Конспект занятия по народному творчеству в старшей группе на тему «Волшебный мир народного творчества»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект занятия по народному творчеству в старшей группе на тему "Волшебный мир народного творчества"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 11.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по народному творчеству в старшей группе
Тема: «Волшебный мир народного творчества».
Цель: приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с жанрами фольклора и традиционными ремёслами.
Задачи:
познакомить с основными жанрами устного народного творчества (сказки, пословицы, потешки, загадки);
расширить представления о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка);
развивать интерес к традициям русского народа;
воспитывать бережное отношение к культурному наследию;
стимулировать творческую активность в продуктивной деятельности.
Материалы и оборудование:
иллюстрации с изображением народных промыслов (гжель, хохлома, дымковская игрушка);
подборка русских народных сказок, пословиц, потешек, загадок;
аудиозаписи народных песен;
заготовки для росписи (бумажные силуэты посуды);
краски, кисти, палитры;
народные костюмы (для воспитателя и нескольких детей).
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок;
разучивание потешек, пословиц, загадок;
рассматривание альбомов о народных промыслах;
прослушивание русских народных песен;
дидактические игры по теме («Угадай промысел», «Собери узор»).
Ход занятия
1. Вводная часть (5–7 мин)
Воспитатель (в народном костюме, приветливо):
— Здравствуйте, ребятушки! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие — в мир народного творчества. Знаете ли вы, что такое народное творчество? (Ответы детей.)
— Верно! Это то, что создавал наш народ много-много лет назад и передавал из поколения в поколение. А как вы думаете, в чём оно проявлялось? (В сказках, песнях, игрушках, посуде.)
Звучит фрагмент русской народной песни. Воспитатель предлагает прислушаться.
Воспитатель:
— Какая музыка? Какое настроение она создаёт? (Весёлая, задорная, душевная.)
— Народное творчество — это и песни, и сказки, и красивые вещи, которые умели делать наши предки. Сегодня мы поговорим о них и даже попробуем сами стать народными мастерами!
2. Основная часть (20–25 мин)
Воспитатель (показывает иллюстрации):
— Посмотрите, какие чудесные вещи создавали народные мастера! Это — гжель. Какие цвета здесь преобладают? (Белый и голубой.)
— А это — хохлома. Чем она отличается? (Золотистые тона, яркие узоры.)
— А вот — дымковская игрушка. Что вы можете сказать о её росписи? (Яркие цвета, геометрические узоры, точки, кружочки.)
Краткие рассказы о каждом промысле (2–3 предложения).
Воспитатель:
— А теперь давайте вспомним, какие жанры устного народного творчества вы знаете. Начнём с сказок. Назовите любимые русские народные сказки. («Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди» и др.)
— Молодцы! А кто помнит пословицы? («Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Делу время — потехе час» и др.)
— А потешки? («Сорока-белобока кашку варила…», «Баю-баюшки-баю…» и др.)
— Отлично! А теперь загадки:
«Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». (Лук.)
«Без рук, без ног, а рисовать умеет». (Мороз.)
Воспитатель (с улыбкой):
— Какие вы сообразительные! А теперь — небольшая разминка.
Физкультминутка «Русские узоры»
Мы узоры рисовали, (имитируют рисование кистью)
Руки дружно поднимали, (поднимают руки)
Повернулись влево, вправо, (повороты)
А потом — на место плавно. (приседают)
Снова кисти в руки взяли, (имитируют взятие кисти)
Узор красивый рисовали! (рисуют в воздухе)
3. Практическая часть (10–15 мин)
Воспитатель:
— Теперь вы сами станете народными мастерами! Выберите заготовку (силуэт чашки, тарелки или игрушки) и попробуйте расписать её в стиле гжели, хохломы или дымковской игрушки. Вспомните, какие цвета и узоры мы рассматривали.
Дети приступают к росписи. Воспитатель помогает, подсказывает, хвалит:
— Маша, очень красиво получились голубые завитки — прямо как в гжели!
— Ваня, твои золотые листочки напоминают хохломскую роспись.
— Лиза, яркие кружочки и точки — отличное решение для дымковского узора!
4. Заключительная часть (5–7 мин)
Воспитатель (организует выставку работ):
— Давайте посмотрим, какие чудесные изделия у нас получились! Кто хочет рассказать о своём узоре?
(Дети по очереди рассказывают: «Я рисовал как в хохломе — золотые листья», «У меня чашка как гжельская — с голубыми цветами» и т. п.)
Воспитатель:
— Какие работы вам особенно понравились? Почему? (Дети делятся впечатлениями.)
— Что нового вы узнали сегодня? (О народных промыслах, о жанрах фольклора.)
— Что было самым интересным? (Рисовать узоры, отгадывать загадки.)
— Что оказалось трудным? (Выводить тонкие линии, подбирать цвета.)
Воспитатель (тепло):
— Вы сегодня были настоящими народными мастерами и знатоками фольклора! Спасибо за вашу фантазию и старание. Давайте сохраним наши работы и покажем их родителям. До новых встреч в мире народного творчества!
Ожидаемые результаты:
дети называют основные жанры устного народного творчества (сказка, пословица, потешка, загадка);
различают 2–3 народных промысла (гжель, хохлома, дымковская игрушка) по характерным признакам;
пробуют самостоятельно создавать узоры в стиле народных промыслов;
проявляют интерес к русской народной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему: “Волшебные цветы для мамы” (техника «Ниткография»).
Обучение новому прийому рисования при помощи шерстяных ниток - ниткография. Развитие творчества и эстетического вкуса....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка"
Организационная информацияПримечание1.Ф.И.О. педагогаБайгильдина Филюза Ильдаровна 2.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 3.Вид деятельности детейигровая, коммуникативн...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Выполнила Аксарина Елена Александровна воспитатель МБДОУ "Д/с №5 "Теремок" ГО ЗАТО Комаровский
Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.Задачи:Коррекционно-образовательные:Совершенствовать умение детей различать гласн...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
Формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»
Познакомить детей с чувашской народной сказкой. Систематизировать и углубить знания детей о народном устном творчестве, композиционных и национальных языковых особенностях сказки. Научить ос...