Выступление из опыта работы: «Развитие изобразительных навыков детей раннего возраста посредством использования разнообразных техник рисования»
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа)

Звягина Ольга Николаевна

Выступление из опыта работы:

«Развитие изобразительных навыков детей раннего возраста посредством использования разнообразных техник рисования»

 

   Ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Одним из значимых и актуальных в данном возрасте является такой вид деятельности как изобразительная деятельность – рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы рисования. Существует много техник рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Наблюдения показали, что каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, передать свои чувства к изображаемому объекту.   

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника

     Непременным условием правильно организованной работы с детьми, является реализация воспитателями индивидуального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений и пр.

Речевое общение на протяжении всего занятия должно сопровождать весь творческий процесс совместной деятельности педагога и ребенка.

Речь воспитателя должна иметь яркую интонационную окраску и сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой, все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею.

Занятия по нетрадиционному рисованию лучше проводить в первой половине дня, это поможет уберечь детей от информационной и эмоциональной перегрузок.

Очень важно в процессе рисования следить за реакцией, эмоциональным настроем и состоянием ребенка.

Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.

Для занятий необходима специальная одежда. Лучше, если это будут яркие фартуки и косынки, это несомненно заинтересует и вызовет восторг у малышей.

Перед организацией занятия следует провести предварительную работу, которая может включать в себя: чтение художественной литературы, рассматривание картинок, пальчиковая гимнастика и т.д.

Во время занятия рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, например, такие произведения как: А. Вивальди "Времена года", С. Прокофьев "Дождь и радуга" и др.

После завершения занятия необходимо похвалить юных художников. Это создаст позитивный настрой и желание рисовать снова и снова.

 

        Игровые упражнения для развития изобразительных навыков детей

раннего возраста

 

 Упражнение № 1: Рисование пальчиками «Дождь»

Давайте подойдем к окошку и посмотрим на улицу. Что мы видим? Давайте нарисуем дождик, как он капает на дорожку, на травку, на деревья?                   

Материалы и инструменты: гуашевые краски синего цвета, салфетки. Этапы работы: 1. Опустить пальчик в синюю краску; 2. Ритмично оставлять отпечатки, изображая капли дождя.

 

Упражнение № 2: Рисование ватными палочками «Звёздочки в небе»          Дети, кто сегодня к нам в гости пришел? (звездочка). Звездочка хочет рассказать нам свою историю. Когда солнышко садится и вокруг становится темно, все детки ложатся спать в свои кроватки. И вот на небе появляется луна, а с ней и первая звездочка. И как же ей там одиноко, потому что она одна, и нет у нее подружек, с которыми она бы могла поиграть и поговорить. Поэтому и просит звездочка, чтобы мы ей помогли — нарисовали ей подружек, таких ярких и красивых как она. Давайте поможем нашей гостье. Рисовать мы будем волшебной ватной палочкой.                              

Материалы и инструменты: листы бумаги формата А 3 с изображением ночного неба с луной, гуашь красного цвета, ватные палочки, салфетки под ватные палочки, самодельная игрушка звездочка.                                       

Упражнение № 3: Рисование ладошками « Рыбки плавают в водице» Показать детям пустой аквариум и предложить заселить его рыбками.                 

 Материалы и инструменты: лист бумаги синего цвета, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов, салфетки, аквариум, изображение с рыбками.

Упражнение № 4: Рисование оттиском смятой бумаги «Листопад»  Воспитатель заносит в группу кленовые листочки, подбрасывает их вверх и читает стихотворение «Листопад» А. Рябинка.  Предлагает детям нарисовать, как осыпаются листья.  Рисование  мятой бумагой – это рисование с помощью смятой в комочек бумаги, которая опускается в краску и штампуется на лист бумаги предназначенной для рисования.                                                                             Материалы и инструменты: листы бумаги с изображением ствола дерева, гуашь красного и жёлтого цвета, комочки смятой бумаги, салфетки, осенние листья.                                                                                                                       

Упражнение № 5: Рисование на крупе (манке)                                 

Рисование на подносе.  Насыпаем слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос, разравниваем. Предлагаем детям изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко, дорожки и т. д.                                               Рисование манной крупой — несложное и интересное занятие, которое нравится малышам. При рисовании на манке малыши усиленно тренирует моторику пальцев, что положительно влияет на интеллектуальные способности и развитие речи,  способствуют творческому и психическому развитию.

