Практикум для родителей "Агрессивность и способы его преодоления"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Данилова Наталья Николаевна

 

 

Родители познакомятся с причинами детской агрессии, с её проявлениями и др. Поскольку поведение агрессивных детей часто является разрушительным и связанным с непредсказуемыми вспышками эмоций, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых важных.

Найти золотую середину родителям может помочь образ четырех цветных зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon roditelsk.praktikum_agres_t_dek.13g.ppt2.06 МБ
Microsoft Office document icon stsen-y_rodit.sobr-ya_dek.13g.doc92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агрессивное поведение и его преодоление Практикум для родителей Москва – 2013 г. Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 438 Дошкольное отделение Данилова Н.Н.

Слайд 2

Детская агрессивность

Слайд 3

Детская агрессивность - это абсолютно нормальное и даже необходимое проявление, она важна для всей последующей жизни ребенка.

Слайд 4

Физическая агрессия Использование физической силы против другого лица

Слайд 5

Косвенная агрессия действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.)

Слайд 6

Вербальная агрессия выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань)

Слайд 7

Склонность к раздражению Готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости

Слайд 8

Негативизм Оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Слайд 9

Наши дети постоянно находятся в плену своих аффектов и вынуждены переживать множество разочарований.

Слайд 10

Неуважение к личности ребенка Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.

Слайд 11

Полностью заблокировать выражение агрессии – это не значит воспитать ребенка правильно.

Слайд 12

Чрезмерный контроль или отсутствие его Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

Слайд 13

Если взрослые готовы к возникновению агрессивных чувств у детей, то они будут не стыдить и жестоко наказывать его за проявления гнева, а помогут узнать и справиться с ним.

Слайд 14

Границы гарантируют безопасность и социальную компетентность. Дети должны хорошо знать, чего от них ожидается и что именно они должны делать, чтобы ими были довольны (или недовольны).

Слайд 15

Не стоит торопиться решать, почему ребенок агрессивен, и что можно против этого предпринять, а вначале понаблюдать , что именно делает этот ребенок. А потом поразмыслить, что в нем в этот момент происходит.

Слайд 16

Запрет на физическую активность Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Слайд 17

Ребенок может реагировать протестом на вполне разумные требования.

Слайд 18

Жестокий характер матери или отца Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

Слайд 19

Отказ в праве на личную свободу Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.

Слайд 20

Неуверенность в собственной безопасности Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.

Слайд 21

Личный отрицательный опыт

Слайд 22

Эмоциональная нестабильность До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.

Слайд 23

Повышенная раздражительность Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.

Слайд 24

Рекомендации по общению с агрессивным ребенком Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Слайд 25

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); констатирующий вопрос ("ты злишься?"); раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Слайд 26

3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Слайд 27

5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.

Слайд 28

6. Сохранение положительной репутации ребенка публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Слайд 29

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.

Слайд 30

8. Предупреждение агрессивных действий детей никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность; в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким разъяснением причины; если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них: пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее; если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить его и резко предупредить его “Нельзя!”. изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со стороны близких с последующим разъяснением.

Слайд 31

9. Обращение с ребенком после агрессивного поведения: подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка; искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу; следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше портит; придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды отношений (игра, самообслуживание и т.д.).

Слайд 32

10. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями. Комкать и рвать бумагу. Бить подушку или боксерскую грушу. Топать ногами. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу. Втирать пластилин в картонку или бумагу. Посчитать до десяти. Самое конструктивное - спортивные игры, бег. Вода хорошо снимает агрессию.

Слайд 33

Наш долг перед нашими детьми – научиться так устанавливать границы, чтобы нам с ними тоже было хорошо.



Предварительный просмотр:

Как справиться с агрессивными детьми.

  1. Приветствие.

Участники представляются по кругу и говорят несколько слов о своих ожиданиях от встречи. (Можно написать свои ожидания на маленьких листочках и повесить их на дерево ожиданий.)

  1. Игра «Давайте знакомиться».

Цели – снять напряжение, создать положительный настрой на работу.

Психолог выдает каждому участнику анкету. В течение 3 минут игроки собирают друг у друга подписи напротив утверждений в анкете. Один человек имеет право расписаться не более 3-х раз. Каждый участник должен стремиться, чтобы все клеточки его анкеты были заполнены как можно быстрее. Кто заполнит, поднимает руку.

Я люблю рисовать красками

Я люблю шоколадное мороженое

Я – за здоровый образ жизни

Я гуляю в любую погоду

Я умею мастерить из бумаги

Красота спасет мир

Я желаю счастья своим детям

Я люблю своих детей

Я заядлый огородник

  1. Что такое агрессивность.

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

Основные проявления агрессивности:

  • физическая: ломает игрушки, постройки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюётся.
  • скрытая: щиплет других детей, говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый.
  • вербальная:  говорит обидные слова, замахивается, но не ударяет, пугает других.
  • мимическая:  сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки – это реакция на ограничение действия, сопротивляется при попытке удержать его от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное поведение.
  • направленная на себя: кусает сам себя, щиплет себя, просит его стукнуть.

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может возникать в результате различных взаимодействий, провокаций. Особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность агрессивных действий.

А.Фромм выделяет 2 вида агрессии:

доброкачественная (появляется в момент опасности и носит оборонительный характер);

злокачественная (носит стихийный, разрушительный характер).

  1. Также существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Родителям предлагается просмотреть видео интервью детей с размышлениями об агрессии, и  что может быть лекарством от гнева.

