Конспект фольклорного досуга Делу время - потехи час". Старший дошкольный возраст.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Фольклорный досуг "Делу- время, потехе- час" направлен на воспитание эстетического отношения к произведениям устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_grachyova_t.p._mbdou_dskvno118_g._bratsk.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
фольклорного досуга: «Делу – время, потехе – час»
Пояснительная записка.
Одной из важных сторон полноценного развития ребёнка является эстетическое воспитание, так как оно способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, сенсорной культуры ребёнка, усиливает умственное, нравственное и физическое воспитание.
Одним из действенных средств эстетического воспитания является русское устное народное творчество.
Богатая тематика, содержание, особая форма выражения отношения к жизненной действительности закладывают в ребёнке основы эстетической культуры, учат мыслить образно, развивают умение творчески применять полученный опыт.
Через устное народное творчество ребёнок осваивает красоту, лаконичность родного языка, получает первые впечатление о культуре своего народа.
Мягкий юмор, ненавязчивое обучение, знакомые жизненные ситуации, содержащиеся в фольклорных произведениях, вызывают у детей непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
Направление: «Художественно – эстетическое»
Образовательная область: «Художественное творчество»
Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Труд».
Цель. Воспитание эстетического отношения к произведениям устного народного творчества (прибаутки, потешки, приговорки).
Задачи.
1.Образовательные:
- учить детей читать русские народные потешки выразительно, чувствуя радостное и грустное настроение героев, слышать ритмичность и напевность, видеть объект и представлять, что с ним происходит, связывая его с окружающим миром.
- формировать у детей познавательный интерес к малым формам русского фольклора, а также умение воспринимать их как произведения устного народного творчества.
- обогащать словарь в процессе ознакомления с малыми формами русского фольклора.
2.Развивающие:
- развивать умение вести диалог, поэтический слух, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость;
- развивать умение жестами, мимикой, интонацией передавать образы героев, их характеры и поведение;
- развивать умение согласовывать речь с движениями, совершенствовать двигательные навыки;
3.Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому народному творчеству, его красоте и многообразию.
- воспитывать у детей умение работать и играть в коллективе, чувство юмора, дружелюбие.
- доставить детям радость от совместных действий.
Методы и приёмы:
- эмоциональный настрой;
- художественное слово;
- использование музыки;
- голосовая и эмоциональная модуляция;
- практический показ действий.
Здоровье сберегающие технологии:
-смена динамических поз;
-пальчиковые и подвижные игры;
-создание условий для положительных эмоций.
Словарная работа: плетень, похвалялись, потеха, матушка, мачеха.
Предварительная работа:
- рассматривание красочных иллюстраций, книг, чтение потешек;
- инсценировка произведения с образной игрушкой, с фигурками настольного пальчикового театра, фланелеграфа;
- игры - драматизации по сказкам с атрибутами (отдельные эпизоды, игры - забавы с заводными игрушками, словесные игры – диалоги;
- разучивание потешек, прибауток;
- прослушивание аудиозаписей (музыкальные сказки);
- просмотр видеофильмов.
Материал и оборудование: меховые образные игрушки, плетень из прутьев, куклы нарядные, сорока с бантом, магнитофон с аудиозаписями музыкальных произведений, корзинка с элементами костюмов героев потешек, миска, тесто, поднос, баранки, кубы из строительного материала, телефоны – игрушки, будильник.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход досуга
Дети под музыку (русская народная мелодия) входят в группу, где оформлен плетень, за ним расположены образные меховые игрушки – звери. На первом плане сорока с красивым бантом, на хвосте корзинка с красивыми костюмами для детей. На столе под полотенцем миска с тестом. Уголок книги оформлен по теме русский народный фольклор.
Воспитатель:
-Внимание, внимание!
Сегодня к нам на радостную встречу
Сбегутся все звери.
Очевидно и для нас…
Дети:
-Наступил потехи час!
Воспитатель:
-По всей земле, у вас, у нас
-Везде настал потехи час.
Голос Сороки:
-Карр-карр-карр!
Воспитатель (привлекает внимание детей к сороке):
- Любобытная сорока уже тут-как-тут!
Ай, да Сорока! Ай, да Белобока!
Везде успевает! А как нарядилась!
Видно всё сделала: печку истопила...
Дети (договаривают):
- Кашу сварила, деток накормила!
Воспитатель:
-Но что это она принесла на хвосте? (корзинка с костюмами)
Дети рассматривают, что в корзинке, высказывают свои предположения. Воспитатель раздаёт всем костюмы:
-Это - Иванке, это - Ульянке, Лисичке - сестричке, Зайке - попрыгайке, Мышонку, Котёнку, Котишке - Мурлышке, Зайке - хвастунишке!
