Конспект занятия по народному творчеству в старшей группе на тему «Волшебный мир народного творчества»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Конспект занятия по народному творчеству в старшей группе на тему "Волшебный мир народного творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.odt11.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по народному творчеству в старшей группе

Тема: «Волшебный мир народного творчества».

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с жанрами фольклора и традиционными ремёслами.

Задачи:

познакомить с основными жанрами устного народного творчества (сказки, пословицы, потешки, загадки);

расширить представления о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка);

развивать интерес к традициям русского народа;

воспитывать бережное отношение к культурному наследию;

стимулировать творческую активность в продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование:

иллюстрации с изображением народных промыслов (гжель, хохлома, дымковская игрушка);

подборка русских народных сказок, пословиц, потешек, загадок;

аудиозаписи народных песен;

заготовки для росписи (бумажные силуэты посуды);

краски, кисти, палитры;

народные костюмы (для воспитателя и нескольких детей).

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок;

разучивание потешек, пословиц, загадок;

рассматривание альбомов о народных промыслах;

прослушивание русских народных песен;

дидактические игры по теме («Угадай промысел», «Собери узор»).

Ход занятия

1. Вводная часть (5–7 мин)

Воспитатель (в народном костюме, приветливо):

— Здравствуйте, ребятушки! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие — в мир народного творчества. Знаете ли вы, что такое народное творчество? (Ответы детей.)

— Верно! Это то, что создавал наш народ много-много лет назад и передавал из поколения в поколение. А как вы думаете, в чём оно проявлялось? (В сказках, песнях, игрушках, посуде.)

Звучит фрагмент русской народной песни. Воспитатель предлагает прислушаться.

Воспитатель:

— Какая музыка? Какое настроение она создаёт? (Весёлая, задорная, душевная.)

— Народное творчество — это и песни, и сказки, и красивые вещи, которые умели делать наши предки. Сегодня мы поговорим о них и даже попробуем сами стать народными мастерами!

2. Основная часть (20–25 мин)

Воспитатель (показывает иллюстрации):

— Посмотрите, какие чудесные вещи создавали народные мастера! Это — гжель. Какие цвета здесь преобладают? (Белый и голубой.)

— А это — хохлома. Чем она отличается? (Золотистые тона, яркие узоры.)

— А вот — дымковская игрушка. Что вы можете сказать о её росписи? (Яркие цвета, геометрические узоры, точки, кружочки.)

Краткие рассказы о каждом промысле (2–3 предложения).

Воспитатель:

— А теперь давайте вспомним, какие жанры устного народного творчества вы знаете. Начнём с сказок. Назовите любимые русские народные сказки. («Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди» и др.)

— Молодцы! А кто помнит пословицы? («Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Делу время — потехе час» и др.)

— А потешки? («Сорока-белобока кашку варила…», «Баю-баюшки-баю…» и др.)

— Отлично! А теперь загадки:

«Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». (Лук.)

«Без рук, без ног, а рисовать умеет». (Мороз.)

Воспитатель (с улыбкой):

— Какие вы сообразительные! А теперь — небольшая разминка.

Физкультминутка «Русские узоры»

Мы узоры рисовали, (имитируют рисование кистью)

Руки дружно поднимали, (поднимают руки)

Повернулись влево, вправо, (повороты)

А потом — на место плавно. (приседают)

Снова кисти в руки взяли, (имитируют взятие кисти)

Узор красивый рисовали! (рисуют в воздухе)

3. Практическая часть (10–15 мин)

Воспитатель:

— Теперь вы сами станете народными мастерами! Выберите заготовку (силуэт чашки, тарелки или игрушки) и попробуйте расписать её в стиле гжели, хохломы или дымковской игрушки. Вспомните, какие цвета и узоры мы рассматривали.

Дети приступают к росписи. Воспитатель помогает, подсказывает, хвалит:

— Маша, очень красиво получились голубые завитки — прямо как в гжели!

— Ваня, твои золотые листочки напоминают хохломскую роспись.

— Лиза, яркие кружочки и точки — отличное решение для дымковского узора!

4. Заключительная часть (5–7 мин)

Воспитатель (организует выставку работ):

— Давайте посмотрим, какие чудесные изделия у нас получились! Кто хочет рассказать о своём узоре?

(Дети по очереди рассказывают: «Я рисовал как в хохломе — золотые листья», «У меня чашка как гжельская — с голубыми цветами» и т. п.)

Воспитатель:

— Какие работы вам особенно понравились? Почему? (Дети делятся впечатлениями.)

— Что нового вы узнали сегодня? (О народных промыслах, о жанрах фольклора.)

— Что было самым интересным? (Рисовать узоры, отгадывать загадки.)

— Что оказалось трудным? (Выводить тонкие линии, подбирать цвета.)

Воспитатель (тепло):

— Вы сегодня были настоящими народными мастерами и знатоками фольклора! Спасибо за вашу фантазию и старание. Давайте сохраним наши работы и покажем их родителям. До новых встреч в мире народного творчества!

Ожидаемые результаты:

дети называют основные жанры устного народного творчества (сказка, пословица, потешка, загадка);

различают 2–3 народных промысла (гжель, хохлома, дымковская игрушка) по характерным признакам;

пробуют самостоятельно создавать узоры в стиле народных промыслов;

проявляют интерес к русской народной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему: “Волшебные цветы для мамы” (техника «Ниткография»).

Обучение новому прийому рисования при помощи шерстяных ниток - ниткография. Развитие творчества и эстетического вкуса....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"

Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 3.Вид деятельности детейигровая, коммуникативн...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Выполнила Аксарина Елена Александровна воспитатель МБДОУ "Д/с №5 "Теремок" ГО ЗАТО Комаровский

Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.Задачи:Коррекционно-образовательные:Совершенствовать умение детей различать гласн...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Познакомить детей с чувашской народной сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о народном устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить ос...