Конспект фольклорного досуга Делу время - потехи час". Старший дошкольный возраст.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Грачёва Тамара Павловна

 Фольклорный досуг "Делу- время, потехе- час"   направлен на воспитание эстетического отношения к произведениям устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_grachyova_t.p._mbdou_dskvno118_g._bratsk.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Конспект

           фольклорного  досуга: «Делу – время, потехе – час»

Пояснительная записка. 

Одной из важных сторон полноценного развития ребёнка является эстетическое воспитание, так как оно способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, сенсорной культуры ребёнка, усиливает умственное, нравственное и физическое воспитание.

Одним из действенных средств эстетического воспитания является русское устное народное творчество.

Богатая тематика, содержание, особая форма выражения отношения к жизненной действительности закладывают в ребёнке основы эстетической культуры, учат мыслить образно, развивают умение творчески применять полученный опыт.

Через устное народное творчество ребёнок осваивает красоту, лаконичность родного языка, получает первые впечатление о культуре своего народа.

Мягкий юмор, ненавязчивое обучение, знакомые жизненные ситуации, содержащиеся в фольклорных произведениях, вызывают у детей непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

Направление: «Художественно – эстетическое»

Образовательная область: «Художественное творчество»

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Труд».

Цель. Воспитание эстетического  отношения к произведениям устного народного творчества (прибаутки, потешки, приговорки).

 Задачи.

1.Образовательные:

- учить детей читать русские народные потешки выразительно, чувствуя радостное и грустное настроение героев, слышать ритмичность и напевность, видеть объект и представлять, что с ним происходит, связывая его с окружающим миром.

- формировать у детей познавательный интерес к  малым формам  русского фольклора, а также умение воспринимать их как произведения устного народного творчества.

- обогащать словарь в процессе ознакомления с малыми формами русского фольклора.

2.Развивающие:

- развивать умение вести диалог, поэтический слух, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость;

- развивать умение жестами, мимикой, интонацией передавать образы героев, их характеры и поведение; 

- развивать умение согласовывать речь с движениями, совершенствовать двигательные навыки;

3.Воспитательные:

- воспитывать  любовь к  русскому народному творчеству, его красоте и многообразию.

- воспитывать у детей умение работать и играть в коллективе, чувство юмора, дружелюбие.

- доставить детям  радость от совместных действий.  

 Методы и приёмы:

- эмоциональный настрой;

- художественное слово;

- использование музыки;

- голосовая и эмоциональная модуляция;

- практический показ действий.

Здоровье сберегающие технологии:

-смена динамических поз;

-пальчиковые и подвижные игры;

-создание условий для положительных эмоций.

Словарная работа: плетень, похвалялись, потеха, матушка, мачеха.

Предварительная работа:

- рассматривание красочных иллюстраций, книг, чтение потешек;

- инсценировка произведения с образной игрушкой, с фигурками настольного пальчикового театра, фланелеграфа;

- игры - драматизации по сказкам с атрибутами (отдельные эпизоды,  игры - забавы с заводными игрушками, словесные игры – диалоги;  

- разучивание потешек, прибауток;  

- прослушивание аудиозаписей (музыкальные сказки);  

- просмотр видеофильмов.

Материал и оборудование: меховые образные игрушки, плетень из прутьев, куклы нарядные, сорока с бантом, магнитофон с аудиозаписями музыкальных произведений, корзинка с элементами костюмов героев потешек, миска, тесто, поднос, баранки,  кубы из строительного материала, телефоны – игрушки, будильник.

Форма проведения: совместная деятельность.

                                                    Ход досуга

Дети под музыку (русская народная мелодия) входят в группу, где оформлен плетень, за ним расположены образные меховые игрушки – звери. На первом плане сорока с красивым бантом, на хвосте корзинка с красивыми костюмами для детей. На столе под полотенцем миска с тестом. Уголок книги оформлен по теме русский народный фольклор.

Воспитатель:

-Внимание, внимание!

Сегодня к нам на радостную встречу

Сбегутся все звери.

Очевидно и для нас…

Дети:

-Наступил потехи час!

Воспитатель:  

-По всей земле, у вас, у нас

 -Везде настал потехи час.

Голос Сороки:

-Карр-карр-карр!

Воспитатель (привлекает внимание  детей к сороке):

- Любобытная сорока уже тут-как-тут!

 Ай, да Сорока! Ай, да Белобока!

 Везде успевает! А как нарядилась!

 Видно всё сделала: печку истопила...

Дети (договаривают):

- Кашу сварила, деток накормила!

