набираем на большую щетинистую кисть немного этой же краски. И начинаем прорисовывать крону нашего дерева методом «тычка сухой кистью».

Кисть должна быть сухой.

Теперь снова переворачиваем наш рисунок.

Посмотрите, что у вас получилось.

Нам осталось добавить небольшие детали, чтобы наш рисунок ожил. Это могут быть, например, птицы. Можно добавить силуэт любого животного – слона, жирафа…

А может быть, вы нарисуете силуэт динозавра?

Посмотрите внимательно, каких деталей не хватает. Наберите на кисть краски, которой мы рисовали деревья и добавьте то, что вам хочется.

А теперь, ребята, отложите кисти в стороны, посмотрите на ваши замечательные работы, и скажите, к какому жанру живописи вы можете отнести ваши рисунки? Почему?

Ответы детей: Это пейзаж. Потому, что мы изображали природу.

Педагог-психолог: Правильно. Мы рисовали пейзаж. Посмотрите еще раз на ваши работы. Мы рисовали все вместе, все делали одинаково, а получилось у всех по-разному. Такие разные - очень красивые пейзажи.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель проводит презентацию детских работ.

- У нас получились прекрасные рисунки. Вы настоящие художники! Все знаменитые художники подписывают свои работы. Вы тоже можете поставить свою подпись в правом нижнем углу работы. Молодцы, ребята!

2.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Педагог-психолог: Как вы себя чувствуете?

Мне бы очень хотелось узнать какое настроение у вас сегодня.

Посмотрите на экран.  Мы с вами знаем, что у каждого настроения есть свой цвет. 

Когда мы чувствуем себя хорошо, у нас всё получается, мы довольны.

И настроение наше похоже на чистую воду, и мысли у нас «ясные и «чистые».

Педагог-психолог: Когда нам в голову приходят отличные идеи, то настроение становится прекрасным, радостным, похожим на салют: оно окрашивается в красивые яркие цвета.

Педагог-психолог: Но бывает, что мысли наши грустны и неприятны, нам или плохо, или обидно. Тогда наше настроение окрашивается в тёмные цвета.

Педагог-психолог: Ребята, на ваших столах есть разноцветные краски.  Вы каждый выберите, пожалуйста, еще раз такой цвет, который похож на ваше сегодняшнее настроение. Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в своем маленьком стаканчике.

Дети окрашивают воду в стаканчиках

Педагог-психолог: Какой цвет вы выбрали сейчас ? Почему? А какое настроение у вас получилось? Давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на занятие. Что изменилось? У тебя …? А у тебя …? Почему?

Ответы детей.
Педагог-психолог:  Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит, что настроение ваше радостное, хорошее  и светлое.

Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли  только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется  творить прекрасное!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация с элементами рисования) на тему: «Город зимой» для детей среднего дошкольного возраста.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (аппликация с элементами рисования) на тему «Город зимой».Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Инт...

Проект "Применение методики "синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Объектом являются дети группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.Предметом является методика синквейн.Новизна проекта заключается в следующем: метод синквейна можно включать в развивающу...