Сорока - Белобока решила посмотреть, как мы умеем веселиться. Сколько зверушек она пригласила к нам. Вот они сейчас сели под плетень. А как они умеют похваляться, мы с вами сейчас покажем!
Собирайся, детвора – начинается игра!
Дети читают потешку «Тень. Тень, потетень», сопровождая слова текста соответствующими действиями:
-Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Воспитатель:
-Похвалялася лиса:
Ребёнок:
- Всему свету я краса! (выходит девочка)
Воспитатель:
-Похвалялся зайка:
Ребёнок:
- Поди, догоняй-ка! (выходит мальчик)
Воспитатель:
-Похвалялся медведь:
Ребёнок:
- Могу песни я петь! (выходит мальчик)
Воспитатель:
-Похвалялись ежи:
Все дети:
- У нас шубы хороши! (говорят и показывают)
Дети читают эту же потешку, но похваляются сами друг перед другом
(с хлопками, выделяя голосом слово «дети»):
- Тень, тень, потетень, сели дети под плетень.
Похвалялися весь день!
Воспитатель:
-Как у наших у ворот петух зёрнышки клюёт,
Дети:
- На улице две курицы с петухом дерутся.
Две девушки – красавицы смотрят и смеются.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Нам не жалко петуха!
1-я девочка:
-Наша-то Наташа-то, совсем не то, что ваша-то!
Ваша-то крикунья, а наша-то певунья
Наша рукодельница, а ваша-то бездельница!
2-я девочка:
-А я умница – разумница!
Про то знает вся улица:
Петух да кошка, брат Ермошка,
Да я сама немножко. Вот так!
1-я девочка:
-А ваш Ваня – простота, купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд и поехал в огород!
Воспитатель:
- А что вы скажете про Филата?
Дети:
- Наш Филат и каше рад! А ваш Федул, губы надул. Вот так!
1-й ребёнок:
-А ваш Федя-медя требуха! Съел корову и быка!
И пятнадцать поросят, только хвостики висят!
2-й ребёнок:
-Ваш Антошка – картошка! Соломенная ножка!
Сам с ноготок, голова с горшок. Вот так!
3-й ребёнок:
-Витя-митя карапуз, съел у бабушки арбуз!
Бабушка ругается, а Витя отпирается.
-Это, бабушка, не я. Это рыжая свинья!
4-й ребёнок:
-А ваш Толик – кролик, сел на столик и поехал на войну.
Дрался, дрался, напугался и кричит: «Домой хочу».
5-й ребёнок:
-Зато Колька наш - храбрец!
Убил комара, да как крикнет: «Ура! Наша взяла!»
Воспитатель мирит детей. Говорит, какие они хорошие, да пригожие.
- Ребятишки! Я прошу вас не сердиться, будем лучше мы мириться!
Дети парами подходят друг к другу, подают руку, играют мизинчиками:
-Мирись, мирись
Да больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться (обнимаются).
Воспитатель:
- Девочки и мальчики! А ну-ка поскорей!
Садитесь поудобнее, встречайте-ка гостей!
А вот и гости! Иванка да Ульянка!
Игра – диалог между мальчиками и девочками.
Мальчик:
-Ульянка, Ульянка где ты была?
Девочка:
-В новой деревне. Да!
-Что видала?
- Утку в юбке! Курицу в серёжках! Свинью в сапожках!
Мальчик подаёт руку девочке. Они весело кружатся под музыку и садятся. Все хлопают в ладоши.
Воспитатель:
- А вот мышонок бежит по полю, а навстречу ему Лис. Поприветствуем дружными аплодисментами Мышонка и Лисёнка.
(Выбегают Мышонок и лисёнок в костюмах). Диалог.
Лис:
- Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?
Мышонок:
- Землю копал!
-Для чего землю копал?
-Норку делал.
-А для чего тебе норка?
-Чтобы от тебя, лис, спрятаться.
Подвижная игра со всеми детьми «Хитрая лиса»
Воспитатель:
-Идёт котенька из кухни, у него глазки опухли. Анютка кота встречает.
Анютка:
- О чём котенька ты плачешь? О чём серый слёзки льёшь?
Кот:
- Как мне котеньке не плакать? Как мне слёзки не лить?
Больно мачеха строга, не даёт пирога!
Анютка:
- Не плачь, котенька – коток, Котя - серенький лобок.
Приди к нам ночевать, нашу деточку качать!
Под звуки колыбельной имитируют укачивание младенца.
Раздаётся звонок.
Воспитатель:
- У Анютки зазвонил телефон.