Воспитатель:

-Но что это она принесла на хвосте? (корзинка с костюмами)

Дети рассматривают, что в корзинке, высказывают свои предположения. Воспитатель раздаёт всем костюмы:

 -Это - Иванке, это - Ульянке, Лисичке - сестричке, Зайке -  попрыгайке, Мышонку, Котёнку, Котишке - Мурлышке, Зайке - хвастунишке!

Сорока - Белобока решила посмотреть, как мы умеем веселиться. Сколько зверушек она пригласила к нам. Вот они сейчас сели под плетень. А как они умеют похваляться, мы с вами сейчас покажем!  

Собирайся, детвора – начинается игра!

Дети читают потешку «Тень. Тень, потетень», сопровождая слова текста соответствующими действиями:

-Тень, тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Воспитатель:

-Похвалялася лиса:

Ребёнок:

- Всему свету я краса! (выходит девочка)

Воспитатель:

-Похвалялся зайка:

Ребёнок:

- Поди, догоняй-ка! (выходит мальчик)

Воспитатель:

-Похвалялся медведь:

Ребёнок:

- Могу песни я петь! (выходит мальчик)

Воспитатель:

-Похвалялись ежи:

Все дети:

- У нас шубы хороши! (говорят и показывают)

Дети читают эту же потешку, но похваляются сами друг перед другом

(с хлопками, выделяя голосом слово «дети»):

- Тень, тень, потетень, сели дети под плетень.

Похвалялися весь день!

Воспитатель:

-Как у наших у ворот петух зёрнышки клюёт,

Дети:

- На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девушки – красавицы смотрят и смеются.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Нам не жалко петуха!

1-я девочка:

-Наша-то Наташа-то, совсем не то, что ваша-то!

Ваша-то крикунья, а наша-то певунья

Наша рукодельница, а ваша-то бездельница!

2-я девочка:

-А я умница – разумница!

Про то знает вся улица:

Петух да кошка, брат Ермошка,

Да я сама немножко. Вот так!

1-я девочка:

-А ваш Ваня – простота, купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд и поехал в огород!

Воспитатель:

- А что вы скажете про Филата?

Дети:

- Наш Филат и каше рад! А ваш Федул, губы надул. Вот так!

1-й ребёнок:

-А ваш Федя-медя требуха! Съел корову и быка!

И пятнадцать поросят, только хвостики висят!

2-й ребёнок:

-Ваш Антошка – картошка! Соломенная ножка!

 Сам с ноготок, голова с горшок. Вот так!

3-й ребёнок:

-Витя-митя карапуз, съел у бабушки арбуз!

Бабушка ругается, а Витя отпирается.

-Это, бабушка, не я. Это рыжая свинья!

4-й ребёнок:

-А ваш Толик – кролик, сел на столик и поехал на войну.

 Дрался, дрался, напугался и кричит: «Домой хочу».

5-й ребёнок:

-Зато Колька наш - храбрец!

Убил комара, да как крикнет: «Ура! Наша взяла!»

Воспитатель мирит детей. Говорит, какие они хорошие, да пригожие.

- Ребятишки! Я прошу вас не сердиться, будем лучше мы мириться!

Дети парами подходят друг к другу, подают руку, играют мизинчиками:

-Мирись, мирись

Да больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду кусаться (обнимаются).

Воспитатель:

- Девочки и мальчики! А ну-ка поскорей!

Садитесь поудобнее, встречайте-ка гостей!

А вот и гости! Иванка да Ульянка!

Игра – диалог между мальчиками и девочками.

Мальчик:

-Ульянка, Ульянка где ты была?

 Девочка:

-В новой деревне. Да!

-Что видала?

- Утку в юбке! Курицу в серёжках! Свинью в сапожках!

Мальчик подаёт руку девочке. Они весело кружатся  под музыку и садятся. Все хлопают в ладоши.

Воспитатель:

- А вот мышонок бежит по полю, а навстречу ему Лис. Поприветствуем дружными аплодисментами Мышонка и Лисёнка.

(Выбегают Мышонок и лисёнок в костюмах). Диалог.

Лис:

- Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?

Мышонок:

- Землю копал!

 -Для чего землю копал?

-Норку делал.

-А для чего тебе норка?

 -Чтобы от тебя, лис, спрятаться.

Подвижная игра со всеми детьми «Хитрая лиса»

Воспитатель:

-Идёт котенька из кухни, у него глазки опухли. Анютка кота встречает.

Анютка:

- О чём котенька ты плачешь? О чём серый слёзки льёшь?

Кот:

- Как мне котеньке  не плакать? Как мне слёзки не лить?

Больно мачеха строга, не даёт пирога!

Анютка:

- Не плачь, котенька – коток,  Котя - серенький лобок.

Приди к нам ночевать, нашу деточку качать!

Под звуки колыбельной имитируют укачивание младенца.

