Конспект НОД "Золотая хохлома" (старшая группа)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Конспект занятия по рисованию "Золотая хохлома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта (интегрированного) занятия

  • Образовательная (ые) область (и): познание, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое развитие
  • Тема занятия: «Золотая хохлома»
  • Возрастная группа: старшая группа
  • Цель занятия: Познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством «хохлома».
  • Задачи занятия:
  1. Образовательные: Познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью.
  2. Развиваюшие: Учить различать характерные особенности изделий хохломской росписи. Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров.
  3. Воспитательные: Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев, уважение к народно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства, словесно-дидактическая игра «Найди элементы хохломской росписи»

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Введение в ситуацию.

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Воспитатель:

Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте Хохлому нашу!
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные, узоры кручёные,
Нет изделий краше
Хохломы нашей.
Как волшебница жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно - прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? (да) Как вы думаете – что необычайного в этой посуде? (Ответы детей)

Воспитатель:Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Словесный

(беседа)

Слушают педагога, занимают свои места

Проявляют интерес к познавательной деятельности

2

Основной этап

Этап постановки проблемы

Актуализация знаний и умений.

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Воспитатель: Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? (да)

Тогда послушайте легенду о происхождении хохломской посуды.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Словесный

(беседа)

Проявление интереса к предстоящей деятельности

Этап ознакомления с материалом

Затруднения в ситуации.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о золотой хохломы

Воспитатель: Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? (да)

Воспитатель: конечно, изготовить её непросто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Воспитатель: А какие цвета использовал художник? (черный, красный, желтый). -Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».

Воспитатель: А сейчас давайте с вами немного отдохнем.

Глаза крепко закрываем, Широко их открываем. Все умеем мы моргать. И глазами “рисовать”. Ветка влево повернулась (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)

И в колечко завернулась. (Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо, (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)

Получился лист на славу! (Согнуть правую руку в локтевом суставе)

Рядом с листиком трѐхпалым (Присесть)

Земляника цветом алым (Обхватить колени руками, посмотреть вниз)

Засияла, поднялась, (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх, посмотреть на ладошки)

Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, (Наклоны туловища в стороны)

Золотая хохлома! (Опустить руки вниз).

Словесный

Наглядный

Практический

Дети отвечают на вопросы педагога

Выполняют упражнение

Получены новые знания

Укрепление

здоровья, релаксация,

снятие напряжения

от перегрузок

Этап практического решения проблемы

Вовлечение детей в процесс самостоятельной деятельности для решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

Воспитатель: Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет – цвет пепелища, земли.

Воспитатель: А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья).

Воспитатель: А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.

Воспитатель: Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

Словесно - дидактическая игра

«Найди элементы хохломской росписи»

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру. Перед вами представлены картины с различными росписями. Но ваша задача состоит в том, что вы должны будете найти только хохломскую роспись.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Словесный

(беседа, вопросы)

Отвечают на вопросы

Получение новых знаний

3.

Заключительный этап

Осмысление

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков

самооценки

Воспитатель: Ребята, с какой росписью мы с вами сегодня познакомились? (Хохломская роспись)

Рефлексия

Отвечают на вопросы

Положительное подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

НОД «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» старшая группа и подготовительная к школе группа Подмосковье.г.Красногорск 2015г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197624","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]          Открытый просмотр НОД п...

Интегрированное НОД: "Золотая Хохлома" старшая группа

Конспект НОд по интегрированному занятию для воспитателей в страшей группе...

Конспект «Золотая хохлома» Старшая группа

закрепить знания о происхождении хохломской росписи. Продолжать знакомить детей с хохломской росписью и приемами ее выполнения.Воспитывать любовь к народному творчеству, изобразительному искуству.Восп...

Конспект занятия по аппликации «Золотая хохлома» (старшая группа)

Цель: Познакомить детей с основами хохломской росписи....

Авторские игры по теме "Декоративно-прикладное искусство России (гжель и хохлома), старшая группа".

Творческий коллективвоспитателей старшей группы"Сказочная страна"Забродина О. П., Родина С. Д.Тема знакомства детей с декоративно-прикладным искусством России предполагает выполнение д...