"Времена года"
материал (подготовительная группа) по теме

Лебедева Елена Николаевна

Музыкально литературное развлечение 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nelya_vesna.docx22.42 КБ
Файл nelya_osen.docx21.87 КБ
Файл nelya_zima.docx22.76 КБ
Файл nelya2.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дети собираются в зале.                                                                                                                                               Музыкальный руководитель исполняет песню «Весна»  музыка П.И.Чайковского слова М.Плещеева Ушли морозы, отзвенела капель. Оттаяла под солнечными лучами земля, скинула с себя снежное одеяло. Сырой и хмурый лес стоял, вздрагивая от падения капель с ветвей и прислушиваясь к шуму талой воды. Природа проснулась. Наступила весна.                                                                                                             

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.  (А.Толстой)

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...  (И.Никитин)

Ведущий: Человеку легче дышится весной. Славная зима, не тяжкая. Но уже надоел старик – мороз, надоела его вечно мохнатая, белая шапка. Мы ждем весны, тепла, солнца, радостного шума весенней воды, буйного птичьего гама и нежной зелени первой травы.                                                                       Стихотворение  Е.Баратынского «Весна»  (читает ребенок):                                                                       

Весна, весна! как воздух чист!

   Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

   Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

   На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

   Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

   Взревев, река несет

На торжествующем хребте

   Поднятый ею лед!

Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется первая зелень травы, жуки, мухи, бабочки выползают из своих щелей и греются на солнышке, чуть помахивая слабыми крылышками. Из берлоги, отряхиваясь вылезает отощавший за долгую зиму медведь. Всё тянется к солнечному теплу.  На проталинке расцвел первый подснежник.                                                                                                              Мелодекламация под музыку  П. И. Чайковского  «Апрель. Подснежник».

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих аленьких сил
И тихо спросил :
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?" 

Исполняется «Танец с подснежниками» под музыку Гречанинова  (несколько детей).                                                      

И вот настала долгожданная весенняя пора. Весна летела на крыльях скворцов, журавлей, ласточек.   И принесла нам  первый весенний  дождик - теплый, мелкий, долгий. Как будто сама природа решила умыться, смыть залежавшийся серый снег, пыль с домов и дорог, деревьев и кустарников. После этого дождя все вокруг переменилось, ярче стали проступать краски окружающего нас мира. 

Песня «Дождик»  музыка Жубинской  (исп. муз.руководитель). 

Зимой день короткий, а время движется медленно. Весной день прибавляется, а время несётся скорым поездом. Едва пригрело солнышко, как появляются первые проталинки, едва с крыши с шумом скатился последний рыхлый снег, как прорезались первые всходы молодой зеленой травки.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.  (В. А. Жуковский)

Звучит  песня «Жаворонок»  музыка  М.Глинки  (в записи). 

Случалось ли вам когда-нибудь попасть под первый весенний дождь? Оказаться в поле в разгар грозы? Слышать близкие раскаты грома и видеть сверкающие молнии в грозовом небе? Эти впечатления остаются надолго - пугающие и захватывающие одновременно, очаровывающие дыханием вступившей в свои права весны. Весенняя гроза совсем не похожа на грозу летом или осенью. Это совершенно особенное явление.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.  (Ф.Тютчев)

Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймёте, о чем щебечут птицы, журчит ручей или тихо шепчут только что родившиеся листья березы. Слушайте и смотрите весну!

 Звучит запись «Голоса весеннего леса».

Дети под запись гуляют по залу, собирают воображаемые цветы, прислушиваются к различным звукам. Всё затихает, дети встают в хоровод.

 Исполняется  хоровод «Пришла весна».



Предварительный просмотр:

В  записи звучит «Октябрь» П.И.Чайковского                                                                                              Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.

Ещё и солнце радует,

И синий воздух чист.

Но падает и падает

С деревьев мертвый лист.