Анютка:
-Кто говорит?
Воспитатель:
-Слон. Аня, здравствуй! Ты ходила на базар, принесла домой товар?
Анютка:
-Да!
Воспитатель:
-Что родной матушке?
Анютка:
- Родной матушке платок, посерёдочке цветок.
А братьям – соколам, по красивым сапогам.
Сестрицам – лебедицам, по белым рукавицам.
Воспитатель: - До свидания!
Анютка:
-Всего хорошего!
Воспитатель:
-А потом зайцу позвонил медведь. Да как начал, как начал реветь.
Медведь (ребёнок):
-Э-э-э-э-э
Заяц (ребёнок):
-Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?
Медведь:
-Заяц, заяц, чем ты занят?
Заяц:
-Кочерыжку разгрызаю!
Медведь:
-А чему ты заяц рад?
Заяц:
-Рад, что зубы не болят.
Медведь:
-Ну, будь здоров, не болей!
Заяц:
-Спасибо!
Воспитатель:
- А вчера поутру, Котику - мурлышке позвонил Кенгуру.
Кенгуру (ребёнок):
- Котишко - мурлышко, серый лобишко, как поживаешь?
Кот (ребёнок):
-Хорошо!
Кенгуру:
-Что делаешь?
Кот:
-Везде хожу, гуляю, хвостиком виляю. Птичек ловлю, мышек давлю!
Кенгуру:
-Удачной тебе охоты!
Кот:
-Спасибо!
Воспитатель говорит, дети договаривают:
- А потом позвонили зайчатки, просили прислать им…(перчатки)
- А потом позвонили мартышки, просили прислать им…(книжки)
- И вот так целый день: динь-ди-лен! Динь-ди-лень! Звонили все, кому не лень.
Сорока:
-Карр - карр - карр!
Воспитатель:
-Раскаркалась Сорока – Белобока, понравилось ей у нас. Ребята, а Сорока-то, Белобока, печку истопила, тесто замесила, хотела для нас баранки испечь, да не успела, спешила к нам на праздник. Давайте все раскатаем тесто и сделаем бараночки, калачи, а Сорока-Белобока их испечёт.
Ну что же, беритесь все за дело. «Делу - время, потехе – час!»
Дети моют руки, надевают фартуки, колпаки или косынки, делают баранки из теста. Сорока улетает печь калачи.
Воспитатель:
-Пока Сорока будет печь баранки, мы пригласим наших гостей (зверей) и спляшем (пляска).
Воспитатель:
- А вот Сорока-Белобока прилетела. Какие румяные бараночки она принесла нам. Сорока угощает.
Хоровое чтение потешки:
- Ай, качи, качи, качи! Глянь, баранки, калачи.
С пылу, с жару из печи. Все румяны, горячи!
Налетели тут грачи – похватали калачи!
Нам осталися ба-ра-ночки!
Воспитатель:
- Пришла пора прощаться, в лес Сороке возвращаться!
Дети прощаются, моют руки и угощаются.
Литература
1.Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 2-е изд., перераб.- М.: – Просвещение, 1985
2.Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -2005 - №11
3.Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез.- 2011
4.Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – Мозаика-синтез.- 2009
5.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991 .-№9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Тема: «Времена года»
Коррекционно-образовательные цели: - развивать умение ориентироваться во временах года; - развивать умения работать с мнемотаблицами;- развивать умение отвечать на вопросы полным...
Цикл бесед «Военная авиация во время войны и в мирное время» (для детей старшего дошкольного возраста)
Использование данных бесед позволит расширить представления детей о военной авиации, о профессии военного летчика, о роли авиации во время Великой Отечественной войны....
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Мы и время"
Комплексное коррекционно-развивающее занятие способствует закреплению у детей с нарушенным зрением временных понятий, развитию компенсаторных возможностей, логического мышления, а также формированию г...
Конспект НОД «Общение в разные времена» (для детей старшего дошкольного возраста)
Знакомить детей со средствами общения в разные времена, с культурой общения по телефону. Развивать эстетическую культуру, навыки красивой и культурной речи. Воспитывать уважение друг к другу....
Конспект открытого музыкального занятия "Потерянное время года" для старшего дошкольного возраста
Разработка конспекта открытого музыкального занятия "Потерянное время года" для старшего дошкольного возраста....
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» (старший дошкольный возраст)...
Конспект фольклорного развлечения КУДЕСЫ для детей старшего дошкольного возраста
10 февраля – День Домового(Ефремов день)Традиция отмечать День Домового 10 февраля появилась еще много веков назад. В языческие времена на Руси в этот день почитали бога Велеса, «подчиненн...