Упражнение № 6: Рисование на песке.                                                 

Песочное рисование – удивительное рисование на песке, которое используется под чутким руководством педагога в ходе индивидуальных, групповых, развивающих и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста. Рисование на песке – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка. Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Работая с песком, ребёнок раскрывает в себе творческий талант, и не важно, умеет ли он рисовать или нет

Упражнение №7: Рисование оттиском коктейльной трубочки «Снег, снег кружится»                                                                                                                      Педагог предлагает посмотреть в окно и предлагает детям нарисовать снежинки.                                                                                                                                    Материалы и инструменты: лист бумаги синего цвета, гуашь белого цвета, салфетки, коктейльные трубочки.

Упражнение № 8: Рисование оттиском штампа «Украсим ёлочку»  Воспитатель спрашивает у детей какой скоро будет праздник, показывает детям силуэты ёлочек и предлагает их украсить, чтобы красиво было на праздник Новый год!                     

Материалы и инструменты: лист бумаги с силуэтом ёлочки, гуашь красного, жёлтого цветов, салфетки, штамп из конструктора.

Вывод: Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию: мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга; психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления); тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость); познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.                                                                       

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_no33_vystuplenie_zvyagina_o.n._mmo_10.11.2025g.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы:

«Развитие изобразительных навыков детей раннего возраста посредством использования разнообразных техник рисования»

   Ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Одним из значимых и актуальных в данном возрасте является такой вид деятельности как изобразительная деятельность – рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы рисования. Существует много техник рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Наблюдения показали, что каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, передать свои чувства к изображаемому объекту.    

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника

     Непременным условием правильно организованной работы с детьми, является реализация воспитателями индивидуального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений и пр.

Речевое общение на протяжении всего занятия должно сопровождать весь творческий процесс совместной деятельности педагога и ребенка.

Речь воспитателя должна иметь яркую интонационную окраску и сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой, все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею.

Занятия по нетрадиционному рисованию лучше проводить в первой половине дня, это поможет уберечь детей от информационной и эмоциональной перегрузок.

Очень важно в процессе рисования следить за реакцией, эмоциональным настроем и состоянием ребенка.

Первое условие успешного проведения занятий с детьми — все необходимое должно быть приготовлено заранее.

Для занятий необходима специальная одежда. Лучше, если это будут яркие фартуки и косынки, это несомненно заинтересует и вызовет восторг у малышей.

Перед организацией занятия следует провести предварительную работу, которая может включать в себя: чтение художественной литературы, рассматривание картинок, пальчиковая гимнастика и т.д.

Во время занятия рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, например, такие произведения как: А. Вивальди "Времена года", С. Прокофьев "Дождь и радуга" и др.

После завершения занятия необходимо похвалить юных художников. Это создаст позитивный настрой и желание рисовать снова и снова.

        Игровые упражнения для развития изобразительных навыков детей

раннего возраста

 

 Упражнение № 1: Рисование пальчиками «Дождь»

Давайте подойдем к окошку и посмотрим на улицу. Что мы видим? Давайте нарисуем дождик, как он капает на дорожку, на травку, на деревья? Материалы и инструменты: гуашевые краски синего цвета, салфетки. Этапы работы: 1. Опустить пальчик в синюю краску; 2. Ритмично оставлять отпечатки, изображая капли дождя.

