Главные вкладки

    Конспект фольклорного досуга Делу время - потехи час". Старший дошкольный возраст.
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Грачёва Тамара Павловна

     Фольклорный досуг "Делу- время, потехе- час"   направлен на воспитание эстетического отношения к произведениям устного народного творчества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_grachyova_t.p._mbdou_dskvno118_g._bratsk.docx29.1 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                Конспект

               фольклорного  досуга: «Делу – время, потехе – час»

    Пояснительная записка. 

    Одной из важных сторон полноценного развития ребёнка является эстетическое воспитание, так как оно способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, сенсорной культуры ребёнка, усиливает умственное, нравственное и физическое воспитание.

    Одним из действенных средств эстетического воспитания является русское устное народное творчество.

    Богатая тематика, содержание, особая форма выражения отношения к жизненной действительности закладывают в ребёнке основы эстетической культуры, учат мыслить образно, развивают умение творчески применять полученный опыт.

    Через устное народное творчество ребёнок осваивает красоту, лаконичность родного языка, получает первые впечатление о культуре своего народа.

    Мягкий юмор, ненавязчивое обучение, знакомые жизненные ситуации, содержащиеся в фольклорных произведениях, вызывают у детей непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

    Направление: «Художественно – эстетическое»

    Образовательная область: «Художественное творчество»

    Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация», «Труд».

    Цель. Воспитание эстетического  отношения к произведениям устного народного творчества (прибаутки, потешки, приговорки).

     Задачи.

    1.Образовательные:

    - учить детей читать русские народные потешки выразительно, чувствуя радостное и грустное настроение героев, слышать ритмичность и напевность, видеть объект и представлять, что с ним происходит, связывая его с окружающим миром.

    - формировать у детей познавательный интерес к  малым формам  русского фольклора, а также умение воспринимать их как произведения устного народного творчества.

    - обогащать словарь в процессе ознакомления с малыми формами русского фольклора.

    2.Развивающие:

    - развивать умение вести диалог, поэтический слух, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость;

    - развивать умение жестами, мимикой, интонацией передавать образы героев, их характеры и поведение; 

    - развивать умение согласовывать речь с движениями, совершенствовать двигательные навыки;

    3.Воспитательные:

    - воспитывать  любовь к  русскому народному творчеству, его красоте и многообразию.

    - воспитывать у детей умение работать и играть в коллективе, чувство юмора, дружелюбие.

    - доставить детям  радость от совместных действий.  

     Методы и приёмы:

    - эмоциональный настрой;

    - художественное слово;

    - использование музыки;

    - голосовая и эмоциональная модуляция;

    - практический показ действий.

    Здоровье сберегающие технологии:

    -смена динамических поз;

    -пальчиковые и подвижные игры;

    -создание условий для положительных эмоций.

    Словарная работа: плетень, похвалялись, потеха, матушка, мачеха.

    Предварительная работа:

    - рассматривание красочных иллюстраций, книг, чтение потешек;

    - инсценировка произведения с образной игрушкой, с фигурками настольного пальчикового театра, фланелеграфа;

    - игры - драматизации по сказкам с атрибутами (отдельные эпизоды,  игры - забавы с заводными игрушками, словесные игры – диалоги;  

    - разучивание потешек, прибауток;  

    - прослушивание аудиозаписей (музыкальные сказки);  

    - просмотр видеофильмов.

    Материал и оборудование: меховые образные игрушки, плетень из прутьев, куклы нарядные, сорока с бантом, магнитофон с аудиозаписями музыкальных произведений, корзинка с элементами костюмов героев потешек, миска, тесто, поднос, баранки,  кубы из строительного материала, телефоны – игрушки, будильник.

    Форма проведения: совместная деятельность.

                                                        Ход досуга

    Дети под музыку (русская народная мелодия) входят в группу, где оформлен плетень, за ним расположены образные меховые игрушки – звери. На первом плане сорока с красивым бантом, на хвосте корзинка с красивыми костюмами для детей. На столе под полотенцем миска с тестом. Уголок книги оформлен по теме русский народный фольклор.

    Воспитатель:

    -Внимание, внимание!

    Сегодня к нам на радостную встречу

    Сбегутся все звери.

    Очевидно и для нас…

    Дети:

    -Наступил потехи час!

    Воспитатель:  

    -По всей земле, у вас, у нас

     -Везде настал потехи час.

    Голос Сороки:

    -Карр-карр-карр!

    Воспитатель (привлекает внимание  детей к сороке):

    - Любобытная сорока уже тут-как-тут!

     Ай, да Сорока! Ай, да Белобока!

     Везде успевает! А как нарядилась!

     Видно всё сделала: печку истопила...

    Дети (договаривают):

    - Кашу сварила, деток накормила!

    Воспитатель:

    -Но что это она принесла на хвосте? (корзинка с костюмами)

    Дети рассматривают, что в корзинке, высказывают свои предположения. Воспитатель раздаёт всем костюмы:

     -Это - Иванке, это - Ульянке, Лисичке - сестричке, Зайке -  попрыгайке, Мышонку, Котёнку, Котишке - Мурлышке, Зайке - хвастунишке!

