Главные вкладки

    Методическая разработка досугово– познавательной программы: «Зимние святки»
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Акчурина Зульфия Алиевна
    Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными праздниками. Задачи: • расширять знания о народных традициях; • формировать интерес к народным играм, потешкам, песням, развлечениям; • развивать вокально-хоровые и артистические способности; • воспитывать чувство патриотизма, любовь к народной культуре, чувство товарищества, взаимовыручки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zimnie_svyatki.doc520 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №13 «Петрушка»
    Ступинского муниципального района

    Методическая разработка

    досугово– познавательной

    программы:

    «Зимние святки»

    Организаторы мероприятия: Коломейцева А. Р.

                                                                                Акчурина З.А.

                              Мазепа О.А

    Ананских Л.С.

                                                   

                                         

    Дата проведения:   15 января 2013года

                             Время: 10.00 – 10.45

    Место проведения: музыкальный зал

    Участники: воспитанники старшей и подготовительной групп в количестве 34чел.

     

      Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными праздниками.  

       Задачи:

    • расширять знания о народных традициях;
    • формировать интерес к народным играм, потешкам, песням,      развлечениям;
    •  развивать вокально-хоровые и артистические способности;  
    • воспитывать  чувство патриотизма,  любовь к народной культуре,        чувство товарищества, взаимовыручки.    

              

     Предварительная работа:

    -  разучивание колядок, стихов, народных игр;

    -  работа над интонационной выразительностью при разучивании текста;

    - чтение рассказа П. Н. Воздвиженского «Рождество Христово» ,

    - чтение сказки И. Рутенина «Рождественская ёлочка».

    Зал украшен: в углу зала сооружен вертеп (пещера), где Дева Мария и Иосиф около младенца – Иисуса Христа в «яслях», рядом наряжена небольшая елка. Дети входят в зал под колокольный звон.

    Ход праздника:

    Ведущий: Дети, наши встречи у нарядной ёлочки продолжаются. Недавно все отмечали  Рождество.  Ребята, а  скоро будем праздновать один из самых больших праздников в православии –  Крещение.  Эти праздничные дни от Рождества до Крещения   называются Святками. Люди ходят в церковь и в гости, колядуют и славят Христа - младенца. Они поют рождественские песни и желают родным и друзьям добра, мира, любви. И сейчас время Святок. Святки были на Руси одним из самых ярких праздников.

    Слышите! Слышите! Колокольный звон! Он оповещает нам большую радость – рождение Господа нашего Иисуса Христа!

    А вы знаете, что это за праздник Рождество? (ответы детей)

    Помню я, как в детстве первый раз

                     Слышала о Рождестве рассказ

                     Я была взволнована до слез –

                     Ведь родился маленький Христос!

                     Не в богатом именитом доме.

                     И лежал не в пышной колыбели,

                     А в глухой пещере на соломе

                    Ангелы над ним, склонившись, пели.

    Ведущий: Рассказать вам о рождении Христа? Слушайте.

            Давным – давно  один правитель император Август захотел узнать сколько людей живет в его государстве? Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом и пройти перепись.

    Дева Мария, так звали мать Христа и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной до места их назначения. Иосиф шел пешком и вел ослика, на котором сидела Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы оказались переполнены, ведь в городе собралось очень много народа. Уж ночью на окраине города Иосиф с Марией увидели пещеру, где в непогоду укрывались пастухи и их скот. Они вошли в пещеру, там и родился у Марии младенец – Господь наш Иисус Христос. Мать запеленала его и положила в ясли – кормушку для скота – и поклонилась ему.

    Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А елочка ведь зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать младенца, но тут с небес упала яркая звезда, осыпалась на сверкающие осколки и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

    Звучит фонограмма песни «Яркая звёздочка» (неизвестного православного автора). См. ПРИЛОЖЕНИЕ.  Дети стоя исполняют песню.

    В дни святок славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу-Ягу, кикимору, черта и др. Группами они ходили по домам, поздравляли праздником, желали наилучшего специальными песенками - колядками. Послушайте песенку-колядку.


    Коляда, коляда, подавай пирога,

    Дай блин, дай кишку,
    Свиную ножку ,всем понемножку.

    Неси, не тряси - давай, не ломай!


    Колядовщики за свои песенки просили угощения. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали.
    Слышится веселая песенка колядовщиков. 


    Ведущая: Слышите,  и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

    Входят колядовщики: Баба-Яга, Коза, Цыганка поют песенку.


    Коляда, коляда, отворяйте ворота,

    Открывайте дверцу, принесите хлебца,

    Доставайте чашки, положите кашки,

    Сладкие конфетки, медные монетки,

    Кренделёк и бублик и железный рублик!