Упражнение № 2: Рисование ватными палочками «Звёздочки в небе»          Дети, кто сегодня к нам в гости пришел? (звездочка). Звездочка хочет рассказать нам свою историю. Когда солнышко садится и вокруг становится темно, все детки ложатся спать в свои кроватки. И вот на небе появляется луна, а с ней и первая звездочка. И как же ей там одиноко, потому что она одна, и нет у нее подружек, с которыми она бы могла поиграть и поговорить. Поэтому и просит звездочка, чтобы мы ей помогли — нарисовали ей подружек, таких ярких и красивых как она. Давайте поможем нашей гостье. Рисовать мы будем волшебной ватной палочкой.                              

Материалы и инструменты: листы бумаги формата А 3 с изображением ночного неба с луной, гуашь красного цвета, ватные палочки, салфетки под ватные палочки, самодельная игрушка звездочка.                                        

Упражнение № 3: Рисование ладошками « Рыбки плавают в водице» Показать детям пустой аквариум и предложить заселить его рыбками. Материалы и инструменты: лист бумаги синего цвета, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов, салфетки, аквариум, изображение с рыбками.

Упражнение № 4: Рисование оттиском смятой бумаги «Листопад»  Воспитатель заносит в группу кленовые листочки, подбрасывает их вверх и читает стихотворение «Листопад» А. Рябинка.  Предлагает детям нарисовать, как осыпаются листья.  Рисование  мятой бумагой – это рисование с помощью смятой в комочек бумаги, которая опускается в краску и штампуется на лист бумаги предназначенной для рисования.                                                                          Материалы и инструменты: листы бумаги с изображением ствола дерева, гуашь красного и жёлтого цвета, комочки смятой бумаги, салфетки, осенние листья.                                                                                                                      

Упражнение № 5: Рисование на крупе (манке)                                 

Рисование на подносе.  Насыпаем слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос, разравниваем. Предлагаем детям изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко, дорожки и т. д.                                               Рисование манной крупой — несложное и интересное занятие, которое нравится малышам. При рисовании на манке малыши усиленно тренирует моторику пальцев, что положительно влияет на интеллектуальные способности и развитие речи,  способствуют творческому и психическому развитию.

Упражнение № 6: Рисование на песке.                                                  

Песочное рисование – удивительное рисование на песке, которое используется под чутким руководством педагога в ходе индивидуальных, групповых, развивающих и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста. Рисование на песке – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка. Рисунки можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Работая с песком, ребёнок раскрывает в себе творческий талант, и не важно, умеет ли он рисовать или нет

Упражнение №7: Рисование оттиском коктейльной трубочки «Снег, снег кружится»                                                                                                      Педагог предлагает посмотреть в окно и предлагает детям нарисовать снежинки.                                                                                                Материалы и инструменты: лист бумаги синего цвета, гуашь белого цвета, салфетки, коктейльные трубочки.

Упражнение № 8: Рисование оттиском штампа «Украсим ёлочку»  Воспитатель спрашивает у детей какой скоро будет праздник, показывает детям силуэты ёлочек и предлагает их украсить, чтобы красиво было на праздник Новый год!                     

Материалы и инструменты: лист бумаги с силуэтом ёлочки, гуашь красного, жёлтого цветов, салфетки, штамп из конструктора.

Вывод: Организация образовательной деятельности по художественному творчеству  с применением нетрадиционной техники рисования  способствует развитию: мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой  зоны коры головного мозга; психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления); тактильной  чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук  с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость); познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ» (РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ)

ПРОЕКТ «КРАСКИ НА ЛАДОШКЕ»(развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования)...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

Из опыта работы "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"...

Транслирование опыта работы "Развитие тонкой моторики у дошкольников с ЗПР посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности"

На момент поступления в наше ДОУ у детей, страдала техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация) выявились характерные нарушения мелкомоторн...

Из опыты работы " Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, через использование разнообразных методов и приемов обучения"

laquo;Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга».И.П.ПавловРод...