Занятие: «Отпечаток ладошки - кактус»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Зозуля Екатерина Михайловна

Теоретическое обоснование занятия построено на нескольких ключевых аспектах, соответствующих возрастным особенностям и целям арт-терапии:

1. Самовыражение и идентичность (арт-терапевтический аспект)

 - Уникальность отпечатка ладони:

  Каждый ребенок оставляет след, который невозможно повторить. Это помогает малышам осознать свою индивидуальность («Мой кактус особенный, как и я»).  

 - Проекция эмоций через образ:

  Дети бессознательно переносят свои чувства на рисунок. Колючки кактуса могут символизировать защиту («Иногда я злюсь, как колючки»), а зеленый цвет — спокойствие или рост. 

2. Сенсорное развитие и мелкая моторика

 - Тактильный опыт:

  Нанесение краски на ладонь стимулирует сенсорные рецепторы, что важно для развития нервной системы.  

 - Координация движений:

  Дети учатся контролировать силу нажатия ладони на бумагу, а дорисовывание деталей (колючек, цветов) тренирует точность движений кисти.  

3. Эмоциональный интеллект и метафоры

 - Колючки как символ границ:

  Обсудите с детьми: «Кактус защищается колючками, а как мы защищаем себя?». Здесь можно рассмотреть разные ситуации, в которых необходимо постоять за себя и обсудить варианты того, как это лучше сделать. Это учит выражать свои границы в игровой форме.  

 - Мягкость внутри «колючего»:

  Обсудите особенности внутреннего мира, который оберегают колючки. Почему это важно? 

4. Дополнение* 

Познавательный компонент и экологическое воспитание.

 - Изучение природы:

  Мини-рассказ о том, как кактусы растут в пустыне, выживают без воды, привлекают животных цветами. Это расширяет кругозор.  

 - Ассоциации с заботой: 

  «Кактусу нужен горшок и солнце — как нам нужно внимание и любовь». Дети могут «посадить» ладошку-кактус в нарисованный горшок, связывая образ с заботой.  

5. Креативность и свобода творчества

 - Нет «правильных» решений:

  Дети сами выбирают, как украсить кактус (блестки, цветы, узоры), что развивает воображение и снижает тревогу из-за оценки. Здесь очень важно дать ребенку сделать именно так, как он хочет, не пытаться помочь сделать "красиво" по своему усмотрению, только если ребёнок сам не просит о помощи. Но и тогда важно сделать именно то, что он попросил, ничего не "улучшая".

  Зеленый — основной цвет, но добавление других оттенков (например, розовых цветов) учит сочетать цвета и выражать радость.  

6. Групповая динамика и поддержка (если работа проводилась в группе)

 - Совместное обсуждение:

  После создания открыток можно устроить «выставку», где каждый расскажет о своем кактусе. Это поощряет коммуникацию и эмпатию, можно предложить детям комментируя назвать что-то одно, что нравится на каждом рисунке, таким образом мы можем направить фокус внимания при обсуждении в нужное русло. («Мне нравится твой цветок на кактусе!» — это приятно будет услышать и придаст автору рисунка уверенности).  

Материалы: краски пальчиковые, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, пастель масляная ( не обязателен весь список, но желательно, чтобы были представлены как сухие, так и влажные изобразительные материалы)

*Декор (не обязательно):

- Атласные бантики.  

- Сердечки, бабочки, звёздочки из цветной бумаги или фетра.

- Наклейки с растительными мотивами, бабочками.

- Наклейки с эмодзи, сердечки, солнышки, цветочки и др..   

- Самоклеящиеся стразы, жемчужинки, блестки.

Инструменты:

 - Клей-карандаши (если будет декор), кисти, тарелки одноразовые, стаканы с водой (лучше непроливайка), фартуки (опционально), салфетки и полотенца.

Инструкция к выполнению:

Важно: Перед тем как приступать к работе, нужно сообщить детям, что каждый выполняет свою работу как хочет, никто не критикует других, не дает советов, если только об этом не попросили. Объяснить как пользоваться красками и где после мыть руки. В каком порядке это будет происходить.

Инструкция выполнения самого рисунка проста. Можно нанести краску на тарелку, чтобы ребёнок "обмакнул" руку или же дать ему кисть, чтобы он закрасил ладонь и пальцы постепенно. Ребенок оставляет отпечаток, который дальше в соответствии со своей фантазией превращает в кактус, а также разрисовывает лист по своему усмотрению, дополняя окружающую среду. Кактус может быть в горшке - здесь можно обсудить тему заботы и ухода. А может быть в естественной среде произрастания, тогда можно обсудить, как он взаимодействует с внешним миром, после чего перенести эту метафору на жизнь ребенка.

Ориентируйтесь на навыки ребенка/детей и количество времени, отведенное на упражнение. Для спокойствия ребенка и родителей во время творчества используйте фартук или одежду, которую не жалко испачкать.

Резюме.

Упражнение сочетает арт-терапию, сенсорику, экологическое просвещение и развитие эмоционального интеллекта. Через простой и понятный образ кактуса дети учатся выражать себя, принимать свою уникальность и обсуждать чувства в игровом формате. Колючки здесь — не просто деталь поделки, а «мостик» для разговора об агрессии и защите, мягкости, росте.

В зависимости от временных возможностей и контекста проведения занятия по вашему усмотрению при выполнения упражнения можно сделать акцент на отдельных, более важных и уместных его аспектах, снизив внимание к остальным или полностью исключив их.

Желаю увлекательной и плодотворной работы!

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытого занятия по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой и рисование пальчиками

открытого занятия по нетрадиционной технике рисованияотпечаток ладошкой и рисование пальчиками  средняя группа...

«Нетрадиционная техника рисования: отпечаток ладошкой и рисование пальчиками «Подводное путешествие».

-развивать навыки детей нетрадиционной техникой рисования - отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать моторику рук, прививать любовь к морским животным.-развивать и расширять интер...

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования - отпечаток ладошкой Тема: «Волшебная птица»

Цель: Учить детей рисовать сказочную птицу  в нетрадиционной технике отпечаток ладошки.Задачи:- Закреплять умение  детей в рисовании ладошкой,  технические приёмы рисования  пальчи...

НОД.Рисование. Отпечаток ладошки к дню матери 24 ноября

НОД. Рисование. Отпечаток ладошки. Открытка к Дню мамы.Цель: Учить детей аккуратно оставить отпечаток своей ладошки на открытке.Материалы и оборудование: картонное сердечко, гуашь красная и кисточка. ...