Литературный досуг "Встреча с любимыми героями"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Будина Елена Николаевна

Литературный досуг по произведениям К. И. Чуковского

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy_2010_g.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Встреча с любимыми героями»

(Литературный досуг по произведениям К. И. Чуковского

в подготовительной к школе группе)

Цель мероприятия:

Расширять кругозор детей, обогащать их жизненный опыт; знакомить с творчеством детского писателя К. И. Чуковского.

Учить детей понимать смысл литературного произведения, поддерживать интерес к художественному слову.

Развивать артистические способности, формировать воссоздающее воображение.

Подарить детям, их родным и близким, пришедшим на праздник, радость от встречи с любимыми героями, общения друг с другом, совместного творчества.

Оборудование:

  • портрет и выставка книг К. И. Чуковского
  • костюмы детей: мышка Мауси, Айболит, Бармалей, Кот Учёный, Кошка Катауси, мышка Маришка
  • игрушки детёнышей животных жарких стран (на всех детей)
  • телеграмма из Африки; карточки с цифрами от 1 до 10
  • подушка Бармалея (к одному из уголков пришита длинная леска), больной зуб Бармалея (из картона)
  • чемоданчик Айболита
  • выставка иллюстраций к произведениям Чуковского
  • музыкальные инструменты: колокольчик, ксилофон, деревянные палочки, металлофон, музыкальный треугольник
  • аудиокассеты с записями детских песен «Ладушки», «Песни кота Матвея и его друзей»

Предварительная работа:

  1. Чтение стихов и сказок К. И. Чуковского: «Мойдодыр», «Чудо - дерево», «Краденое солнце», «Крокодил», «Айболит», «Бармалей», «Радость» и т. д.
  2. Разучивание с детьми стихотворений К. И. Чуковского.
  3. Инсценировка стихотворения «Котауси и Мауси».
  4. Экскурсия в библиотеку.
  5. Разучивание песен: «Сказки гуляют по свету» (сл. М. Пляцковского, муз. З. Роот), «Чудо - книжки» (сл. Ю. Полухина, муз. Е. Филлиповой), Подготовка танца «Цветочная полька» (Муз. и сл. В. Шестаковой) и аэробики «Играем со зверятами».
  6. Подготовка иллюстраций к произведениям Чуковского (совместное творчество взрослых и детей).

Ход досуга.

Под музыку дети входят в зал и исполняют песню «Чудо - книжки».

Выходит Кот Учёный. Открывает книжку и читает.

Кот:       Жил да был крокодил.

Он по улице ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил:

-Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

Кот:        Ребята, а вы догадались, кто написал эту книжку?

Дети:      Корней Иванович Чуковский.

Кот:         Вот только не припомню, из какой сказки этот крокодил: из «Краденого солнца» или из «Мойдодыра»?

Дети:      Это стихи из сказки «Крокодил».

Появляется Мышка Маришка. У неё забинтована голова.

Мышка: Ох, ох! Привет, котик. Угадай, какая книжка лучше – толстая или тонкая?

Кот:         Интересная.

Мышка: А вот и не угадал! Толстая лучше: ею драться удобнее, ударить можно побольнее. Ох, ох!

Кот:         Эх, ты, Маришка! Книжки нужно беречь. Вот у меня книжка. Ей уже 20 лет. Она мне от моего дедушки досталась, а всё как новая. Своим котятам оставлю её почитать, уж больно она интересная. Маришка, а почему у тебя голова забинтована?

Мышка: Это мышка Мауси меня книжкой стукнула. Я её немного подразнила, а она вдруг бау-бау! Не Мауси, а бяка – забияка какая-то. Ох, ох, голова болит…

Кот:         Дразниться нехорошо, а драться - тем более! Маришка, я знаю одного доктора, который всем зверятам помогает. Это доктор…

Дети:      Айболит.

Кот:         Он и тебе поможет. А найти мы его можем в сказке, которую написал К. И. Чуковский. Уважаемые Елена Николаевна и Наталья Васильевна, расскажите нам, пожалуйста, о моём любимом писателе К. И. Чуковском и пригласите сюда, пожалуйста, доброго доктора Айболита: надо нашу Маришку полечить.

Мышка: А  у меня головка уже не болит!

Ведущий: Уважаемый Кот Учёный, мы всегда рады поговорить о самом любимом детском писателе – Корнее Ивановиче Чуковском. Его стихи приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки не представляют своего детства без сказочных героев Чуковского. А вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу писатель Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Ведущий: Действительно, трудно представить, что когда-то этих «самых главных книг» не было. Дети, а вы любите сказки К. И. Чуковского?

Дети:      Да.

Ведущий: За что же они вами любимы?

Дети:      Они добрые, забавные, смешные, интересные, весёлые.

Ведущий: А ещё все они очень поучительные. После каждого знакомства со сказкой вы начинаете понимать, что есть добро, а что зло. И стараетесь походить на добрых и смелых персонажей.

Ведущий: Но секрет успеха произведений Чуковского не только в героях и их приключениях, но и в том, как они написаны. Вот послушайте внимательно эти строчки из известной вам сказки:

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком.