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА

  • Если родители сами ведут себя агрессивно, часто наказывают детей, постоянно контролируют их поведение, дети могут перенять такую модель поведения, не представляя себе другой.
  • Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, не обращают внимания на его чувства и нужды, уверены, что лучше знают, что нужно их детям, они неосознанно провоцируют сопротивление, которое вырывается наружу агрессивным поведением.
  • Дети просто не знают, как добиться желаемого или как выражать чувства в спокойной манере.
  • Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.
  • Если подавлять ребенка, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, хотя это не будет гарантировать от проявления агрессии в другой ситуации.
  • На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
  • Родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
  1. Как помочь агрессивному ребенку?

Поскольку  поведение агрессивных детей часто является разрушительным и

Цель – показать основные направления и способы работы с агрессивными детьми.

        Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в 4 направлениях:

  1. обучение агрессивных детей способам выражения агрессивности в приемлемой форме.
  2. обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. отработка навыков поведения в возможных конфликтных ситуациях.
  4. формирование таких качеств, как симпатия, доверие к людям и т.д.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является разрушительным и связанным с непредсказуемыми вспышками эмоций, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых важных.

Что такое гнев? ГНЕВ – это чувство сильного негодования, которое сопровождается чувством полного контроля над собой. Существует 4 основных способа выражения гнева:

  1. прямо  (вербально или не вербально), давая при этом выход отрицательным эмоциям.
  2. косвенно, вымещая гнев на предмете или человек, который представляется разгневанному неопасным.
  3. сдержать гнев, заложить его внутрь. В таком случае постоянно накапливающиеся отрицательные эмоции приведут к стрессу.
  4. не выражать гнев. Это может стать одной из причин различных заболеваний.

В любом случае необходимо предчувствовать проявление гнева и не давать ему развиться.

ПР:

  1. Для гармоничного развития дошкольника необходимо соблюдение следующих правил:

- Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

- Правил  (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.

Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры.

- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

- Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть согласованы взрослыми между собой.

Известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер полагает, что найти золотую середину родителям может помочь образ четырех цветных зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

  • Зелёная зона – всё, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению и желанию. ПР: в какие игрушки играть, с кем дружить, кого пригласить на свой день рождения. Она учит ребенка самостоятельности и ответственности за свои поступки.
  • Желтая зона – действия, в которых ребёнку предоставляется относительная свобода. Разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определённых границ. Он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. ПР: гулять во дворе, но дальше не уходить. Т.О. ребенок учится внутренней дисциплине.
  • Оранжевая зона – бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Здесь находятся такие действия ребенка, которые не приветствуются родителями, но в виду конкретных обстоятельств в конкретной ситуации допускаются.

Исключения только подтверждают правила; не стоит их бояться, если они действительно редки и оправданны.

  • Красная зона – находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых не делается исключений. ПР: нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнём, ломать вещи, обижать маленьких и т.д.   Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и формирует у него моральные нормы и понимание социальных запретов.

Агрессивное поведение ребенка дошкольника.  Коррекция агрессивного поведения у детей

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие.

Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.

Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию.

Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Как агрессивность проявляется у детей?

1. Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.

2. Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.

3. Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его "исследовательского инстинкта", с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским "нельзя".

4. Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

Всегда ли это плохо?

Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.

Причины детской агрессивности.

Агрессия может возникать в следующих случаях:

1. как реакция на фрустрацию (фрустрация — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей). Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.

2. как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.

3. как "выученное" поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

 Что делать с агрессией?

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".

И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей)

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

10. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает.

 11. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

  1. В заключении:

для маленького ребенка весь мир – это его семья. Какой он увидит эту семью – доброй и любящей или злой и раздраженной – влияет на то, как он будет относиться ко всему окружающему миру. Ребенок, который с детства ощущает, что он любим, что он хороший, он нужен родителям – не боится большого мира, потому что чувствует поддержку близких. Тот же, кто с детства понимает, что он никому не нужен, вызывает злость и недовольство родителей, всегда чувствует себя недостойным любви и боится людей. А страх всегда порождает агрессию, ведь лучшая защита – нападение.

Список литературы:

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

Кряжева Н.Л., «Развитие эмоционального мира детей» 1997

 


Я люблю рисовать красками

Я люблю шоколадное мороженое

Я – за здоровый образ жизни

Я гуляю в любую погоду

Я умею мастерить из бумаги

Красота спасет мир

Я желаю счастья своим детям

Я люблю своих детей

Я заядлый огородник

Я люблю рисовать красками

Я люблю шоколадное мороженое

Я – за здоровый образ жизни

Я гуляю в любую погоду

Я умею мастерить из бумаги

Красота спасет мир

Я желаю счастья своим детям

Я люблю своих детей

Я заядлый огородник

Я люблю рисовать красками

Я люблю шоколадное мороженое

Я – за здоровый образ жизни

Я гуляю в любую погоду

Я умею мастерить из бумаги

Красота спасет мир

Я желаю счастья своим детям

Я люблю своих детей

Я заядлый огородник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Капризы и упрямство и способы их преодоления"

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы....

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.

Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....

"Капризы, упрямство и способы их преодоления"

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже....

Детские страхи и способы их преодоления в старшем дошкольном возрасте.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и поверну...

Детские капризы и упрямство. Способы их преодоления.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы, необходимо определить область этой темы то есть поставить ее в  определенные рамки. Капризы как и упрямство  рассматриваются как составляющие откло...

Типичные ошибки родителей и способы их преодоления

В статье представленны типичные ошибки родителей при посещении ДОУ...