    Угостите калачом, не болейте непочём!

     Кто даст пирога
    Тому полон хлев скота,

    Овин с овсом.
    Жеребца с хвостом.

    Сеем веем посеваем с Новым годом поздравляем.

    Один из ряженых сеет зерно (имитирует движения сеятеля).

    Ведущая: Здравствуйте, люди добрые.

     Вот вам угощение: сыр да печенье, пряники, конфеты.

    Эй, сударочки – вострушки,

    Запевайте-ка частушки!

    (частушки поют девочки)


    Ряженые: Давайте играть, веселиться, плясать. А как будем играть, подскажет нам шапка.
    Положим в шапку картинки, накроем платком, какую вытащите картинку в такую и играть будем.

    Дети вынимают из шапки картинки, в соответствии с рисунком играют в игры.

    Игры. («Баба Яга», «Зимушка-зима» и др. см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

    Ведущая.  Сядем, отдохнём, песенку споём.

     «В лесу родилась ёлочка» сл. Р.Кудашёвой, муз. Л. Бекмана

    Ведущая: А на Святки пришли не только Колядки и гаданья тоже. Кто же нам погадает?
    Цыганка: Позолоти ручку, дорогая, всю правду скажу, ничего не утаю. Но сначала спляшу.

    Цыганка пляшет, затем с поговорками гадает детям по желанию. Дети дают цыганке денежку. Подзывает детей, они, не глядя, достают из мешка разные предметы. Цыганка увидев, что вытащил ребенок, говорит: «Будешь художником» (кисти, краски), «сапожником» ( ботинки), «врачом» (бинт) и т.д.
    По окончании ряженые прощаются .

    Ряженые: Спасибо вам за веселье, за игры, нам пора к другим домам. А вам доброго здоровьица. ( Кланяются). Пышных пирогов, мягоньких блинов!

    Дети идут пить чай с пирогами.

                                             

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ИГРА «БУБЕНЦЫ»

    Дети встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому завязывают глаза. Все остальные поют:

    «Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

    Раззвонились удальцы:

    Диги-диги-диги-дон,

    Отгадай, откуда звон! »

    После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

    ИГРА «БЕГ В ЛАПТЯХ»  ( 2 пары лаптей; 2 команды детей)

    ИГРА  «ДЕДУШКА ЕЖОК»

    Дети встают парами, делают «воротца» и поют:                                                                           Дедушка Ежок, не ходи на бережок.

    Там растаял снежок, заливается лужок

    Ты промочишь ножки, красивые сапожки!

    /Во время песни Ежок  ходит сквозь «воротца». На окончание песни «воротца закрываются»,а пойманный Ежок выбирает себе пару.  Третий лишний становится Ёжиком./

    ИГРА «БАБА ЯГА»
    Водящий — Баба Яга — находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

    В темном лесу избушка
    Стоит задом-наперед.
    В той избушке есть старушка,
    Бабушка Яга живет.
    У нее глаза большие,
    Дыбом волосы стоят.
    Ух и страшная какая,
    Наша Бабушка Яга!


    На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

    РАЗМИНКА «НАША ЗИМУШКА-ЗИМА..» Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:

    Наша зимушка-зима,

    Прямо с севера пришла,
    Вьюгами завьюжена,

    Ветрами закружена!
    Мы замёрзнуть не хотим,

    Мы на месте не стоим,
    Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
    Ножками потопали: Топ-топ-топ!
    А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!
    А потом прыжки на месте: Вместе-вместе- Вместе-вместе!
    Улыбнёмся веселее  и начнём ещё быстрее!..

    (Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).

    ЯРКАЯ ЗВЁЗДОЧКА НА НЕБЕ ГОРИТ

    Яркая звёздочка на небе горит.
    Мама у ёлочки детям говорит:
    "В целом мире торжество:
    Наступило Рождество!
    Наступило Рождество!"

    С праздником, с праздником взрослых и ребят!
    Даже проказникам это говорят.
    Потому что торжество,
    Потому что Рождество,
    Потому что Рождество!

    Спать нам не хочется в эту ночь совсем.
    Хочется, хочется в город Вифлеем
    Посмотреть на торжество
    Там где было Рождество,
    Там где было Рождес
      тво!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по познавательно-речевому развитию в младшей группе на тему «Зимние забавы».

    Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

    Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

    Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

    Методическая разработка досуговой деятельности в старшей группе ДОУ ко Дню Матери

    Данная методическая разработка представляет собой сценарий досуговой деятельности в старшей группе ДОУ, посвященной Дню Матери...