Осенние трудовые посиделки
статья (подготовительная группа) по теме

Воропаева Елена Юрьевна

Сценарий составлен с учётом традиций проведения осенних трудовых посиделок на Руси. Речевой материал частично заимствован из журнолов "Клубный вестник". В празднике могут принимать активное участие родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_trudovye_posidelki_2.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

осенних трудовых посиделок

для детей подготовительной группы

 с участием родителей и воспитателей.

                                                              Автор: музыкальный руководитель

                                                              МБДОУ детский сад №  80 г. Костромы

                                                              Воропаева Елена Юрьевна      

Хозяйка:

Затоплю пожарче печку. Эй, подвинься, домовой!

А потом схожу на речку за водою ледяной.

Дров берёзовых подбавлю - золотых поленьев жар,

А потом на стол поставлю старый русский самовар.

Друг за другом входят гости.

Хозяйка:

Дорогие гости!

Как говорится – милости просим нашу светлицу!

Не нужны палаты, и робеть не надо.

Всем, чем богаты, тем вам и рады!

Добрый гость всегда в пору.

Для гостя дорогого и ворота настежь!

Добро пожаловать, гости дорогие!

Рада я видеть старых знакомых.

Дорогие гости, будьте, как дома!

Наш уют домашний каждому виден.

В тесноте, быть может, да не в обиде.

Входят участники посиделок (девочки).

Хозяйка:

Добрый день, гости дорогие!

Давно мы вас ждём-поджидаем, посиделок не начинаем.

У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Гость на гость – хозяйке радость. Всем ли видно? Всем ли слышно? Удобно ли вам? Всем ли места хватило?

Я ведь как – никак хозяйка этой горницы и хочу, прежде всего, вас приветствовать, как бывало на Руси, добрым словом да угощением.

Угощает всех пирогами.

Гостья:

Ай, спасибо тебе, хозяюшка, за пирожки мягкие!

Хозяйка:

Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. А теперь сядем рядком да поговорим ладком о жизни русской:

как не покладая рук работали – трудились,

да как после работы отдыхали да веселили.

1-я ведущая:

Гляжу на племя молодое и свою юность вспоминаю. Тут и сердце радуется, и слёзы наворачиваются. Ведь когда-то на такие посиделки собирались мы по осени, пряжу пряли, песни пели, разные сказки диковинные сказывали. Помнишь, Марьюшка?

2-я ведущая:

Да, Натальюшка, весело жили. А помнишь, как наши девушки пели?

1вед.:

Да как не помнить, ведь сама когда-то молодая была!

Вместе запевают:

Русская народная песня «Молодая пряха»

(во время пения кто вяжет, кто прядёт, кто вышивает)

2- ведущая:

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

1-я ведущая:

Да, в хорошей семье никто без дела не сидит, ни стар, ни мал, всем работа найдётся. Девочки, а вы каким рукоделием заняты?

Все девочки:

1-я девочка:

А мы вышиваем.

Игла – барыня, княгиня, весь мир обшила,

Обшила, нарядила, сама нагая ходила.

2-я девочка:

Она тонка да длинна, одноуха, остра,

Одноуха , остра, всему миру красна.

3-я девочка:

А я тычу-тычу в носик стальной,

В носик стальной  хвостик льняной.

4-я девочка:

Хвостик нитяной тяну-тяну за собой.

Сквозь холст он проходит, конец себе находит.

Хозяйка:

Вижу, хорошие вы мастерицы. А кто научил вас вышивать?

Девочки по очереди:

Бабушка…

 - и меня…

 - и меня…

Хозяйка:

Да, у бабушек руки золотые, дочерей и внучек давно научили в руках иголку держать. Уж годам к двенадцати все девочки уже хорошо и пряли, и ткали, и шили, и плели.

1-я ведущая:

«С детства не научишься, всю жизнь намучишься», - так в народе говорили.

5-я девочка:

А мы много пословиц о труде знаем:

- Дело мастера боится.

- Без дела жить – только небо коптить.

- Есть терпенье – будет и уменье.

- маленькое дело лучше большого безделья.

1-я ведущая:

Правильно, девочки. Именно по таким правилам воспитывали детей в крестьянских семьях.

2-я ведущая:

Да, много доброго и нужного ушло от нас вместе со стариной. Но и наши бабушки-мастерицы своих внучек в безделье не держат. Вон как споро да ловко у них работа идёт.

Хозяйка:

Спасибо, бабушки-мастерицы, за вашу доброту и щедрость, что внукам передаёте. Пусть возродятся на Руси не только мастерство да ремёсла дедовские, но и почтение к старшему да любовь к ближнему.

1 ведущая:

Девочки-красавицы, что приумолкли? А ну, запевайте песню русскую. У кого песня веселей – у того и работа спорится скорей.

