Занятие: «Отпечаток ладошки - кактус»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Теоретическое обоснование занятия построено на нескольких ключевых аспектах, соответствующих возрастным особенностям и целям арт-терапии:
1. Самовыражение и идентичность (арт-терапевтический аспект)
- Уникальность отпечатка ладони:
Каждый ребенок оставляет след, который невозможно повторить. Это помогает малышам осознать свою индивидуальность («Мой кактус особенный, как и я»).
- Проекция эмоций через образ:
Дети бессознательно переносят свои чувства на рисунок. Колючки кактуса могут символизировать защиту («Иногда я злюсь, как колючки»), а зеленый цвет — спокойствие или рост.
2. Сенсорное развитие и мелкая моторика
- Тактильный опыт:
Нанесение краски на ладонь стимулирует сенсорные рецепторы, что важно для развития нервной системы.
- Координация движений:
Дети учатся контролировать силу нажатия ладони на бумагу, а дорисовывание деталей (колючек, цветов) тренирует точность движений кисти.
3. Эмоциональный интеллект и метафоры
- Колючки как символ границ:
Обсудите с детьми: «Кактус защищается колючками, а как мы защищаем себя?». Здесь можно рассмотреть разные ситуации, в которых необходимо постоять за себя и обсудить варианты того, как это лучше сделать. Это учит выражать свои границы в игровой форме.
- Мягкость внутри «колючего»:
Обсудите особенности внутреннего мира, который оберегают колючки. Почему это важно?
4. Дополнение*
Познавательный компонент и экологическое воспитание.
- Изучение природы:
Мини-рассказ о том, как кактусы растут в пустыне, выживают без воды, привлекают животных цветами. Это расширяет кругозор.
- Ассоциации с заботой:
«Кактусу нужен горшок и солнце — как нам нужно внимание и любовь». Дети могут «посадить» ладошку-кактус в нарисованный горшок, связывая образ с заботой.
5. Креативность и свобода творчества
- Нет «правильных» решений:
Дети сами выбирают, как украсить кактус (блестки, цветы, узоры), что развивает воображение и снижает тревогу из-за оценки. Здесь очень важно дать ребенку сделать именно так, как он хочет, не пытаться помочь сделать "красиво" по своему усмотрению, только если ребёнок сам не просит о помощи. Но и тогда важно сделать именно то, что он попросил, ничего не "улучшая".
Зеленый — основной цвет, но добавление других оттенков (например, розовых цветов) учит сочетать цвета и выражать радость.
6. Групповая динамика и поддержка (если работа проводилась в группе)
- Совместное обсуждение:
После создания открыток можно устроить «выставку», где каждый расскажет о своем кактусе. Это поощряет коммуникацию и эмпатию, можно предложить детям комментируя назвать что-то одно, что нравится на каждом рисунке, таким образом мы можем направить фокус внимания при обсуждении в нужное русло. («Мне нравится твой цветок на кактусе!» — это приятно будет услышать и придаст автору рисунка уверенности).
Материалы: краски пальчиковые, гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, пастель масляная ( не обязателен весь список, но желательно, чтобы были представлены как сухие, так и влажные изобразительные материалы)
*Декор (не обязательно):
- Атласные бантики.
- Сердечки, бабочки, звёздочки из цветной бумаги или фетра.
- Наклейки с растительными мотивами, бабочками.
- Наклейки с эмодзи, сердечки, солнышки, цветочки и др..
- Самоклеящиеся стразы, жемчужинки, блестки.
Инструменты:
- Клей-карандаши (если будет декор), кисти, тарелки одноразовые, стаканы с водой (лучше непроливайка), фартуки (опционально), салфетки и полотенца.
Инструкция к выполнению:
Важно: Перед тем как приступать к работе, нужно сообщить детям, что каждый выполняет свою работу как хочет, никто не критикует других, не дает советов, если только об этом не попросили. Объяснить как пользоваться красками и где после мыть руки. В каком порядке это будет происходить.
Инструкция выполнения самого рисунка проста. Можно нанести краску на тарелку, чтобы ребёнок "обмакнул" руку или же дать ему кисть, чтобы он закрасил ладонь и пальцы постепенно. Ребенок оставляет отпечаток, который дальше в соответствии со своей фантазией превращает в кактус, а также разрисовывает лист по своему усмотрению, дополняя окружающую среду. Кактус может быть в горшке - здесь можно обсудить тему заботы и ухода. А может быть в естественной среде произрастания, тогда можно обсудить, как он взаимодействует с внешним миром, после чего перенести эту метафору на жизнь ребенка.
Ориентируйтесь на навыки ребенка/детей и количество времени, отведенное на упражнение. Для спокойствия ребенка и родителей во время творчества используйте фартук или одежду, которую не жалко испачкать.
Резюме.
Упражнение сочетает арт-терапию, сенсорику, экологическое просвещение и развитие эмоционального интеллекта. Через простой и понятный образ кактуса дети учатся выражать себя, принимать свою уникальность и обсуждать чувства в игровом формате. Колючки здесь — не просто деталь поделки, а «мостик» для разговора об агрессии и защите, мягкости, росте.
В зависимости от временных возможностей и контекста проведения занятия по вашему усмотрению при выполнения упражнения можно сделать акцент на отдельных, более важных и уместных его аспектах, снизив внимание к остальным или полностью исключив их.
Желаю увлекательной и плодотворной работы!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытого занятия по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой и рисование пальчиками
открытого занятия по нетрадиционной технике рисованияотпечаток ладошкой и рисование пальчиками средняя группа...
Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования (отпечаток ладошкой и рисование пальчиками). Возрастная группа средняя
Конспект НОД "Осьминожка" с использованием нетрадиционной техники рисованиия....
Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники рисования (отпечаток ладошкой и рисование пальчиками). Возрастная группа средняя
Конспект НОД "Осьминожка" с использованием нетрадиционной техники рисованиия....
НОД по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой и рисование пальчиками «В подводном царстве»
Нетрадиционная техника рисования в ДОУ...

«Нетрадиционная техника рисования: отпечаток ладошкой и рисование пальчиками «Подводное путешествие».
-развивать навыки детей нетрадиционной техникой рисования - отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать моторику рук, прививать любовь к морским животным.-развивать и расширять интер...

Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования - отпечаток ладошкой Тема: «Волшебная птица»
Цель: Учить детей рисовать сказочную птицу в нетрадиционной технике отпечаток ладошки.Задачи:- Закреплять умение детей в рисовании ладошкой, технические приёмы рисования пальчи...

НОД.Рисование. Отпечаток ладошки к дню матери 24 ноября
НОД. Рисование. Отпечаток ладошки. Открытка к Дню мамы.Цель: Учить детей аккуратно оставить отпечаток своей ладошки на открытке.Материалы и оборудование: картонное сердечко, гуашь красная и кисточка. ...
