Обобщение опыта работы за 2024-2025г
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Ибрагимова Марина Евгеньевна

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 138»

 

 

Обобщение опыта работы

за 2024-2025г

 

 

тема: " Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Воспитатель: Ибрагимова М.Е

 

План содержание опыта

Подготовительный этап. Изучение методической литературы по теме, подбор материалов и заданий.
Основной этап. Внедрение в работу нетрадиционных техник рисования, организация занятий с их применением.
Заключительный этап. Обобщение опыта, мониторинг развития творческих способностей детей

 

 Цель: Способствовать развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования. 

 

Из этой цели выявляются следующие задачи:

Развивающие:

формировать у детей творческое мышление, усидчивый интерес к художественной деятельности;

развивать художественный вкус, фантазию изобразительность, пространственное изображение;

 формировать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ;

 развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

 закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Воспитательные: 

  воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

  воспитывать, внимание, аккуратность, целеустремленность;

 способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

  воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

  способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Свою образовательную деятельность разделила на 3 этапа:

 

 

 

 

Информационные сведения об опыте:

тема: " Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

 

Воспитатель: Ибрагимова М.Е

Высшая квалификационная категория 

Педагогический стаж:15 лет

 

Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

Некоторые положения, которые используются в работе:

· Идея обучения без принуждения. Занятия основаны на достижении успеха, переживании радости познания мира, искреннем интересе дошкольника к выполнению творческого задания.

· Поддержка инициативы ребёнка. Воспитателю важно поддерживать стремление ребёнка что-либо изобразить, предоставлять право выбора материала и средств.

· Привлечение внимания к продуктам детского творчества. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребёнка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения.

Некоторые практические методы, которые используются для освоения нетрадиционных техник рисования:

· Словесные. Беседа, объяснение, познавательный рассказ.

· Наглядные. Использование картин, схем, образцов, рисунков.

· Метод наблюдения. Экскурсии, прогулки, походы.

· Игровые. Дидактические, развивающие, подвижные игры.

· Метод проблемного обучения. Самостоятельный поиск решения на поставленное задание.

 

Технология использования разработок по нетрадиционным техникам рисования включает несколько направлений:

· От простого к сложному. Начинают с простых техник, постепенно переходя к более сложным.

· От использования готового оборудования и материалов к применению таких, которые необходимо изготовить самим.

· От метода подражания к самостоятельному выполнению замысла.

· От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения.

· От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов и сюжетов с помощью нетрадиционных техник рисования.

Опыт использования нетрадиционных техник рисования в образовательном процессе позволяет расширить изобразительные возможности детей и стимулировать творческое развитие. Нетрадиционные техники подразумевают использование не только карандашей, кисти и красок, но и подручных средств: ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев). 

 

Перспективы использования опыта:

· Индивидуальный подход к детям, учёт их желания и интереса.  

· Возможность комбинировать разные приёмы в одном рисунке, делать самостоятельный выбор способа достижения цели.  

· Стимуляция познавательной активности — использование предметов, которые окружают ребёнка, в новом ракурсе (например, рисование собственной ладошкой, пальчиками).

 

Актуальность опыта

. Это правда! ну чего же тут скрывать?

Дети любят рисовать, очень любят рисовать!

на бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне.

Э. Успенский.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Поэтому дети сами выбирают материалы для работы, технику.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как«боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».   Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества.

Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной и перспективной.

Новизна опыта работы заключается в том, что развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов рисования нетрадиционными техникамиРаботая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

 

 

Педагогическая технология применения опыта

Работая над данной темой, я старалась создать четкую систему приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности. Моя задача заключалась в том, чтобы создать условия для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Приобщая детей к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, следует поддержать инициативу ребенка, его стремление что-либо изобразить, предоставить право выбора материала, средств. Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения. Рисование с использованием нетрадиционных техник, пожалуй, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Помимо обучения навыкам рисования такие занятия способствуют:

  развитию речи;

  ознакомлению с окружающим миром;

  развитию фантазии и творчества (показываю детям способы действий с изобразительным материалом, помогаю на начальном этапе, а затем направляю их активность, на выполнение занятия эмоционально, увлекательно); - личностному развитию (очень бережно и внимательно отношусь к детским рисункам, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям); эстетическому развитию (даю возможность выбора в использовании материалов); В своей работе с дошкольниками я использую разные техники нетрадиционного рисования. Изобразительная деятельность предоставляет детям широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. Материал, предоставляемый для детей, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования.

 

 

Результативность опыта.

У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

 

Литература:

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

5. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на

занятиях по изобразительной деятельности”.

6. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание»

Полезный материал по организации и подготовке игр и упражнений по рисованию я нашла в книге М. Дрезнина «Игры на листе бумаге».

 

 

Приложение:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt4.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....

Планирование воспитательно-образовательной календарно-тематической работы на 2024-2025г (Октябрь)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 07.10 до_11.10)Тема: «Азбуку дорожную знать каждому положено» Взаимодействие с родителями/социальными партнерами Ре...

Планирование воспитательно-образовательной календарно-тематической работы на 2024-2025г (Ноябрь)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 11.11 до_15.11)Тема: «Они прославили Россию» Взаимодействие с род...

Планирование воспитательно-образовательной календарно-тематической работы на 2024-2025г (Декабрь)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 02.12 до_06.12)Тема: «Здравствуй, гостья-зима!» Взаимодействие с родителями/социальными партнерами Рекомендовать ро...