2-я ведущая:

А давайте про хозяюшку нашу, про Дуняшу споём, про то, какая она работящая.

Русская народная песня «Как у нашей Дуни»

Хозяйка:

Спасибо вам, гостьюшки, за слова добрые да за песню хорошую. И то правда, много у меня скотинки разной, и каждая любит ласку да внимание. Но больше других я люблю кормилицу свою, коровушку. А знаете, какая история с ней приключилась? Хотите, о том песню спою?

Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»

1-я ведущая:

Ох, девушки, запевай ещё, да так, чтобы душа распелась да плясать захотелось.

Русская народная песня «Млада»

1-я ведущая пошла плясать, за ней 2-я и гости.

1-я ведущая:

Ух, уморилась! Как молодая в пляс пустилась!

2-я ведущая:

Да уж, вот это по-нашему, по-русски.

Хозяйка:

А давайте небылицы сказывать!

6-я девочка:

Слыхали? Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

7-я девочка:

Это всё не чудо, я чуднее скажу.

Раз ежиха с базара шла, короб пирогов несла,

Ещё курица жареную, требущину переваренную,

Две головки утятинки да кусок поросятинки.

8-я девочка:

Это всё не чудо. Я, подружки, чуднее скажу.

По чистому полю корабль бежит,

Во синем море овин горит.

А безногий-то мужик заливать бежит,

А без рук-то мужик воду в решете тащит.

9-я девочка:

И это всё не чудо, я чуднее скажу.

На базаре козёл старика продаёт,

На верёвочке поваживает, полтора рубля запрашивает.

Старичок-то поскакивает, бородёнкой-то потряхивает.

Хозяйка:

А это не тот ли козёл, что у дедушки и бабушки живёт?

Уж больно он умён и сноровист.

1-я ведущая:

А какой козёл?

2-я ведущая:

Мы про такого не слыхивали.

Хозяйка:

А вот послушайте, про него сейчас споём.

Русская народная песня «Как у нас-то козёл»

Хозяйка:

А я про того старичонку, которого козёл продавал, тоже песню знаю.

Русская народная песня «Сидит дед на меже» (поёт хозяйка).

Раздаётся стук в дверь.

Хозяйка:

Кто там?

Парень:

Это мы!

Хозяйка:

Кто это мы?

Парень:

Известно кто, добры молодцы!

Хозяйка:

Ишь.. Зачем пришли?

Парень:

Хозяйка:

Парень:

Песни петь, да плясать, да в игры разные играть!

А мы не пустим!

Как так?

Хозяйка:

А вот так, работы много, некогда!

Парень:

А мы с подарочком!

Хозяйка:

С каким?

Парень:

С семечками!

Хозяйка:

А много ль семечек?

Парень:

Стакан!

Хозяйка:

Подумаешь, стакан… Мало!.. Нет, не пустим!

Звучит гармошка.

Парень:

А у нас ещё и прянички есть!

Хозяйка:

Всё равно не пустим!

Гармонь затихает.

Парень:

Ну, как хотите!

Хозяйка:

А вдруг и впрямь уйдут? Ну да ладно, входите!

Входят мальчики.

Мальчик:

Расступись, честной народ, не пыли, дорожка.

Добры молодцы идут погулять немножко.

Хозяйка:

Проходите, гости дорогие, не купленные, даровые.

Парень:

Спасибо, хозяюшка. А что это вы тут делаете?

Хозяйка:

Шьём-вышиваем, песни поём да гостей поджидаем!

Парень:

В песнях вы горазды, в песнях вы глазасты.

Языком намолотите – сто годков не разберёшь, а как до настоящего дела дойдёт, тут вас и не-ту-ти! Разбежитесь, разлетитесь, как малые пташечки по осени.

Хозяйка:

Как бы не так! Наши девоньки и ткахи, и пряхи, и вышивальщицы знатные. А вот кто вы такие? Это ещё посмотреть надо!

Парень:

За этим дело не станет. Это мы мигом! А ну, ребята, не подкачайте, не дайте на осмеяние свои буйны головушки!

Русская народная песня «Посмотрите, как у нас-то в мастерской»

с шумовым оркестром и свободной пляской.

Хозяйка:

Вот это мастера, на все руки!

А загадки отгадывать вы умеете?

Загадки:

  1. Один - махай, четыре- гуляй,

Два – детям страсть,

Четыре – всем сласть.                     (Корова.)

  1. Сапожник – не сапожник,

Портной – не портной…

Во рту щетина,

В руках ножницы.                            (Рак.)

  1. Ни свет, ни заря

Пошло, согнувшись со двора.         ( Коромысло.)                                      

  1. Пришли гости –

 И под лавку.                                     (Ноги, сапоги.)

А вот ещё:

  1. Морщинистый Тит

Всю деревню веселит.                      (Гармонь.)

