Просим к нашему хлебу и соли.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Чиж Алеся Вячеславовна

Вашему вниманию представляю конспект совместной деятельности по теме хлеба с использованием ИКТ. 

 

Ежегодно, в октябре месяце, миллионы россиян отмечают официально установленный праздник – День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Но не всем известно, что 16 октября – Международный день хлеба. Эти события замечательно объединяются в одно – праздник Хлеба, праздник Тружеников, святое призвание которых растить и выпекать хлеб.

 Почему именно хлеб? Да потому, что «хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица», – так написал большой и честный человек, писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери. Удивительно, как смог такой доступный и такой привычный нам продукт вобрать великий по предназначению и по результату труд.

            Хлеб – гениальное изобретение человечества, один из самых древних и самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле. Древние египтяне одним и тем же иероглифом обозначали три важнейших для себя явления: солнце, золото и хлеб. Золотое пшеничное зёрнышко – словно маленькое солнце. Оно озаряет нас, показывает истинную человеческую сущность. Именно поэтому хлеб – категория нравственная. Прекрасные стихи посвятил хлебу болгарский поэт Ахсан Баянов:

С детских лет запомнил навсегда:

Хлеб – земля. Хлеб – воздух. Хлеб – вода.

Солнечное в нём живёт светило,

В нём живёт душа родных полей,

Нежность доброй матери моей.

Жизнь – от хлеба, и от хлеба – сила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности по теме

 «Просим к нашему хлебу и соли»

 с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая,  музыкально-художественная.

Цель: Прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу, ведь с этого и начинается воспитание любви к Родине.

Задачи:

  • Сформировать первичные представления о труде взрослых в поле, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  • Расширить  словарный запас.  Закреплять понятия слов:плуг, борона, сеялка, сноп, копна, серп, амбар, элеватор, ток  и т.д.

Планируемые результаты: Дети имеют представление о труде в поле, появился интерес и желание использовать полученные знания в игровой деятельности, отражать в художественно-продуктивной деятельности. Уважительное отношение к хлебу. Пополнен и расширен словарный запас, и кругозор детей.

Материал и оборудование: Мультимедиа, презентация по сценарию, костюмы русские народные, серп и модели серпов, сумки сеятелей, формочки для выпечки, разноцветное солёное тесто, музыкальное сопровождение.

Содержание образовательной деятельности

Родителей приветствует песенка из сборника «Как жили на Руси» (вступление1)

Дети входят в зал под песню «Колосок и солнышко» парами. Проходя через центр, первая пара перед гостями ставит корзину с выпечкой, все подходят с поклоном и расходятся в разные стороны, образуя полукруг. Хозяйка входит и останавливается в центре полукруга.

 Хозяйка: Здравствуйте, судари, сударушки, гости желанные! Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. Хлебом-солью встречали гостей, жениха с невестою на пороге, новорожденных. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

Выходят хозяюшки.

Хозяюшка 1: Мы гостей своих встречаем

                     Круглым пышным караваем!

                     Он на блюде расписном

                     С белоснежным рушником.

Хозяюшка 2: С караваем соль подносим,

                     Поклоняясь, отведать просим,

             Дорогой наш гость и друг,

              Принимай хлеб, соль из рук!

Дети с поклоном, подносят караваи и ставят перед гостями.

Хозяйка: Из таких маленьких зерен растут хлебные колосья. Сеют рожь, пшеницу, ячмень (можно спросить детей какие зерна сеют в полях).  (На экране выводится слайд с современной техникой для посева). А когда сеют хлеб? (весной). Такой посев называется яровым. А осенний – озимы. На поля выезжают сеялки, трактора. А раньше на Руси  хлеб сеяли вручную (слайд как вручную сеяли хлеб).  Чтобы колосья росли спелыми, наливными и урожай был богатым, пели особые песни.

Дети поют народную песню-попевку «Расти, рожь большая». (дети взявшись за руки идут по кругу, а три мальчика в кругу сеют зёрна)

  1. Нива,  золотая              (дети идут по кругу, а 3 мальчика сеют зёрна)    

Добрая, медовая,

принеси нам хлеба,

стебелёк до неба.     (дети садятся на корточки)

  1. Расти, рожь, большая, (встают, поднимая вверх руки)

Вот такая,

Расти копна золотая, (ссужают круг в центр)

Вот такая! (растягивают круг в ширину).

Сели.

Хозяйка: В наш век, век современной техники и электроники, хлеб всё равно даётся нелегко. Добывается в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. И наши ребята, знают, как к нам на стол приходит хлеб: (дети читаю четверостишия под слайды, на которых изображена современная сельскохозяйственная техника).

1-й ребёнок:        За лесами, за лугами,

                Раздаётся в поле гром,

                Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

2-й ребёнок: На широкие долины

                     Вышли новые машины;

                     Глянь в раскрытое окно –

                     Сеют сеялки давно.

3-й ребёнок:         Посеяли хлеб хлеборобы весною,

                Созрел он и стал золотистой стеною.

                 И слышит, страна, за уборку пора!

                 И поле идут, трактора, трактора…

Хозяйка: Вот и созрели колосья. Наступила пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины.  А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатва. (На экране слайд золотой нивы)

Хозяюшка 1: солнце поднимается, заря загорается,        

                А наши жницы на поле идут, поют, заливаются!

Исполняется «Обрядная урожайная»

Все идут по кругу, а 3 девочки имитируют жатву серпами:

Дети: чье же поле золотом блестит?