Правда, похоже на то, что слова как бы бегут по лестнице, перепрыгивая друг через друга? Такие строки легко запоминаются на всю жизнь!

Ведущий: В весёлых стихах Корнея Ивановича Чуковского встречаются непонятные, но забавные словечки. Только настоящие знатоки могут угадать, из каких стихов и сказок эти смешные строчки и слова.

Ведущий: Готовы? Начинаем играть. Угадайте, откуда эти строчки?

«Таталата, маталата,»-

Ничего не разобрать!

Дети:     Это строчки из стихотворения «Слониха читает».

Ребёнок читает стихотворение.

Ведущий: Молодец! А вот угадайте-ка, откуда эти строчки?

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Дети:     Это строчки из стихотворения «Свинки».

            Ребёнок читает стихотворение.

Ведущий: А что это за непонятные, заковыристые слова-словечки: Мауси, хвостауси, котауси, глазауси, зубауси?

Дети:     Эти слова из стихотворения К. И. Чуковского «Котауси и Мауси».

Инсценировка стихотворения «Котауси и Мауси».

Подвижная игра «Кошки - Мышки».

Ведущий: А знаете ли вы, что сказки К. И. писал не всегда, они родились у него случайно. Первым появился «Крокодил». У К. И. заболел сын. Он вёз его домой в ночном поезде и, чтобы хоть как-нибудь облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колёс стал рассказывать:

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил.

По-турецки говорил,-

Крокодил, Крокодил Крокодилович…

Ведущий: А знаменитый «Мойдодыр» появился, когда однажды, работая в своём кабинете, писатель услышал, как ревёт в три ручья его маленькая дочка, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам! Стыд и срам!

Ведущий: Ребята, нам принесли телеграмму. Сейчас я вам её прочитаю.

Приезжайте, дети,

В Африку скорей,

Полюбит, дети,

Наших малышей.

Поиграйте с ними:

Надо поиграть,

И тогда не станут

Малыши скучать.

Подпись неразборчивая, непонятная. Но здесь ещё вложены карточки с буквами. Наверное, из них можно составить слово и узнать, кто прислал нам эту телеграмму! С обратной стороны карточек проставлены цифры. Ребята, кто из вас догадался, как сложить слово из этих букв и сможет это сделать?

Дети раскладывают карточки на полу вниз буквами и цифрами, от одного до десяти наверх. Затем переворачивают карточки и читают слово «гиппопотам».

Ведущий: Ребята, вас в гости приглашает Гиппопотам. Сам Гиппопотам! Но прогулка эта очень опасна:

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

Дети:     В Африку! В Африку!

Ведущий:                        

          В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы.

Будут вас кусать,

Бить и обижать,-

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Дети:      В Африку! В Африку!

Дети протягивают руки к родителям, моля  отпустить их в путешествие. Родители грозят детям пальцем.

Взрослые:                              

 «Африка ужасна,

Да-да-да!

Африка опасна,

Да-да-да!

Не ходите в Африку,

Дети, никогда!»

Дети(шёпотом): В Африку! В Африку!

Ведущий:                               

Но папочка и мамочка

Уснули вечерком,

А Танечка и Ванечка

В Африку бегом,-

В Африку!

В Африку!

Да ни одни, а со своими друзьями.

Родители делают вид, что засыпают. Дети, пригнувшись, идут по кругу, приговаривая:

В Африку, в Африку, в Африку – бегом!

В Африку, в Африку, в Африку – тайком!

Дети отворачиваются от родителей, приседают, опускают головы, закрывают их руками и замирают – прячутся.

Ведущий: Мамы и папы, проснитесь!

Взрослые: А где же наши детки?

Ведущий: Вы сможете увидеть их в «волшебные бинокли». А сделать их можно так:

Родители под руководством ведущего делают «бинокли» и снова спрашивают: «А где же наши детки?» Трое детей по очереди встают поворачиваются к гостям и читают стихи.

1 ребёнок:

Вдоль по Африке гуляют,

Фиги-финики срывают,-

Ну и Африка!

Вот так Африка!

2 ребёнок:

Оседлали носорога,

Покаталися немного,-

Ну и Африка!

Вот так Африка!

3 ребёнок:

Со слонами на ходу

Поиграли в чехарду,-

Все дети:

Ну и Африка!

Вот так Африка!

Аэробика с игрушечными зверятами.

Появляется Бармалей. У него в руках подушка. Кладёт её в уголок (ближний к выходу).

Бармалей:

Я кровожадный,

Я беспощадный,

Я злой разбойник Бармалей.

И мне не надо

Ни мармелада,

Ни шоколада,

А только маленьких

(Да, очень маленьких!)

Детей!

Сейчас я буду вас ловить! Я очень голоден!

Ведущий: Нет, нет, нет! Лучше мы тебя угостим, накормим.

Дети угощают Бармалея конфетами. Он ест, разбрасывает фантики и пачкает лицо.

