Осенние трудовые посиделки
статья (подготовительная группа) по теме
Сценарий составлен с учётом традиций проведения осенних трудовых посиделок на Руси. Речевой материал частично заимствован из журнолов "Клубный вестник". В празднике могут принимать активное участие родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
осенних трудовых посиделок
для детей подготовительной группы
с участием родителей и воспитателей.
Автор: музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад № 80 г. Костромы
Воропаева Елена Юрьевна
Хозяйка: | Затоплю пожарче печку. Эй, подвинься, домовой! А потом схожу на речку за водою ледяной. Дров берёзовых подбавлю - золотых поленьев жар, А потом на стол поставлю старый русский самовар. |
Друг за другом входят гости. | |
Хозяйка: | Дорогие гости! Как говорится – милости просим нашу светлицу! Не нужны палаты, и робеть не надо. Всем, чем богаты, тем вам и рады! Добрый гость всегда в пору. Для гостя дорогого и ворота настежь! Добро пожаловать, гости дорогие! Рада я видеть старых знакомых. Дорогие гости, будьте, как дома! Наш уют домашний каждому виден. В тесноте, быть может, да не в обиде. |
Входят участники посиделок (девочки). | |
Хозяйка: | Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас ждём-поджидаем, посиделок не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко. Гость на гость – хозяйке радость. Всем ли видно? Всем ли слышно? Удобно ли вам? Всем ли места хватило? Я ведь как – никак хозяйка этой горницы и хочу, прежде всего, вас приветствовать, как бывало на Руси, добрым словом да угощением. |
Угощает всех пирогами. | |
Гостья: | Ай, спасибо тебе, хозяюшка, за пирожки мягкие! |
Хозяйка: | Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. А теперь сядем рядком да поговорим ладком о жизни русской: как не покладая рук работали – трудились, да как после работы отдыхали да веселили. |
1-я ведущая: | Гляжу на племя молодое и свою юность вспоминаю. Тут и сердце радуется, и слёзы наворачиваются. Ведь когда-то на такие посиделки собирались мы по осени, пряжу пряли, песни пели, разные сказки диковинные сказывали. Помнишь, Марьюшка? |
2-я ведущая: | Да, Натальюшка, весело жили. А помнишь, как наши девушки пели? |
1вед.: | Да как не помнить, ведь сама когда-то молодая была! |
Вместе запевают: | Русская народная песня «Молодая пряха» (во время пения кто вяжет, кто прядёт, кто вышивает) |
2- ведущая: | Какова пряха, такова на ней и рубаха. |
1-я ведущая: | Да, в хорошей семье никто без дела не сидит, ни стар, ни мал, всем работа найдётся. Девочки, а вы каким рукоделием заняты? |
Все девочки: 1-я девочка: | А мы вышиваем. Игла – барыня, княгиня, весь мир обшила, Обшила, нарядила, сама нагая ходила. |
2-я девочка: | Она тонка да длинна, одноуха, остра, Одноуха , остра, всему миру красна. |
3-я девочка: | А я тычу-тычу в носик стальной, В носик стальной хвостик льняной. |
4-я девочка: | Хвостик нитяной тяну-тяну за собой. Сквозь холст он проходит, конец себе находит. |
Хозяйка: | Вижу, хорошие вы мастерицы. А кто научил вас вышивать? |
Девочки по очереди: | Бабушка… - и меня… - и меня… |
Хозяйка: | Да, у бабушек руки золотые, дочерей и внучек давно научили в руках иголку держать. Уж годам к двенадцати все девочки уже хорошо и пряли, и ткали, и шили, и плели. |
1-я ведущая: | «С детства не научишься, всю жизнь намучишься», - так в народе говорили. |
5-я девочка: | А мы много пословиц о труде знаем: - Дело мастера боится. - Без дела жить – только небо коптить. - Есть терпенье – будет и уменье. - маленькое дело лучше большого безделья. |
1-я ведущая: | Правильно, девочки. Именно по таким правилам воспитывали детей в крестьянских семьях. |
2-я ведущая: | Да, много доброго и нужного ушло от нас вместе со стариной. Но и наши бабушки-мастерицы своих внучек в безделье не держат. Вон как споро да ловко у них работа идёт. |