    Сорока - Белобока решила посмотреть, как мы умеем веселиться. Сколько зверушек она пригласила к нам. Вот они сейчас сели под плетень. А как они умеют похваляться, мы с вами сейчас покажем!  

    Собирайся, детвора – начинается игра!

    Дети читают потешку «Тень. Тень, потетень», сопровождая слова текста соответствующими действиями:

    -Тень, тень, потетень,

    Выше города плетень.

    Сели звери под плетень,

    Похвалялися весь день.

    Воспитатель:

    -Похвалялася лиса:

    Ребёнок:

    - Всему свету я краса! (выходит девочка)

    Воспитатель:

    -Похвалялся зайка:

    Ребёнок:

    - Поди, догоняй-ка! (выходит мальчик)

    Воспитатель:

    -Похвалялся медведь:

    Ребёнок:

    - Могу песни я петь! (выходит мальчик)

    Воспитатель:

    -Похвалялись ежи:

    Все дети:

    - У нас шубы хороши! (говорят и показывают)

    Дети читают эту же потешку, но похваляются сами друг перед другом

    (с хлопками, выделяя голосом слово «дети»):

    - Тень, тень, потетень, сели дети под плетень.

    Похвалялися весь день!

    Воспитатель:

    -Как у наших у ворот петух зёрнышки клюёт,

    Дети:

    - На улице две курицы с петухом дерутся.

    Две девушки – красавицы смотрят и смеются.

    Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Нам не жалко петуха!

    1-я девочка:

    -Наша-то Наташа-то, совсем не то, что ваша-то!

    Ваша-то крикунья, а наша-то певунья

    Наша рукодельница, а ваша-то бездельница!

    2-я девочка:

    -А я умница – разумница!

    Про то знает вся улица:

    Петух да кошка, брат Ермошка,

    Да я сама немножко. Вот так!

    1-я девочка:

    -А ваш Ваня – простота, купил лошадь без хвоста.

    Сел задом наперёд и поехал в огород!

    Воспитатель:

    - А что вы скажете про Филата?

    Дети:

    - Наш Филат и каше рад! А ваш Федул, губы надул. Вот так!

    1-й ребёнок:

    -А ваш Федя-медя требуха! Съел корову и быка!

    И пятнадцать поросят, только хвостики висят!

    2-й ребёнок:

    -Ваш Антошка – картошка! Соломенная ножка!

     Сам с ноготок, голова с горшок. Вот так!

    3-й ребёнок:

    -Витя-митя карапуз, съел у бабушки арбуз!

    Бабушка ругается, а Витя отпирается.

    -Это, бабушка, не я. Это рыжая свинья!

    4-й ребёнок:

    -А ваш Толик – кролик, сел на столик и поехал на войну.

     Дрался, дрался, напугался и кричит: «Домой хочу».

    5-й ребёнок:

    -Зато Колька наш - храбрец!

    Убил комара, да как крикнет: «Ура! Наша взяла!»

    Воспитатель мирит детей. Говорит, какие они хорошие, да пригожие.

    - Ребятишки! Я прошу вас не сердиться, будем лучше мы мириться!

    Дети парами подходят друг к другу, подают руку, играют мизинчиками:

    -Мирись, мирись

    Да больше не дерись.

    А если будешь драться,

    Я буду кусаться (обнимаются).

    Воспитатель:

    - Девочки и мальчики! А ну-ка поскорей!

    Садитесь поудобнее, встречайте-ка гостей!

    А вот и гости! Иванка да Ульянка!

    Игра – диалог между мальчиками и девочками.

    Мальчик:

    -Ульянка, Ульянка где ты была?

     Девочка:

    -В новой деревне. Да!

    -Что видала?

    - Утку в юбке! Курицу в серёжках! Свинью в сапожках!

    Мальчик подаёт руку девочке. Они весело кружатся  под музыку и садятся. Все хлопают в ладоши.

    Воспитатель:

    - А вот мышонок бежит по полю, а навстречу ему Лис. Поприветствуем дружными аплодисментами Мышонка и Лисёнка.

    (Выбегают Мышонок и лисёнок в костюмах). Диалог.

    Лис:

    - Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?

    Мышонок:

    - Землю копал!

     -Для чего землю копал?

    -Норку делал.

    -А для чего тебе норка?

     -Чтобы от тебя, лис, спрятаться.

    Подвижная игра со всеми детьми «Хитрая лиса»

    Воспитатель:

    -Идёт котенька из кухни, у него глазки опухли. Анютка кота встречает.

    Анютка:

    - О чём котенька ты плачешь? О чём серый слёзки льёшь?

    Кот:

    - Как мне котеньке  не плакать? Как мне слёзки не лить?

    Больно мачеха строга, не даёт пирога!

    Анютка:

    - Не плачь, котенька – коток,  Котя - серенький лобок.