Жницы: это наше поле в золоте стоит!

Дети: жницы не дремали, жницы жито жали!

Жницы: связали снопами, сложили копнами.

Дети: кто же это поле так красиво сжал?

        Кто же это с поля урожай собрал?

Жницы: это жницы сжали, каравай почали!

Все вместе: хлебушко расти. Времечко лети,

        До новой, до весны. До нового лета, до нового хлеба!

Все сели, остались жницы.

Жница 1: а мы жито жали, во снопочки вязали!

Жница 2: на ток возили, цепами молотили.

Жница: 3: будем тесто месить, пирогами всех кормить!

Сценка «Тесто»

В центре стоит кастрюля. Внутри сидит ребёнок, накрыт полотенцем. На экране слайд русской избы (горница)

Ведущий-рассказчик: замесили бабка и дедка тесто и сели ждать, пока тесто поднимется.

                        Было тесто бело,

                        Дулось и пыхтело,

                        Фыркало, шипело.

                        Тесто песню пело!

Тесто: (вылезая из кастрюли)

        Уползу я из кастрюли,

        Я не буду пирогом.

        Не хочу я быть ватрушкой

        Иль пампушкой с творогом.

Бабка: (пытаясь запихнуть тесто обратно в кастрюлю)

        Стой, стой, не беги,

        Я спеку пироги.

        Будешь ты с начинкой,

        С ягодкой-малинкой.

        Будешь кулебякой

        И коврижкой с маком!

Ведущий: отвечает бабке тесто…

Тесто: (вываливается из кастрюли, встаёт)

        Мне в кастрюльке мало места,

        Мне в кастрюльке стало тесно.

        В печку лезть не интересно!

Ведущий: на пороге свинка, розовая спинка.

        Свинка хрюкает, визжит,

        К тесту белому спешит!

Свинка подбегает к тесту.

Тесто: ты меня не трогай,

        Подожди немного.

        Буду я с начинкой, ягодкой малинкой.

        Буду кулебякой и коврижкой с маком!

Свинка: мне не нужен мак, съем тебя и так!

Свинка бегает за тестом.

Тесто: ой, спасите, пропаду! Ой, спасите, караул!

Дед: будешь ты с начинкой, с ягодкой-малинкой?         

Тесто: буду!

Бабка: будешь кулебякой и коврижкой с маком?

Тесто: буду!

        Я хочу быть пирогом вкусным, ароматным,

        Угощу я всех детей булочками с маком! (из кастрюли достаёт цветное тесто солёное).

Хозяйка: ой, спасибо тесто, за подарок. Мы с вами гости, дорогие ещё с тестом поработаем!

Хозяюшка 1: каждому знакомы мудрые слова:

                Хлеб хозяин дома, всему он голова!

Хозяюшка 2: силою Державы его звали встарь,

                Хлебушек по праву в Государстве – царь!

Песня о хлебе «Расти колосок, расти колосок…»

Хозяйка: в старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски.  Когда стали резать, то резали, прижимая его к груди. О хлебе сложили много пословиц.

Хозяйка предлагает ребятам вспомнить пословицы о хлебе…

Игра с родителями «Назови концовку пословицы»

Хозяйка: Горька работа…да хлеб сладок!

               Хочешь есть калачи… не сиди на печи!

               Пироги не растут…на кустах!

         В землю не положишь…и с земли не возьмёшь!

        Догулялись мужики…нет ни хлеба, ни муки!

        Не ленись с плужком… будешь с пирожком!

        На чужой каравай…рта не разевай.

Пот на спине…так и хлеб на столе.

Хозяюшка 1: Ох, захотелось пирожка,

                      Есть и масло и мука!

Хозяюшка 2: мы и тесто замесили, а гостей не угостили!

Хозяйка: верно,  хозяюшки мои дорогие, а ведь тесто  то наше нас дожидается. Что мы можем сделать из муки?

Дети: печенье, баранки, сухари, хлеб, торты…

Хозяйка всех приглашает за столы поработать с тестом. На столе цветное тесто, формочки, скалки. Ребята вместе с взрослыми изготавливают различные поделки из цветного солёного теста.

В конце хозяйка благодарит всех. Кто пришел на праздник словами:

Вы запомните, люди, золотые слова:

Хлеб – всему голова!

Хлеб – всему голова!

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел ни рук сил!

Конец! Все уходят под музыку «Ой ты. рожь» или др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Милости просим в нашу светлицу"(фольклорное представление)

Театрализованное фольклорное представление с участием родителей....

Традиции русского народа."Хлеб да соль".

В данной статье Вы можете узнать интересные факты об обычиях русского народа связанные с хлебом и солью. Этот материал поможет при подготовке к НОД по теме "Хлеб", и организации фольклорных праздников...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Каша - матушка наша, хлеб ржаной - отец родной" (из опыта работы)...

Милости просим в нашу избу

«Милости просим в нашу избу» Цель: Познакомить детей с историей русского народа:  бытом, обычаями, гостеприимством.Задачи:-  Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, ...

Сценарий сказки "Хлеб да соль"

Сценарий сказки "Хлеб да соль" для конкурсной программы...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

«МИЛОСТИ ПРОСИМ В НАШУ РУССКУЮ ИЗБУ»

Создание условий для приобретения и осознания высших ценностей, идеалов и ориентиров, используя русское народное творчество. Привить интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.Развива...