Хозяйка: | Спасибо, бабушки-мастерицы, за вашу доброту и щедрость, что внукам передаёте. Пусть возродятся на Руси не только мастерство да ремёсла дедовские, но и почтение к старшему да любовь к ближнему. |
1 ведущая: | Девочки-красавицы, что приумолкли? А ну, запевайте песню русскую. У кого песня веселей – у того и работа спорится скорей. |
2-я ведущая: | А давайте про хозяюшку нашу, про Дуняшу споём, про то, какая она работящая. |
Русская народная песня «Как у нашей Дуни» | |
Хозяйка: | Спасибо вам, гостьюшки, за слова добрые да за песню хорошую. И то правда, много у меня скотинки разной, и каждая любит ласку да внимание. Но больше других я люблю кормилицу свою, коровушку. А знаете, какая история с ней приключилась? Хотите, о том песню спою? |
Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько» | |
1-я ведущая: | Ох, девушки, запевай ещё, да так, чтобы душа распелась да плясать захотелось. |
Русская народная песня «Млада» 1-я ведущая пошла плясать, за ней 2-я и гости. | |
1-я ведущая: | Ух, уморилась! Как молодая в пляс пустилась! |
2-я ведущая: | Да уж, вот это по-нашему, по-русски. |
Хозяйка: | А давайте небылицы сказывать! |
6-я девочка: | Слыхали? Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила. |
7-я девочка: | Это всё не чудо, я чуднее скажу. Раз ежиха с базара шла, короб пирогов несла, Ещё курица жареную, требущину переваренную, Две головки утятинки да кусок поросятинки. |
8-я девочка: | Это всё не чудо. Я, подружки, чуднее скажу. По чистому полю корабль бежит, Во синем море овин горит. А безногий-то мужик заливать бежит, А без рук-то мужик воду в решете тащит. |
9-я девочка: | И это всё не чудо, я чуднее скажу. На базаре козёл старика продаёт, На верёвочке поваживает, полтора рубля запрашивает. Старичок-то поскакивает, бородёнкой-то потряхивает. |
Хозяйка: | А это не тот ли козёл, что у дедушки и бабушки живёт? Уж больно он умён и сноровист. |
1-я ведущая: | А какой козёл? |
2-я ведущая: | Мы про такого не слыхивали. |
Хозяйка: | А вот послушайте, про него сейчас споём. |
Русская народная песня «Как у нас-то козёл» | |
Хозяйка: | А я про того старичонку, которого козёл продавал, тоже песню знаю. |
Русская народная песня «Сидит дед на меже» (поёт хозяйка). Раздаётся стук в дверь. | |
Хозяйка: | Кто там? |
Парень: | Это мы! |
Хозяйка: | Кто это мы? |
Парень: | Известно кто, добры молодцы! |
Хозяйка: | Ишь.. Зачем пришли? |
Парень: Хозяйка: Парень: | Песни петь, да плясать, да в игры разные играть! А мы не пустим! Как так? |
Хозяйка: | А вот так, работы много, некогда! |
Парень: | А мы с подарочком! |
Хозяйка: | С каким? |
Парень: | С семечками! |
Хозяйка: | А много ль семечек? |
Парень: | Стакан! |
Хозяйка: | Подумаешь, стакан… Мало!.. Нет, не пустим! |
Звучит гармошка. | |
Парень: | А у нас ещё и прянички есть! |
Хозяйка: | Всё равно не пустим! |
Гармонь затихает. | |
Парень: | Ну, как хотите! |
Хозяйка: | А вдруг и впрямь уйдут? Ну да ладно, входите! |
Входят мальчики. | |
Мальчик: | Расступись, честной народ, не пыли, дорожка. Добры молодцы идут погулять немножко. |
Хозяйка: | Проходите, гости дорогие, не купленные, даровые. |
Парень: | Спасибо, хозяюшка. А что это вы тут делаете? |
Хозяйка: | Шьём-вышиваем, песни поём да гостей поджидаем! |
Парень: | В песнях вы горазды, в песнях вы глазасты. Языком намолотите – сто годков не разберёшь, а как до настоящего дела дойдёт, тут вас и не-ту-ти! Разбежитесь, разлетитесь, как малые пташечки по осени. |
Хозяйка: | Как бы не так! Наши девоньки и ткахи, и пряхи, и вышивальщицы знатные. А вот кто вы такие? Это ещё посмотреть надо! |
Парень: | За этим дело не станет. Это мы мигом! А ну, ребята, не подкачайте, не дайте на осмеяние свои буйны головушки! |
Русская народная песня «Посмотрите, как у нас-то в мастерской» с шумовым оркестром и свободной пляской. | |
Хозяйка: | Вот это мастера, на все руки! А загадки отгадывать вы умеете? |
Загадки: |
Два – детям страсть, Четыре – всем сласть. (Корова.)
