Конспект фольклорного развлечения КУДЕСЫ для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Шенцова Наталия Михайловна

10 февраля – День Домового(Ефремов день)

Традиция отмечать День Домового 10 февраля появилась еще много веков назад. В языческие времена на Руси в этот день почитали бога Велеса, «подчиненным» которого считали домового. После принятия христианства на это время пришелся День памяти Ефрема Сирина, который отмечается православной церковью. Ефрем Сирин в своих трудах (а их между прочим более 1000) защищал семейные ценности, наставлял людей на путь истинный, много говорил о той большой роли, которую нравственность и духовность играют в семье и обществе. Также он писал, что в каждом доме присутствует незримая энергетическая сущность (тот самый домовой), который может стать добрым помощником семьи. Поэтому угождать ему надо обязательно.

Мы живем в России, многие интересные традиции забыты, предлагаем вспомнить очень интересную традицию русского народа, как почитание Домового.

Данный материал содержит полезные ссылки на хороводные игры, фонограммы песен для скачивания, историческую справку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudesy_na_sayt.docx934.15 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорное развлечение «КУДЕСЫ»

Для старшего дошкольного возраста

Историческая справка

10 февраля - Ефремов день

10 февраля в Древней Руси отмечали «именины домового» или «Ефремов день». Считалось, что в этот день домовой глумился на дворах. Принято было задабривать домового -хозяина избы: оставляли на загнетке горшок с кашей, обкладывали его углями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку». По поверью, ровно в полночь домовой выходит из печи и ужинает – с той поры он год бывает услужлив и смирен. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.

Автор сценария:

Воспитатели МБДОУ  детский  сад №151 г. Иркутска

Шенцова Наталия Михайловна

Лодочникова Татьяна Ильинична

Цель мероприятия: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям русского народа. Вспомнить забытый фольклорный праздник.

Оборудование к мероприятию: Фонограмма песен «Домовой», «Круговая пляска», «Без бабушки»; поднос с пирожками; музыкальные инструменты; клубочек с красной ниточкой;лавка дворовая  для оформления сцены,  костюмы изготовленные руками родителей детей; деревянные ложки; мячи малые цветные

Действующие лица:

Бабушка

Домовой

Котик (любимец бабушки0

Остальные дети.

Ссылки для скачивания:

 песни «Без бабушки»

http://agentstvo-prazdnik.com/

мелодия «Круговая пляска»

https://mp3iq.net/m/46242-tanec/26671818-krugovaya-plyasovaya/

Ссылка на материалы моих коллег

 «Фольклорные хороводные игры»,

которые я использую в работе:

https://vk.com/wall-104002661_9798

Ссылка для скачивания фонограммы песни

«Ой, блины мои блины»:

https://detskie-pesni.com/prazdniki/maslenica/493-oj-bliny-bliny-bliny.html

Для игры «Перебери крупу» 

рекомендую взять фасоль белую и красную, нуд, бобы крупные семечки подсолнечника;

Поднос для крупы и несколько стаканчиков,  украшенных, для сортировки крупы.

Ссылка для скачивания песни «Домовой»

 А. Пинегина,

сл. А.Усачева

https://mp3sort.biz/t.php?p=1614811

https://xn-----7kcbaluta2gfgsx1b.skysound7.com/

На фото: в роли бабушки Полина К. (6 лет) и в роли домового Андрей К. (7 лет)  

Ход мероприятия:

Звучит музыка «Круговая пляска», дети в ходят в зал , взявшись за руки.

Детей встречает бабушка.

Бабушка: Ой, кто же в гости ко мне пожаловал?! Здравствуйте, мои внучатки, малые ребятки!

Дети: Здравствуй наша бабушка!

1-ый ребенок: Бабушка родная, милая моя

                         Больше всех на свете я люблю тебя!

2-ой ребенок: По твоим морщинкам проведу рукой,

                         В целом свете нету бабушки такой!

3-ий ребенок: Никогда небуду огорчать тебя,

                         Только будь зворовой, бабушка моя!  

                                                                       М.Сидорова

Дети исполняют песню «Без бабушки не испечь оладушки» (Л.Квитко, А.Хайт и А. Левенбук)

Бабушка: Вот сейчас клубок смотаем, да забаву начинаем!

Хороводная игра «Клубок»

(Дети встают, берутся за руки и за Бабушкой идут по кругу, повторяя слова и заматывая «клубок»)

Я по горенке иду,

Клубок ниточек несу.

Клубок маленький,

Нитки аленьки,

Клубок катится,

Нитка тянется.

Я за ниточку взялась,

Тонка низка порвалась!

На фото: воспитатель Шенцова Н.М. и дети  в игре «Клубок»

(После игры дети садятся на стульчики)

РАЗДАЕТСЯ ШУМ, СТУК, ВОЙ…

Бабушка:    Ой, это что же там делатца (простонародное)? Никак             барабашка стучит,

ох и сердится хозяин дома – Домовой!

