Методическая разработка досугово– познавательной программы: «Зимние святки»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Акчурина Зульфия Алиевна
Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными праздниками. Задачи: • расширять знания о народных традициях; • формировать интерес к народным играм, потешкам, песням, развлечениям; • развивать вокально-хоровые и артистические способности; • воспитывать чувство патриотизма, любовь к народной культуре, чувство товарищества, взаимовыручки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_svyatki.doc520 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №13 «Петрушка»
Ступинского муниципального района

Методическая разработка

досугово– познавательной

программы:

«Зимние святки»

Организаторы мероприятия: Коломейцева А. Р.

                                                                            Акчурина З.А.

                          Мазепа О.А

Ананских Л.С.

                                               

                                     

Дата проведения:   15 января 2013года

                         Время: 10.00 – 10.45

Место проведения: музыкальный зал

Участники: воспитанники старшей и подготовительной групп в количестве 34чел.

 

  Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными праздниками.  

   Задачи:

  • расширять знания о народных традициях;
  • формировать интерес к народным играм, потешкам, песням,      развлечениям;
  •  развивать вокально-хоровые и артистические способности;  
  • воспитывать  чувство патриотизма,  любовь к народной культуре,        чувство товарищества, взаимовыручки.    

          

 Предварительная работа:

-  разучивание колядок, стихов, народных игр;

-  работа над интонационной выразительностью при разучивании текста;

- чтение рассказа П. Н. Воздвиженского «Рождество Христово» ,

- чтение сказки И. Рутенина «Рождественская ёлочка».

Зал украшен: в углу зала сооружен вертеп (пещера), где Дева Мария и Иосиф около младенца – Иисуса Христа в «яслях», рядом наряжена небольшая елка. Дети входят в зал под колокольный звон.

Ход праздника:

Ведущий: Дети, наши встречи у нарядной ёлочки продолжаются. Недавно все отмечали  Рождество.  Ребята, а  скоро будем праздновать один из самых больших праздников в православии –  Крещение.  Эти праздничные дни от Рождества до Крещения   называются Святками. Люди ходят в церковь и в гости, колядуют и славят Христа - младенца. Они поют рождественские песни и желают родным и друзьям добра, мира, любви. И сейчас время Святок. Святки были на Руси одним из самых ярких праздников.

Слышите! Слышите! Колокольный звон! Он оповещает нам большую радость – рождение Господа нашего Иисуса Христа!

А вы знаете, что это за праздник Рождество? (ответы детей)

Помню я, как в детстве первый раз

                 Слышала о Рождестве рассказ

                 Я была взволнована до слез –

                 Ведь родился маленький Христос!

                 Не в богатом именитом доме.

                 И лежал не в пышной колыбели,

                 А в глухой пещере на соломе

                Ангелы над ним, склонившись, пели.

Ведущий: Рассказать вам о рождении Христа? Слушайте.

        Давным – давно  один правитель император Август захотел узнать сколько людей живет в его государстве? Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом и пройти перепись.

Дева Мария, так звали мать Христа и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной до места их назначения. Иосиф шел пешком и вел ослика, на котором сидела Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы оказались переполнены, ведь в городе собралось очень много народа. Уж ночью на окраине города Иосиф с Марией увидели пещеру, где в непогоду укрывались пастухи и их скот. Они вошли в пещеру, там и родился у Марии младенец – Господь наш Иисус Христос. Мать запеленала его и положила в ясли – кормушку для скота – и поклонилась ему.

Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать младенца, но тут с небес упала яркая звезда, осыпалась на сверкающие осколки и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Звучит фонограмма песни «Яркая звёздочка» (неизвестного православного автора). См. ПРИЛОЖЕНИЕ.  Дети стоя исполняют песню.

В дни святок славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору, черта и др. Группами они ходили по домам, поздравляли праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Послушайте песенку-колядку.


Коляда, коляда, подавай пирога,

Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку ,всем понемножку.

Неси, не тряси - давай, не ломай!


Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.
Слышится веселая песенка колядовщиков. 


Ведущая: Слышите,  и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Входят колядовщики: Баба-Яга, Коза, Цыганка поют песенку.


Коляда, коляда, отворяйте ворота,

Открывайте дверцу, принесите хлебца,

Доставайте чашки, положите кашки,

Сладкие конфетки, медные монетки,

Кренделёк и бублик и железный рублик!