И рощи запустелые

Мне глухо шепчут вслед,

Что скоро мухи белые

Закроют белый свет…

Музыкальный руководитель исполняет песню «Осень наступила»

Ведущий: Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная, богатая урожаем (показать иллюстрации). Другая – грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с опадающей листвой (показать иллюстрации). Давайте послушаем два музыкальных произведения и сравним их по характеру.                                                                                                                                                Звучит музыка в записи по выбору музыкального руководителя.                                                   Предложить во время прослушивания кому – то из детей подойти и подобрать соответствующие иллюстрации для показа.                                                                                          Ведущий: И к каждой осени у нас особая любовь. Золотую осень – радостную любят за ясные дни, за красу лесов, одетых в золотой и багряный наряд, за щедрый урожай полей и садов.                                                                                                                                                       Хоровод «Собирайся народ».                                                                                                                                 Днем ещё тепло, и солнце посылает на землю прощальные нежные лучи. Поэт сказал об этом времени:                                                                                                                                                         

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...                                                                                                                                    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...  (Ф.Тютчев)                                                                                                                  

Тогда лес ещё полон жизни. Идет сытый зверь, птицы готовятся к отлету в теплые края, собираясь шумными стаями в полях. Реже теперь они подают свой голос, не слышно птичьего пения.                                                                                                                                         Исполняется 1 куплет «Журавли».                                                                                                                            А теперь пришло время загадок:

1.В руки ты его возьмешь

    И тебе не страшен дождь.

2.Крупно, дробно зачастило,

    Всю землю напоило.

3.Падают с ветки золотые монетки.

4.Он родился в день дождливый

    Под осинкой молодой.

    Круглый, гладенький, красивый

    С ножкой тонкой и прямой.

Идет человек с корзинкой и палкой (иллюстрация), ступает чуть слышно – лес не любит шума, но зато грибника он наградит всегда полной корзиной крепеньких, молоденьких грибочков.                                                                                                                                              Исполняется песня или инсценировка «Грибы».                                                                                                           В осеннее время у земледельца много дел. Нужно собрать все посеянное и посаженное весной. Люди перепахивают поле после собранного урожая, готовят поля под будущий урожай. Земледелец потрудился на славу и поэт Сергей Погореловский пишет такие стихи:                                                                                           

Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

 Вот он... теплый, золотистый,

 Словно солнцем залитой.

  В нем здоровье, наша сила,

  В нем чудесное тепло,

  В нем земли родимой соки,

  Солнца свет весенний в нем.

  Сколько рук его растило,

  Охраняло, берегло!

  Не сразу стали зерна

  Хлебом тем, что на столе,

  Люди долго и упорно

  Потрудились на земле.                                                                                                                                    Вновь звучит в записи  « Октябрь»  П.И.Чайковского.                                                            Мелодекламация:                                                                                                                   

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.  (А.С.Пушкин)                                                                                                                      Ведущий: Другая осень, невидная собой, с тихим плачем мелкого дождя, с опадающей листвой, наводит грусть – тоску.
                                                                                                                       Песня «Листопад» (подгруппа детей с листочками в руках кружится, вальсирует по залу, при затихании музыки садится на стульчики).                                                                                                   А поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Уверенная надежда человека в том, что свет солнца нескончаем, природа вечно жива, а то, что осенью природа увядает – это тоже часть постоянной жизни, необходимая смена времен года, придающая природе особенную красоту. Тогда спокоен и горд человек, грусть его светла и у поэта А.С.Пушкина появляются такие строки: 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЗИМУШКА - ЗИМА».

Задачи: Развивать музыкальное восприятие, умение слушать музыку, высказываться об услышанном. Познакомить детей с творчеством поэтов: Пушкина, Есенина, Тютчева. Вызывать радостно – эмоциональное состояние, развивать творческие способности детей.

Программное содержание: Согласовывать движения с характером и формой музыкального произведения. Эмоционально передавать игровые образы. В пении учить навыкам правильного дыхания, дикции, чистоты интонирования, легкого, выразительного исполнения. Выразительно инсценировать движения в соответствии с текстом песни.

Муз.рук.: Какая у нас зима? Люди , приехавшие с юга скажут – холодная, снега много. А жители крайнего севера, что у нас зима вовсе не холодная и снежных буранов нет, как у них. Кто из них прав?  И те и другие.  Зима наша очень разная, только приглядеться надо. На первый взгляд – холодная, снег и мороз, а бывает с оттепелью, да с солнцем. Музыка тоже по разному может рассказать о зиме. Послушайте.