Раздаётся звонок.

Воспитатель:

- У Анютки зазвонил телефон.

Анютка:

-Кто говорит?

Воспитатель:

-Слон. Аня, здравствуй! Ты ходила на базар, принесла домой товар?

Анютка:

-Да!

Воспитатель:

-Что родной матушке?

Анютка:

- Родной матушке платок, посерёдочке цветок.

 А братьям – соколам, по красивым сапогам.

 Сестрицам – лебедицам, по белым рукавицам.

Воспитатель: - До свидания!

Анютка:

-Всего хорошего!

Воспитатель:

-А потом зайцу позвонил медведь. Да как начал, как начал реветь.

Медведь (ребёнок):

-Э-э-э-э-э

Заяц (ребёнок):

-Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?

Медведь:

 -Заяц, заяц, чем ты занят?

Заяц:

-Кочерыжку разгрызаю!

Медведь:

-А чему ты заяц рад?

Заяц:

-Рад, что зубы не болят.

Медведь:

-Ну, будь здоров, не болей!

Заяц:  

-Спасибо!

Воспитатель:

- А вчера поутру, Котику - мурлышке позвонил Кенгуру.

Кенгуру (ребёнок):

- Котишко - мурлышко, серый лобишко, как поживаешь?

Кот (ребёнок):

-Хорошо!

Кенгуру:

-Что делаешь?

Кот:

-Везде хожу, гуляю, хвостиком виляю. Птичек ловлю, мышек давлю!

Кенгуру:

-Удачной тебе охоты!

Кот:

-Спасибо!

Воспитатель говорит, дети договаривают:

- А потом позвонили зайчатки, просили прислать им…(перчатки)

- А потом позвонили мартышки, просили прислать им…(книжки)

- И вот так целый день: динь-ди-лен! Динь-ди-лень! Звонили все, кому не лень.

Сорока:

-Карр - карр - карр!

Воспитатель:

-Раскаркалась Сорока – Белобока, понравилось ей у нас. Ребята, а Сорока-то, Белобока, печку истопила, тесто замесила, хотела для нас баранки испечь, да не успела, спешила к нам на праздник. Давайте все раскатаем тесто и сделаем бараночки, калачи, а Сорока-Белобока их испечёт.

Ну что же,  беритесь все за дело. «Делу - время, потехе – час!»

Дети моют руки, надевают фартуки, колпаки или косынки, делают баранки из теста. Сорока улетает печь калачи.

Воспитатель:

-Пока Сорока будет печь баранки, мы пригласим наших гостей (зверей) и спляшем (пляска).

Воспитатель:

- А вот Сорока-Белобока прилетела.  Какие румяные бараночки она принесла нам. Сорока угощает.

Хоровое чтение потешки:

- Ай, качи, качи, качи! Глянь, баранки, калачи.

С пылу, с жару из печи. Все румяны, горячи!

Налетели тут грачи – похватали калачи!

Нам осталися ба-ра-ночки!

Воспитатель:

- Пришла пора прощаться, в лес Сороке возвращаться!

Дети прощаются, моют руки и угощаются.

Литература 

1.Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 2-е изд., перераб.- М.: – Просвещение, 1985

2.Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -2005 - №11

3.Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез.- 2011

4.Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – Мозаика-синтез.- 2009

5.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991 .-№9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Тема: «Времена года»

Коррекционно-образовательные цели: - развивать умение ориентироваться во временах года; - развивать  умения работать с мнемотаблицами;- развивать умение отвечать на вопросы полным...

Цикл бесед «Военная авиация во время войны и в мирное время» (для детей старшего дошкольного возраста)

Использование данных бесед позволит расширить представления детей о военной авиации, о профессии военного летчика, о роли авиации во время Великой Отечественной войны....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Мы и время"

Комплексное коррекционно-развивающее занятие способствует закреплению у детей с нарушенным зрением временных понятий, развитию компенсаторных возможностей, логического мышления, а также формированию г...

Конспект НОД «Общение в разные времена» (для детей старшего дошкольного возраста)

Знакомить детей со средствами общения в разные времена, с культурой общения по телефону. Развивать эстетическую культуру, навыки красивой и культурной речи. Воспитывать уважение друг к другу....

Конспект открытого музыкального занятия "Потерянное время года" для старшего дошкольного возраста

Разработка конспекта открытого музыкального занятия "Потерянное время года" для старшего дошкольного возраста....

Конспект фольклорного развлечения КУДЕСЫ для детей старшего дошкольного возраста

10 февраля – День Домового(Ефремов день)Традиция отмечать День Домового 10 февраля появилась еще много веков назад. В языческие времена на Руси в этот день почитали бога Велеса, «подчиненн...