Фольклорный праздник "ИВАН КУПАЛА"
план-конспект занятия (сценарии праздников, старшая группа) по теме

Филиппова Наталья Николаевна

Фольклорный летний праздник "Иван Купала" был проведён в конце июня прошлого года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Иван Купала»

Сценарий народного праздника для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

  1. Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
  2. Развивать интонационную выразительность речи.
  3. Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре края.
  4. Развивать двигательную активность детей.

Виды детской деятельности: двигательная, познавательная, речевая, коммуникативная.

Предварительная работа: беседы о русских летних праздниках, разучивание песни «Во поле берёзка стояла»

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи песен «Во поле берёзка стояла», «Купола Ивана Купалы», весёлых народных мелодий для конкурсов; 2 таза с водой, 2 пластиковые тарелки, 2 ведёрка, 4 пластиковых бутылочки для конкурсов; венки и верёвка для игры.

Действующие лица: Девица Красная (ведущая), Иван Купала, Баба-Яга.

Ход праздника

Праздник проводится на лесной поляне.

Девица Красная встречает детей на поляне: - Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые! Смотрю, вы уже все собрались.
Да  и я пришла, не опоздала.

К празднику собиралась,

Венок плела, наряжалась.

Ведь праздник сегодня не простой.

Праздник волшебный, цветной.

В честь батюшки нашего главного

Ивана Купала славного!

Сегодня праздник огня, воды

и матушки Земли!

Иван Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Ещё этот праздник называли Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что все травы, собранные в эти дни, обладают целебной силой. Начинается сенокос (для чего людям сено?), заготавливают целебные травы. Какие вы знаете целебные травы? (беседа с детьми о цвете липы, зверобое и др.). А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов. Ну-ка, отгадайте загадки!

- Белые горошки на одной ножке  (ландыш)

- Стоят в поле сестрички:

   Жёлтый глаз, белые реснички   (ромашки)

- Эй, звоночки, синий цвет!

   С языком, а звону нет.    (колокольчики)

- Золотой и молодой, за неделю стал седой;

   А денёчка через два облысела голова.   (одуванчик)

Молодцы, правильно отгадали! На празднике этом украшением служит береза. Да вот и она, стоит и ждет, когда мы ее нарядим.

Все идут к берёзке.
Хором:        Березка, радуйся,
                    Зеленая радуйся.
                    К тебе детишки идут.
                    Славные идут.
                    Завивать венки идут.
Дети украшают берёзку лентами. Девица предлагает детям встать в хоровод и спеть песню «Во поле береза стояла».
Во поле береза стояла,                                                                                                                                                         Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла.- 2 раза

Не кому березу заломати,

Не кому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.- 2 раза

Не будем мы березоньку ломати,
Будем мы кудряву завивати
Люли, люли завивати.-2раза
Девица Красная: - Ну вот, все готово, а самого хозяина праздника нет. (Всматривается в даль)
Приехал  Купаленко
На семьдесят тележках.
Привез нам Купаленко
Добра, здоровья, богатства, почести!


Звучит русская народная мелодия, появляется Иван Купала. В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке свеча горящая и ветка вербы (купайло). Обходит всех детей.


Девица Красная: - Здравствуй, Купала, наш веселый!
                                  Князюшка наш летний добрый!
Иван Купала: - Здравствуй, Девица Красная,
                            Здравствуйте, детушки малые!
-А вот и я – сам Иван Купала. Еще меня называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный. Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня-праздник всех этих стихий! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришел к вам с огнем - земным подобием солнца. С ним я буду вас очищать. Живите в здравии, будьте веселы и богаты (
обходит с огнем детей).
- А теперь окроплю водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце.
Окропляет с помощью ветки вербы и распрыскивателя.
- Чтоб здоровы были, много лет жили!

Красная Девица: Спасибо тебе, Иван Купала! Наш праздник  посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться. В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой. По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т.д.) Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину зала. А вы, ребята, решайте, у кого коса длиннее. Можно распустить косы. Чтобы было виднее. 

Проводится конкурс «Самая длинная коса». Участники награждаются аплодисментами.

 А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!

 Проводятся водно - спортивные эстафеты:

  1. «Водоносы» - переносят воду в тарелках.
  2.  «Коромысло» - ведро на палочке.
  3. «Водолей» - перелить с бутылки в бутылку.