Угостите калачом, не болейте непочём!

 Кто даст пирога
Тому полон хлев скота,

Овин с овсом.
Жеребца с хвостом.

Сеем веем посеваем с Новым годом поздравляем.

Один из ряженых сеет зерно (имитирует движения сеятеля).

Ведущая: Здравствуйте, люди добрые.

 Вот вам угощение: сыр да печенье, пряники, конфеты.

Эй, сударочки – вострушки,

Запевайте-ка частушки!

(частушки поют девочки)


Ряженые: Давайте играть, веселиться, плясать. А как будем играть, подскажет нам шапка.
Положим в шапку картинки, накроем платком, какую вытащите картинку в такую и играть будем.

Дети вынимают из шапки картинки, в соответствии с рисунком играют в игры.

Игры. («Баба Яга», «Зимушка-зима» и др. см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

Ведущая.  Сядем, отдохнём, песенку споём.

 «В лесу родилась ёлочка» сл. Р.Кудашёвой, муз. Л. Бекмана

Ведущая: А на Святки пришли не только Колядки и гаданья тоже. Кто же нам погадает?
Цыганка: Позолоти ручку, дорогая, всю правду скажу, ничего не утаю. Но сначала спляшу.

Цыганка пляшет, затем с поговорками гадает детям по желанию. Дети дают цыганке денежку. Подзывает детей, они, не глядя, достают из мешка разные предметы. Цыганка увидев, что вытащил ребенок, говорит: «Будешь художником» (кисти, краски), «сапожником» ( ботинки), «врачом» (бинт) и т.д.
По окончании ряженые прощаются .

Ряженые: Спасибо вам за веселье, за игры, нам пора к другим домам. А вам доброго здоровьица. ( Кланяются). Пышных пирогов, мягоньких блинов!

Дети идут пить чай с пирогами.

                                         

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИГРА «БУБЕНЦЫ»

Дети встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому завязывают глаза. Все остальные поют:

«Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон! »

После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

ИГРА «БЕГ В ЛАПТЯХ»  ( 2 пары лаптей; 2 команды детей)

ИГРА  «ДЕДУШКА ЕЖОК»

Дети встают парами, делают «воротца» и поют:                                                                           Дедушка Ежок, не ходи на бережок.

Там растаял снежок, заливается лужок

Ты промочишь ножки, красивые сапожки!

/Во время песни Ежок  ходит сквозь «воротца». На окончание песни «воротца закрываются»,а пойманный Ежок выбирает себе пару.  Третий лишний становится Ёжиком./

ИГРА «БАБА ЯГА»
Водящий — Баба Яга — находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В темном лесу избушка
Стоит задом-наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух и страшная какая,
Наша Бабушка Яга!


На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

РАЗМИНКА «НАША ЗИМУШКА-ЗИМА..» Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:

Наша зимушка-зима,

Прямо с севера пришла,
Вьюгами завьюжена,

Ветрами закружена!
Мы замёрзнуть не хотим,

Мы на месте не стоим,
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!
А потом прыжки на месте: Вместе-вместе- Вместе-вместе!
Улыбнёмся веселее  и начнём ещё быстрее!..

(Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).

ЯРКАЯ ЗВЁЗДОЧКА НА НЕБЕ ГОРИТ

Яркая звёздочка на небе горит.
Мама у ёлочки детям говорит:
"В целом мире торжество:
Наступило Рождество!
Наступило Рождество!"

С праздником, с праздником взрослых и ребят!
Даже проказникам это говорят.
Потому что торжество,
Потому что Рождество,
Потому что Рождество!

Спать нам не хочется в эту ночь совсем.
Хочется, хочется в город Вифлеем
Посмотреть на торжество
Там где было Рождество,
Там где было Рождес
  тво!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно-речевому развитию в младшей группе на тему «Зимние забавы».

Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

Методическая разработка досуговой деятельности в старшей группе ДОУ ко Дню Матери

Данная методическая разработка представляет собой сценарий досуговой деятельности в старшей группе ДОУ, посвященной Дню Матери...

Методическая разработка в детском саду "Пришли святки-запевая колядки" в старшей группе

В ходе мероприятия дети знакомятся с устным народным творчеством на примере старших поколений....