Мастер-класс по росписи игрушки-свистульки «Жаворонков созываем, весну встречаем»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Мастер-класс по росписи деревянной игрушки-свистульки с помощью интеграции изобразительной деятельности, фольклора, музыки и игровой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по росписи игрушки-свистульки
«Жаворонков созываем, весну встречаем»
Цель: развитие художественно-эстетического восприятия с помощью изобразительной деятельности, фольклора, музыки и игровой деятельности.
Задачи.
Обучающие:
- учить применять элементы декоративной росписи в раскрашивании народной игрушки-свистульки;
-познакомить с народным обрядом «Закликание весны».
Развивающие:
- развивать чувство симметрии, ритма и цвета в узоре, пространственную ориентировку, мелкую моторику;
-развивать чувство координации движения, музыкальный слух, ритмические способности;
Воспитывающие:
- воспитывать эстетическое отношение к народному творчеству ;
- прививать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: проектор, ноутбук.
Материал: деревянные игрушки-свистульки, гуашь, кисти, ватные палочки, губка, влажные и сухие салфетки, баночки с водой.
Ход работы.
Подготовительно-организационный этап.
- Здравствуйте, уважаемые члены жюри. Сегодня я предлагаю вам очень интересную тему - «Закликание весны». И для начала я немного расскажу о ней. Жизнь наших предков очень сильно зависела от природных условий. Не всегда погода радовала крестьянина, часто зима не хотела сдавать своих позиций, а земледельцу нужна была весна, чтобы поскорее начать работы в поле. Вот и приходилось зазывать весну, ещё говорят: «выкликать весну », «весну гукати», «зачинати весну» - обрядовое действие, сопровождавшееся пением или выкрикиванием специальных весенних песен - веснянок, закличек, смысл которых - призыв весны и птиц.
- Давайте посмотрим и послушаем, как закликали весну в старине.
Показ видеоролика «Закликание Весны»
- Люди приветствовали весну не только из-за хозяйственных ожиданий. Красота весеннего пробуждения природы пробуждала эстетические чувства, эмоционально-психологические переживания человека. Хозяйственные надежды, ожидаемые от живительного солнца, сочетаются с радостью, вызываемой красотой весенней природы.
- Как вы думаете, кто является гонцом весны? Правильно, это птицы.
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Если жаворонок прилетел, значит, весна пришла. Образ птиц, возвращающихся на родину из тёплых стран, объединяет все весенние обряды и обычаи. В народе считали, что на день весеннего равноденствия прилетают жаворонки и приносят весну. К этому дню хозяйки обычно пекли «жаворонков», «куличков», «чувилек» - домашнее печенье в виде птичек, отдавали их детям, и те выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Также изготавливали свистульки-жаворонки из дерева, глины, свистели в них, тем самым призывали весну.
- Свистулька – древнейший русский народный духовой музыкальный инструмент. Появилась она очень-очень давно. Наши предки использовали его для закликания Весны, а в наше время свистульки из магического инструмента превратились в детскую игрушку. Хотя также свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах.
Практический этап
-Сегодня я предлагаю вам перевоплотиться в художников, и раскрасить игрушку-свистульку «Жаворонка». Посмотрите, для каждого приготовлено рабочее место со всем необходимым оборудованием - перед вами заготовка жаворонка, кисти, ватные палочки, губка. Раскрашивать будем поэтапно, так как при раскрашивании нужно учитывать последовательность. При украшении работы не бойтесь проявить свою фантазию. Творите и у вас все получится!
- Держать свистульку удобнее большим пальцем под лапки, указательным пальцем - сверху головы, попробуйте, или держать за хвост.
- Чтобы нарисовать цветок, мы можем использовать способ «Примакивания».
- Чтоб нарисовать точки и круги, мы используем способ «Тычка».
- Чтобы нарисовать дуги, завитки, спиральки – используем свободный, кистевой мазок.
- Лучше всего начать роспись жаворонка с туловища, потом лапки, затем голову. Перед вами несколько вариантов росписи, можете руководствоваться ими, или проявить свою творческую фантазию. Желаю Вам удачи.
Итоговый этап. Анализ выполненной работы
- Оставим работы подсыхать. А пока предлагаю Вам перенестись в те далекие времена, когда праздновали приход Весны, для этого необходимо разучить закличку:
Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте!
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте!
-Теперь усложним задачу и заведем веселый хоровод, повторяя нашу веснянку
- Предлагаю приступить к самому интересному этапу – игре на игрушках-свистульках. Но так как ваши работы еще не высохли, воспользуемся готовыми игрушками-свистульками, которые раскрасили дети нашего детского сада. Я задам ритм, внимательно послушайте и попробуйте вместе со мной его повторить.
-Теперь соединим все элементы вместе и исполним обряд «Закликания весны»
- Молодцы, у нас получился настоящий «хор жаворонков», и теперь весна точно нас услышит и придет.
- Самое время посмотреть какие же свистульки получились. Задание у всех было одно, а жаворонки-свистульки получились разные, в этом и состоит уникальность – второй такой не может быть.
Методическая литература:
1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994.
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
5. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
6. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: Олма-Пресс, 1998.
7. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.
8. Сборника “Жили-были”, Русская обрядовая поэзия, сост. Г.Г.Шаповалова, Л.С.Лаврентьева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по декоративно - прикладному искусству «Ворона – символ наступающей весны»"
Ознакомление с приемами изготовления игрушки-символа народного праздника «Ворона»из лоскутков пестрой ткани разной длины....

Мастер – класс «Погремушка – весёлая игрушка» из бросового материала «Девочка-Весна».
Мастер – класс.«Погремушка – весёлая игрушка» из бросового материала. «Девочка-Весна». Автор: воспитатель МАДОУ № 15 Светлана Николаевна МарченкоАдреснос...

Мастер-класс по оригами в старшей группе Тема: «Вестники весны»
Цель: научить детей изготавливать птицу в технике оригами.Задачи: 1. Совершен...

Мастер- класс "Элементы жостовской росписи"
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах применения жостовской росписи подноса в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:Познакомиться с историей развития Жостовс...
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Вечер экспериментов «Дети родителям» «Встреча с Незнайкой»
Мастер-класс для педагогов по экспериментированию«Вечер экспериментов «Дети родителям»«Встреча с Незнайкой»...