Иван Купала: - Сегодня день полон волшебства. В мой день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила. А вот и она!

Под музыку «залетает» на метле Баба Яга и танцует.

Иван Купала: - А ты почему это сюда явилась? Твоё дело – цветок охранять!
Баба Яга: - Да, интересное дело, сами туту веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука – то какая! Тогда и вам здесь нечего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу. Сейчас так замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!
Замахивается метлой.                

Иван Купала: - Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых  будут, да к тому же с собой обереги принесли, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.


Баба Яга: - Чур, чур, чур! (трясётся).Уберите их подальше. Ладно,  не буду вам мешать, а можно с вами поиграть. Только не прогоняйте! Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

Иван Купала: - Ну так и быть, оставайтесь. А дети наши знают игру и хотят поиграть с Бабой Ягой.

Проводится игра «Бабка - Ежка».

Красная Девица: - Я хочу в свою любимую игру поиграть.
Проводится игра «Русалки».

Иван Купала: - Ну, молодцы, повеселились, порезвились, а теперь отдохните, а я проверю, умеете ли вы загадки отгадывать.

1.Оно за весною к нам в гости идет, 
  С собою приносит немало забот, 
  Горячие, долгие дарит деньки, 
  Чтоб зрели скорей на полях колоски (Лето) 
2. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (дождь) 
3. Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается (солнце) 
4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, 
А пошли искать их днем, ищем, ищем, не найдем (роса) 
5. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. 
И сады, и огороды, все округи полила (гроза) 
6. Что в доме не видно, а ощущается (тепло и холод) 
7. Поднялись в небо ворота, всему миру красота (радуга)
 
- Ну, а теперь всем ребятам нужно через огонь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться силы, здоровья. Готовы?

Красная Девица: Иван купала! Наши детки ещё маловаты, прыгать через огонь им страшновато! Чтобы пятки им огонь не обжёг, предлагаю вам другой костерок! Отгадайте-ка загадку:  Не огонь, а жжётся. Правильно, это крапива! И Баба Яга много нам крапивы приготовила!

Баба Яга высыпает гору крапивы или ведёт детей к зарослям крапивы.  Прыжки через «костер».

Иван Купала: Ну вот, наши ребятки оказались такими ловкими, находчивыми, умелыми, преодолели все препятствия. Наверное, ты, Баба, укажешь им дорогу к папоротнику, вдруг он зацвел в мой день.


Баба Яга предлагает построиться парами и, проведя игру «Ручеек», добраться до цветка.

Баба Яга: - А вот и цветок, мы до него дошли и он цветет.( Дети любуются.)
- А значит, мы будем счастливы и найдем клад. А вот и он
(достает коробку). Что в нем, узнаете позже.
Дети возвращаются назад. Их встречает Иван Купала с зажженными свечами. Раздает детям угощенье из коробки, которую нашли под цветком. Звучит песня «Купола Ивана Купалы», все участники праздника танцуют и подпевают. Иван Купала прощается до следующего года, а Баба Яга  улетает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Иван Купала» (фольклорный праздник на воздухе)

Сценарий летнего праздника, посвящённого Ивану Купала.Цель: формировать интерес к народной культуре.Задачи:1. Знакомить с обычаями народного праздника Иван Купала.2. Развивать интонационную выразитель...

Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала»

Сценарий праздника «Иван Купала»Задачи:·        Развивать интерес детей к старинным русским обычаям;·        Развивать интонационн...

Проектные работы: фольклорный праздник "Троица", фольклорный праздник "Покров"

Актуальность:Росссия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Это часть нашего духовного наследия. Наша задача -- сохранить это богатство. Нельзя прерывать связь времён и поколени...

«Купаться или не купаться?»

Ежедневное купание восприниматься ребенком должно как что-то необходимое и естественное. Только купанием и мытьем мы можем защитить себя от микробов. Только так мы избавляемся от неприятного запаха....

Фольклорный праздник Иван Купала

Летний праздник солнца, цветов...

Тематический план фольклорных занятий детского фольклорного кружка «Сударушка»

Актуальной проблемой является сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восста...

Дидактическая игра для формирования экономических представлений "Что можно купить, а что купить нельзя?"

Данная дидактическая игра направлена на развитие логического, экономического мышление, наблюдательности, умения делать умозаключения....