ПОЯВЛЯЕТСЯ САМ ДОМОВОЙ

Домовой:  Я дед Домовой, громко топну я ногой!

   Засвищуууу, застучуууу, все вокруг расколочуууу!

Бабушка: Что ты, что ты, Домовой, мы хотим дружить с тобой!     Кудеса, кудеса, чудеса, чудеса!

                 В этот день Домовой завсегда бывает злоооой!

Домовой: Делаю, что захочу, вот посуда -расколочуууу!

Бабушка: Как я буду без посуды, без нее мне будет худо?!

Домовой: К загадкам моим ответ ты найдешь, тогда   хозяйство свое  и спасешь.

Бабушка: (детям) Помогите мне, внучатки, отгадать его загадки!

Домовой: загадка первая -из горячего колодца, через нос водица льется! (Чайник)

Дети предлагают варианцы ответов

Домовой: А вот загадка посложнее – в похлебке искупалась, -голодною осталась (Ложка)

 Это что за паренек в золотой рубашке, разливает кипяток в голубые чашки. Разливает кипяток -приглашает на чаек!? (Самовар)

А вот эту надо подумать….готовы? В земле я родился, в огне закалился? (горшок из глины)

Ах, угодили старику, умаялся я отдохну.

 Ребенок: Мы возьмем желанные

                 Ложки деревянные

                 И сыграем мы сейчас

                  Пляску русскую для вас!

Звучит русская  плясовая мелодия «Ой, блины, блины, вы блиночки мои»

(Дети играют на русских народных инструментах, в сопровождении фонограммы)

Домовой:  Буду нынче безобразить, буду нынче я проказить!

Перемешаю я муку, и горох, и крупу!

Бабушка: Это, друг мой пустяки, ты хоть все переверни, мы порядок наведем и крупу переберем!

Домовой рассыпает на поднос крупу, дети сортируют круппу по стаканчикам

 

Игра «Перебери крупу»

Бабушка: Милый мой Домовой, не серчай. Постой! Про тея споем мы песню.

Домовой, послушай, приготовь-ка уши!

Песня «Домовой»

Домовой: Ну и песня! Хороша! УУУУ, да АААА!

А теперь хочу играть! (капризничает домовой)

Приглаглашаю всех в круг встать!

Домовой в центре круга выполняет движения, с окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения , которые им показывает Домовой.

Дети: 

ДедушкаДомовой,

Мы хотим играть с тобой!

Ты на месте повернись,

Вправо-влево наклонись, приседай и вставай,

Да и нам запданье дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать-покажи!

Бабушка: Домовой с нами играл,

Но наверно, устал…

Домовой посиди, на ребянок посмотри!

А мы тебя повеселим  и быть может, рассмешим!

Две девочки: На улице две курице с петухом дерутся. Две девицы-красавицы смотрят и смеются: «Хи-хи-хи! Ха-Ха-Ха! Как нам жалко петуха! (русская нар. потешка)

Ребенок: Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку.Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног…. Под корнями старой ели размышлял медведь полдня: «Что-то зайцы осмелели…нападают на меня!»

ВДРУГ РАЗДАЕТСЯ «МЯУ!»…..мяу, мяу

Выходит котик и ластится, Домовой гладит кота.

 На фото : в роли котика Роман К. 6 лет

Домовой: Как у нашего кота шубка очень хороша. Как у котика усы удивидельной красы. Глазы смелые, зубки белые. (русская народная потешка)

Кот: Котик ваш муку носил, тесто густо замесил. На доске его катал, сладким соком поливал.Вот и вышел пирожок, подрумяненный бочок.

Бабушка: (выносит поднос с пирожками) Домовой, не стесняйся, пирожками угощайся!

Домовой: Ой, спасибо, ублажили, пирогами угостили.Буду в доме вашем жить, буду дом ваш сторожить! Буду дом оберегать, Счастье буду привечать!

Бабушка угощает детей пирожками и приглашает к чаю.

Дети покидают музыкальный зал под музыку «Домовой».

Будем рады, если сценарий пригодится в работе с детьми!!! :)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного развлечения "Ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий фольклорного развлечения "Ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект тематического развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями празднования Нового года в различных странах

Данный материал позволит познакомить детей старшей и подготовительной групп с традициями празднования Нового года в различных странах...

Конспект тематического развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями празднования Нового года в различных странах

Способствовать созданию условий для ознакомлению детей с празднованием Нового года в разных странах и Дед Морозами разных национальностей....

Конспект тематического развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями празднования Нового года в различных странах

Конспект тематического развлечения по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями празднования Нового года в различных странах. Возрастная группа дошкольников: старший дошкольны...

Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка» для детей старшего дошкольного возраста.

Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой  жизненный опыт и знания. Обращение к фольклору сегодня имет глубокий социальный смысл смысл, являясь средством воспитания ...