Звучит «Зима» Крутицкого.

Муз.рук.:   Какая музыка по характеру? (холодная, суровая, колючая, злая). А что вы представляли, слушая музыку? (ответы детей). А я представила картину зимнего утра в лесу. Поэт А.С.Пушкин вот как рассказал про такую зиму.    

Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл – и вот сама 
Идет волшебница-зима, 
Пришла, рассыпалась; клоками 
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей вокруг холмов…    

Дети ещё раз слушают эту музыку.

Муз.рук.: Люди рады проказам матушки – зимы. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. А снег скользкий, легкий. Санки летят по снегу, аж дух захватывает. Ловко брошенный снежок чуть обжигает кожу. Весело зимой! Послушайте песню.

Звучит песня «Что нам нравится зимой».

Муз.рук.: Что вам нравится зимой?  (кататься, играть, лепить…) А какая песня по характеру? (весёлая, быстрая, задорная, радостная, бойкая).

Прочь от дома на снежный простор

На салазках  они покатили .

Оглашается криками двор –

Великана из снега слепили!  

Муз.рук. предлагает детям выйти в зал и имитировать движения под исполнение муз.рука.

Воспитатель предлагает детям прочитать стихи о зиме.

Му.рук.: Зима – волшебница. Она очаровывает природу. Поэт Тютчев писал:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он,  околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Муз.рук.: Или у Есенина : «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…»

Зима дарит природе невиданные наряды:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Исполняется мелодия песни «Снежок». (дети узнают).

Муз.рук.: А кто может мне напомнить слова второго куплета?

Ребенок:

Побелела у окна

Желтоногая сосна.

У акаций кудри

В серебристой пудре.

Муз.рук. предлагает этому же ребенку спеть в соответствии с характером (легко, нежно), несколько раз пропевая. Затем все дети поют оба куплета.  Педагог загадывает загадку про снегиря.

Песенные вопросы – ответы «Снегирь» муз.Тиличевой.

Муз.рук.: В стихах, как и в музыке передаётся настроение человека. Если рассерженный человек, то луна в стихах выглядит мрачной, вьюга злится. А утро – доброе и светлое. Вот как звучат такие стихи:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

А другому поэту зимняя ночь мила, и он рисует её покойной, немного грустной:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А. Фет)

Муз.рук.: Как вы думаете, какую песню мы сейчас будем петь? (ответ – «Зимняя колыбельная») Работа над песней, протяжность звука, чистота, интонации.

Муз.рук.: А утром мы проснемся, подойдем к окну, увидим, что снег идет. Мы оденемся потеплее, поднимем воротники у пальто, чтобы снег нас не запорошил.

Исполняется песня «Белый снег».

Муз.рук. предлагает детям совершить прогулку в зимний лес. Но как мы туда доберемся? Расскажите.

Ребенок:

Нам морозы не беда

Не страшны нам холода.

Ходим в шубках и ушанках

И катаемся на санках.

Муз.рук.: А как? (дети: А вот так!)

Звучит в записи «Я с комариком плясала». (дети тройками бегут по кругу).

Муз.рук.: А потом?

Ребенок: А потом на лыжи встанем и с горы кататься станем.

Муз.рук.: А как ? (дети: А вот так!)

Под музыку Старокадомского «Зимний праздник» дети двигаются скользящим шагом.

Муз.рук. Молодцы. А ещё?

Ребенок: А ещё берем коньки и бежим мы на катки.

Дети парами двигаются и кружатся скользящим шагом под вальс П.И.Чайковского.

Муз.рук.: А потом?

Ребенок: А потом в снежки играем, очень метко попадаем.

Игра в снежки. (имитация)

Муз.рук.: В снежки поиграли, а теперь отряхнитесь и друг другу помогите. Как много снега, а давайте снеговика слепим.

Этюд на воображение «Слепим снеговика».

 Муз.рук.: Замечательный, большой, красивый, с большим ведром на голове и морковкой, но он грустный. Давайте его развеселим.

Исполняется песня «Снеговик»  (в заключении дети исполняют плясовые движения, соответствующие образу снеговика).

Муз.рук.: Занятие закончено.