Портной – не портной… Во рту щетина, В руках ножницы. (Рак.)
Пошло, согнувшись со двора. ( Коромысло.)
И под лавку. (Ноги, сапоги.) А вот ещё:
Всю деревню веселит. (Гармонь.) |
Парень: | Как гармонь-то заиграет – Всю округу развлекает. |
Хозяйка: Девочки: Взрослые: Мальчики: Девочки: Мальчики: Хозяйка: | Частушки (рус. нар. мелодия по выбору):
Мы весёлые частушки о любви сейчас споём.
Мне хорошенький парнишка каждый день цветы дарит.
Стал к окошку подъезжать, не мог кошку удержать.
Я милому намекаю на серьёзный разговор.
На твою любовь, Ванюша, не могу надеяться.
Не ходите вы за мною, озорные мальчики.
У Егорки дом на горке, тяжело воду таскать.
А Иван иванится, надо в ноги кланяться.
Не люблю Григория. Вот и вся история.
Выйду за Анисима, буду независима.
Ой, спасибо гармонисту за игру весёлую.
Моё сердце утешает Оля-ягодиночка.
Испугалися волков, забились под колодину.
А в полюшке на камешке картошку жарили в мешке. Ох, ох, ахоньки, какие парни махоньки. Из-за кочек, из-за пней не видать наших парней. Девки шли по озеру, калоши приморозили. Зонтиком ударили, калоши приоттаяли. У частушек есть начало, у частушек есть конец. Кто частушки наши слушал, прямо скажем: «Молодец!» |
1-я ведущая: | Вот так частушки - веселушки! Распотешили, позабавили! |
Парень: | Засиделись, уж ноги затекли! Хозяйка, плясать пора! |
Хозяйка: | Пора, гостьюшки, пора! |
Парень: | Любят пляску на Руси. Эй, ребята, поспеши! Мы теперь себя покажем и попляшем от души! |
Девочки: | И мы с вами! |
«Ярославская кадриль» р.н.м. | |
Парень: | Вволю наплясались! |
Хозяйка: | Теперь и поиграть можно. |
1-я ведущая: | А помнишь, Марьюшка, как мы в молодости в «Колечко» играли? |
2-я ведущая: | А как же не помнить, Натальюшка! |
Рус.нар.игра «Колечко» | |
Хозяйка: | А без игры в «Фанты» ни одни посиделки тоже не обходятся. |
Рус.нар.игра «Фанты» - последнее задание: стать «колпачком» и поиграть с нами. | |
Рус.нар.игра «Колпачок» - заканчивается пляской. Свободная пляска, рус. нар. мелодия. | |
Гостья: | Играть – не устать, не ушло бы дело! |
Хозяйка: | И то верно: делу время – потехе час! |
Гостья: | И правда, уж смеркается. Напелись, наплясались – пора и честь знать! |
Хозяйка: | А гость доволен – и хозяйка рада! До свидания! До свидания! А коль мимо будет дорога, не обходите моего порога. В добрый путь, да к нам почаще будь! |
Все расходятся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-385823-1623349413.jpg)
Досуг "Осенние капустные посиделки" сценарий и план досуга
Данный сценарий поможет творческим воспитателям и музыкальным руководителям провести отличный досуг легко, весело, интересно, используя элементы исконно-русского фольклора. Укрепит интерес у родителей...
Сценарий фольклорного осеннего праздника «Посиделки на Покров» в подготовительной к школе группе детского сада
Данное мероприятие знакомит детей с народными обрядами осеннего цикла, обогащает знаниями о старинных крестьянских обычаях,приобщает детей к национальной культуре, истории народа, культурным цен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/27/picture-1234577-1635324272.jpg)
Сценарий осеннего досуга «ОСЕННИЕ КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»
Сценарий осеннего досуга «ОСЕННИЕ КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/23/picture-1342852-1629750739.jpg)
Паспорт проекта «Творческие посиделки, как форма трудового воспитания»
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, созидать, а также быстро адаптироваться к изменяющимся усл...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/23/picture-1342852-1629750739.jpg)
ПРОЕКТ на тему: «Творческие посиделки, как форма трудового воспитания»
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить собственные и нестандартные решения, созидать, а также быстро адаптироваться к изменяющимся усл...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/23/picture-1342852-1629750739.jpg)
ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ на тему: «Творческие посиделки, как форма трудового воспитания»
В народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится вообра...