Парень:

Как гармонь-то заиграет –

Всю округу развлекает.

Хозяйка:

Девочки:

Взрослые:

Мальчики:

Девочки:

Мальчики:

Хозяйка:

Частушки  (рус. нар. мелодия по выбору):

  1. Ты сыграй-ка на гармошке нам с подружкою вдвоём.

Мы весёлые частушки о любви сейчас споём.

  1. В небе звёздочка мигает, в небе звёздочка горит.

Мне хорошенький парнишка каждый день цветы дарит.

  1. Я сидела на окошке, ехал Гришенька на кошке.

Стал к окошку подъезжать, не мог кошку удержать.

  1. Все ребята кудреваты, носят кудри на пробор.

Я милому намекаю на серьёзный разговор.

  1. Расцветают два цветочка и на солнце греются.

На твою любовь, Ванюша, не могу надеяться.

  1. Вышивала сарафанчик, уколола пальчики.

Не ходите вы за мною, озорные мальчики.

  1. Захотела меня мать за Егорушку отдать.

У Егорки дом на горке, тяжело воду таскать.

  1. Захотела меня мать за Иванушку отдать.

А Иван иванится, надо в ноги кланяться.

  1. Захотела меня мать за Григория отдать.

Не люблю Григория. Вот и вся история.

  1. Захотела меня мать за Анисима отдать.

Выйду за Анисима, буду независима.

  1. Ох, довольно мы напелись, дайте смену новую.

Ой, спасибо гармонисту за игру весёлую.

  1. Ой, гора, гора крутая, ой-ой-ой, гориночка.

Моё сердце утешает Оля-ягодиночка.

  1. Мы с товарищем вдвоём ходили по смородину.

Испугалися волков, забились под колодину.

  1. Мы с товарищем гуляли, из корзины чай пивали,

А в полюшке на камешке картошку жарили в мешке.

Ох, ох, ахоньки, какие парни махоньки.

Из-за кочек, из-за пней не видать наших парней.

Девки шли по озеру, калоши приморозили.

Зонтиком ударили, калоши приоттаяли.

У частушек есть начало, у частушек есть конец.

Кто частушки наши слушал, прямо скажем: «Молодец!»

1-я ведущая:

Вот так частушки - веселушки! Распотешили, позабавили!

Парень:

Засиделись, уж ноги затекли! Хозяйка, плясать пора!

Хозяйка:

Пора, гостьюшки, пора!

Парень:

Любят пляску на Руси. Эй, ребята, поспеши!

Мы теперь себя покажем и попляшем от души!

Девочки:

 И мы с вами!

«Ярославская кадриль» р.н.м.

Парень:

Вволю наплясались!

Хозяйка:

Теперь и поиграть можно.

1-я ведущая:

А помнишь, Марьюшка, как мы в молодости в «Колечко» играли?

2-я ведущая:

А как же не помнить, Натальюшка!

Рус.нар.игра «Колечко»

Хозяйка:

А без игры в «Фанты» ни одни посиделки тоже не обходятся.

Рус.нар.игра «Фанты» - последнее задание: стать «колпачком» и поиграть с нами.

Рус.нар.игра «Колпачок» - заканчивается пляской.

Свободная пляска, рус. нар. мелодия.

Гостья:

Играть – не устать, не ушло бы дело!

Хозяйка:

И то верно: делу время – потехе час!

Гостья:

И правда, уж смеркается. Напелись, наплясались – пора и честь знать!

Хозяйка:

А гость доволен – и хозяйка рада!

До свидания! До свидания!

А коль мимо будет дорога, не обходите моего порога.

В добрый путь, да к нам почаще будь!

Все расходятся.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг "Осенние капустные посиделки" сценарий и план досуга

Данный сценарий поможет творческим воспитателям и музыкальным руководителям провести отличный досуг легко, весело, интересно, используя элементы исконно-русского фольклора. Укрепит интерес у родителей...

Сценарий фольклорного осеннего праздника «Посиделки на Покров» в подготовительной к школе группе детского сада

Данное мероприятие знакомит детей с  народными обрядами осеннего цикла, обогащает знаниями о старинных крестьянских обычаях,приобщает детей к национальной культуре, истории народа, культурным цен...

Сценарий осеннего досуга «ОСЕННИЕ КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

Сценарий осеннего досуга «ОСЕННИЕ КАПУСТНЫЕ  ПОСИДЕЛКИ»...

Паспорт проекта «Творческие посиделки, как форма трудового воспитания»

Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, созидать, а также быстро адаптироваться к изменяющимся усл...

ПРОЕКТ на тему: «Творческие посиделки, как форма трудового воспитания»

Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, созидать, а также быстро адаптироваться к изменяющимся усл...

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ на тему: «Творческие посиделки, как форма трудового воспитания»

В народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится вообра...