                                                                                                                   

                                                                                                                   



Предварительный просмотр:

Дети собираются в зале, рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом.                             Ведущий:  Наступило туманное утро. Пока еще прохладно, но первые лучи солнца уже показались над горизонтом. Запели свою чудную песню жаворонки. Постепенно туман рассеивается, оседая росой на раскрывающиеся бутоны цветов. Наступает новый летний день.                                                                                                                              

Веселое лето! Всем дорого ты! 
В лугах ароматных пестреют цветы, 
А в рощице пташек звенят голоса, 
Их песни хвалою летят в небеса.

Блестящие мошки кружатся толпой, 
И солнышко шлет им свой луч золотой. 
Мир Божий так чудно, так стройно живет! 
Создатель все к жизни, все к счастью зовет.  (А. Плещеев)

Когда наступает лето? Никто не знает, когда это происходит. С весной проще, её видно. А вот лето незаметно. Конец весны и лето, как сестры – близнецы.                                                        Лето – пора страды. Все трудятся, рабочий день начинается чуть свет. Раньше солнца встают люди. А солнышко будят петухи и пастухи своими рожками.                                     Исполняется фрагмент произведения «Пастухи играют на рожках».                                              Стада на восходе солнца уже в поле.                                                                                          Исполняется песня «Люди работают».                                                                                                      С солнышком вместе вылетают пчелы, выползают муравьи.                                                   Музыкальный руководитель исполняет песню «Хороший день» муз. Д. Шостаковича  Летом всюду привольно. Дышится легко – воздух прогрет и настоян на запахе свежей травы, листвы. Высохли просёлки, низины, леса. И вот на полянке стоят красивые деревца – это наши русские березки. Береза считается деревом, символизирующим родную русскую природу. Вот почему в русской культуре столько песен и стихотворений посвящено этому дереву. 

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками 
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную
Родную, ненаглядную.
То яркую кипучию, 
То грустную плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется, но не ломится. (А.Прокофьев)                                                                                                  

А вот послушайте ещё одно стихотворение о березке. Посмотрите, как автор красиво описывает березку:  (ребенок читает)                                                                                                                                  Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.                                                                                                                        Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.  (М.Андреев)                                                                    

Ставится березка. Исполняется хоровод «Ай, да березка» (девочки).                                          Славно летом в деревне! Выйдешь в широкое поле – жара валит тебя с ног и ты, завалившись на стог сена лежишь, закинув голову и наблюдаешь за плывущими над головой облаками и маленькой птичкой в небесной вышине.                                                         С радушием  встречает тебя лес, укрывая от полуденного зноя тенью своей листвы. 

Звучит «Как в лесу – лесочке» (русская народная песня в записи).                                                Летом хорошо ребятам на даче. Целый день можно провести на воздухе.                                          Дел много, некогда скучать. 

Если дует ветер
Теплый, хоть и с севера,
Если луг — в ромашках
И комочках клевера,
Бабочки и пчелы
Над цветами кружатся,
И осколком неба
Голубеет лужица,
И ребячья кожица
Словно шоколадка...
Если от клубники
Заалела грядка —
Верная примета:
В разгаре снова лето!  (Лидия Корчагина)  

Долгими зимними вечерами сказки читают, а летом сказка наяву. Вот распускаются бутоны шиповника. Разве не может спать на нежных покрывалах его лепестков маленькая  Дюймовочка? А муравьишки? Разве это не заколдованные маленькие человечки? Посмотрите, какие дороги проложили они в лесу, как складно работают, как заботятся друг о друге. А стрекозы? А бабочки? Разве это не добрые феи?

Лето приносит людям много подарков:  

Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче  кpикнyл ей:
"Погадай мне поскорей!"
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!  (В. Орлов)

Дети любят лето! Лето – это чудесное время теплой погоды. Летом не нужно тепло одеваться перед тем, как выходить на улицу. Можно гулять на свежем воздухе целый день и не бояться замерзнуть. Можно лазать по деревьям, играть в мяч, кататься на роликах, на велосипеде. Лето – это ребячье время года!                                                        

Исполняется «Песня о лете»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Наглядное пособие Времена года, время

Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...

Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»

Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...

Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.

Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...