Главные вкладки

    Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Наступили святки. Начинаются колядки».
    план-конспект занятия по теме

    Семёнова Тамара Павловна

    Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Фольклорный праздник

    «Наступили святки. Начинаются колядки».

    Подготовила:

    музыкальный руководитель ДОУ № 13

    Семенова Т.П.

    г. Волжск, 2011 год

    1-й Зазывала: Собирайся, честной народ, на гулянье! Рядитесь, берите трещотки! Да всей семьей спешите к началу!

    2-й: Ото всех дверей, ото всех ворот к нам на праздник спеши! Кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и веселиться!

    3-й: Зима нас торопит!

    Спешите!

    Рядитесь, из групп выходите,

    Колядуйте, пойте,

    пляшите, шутите!

    Дети-«ряженые» и «колядовщики» заходят в зал с разных сторон и поют.

    Колядовщики (говорком): 

    Коляда светлая!

    Пришла коляда

    вперед Рождества,

    Вперед Масленицы.

    Зашла коляда в город (название),

    А в граде том живет

    народ честной,

    И большой, и малый.

    Коляда-моляда!

    Ходила коляда

    по святым вечерам.

    1-й ребенок (проходит вблизи гостей): Дома ли хозяева?..

    Дети (хором): Как желает коляда...

    1-й ребенок:

    Всем здоровья и добра,

    И согласия, и богатства

    В наступающем году!

    Мальчики-«колокольчики» осыпают гостей горстями конфетти и зерном.

    Все исполнители убегают и присаживаются на стульчики.

    Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли подокнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание — это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза.

    Взрослые разыгрывают сценку. Звучит р. н.м. «Барыня». Входит Цыган и ведет Медведя. Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.

    Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый — что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

    А ну-ка, Мишенька Иваныч,

    Родом боярыч,

    Ходи-похаживай,

    Говори-поговаривай,

    Да не гнись дугой,

    Словно мешок тугой,

    А ну, поворотись, развернись,

    Добрым людям покажись!

    Потешь народ честной,

    Попляши-ка, дорогой!

    Медведь отрицательно качает головой и рычит.

    Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

    Ну-ка, Миша, попляши,

    У тя ножки хороши!

    Тили-тили-тили-бом,

    Загорелся козий дом.

    Коза выскочила,

    Глаза выпучила,

    Таракан дрова рубил,

    В грязи ноги завозил!

    Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» - выскакивает Коза в сарафане - «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по

    выбору), Коза барабанит, Медведь пляшет.

    Цыган: Медведь с Козою забавлялись,

    Друг на друга удивлялись.

    С того раза подружились,

    Музыке и пляске вместе научились.

    Пошли в услуженье к хозяину жить,

    Играть, плясать да народ веселить.

    Танец Медведя и Козы подр.н.м. «Барыня».

    Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела! Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся? Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком — во как, во как! Ох, хорошо!

    Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

    Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уваженье да за угощение, за труды!

    Медведь снимает с головы Цыгана шляпу и, держа ее в передних лапах, обходит гостей, собирая угощение.

    Ведущий  (детям): Понравились ли вам наши артисты? Тогда похлопайте! (Все аплодируют; Цыган, Медведь и Коза уходят из зала, прощаясь со зрителями.) А сейчас вопрос к вам у меня: без кого не бывает новогоднего праздника? (Дети отвечают: «Без Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки».) Звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка». В зал входят Дед Мороз и Снегурочка.

    Дед Мороз: Наш поклон вам и поздравления! Добра вам, счастья, благополучия!

    Снегурочка: Побольше улыбок, здоровья, радости! А чего же вы сидите, не играете? Дедушка, не возражаешь, если мы с ребятами поиграем?

    Дед Мороз: Да что ты, внученька! Я вот тоже подарочки для самых шустрых ребят припас!

    Игры (по выбору):

    1. «Перетягивание каната» ети встают в две команды спинами друг к другу, надо дотянуться и достать каждой команде свой приз).
    2. «Бег в мешках» (перед игрой слова: «Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки про скакать сумеет ловко"?»).
    3. «Бег в «сапогах-скороходах» (с привязанными к валенкам грузами).
    4. «Петушиный бой» («бой» подушками; цель - столкнуть противника с «бугра»).

    Дед Мороз: А теперь — шире круг, смелей размах! Танцы начинайте!  Всем участникам — колядкино угощение!

    Общий танец под веселую русскую народную мелодию (по выбору).

    Дед Мороз: Молодцы! Устали? И меня уморили! Что ж, как и обещал...

    Открою сундучок —

    достану пятачок,

    Открою коробейку —

    достану копейку!

    Отдает призы Ведущему.