    Приди к нам ночевать, нашу деточку качать!

    Под звуки колыбельной имитируют укачивание младенца.

    Раздаётся звонок.

    Воспитатель:

    - У Анютки зазвонил телефон.

    Анютка:

    -Кто говорит?

    Воспитатель:

    -Слон. Аня, здравствуй! Ты ходила на базар, принесла домой товар?

    Анютка:

    -Да!

    Воспитатель:

    -Что родной матушке?

    Анютка:

    - Родной матушке платок, посерёдочке цветок.

     А братьям – соколам, по красивым сапогам.

     Сестрицам – лебедицам, по белым рукавицам.

    Воспитатель: - До свидания!

    Анютка:

    -Всего хорошего!

    Воспитатель:

    -А потом зайцу позвонил медведь. Да как начал, как начал реветь.

    Медведь (ребёнок):

    -Э-э-э-э-э

    Заяц (ребёнок):

    -Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?

    Медведь:

     -Заяц, заяц, чем ты занят?

    Заяц:

    -Кочерыжку разгрызаю!

    Медведь:

    -А чему ты заяц рад?

    Заяц:

    -Рад, что зубы не болят.

    Медведь:

    -Ну, будь здоров, не болей!

    Заяц:  

    -Спасибо!

    Воспитатель:

    - А вчера поутру, Котику - мурлышке позвонил Кенгуру.

    Кенгуру (ребёнок):

    - Котишко - мурлышко, серый лобишко, как поживаешь?

    Кот (ребёнок):

    -Хорошо!

    Кенгуру:

    -Что делаешь?

    Кот:

    -Везде хожу, гуляю, хвостиком виляю. Птичек ловлю, мышек давлю!

    Кенгуру:

    -Удачной тебе охоты!

    Кот:

    -Спасибо!

    Воспитатель говорит, дети договаривают:

    - А потом позвонили зайчатки, просили прислать им…(перчатки)

    - А потом позвонили мартышки, просили прислать им…(книжки)

    - И вот так целый день: динь-ди-лен! Динь-ди-лень! Звонили все, кому не лень.

    Сорока:

    -Карр - карр - карр!

    Воспитатель:

    -Раскаркалась Сорока – Белобока, понравилось ей у нас. Ребята, а Сорока-то, Белобока, печку истопила, тесто замесила, хотела для нас баранки испечь, да не успела, спешила к нам на праздник. Давайте все раскатаем тесто и сделаем бараночки, калачи, а Сорока-Белобока их испечёт.

    Ну что же,  беритесь все за дело. «Делу - время, потехе – час!»

    Дети моют руки, надевают фартуки, колпаки или косынки, делают баранки из теста. Сорока улетает печь калачи.

    Воспитатель:

    -Пока Сорока будет печь баранки, мы пригласим наших гостей (зверей) и спляшем (пляска).

    Воспитатель:

    - А вот Сорока-Белобока прилетела.  Какие румяные бараночки она принесла нам. Сорока угощает.

    Хоровое чтение потешки:

    - Ай, качи, качи, качи! Глянь, баранки, калачи.

    С пылу, с жару из печи. Все румяны, горячи!

    Налетели тут грачи – похватали калачи!

    Нам осталися ба-ра-ночки!

    Воспитатель:

    - Пришла пора прощаться, в лес Сороке возвращаться!

    Дети прощаются, моют руки и угощаются.

    Литература 

    1.Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Н. А. Ветлугиной. – 2-е изд., перераб.- М.: – Просвещение, 1985

    2.Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание. -2005 - №11

    3.Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Мозаика-Синтез.- 2011

    4.Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – Мозаика-синтез.- 2009

    5.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991 .-№9


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста и их родителей "Капустные вечорки"

    Работа с родителями. Фольклорно-экологический досуг для детей старшего дошкольного возраста "КАПУСТНЫЕ ВЕЧОРКИ". Сценарий досуга предполагает активное участие взрослых в играх, аттракционах и хоровода...

    Сценарий фольклорного развлечения "Ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста

    Сценарий фольклорного развлечения "Ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста...

    Сценарий фольклорного праздника"Коляда"(для детей старшего дошкольного возраста"

    Приобщение детей к русским обрядам  в зимнее время, учить петь колядки....

    «Русская ярмарка» (фольклорно - музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями)

    Сценарий фольклорного праздника с русским народными песнями, играми, плясками, хороводами, поговорками...

    ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «СВЯТКИ» для детей старшего дошкольного возраста

    Фольклорный праздник, который знакомит с традициями празднования Святок на Руси....

    Сценарий фольклорно-экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Зимушка-зима, мы ждем тебя!"

    Сценарий фольклорно-экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста в рамках проведения проекта "Зимушка-зима"...

    Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Тема: «Времена года»

    Коррекционно-образовательные цели: - развивать умение ориентироваться во временах года; - развивать  умения работать с мнемотаблицами;- развивать умение отвечать на вопросы полным...