Ведущий: Подними бумажки, Бармалей.

Бармалей: Вот ещё!

Ведущий: Смотри, как бы от тебя такого грязнули, подушка не убежала.

Бармалей: Вот ещё!

Подушка начинает двигаться к выходу. Бармалей пытается поймать подушку, падает, встаёт, опять ловит и опять падает.

Бармалей: Как это? Что это?

Ведущий: Знакомый случай. Ребята, вы можете рассказать бармалею, что бывает с грязнулями?

Ребёнок читает отрывок из стихотворения «Мойдодыр».

Бармалей: Какая страшная история! Надо поскорее стереть грязь и прибраться!

Платком вытирает. Убирает бумажки.

Бармалей: Если ваших ребят нельзя съесть, разрешите нам хоть потанцевать.

Ведущий: Ребята! Кто Бармалея не боится? Выходите! Мы научим его танцевать «Польку».

Танец «Цветочная полька».

Бармалей: Вы меня развеселили, молодцы! Только … ой, ой, ой! У меня от сладкого зуб заболел. О-о-о! Кто – же мне поможет? (завязывает платок)

Дети:      Доктор Айболит!

Появляется Айболит.

Айболит: Здравствуйте! Я слышал кто-то стонет. Наверное кто-то заболел.

Бармалей: Вылечи скорее мой зуб или тебе будет плохо!

Айболит: Ни за что! Надо попросить вежливо!

Бармалей: А я ни одного вежливого слова не знаю.

Айболит: Не беда, ребята тебя научат, а наши гости им помогут, запоминай!

Дети и взрослые: Спасибо, пожалуйста, будьте любезны, извините, простите, добрый день, благодарю Вас…

Бармалей повторяет за ними вежливые слова и последним произносит «пожалуйста». Доктор достаёт щипцы и вырывает Бармалею больной зуб. Бармалей охает.

Ведущий: Дети, научите, пожалуйста, Бармалея, как нада беречь своё здоровье.

1 ребёнок:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам!

Стыд и срам!

2 ребёнок:

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

3 ребёнок:

Давайте же мыться плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,-

И в ванне, и в бане,

Все:

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Бармалей: Побегу скорее зубы чистить. Айболит, большое спасибо тебе за помощь!

Айболит: Все здоровы?

Дети:      Да!

Айболит: Как хорошо, когда никто не болеет.

Ведущий: Спасибо Айболиту, спасибо всем, кто к нам пришёл! Ребята, пора нам со сказкой прощаться.

На одной ножке покрутись

И домой ты возвратись.

Какой весёлый, радостный праздник у нас получился! А что такое радость?

Динамическая пауза «Радость».

Ведущий: Трудно представить жизнь Чуковского без детей, а нам без его книг. Корнея Ивановича называли «Детским праздником». Он, как никто другой, знал, что детям необходимы радость, веселье, смех, и умел дарить их с великой щедростью.

Песня «Сказки гуляют по свету».

Ведущий: Дети, читайте произведения Корнея Ивановича Чуковского, они принесут вам огромную радость, и вы их непременно полюбите! А взрослым хотелось бы пожелать:

Не бойся сказки. Бойся лжи.

А сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –

На свете правды больше станет.

Литература:

Белоусова Л. Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.

К. Чуковский «Айболит, Мойдодыр и другие сказки». – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2000.

К. Чуковский.  «Чудо – дерево». – М.: «Детская литература», 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Новогоднего утренника для младших дошкольников с участием их любимого героя Лунтика "Удивительные оживления игрушек у Новогодней ёлки"

Дети под музыку входят в зал стайкой вместе с Ведущей. Ведущий говорит поздравления, пожелания….     «… итак начинаем наш Новогодний утренник»Вводная часть 1.С новым Годом по...

Презентация к литературной викторине "По следам героев сказок"

Данная презентация составлена к литературной викторине: "По следам героев сказок", которая может быть организована в форме досуга для детей дошкольного возраста совместно с родителями....

Литературная викторина на тему: «Герои любимых мордовских сказок» (для детей старшего дошкольного возраста)

Литературная викторина проводится на материале мордовских сказок и призвана пробудить интерес дошкольников к изучению устного народного творчества родного края....

Литературно - музыкальный досуг «Любимые герои книг»

Литературно - музыкальный досуг  «Любимые герои книг». Для детей подготовительных групп....

Конспект НОД "Любимые герои любимых произведений"

Конспект мероприятия с детьми средней группы по ознакомлению с русскими народными сказками....

Конкурс «75-Великой Победе!» Номинация конкурса: Литературное творчество «Гордимся славою героев» Эссе «Жизнь и подвиг участников Великой Отечественной войны»

Наступил 1941 год,  в маленьком селе Микулино Татарской АССР жила большая, трудолюбивая и очень дружная семья. Мой дедушка Бондаренко Николай Никифорович 1911 года рождения, моя бабушка Бондаренк...

Литературно-правовой час "Сказочные герои и их права"

Литературно-правовой час для детей подготовительной группы на тему : "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста через литературные произведения"....