    А в этой коробочке у меня подарочек для кота Леопольда, мыши передали ему. Нет здесь Леопольда? Снегурочка, как же передать подарок — не знаю!

    Снегурочка: Дедушка, а что, если мы вместе с ребятами отправимся в гости к коту Леопольду? Ребята, хотите в гости? (Дети отвечают.) Только просьба к вам: входить в кинотеатр надо «по-кошачьи»: на цыпочках — лапочках, а руками обозначить ушки. Можно тихонечко мурлыкать.

    Дед Мороз и Снегурочка с детьми переходят в другой зал.

    Дед Мороз: Ну вот, ребятушки, все собрались. Отогревайтесь, а нам со Снегурочкой долго в тепле нельзя — растаять можем. Посылочку Леопольду от мышат передайте! До свидания, не скучайте! С Рождеством вас!

    Дед Мороз и Снегурочка уходят, прощаясь с детьми.

    Ведущий: А где же Леопольд? Что будем теперь делать с этой коробочкой?

    Звучит припев песни котаЛеопольда «Если добрый ты», муз. Е. Савельева.

    Появляется Кот Леопольд.

    Леопольд: Здравствуйте, дорогие ребята! Ах, какие вы все, мур-р, нарядные! Мур-р, красивые! Мур-р, весёлые! А меня вы узнали? Я — кот Леопольд! И если я сегодня на себя не похож, то только потому, что надел новогодний

    костюм. А песенку мою вы узнали? Давайте споем ее на новогодний лад!

    Леопольд поёт, дети подпевают.

    1.Праздник Новый год

    В гости к нам пришел,

    Снегом по плечам

    Хлопал.

    Общий хоровод —

    Это хорошо,

    А когда наоборот —

    Плохо!

    2.Если вместе петь —

    Слышно далеко,

    Не страшна пурга

    Дружным.

    Если добрый ты,

    То всегда легко,

    А когда наоборот —

    Трудно!

    3.С каждым поделись

    Радостью своей,

    Рассыпая смех

    Звучно.

    Если песни петь —

    С ними веселей,

    А когда наоборот —

    Скучно!

    Ведущий: Леопольд, у нас есть для тебя подарок, его просили передать тебе мышата.

    Леопольд: Мур-р, спасибо! Как приятно получать подарки! Я обязательно поделюсь с ребятами! (Открывает коробку, взрывается хлопушка.) Мя-я-у-у! Эти мыши неисправимы! Они не хотят жить дружно даже в Новогодний праздник! Тут еще и записка есть!

    Ведущий (читает): Вызываем всех на бой! Биться будем за настоящий подарок. Если справитесь со всеми нашими заданиями — подарок ваш, если нет— то наш! Самые умные и самые честные мыши на свете.

    Дети в одиночку или командно участвуют в «испытаниях».

    1. Скороговорки.
    2. Соревнования (по выбору воспитателей).
    3. Новогодние загадки.

    Леопольд: Кажется, с заданием мы справились. Но я теперь коробку открывать не буду!

    Ведущий: Хорошо, я открою!


    (Осторожно открывает, ничего не происходит.) Да здесь шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого и что ожидает в Новом году.

    В коробке находятся цветные шарики из фольги, внутри которых - предметы для шуточного «гадания»: сердечко - к любви, ключик - к новоселью, пуговка -к обновке, колесико - к покупке или выигрышу машины, географическая карта - к путешествию, цветочек - к подарку, конфетка -к сладкой жизни, копейка -к богатству, и др.

    Леопольду достается «кругосветное путешествие».

    Как только Леопольд видит содержимое шарика (карту), он прощается с детьми и бежит готовиться к путешествию.

    Ведущий: Вот и узнали мы что-то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные обрядовые праздники России-матушки! Но мы не прощаемся, а заканчиваем наш большой праздник пляской с задорной русской частушкой! Исполняются частушки по теме праздника, по выбору музыкального руководителя.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «В гости к бабушке на блины и оладушки» (I младшая группа)

    Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....

    Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Бабушкины Забавушки» (младший возраст)

    Данный сценарий продолжает  цикл  фольклорных праздников для проведения в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....

    Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Встреча весны - Благовещение» с использованием речевых игр (старший возраст)

    Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....

    Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Ярилин день. Хороводы вокруг берёзки»

    Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....

    Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Святки. Лесные колядовщики». (для старшего дошкольного возраста)

    Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....

    Цикл фольклорных праздников для компенсирующего ДОУ «Осень - Щедрая душа»

    Данный сценарий предназначен для проведения фольклорного праздника в компенсирющем детском саду для детей с патологией речи.Содержит речевые игры и упражнения....

    Буклет Наступили святки - начались колядки

    Буклет Наступили святки - начались колядки...