ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
статья

Мельникова Вера Николаевна

Целью статьи является рассмотрение теоретических основ синкретического воспитания детей, результат которого направлен на формирование духовного и физического совершенства личности. Большое значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов, призванных осуществлять процесс синкретического воспитания детей, распространять высокохудожественные образцы музыкального искусства, прививать детям интерес и любовь к музыке, которая способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает оздоровительный и воспитательный эффект.

Одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства в синкретическом воспитании является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Фоновая музыка может влиять на процесс учебы, запоминание и вспоминание, на производительность во время решения контрольных задач и на внимание в задачах когнитивного наблюдения. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия: она создает благоприятный эмоциональный фон, способствует устранению нервного напряжения; развивает воображение, повышает творческую активность; активизирует мыслительную деятельность, улучшает качество усвоения знаний;

Как цитировать статью: Лабинцева Л. П. Потенциал музыкального искусства в воспитании детей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С. 32-43.

предупреждает усталость, утомляемость. Предложены такие методы и формы влияния музыки на здоровье детей:

— во внеурочной деятельности — содружество любителей музыки; фольклорное объединение; хоровая студия; оркестр шумовых инструментов;

— на учебных занятиях — использование фоновой музыки (при изложении нового материала); физкультминутки; флэшмоб; пение правил, предложений на уроках гуманитарного цикла; создание личных альбомов детей (музыка здоровья, музыка настроения, музыка интеллекта); создание синкретической комнаты (цветомузыка, музыкальные подборки с определенным воздействием музыки на организм, настроение, интеллект, общение, релаксацию).

Расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведут к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой синкретического воспитания детей.

Ключевые слова: музыка, синкретическое воспитание, здоровье детей, калокагатия, методы, формы, фоновая музыка.

Актуальным вопросом системы образования и воспитания становится обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей. На сегодняшний день в стране приняты государственные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни; создана сеть центров здоровья, функционируют разнообразные спортивные клубы, но значительных положительных сдвигов в улучшении физического, духовного, психического, социального здоровья детей не происходит. На фоне этих проблем в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей.

Системный анализ философской, социально-педагогической, психологической, медицинской, валеологической литературы доказывает, что сегодня продолжается новый этап в научном исследовании феномена здоровья. Проблема здоровья активно разрабатывалась известными философами, культурологами, психологами, педагогами: В. П. Казначеевым, В. И. Климовой, В. А. Скуминым, В. Ф. Фроловым, Т. Т. Ротерс, В. Л. Леви и др.

Весомым фактором улучшения психического состояния и физического здоровья детей является широкое использование в процессе воспитания средств музыкального искусства. Развитие слуховой чувствительности способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает оздоровительный и воспитательный эффект.

В исследованиях Н. А. Фудина, О. П. Тараканова, С. Я. Классик дока-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зано положительное влияние музыки на повышение тонуса головного мозга в состоянии стресса, . Исследования И. В. Темкина показывают изменения вегетативных реакций организма в зависимости от характера музыки. Н. Н. Захарова, В. М. Авдеева указывают на функциональные изменения в центральной нервной системе при восприятии музыки, а В. А. Бианки и П. А. Шарапова отмечают усиление эмоционального возбуждения, внимания, увеличение работоспособности.

Однако большинство диссертационных работ и научных трудов сосредоточено на решении тех или иных аспектов проблемы, что не оказывает должного влияния на реализацию воспитательных задач, всех компонентов многоуровневой системы воспитания школьников. Учитывая вышесказанное, мы предлагаем разработать пути синкретического воспитания детей, результатом которого мы видим личность, которая сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту, интеллект, интеллигентность и физическое совершенство.

В связи с этим целью статьи является рассмотрение теоретических основ синкретического воспитания детей.

Раскроем значение понятия «синкретическое воспитание». Непосредственно «синкретический — от греч. 8упкгеЙ8шо8 — соединение, объединение». Среди многочисленных определений в философии, лингвистике, религии, психологии мы за основу взяли искусствоведческое объяснение этого понятия, а именно: синкретизм — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов; означает согласованность и единство. В данном случае речь идет о влиянии музыки на здоровье человека, в частности детей.

В нашем понимании синкретическое воспитание детей способствует созданию наиболее эффективных условий для их физического развития, осознанию средств и методов влияния музыки на здоровье учащейся молодежи.

Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся. Вопрос о коррекции здоровья детей очень актуален. Ребенок не может состояться как личность, если он нездоров — в связи с этим возникают проблемы социальной адаптации. Не секрет, что мы создаем новое, генетически нездоровое поколение, чему способствует влияние техногенных факторов, век скоростей, перенасыщение информацией, компьютеризация. Из создавшейся ситуации возможно найти выход — это использование здоровьесберегающих му-

зыкальных технологий или, проще говоря, — воздействовать музыкой на физическое, интеллектуальное и духовное развитие детей. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

Феномен музыкального воздействия ученые (И. В. Тарханов, Л. П. Новицкая, Н. Н. Захарова) объясняют таким образом: «Организм человека — это система вибрирующая. А музыка — это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем. Любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать процесс десинхронизации, что приводит к болезни, а может и наоборот — гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье» [4; 8].

Например, музыка с ритмом 60 ударов в минуту — как медитация — замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения.

Еще в древности выделяли три направления влияния музыки на человека: на духовную сущность человека; на его интеллект; на его физическое совершенство.

Здесь уместно будет вспомнить термин калокагати'я (др.-греч.— «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Слово возникло в повседневном языке, но использовалось как термин в философии Платона и Аристотеля. Платон считал, что ритмы и лады музыки, достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая ее «сообразной им самим», и музыка выступает главным способом воспитания гармоничной личности [5, с. 129]. Аристотель утверждал, что поскольку музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, что она должна быть включена

в число предметов воспитания молодежи [1]. То есть идеал калокагатии повлиял на создание идеала гармонично развитой личности.

Всем известно, что Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Пифагорейцы проводили занятия математики под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Это указывает на то, что музыка обладает не только воспитательной ролью и оздоровительным эффектом, но и играет очень важную роль в развитии мыслительной деятельности.

Заметим, что в культуре древних цивилизаций музыка представлялась как модель мира, способствующая познанию его законов, и как сильнейшее магическое средство воздействия на природу и на человека. Подобный подход определен нами как синкретизм «науки — религии — искусства», который затем с некоторыми модификациями был перенесен в средневековую культуру с перевесом в сторону религии.

Эпоха Возрождения изменила принципы синкретичности Средневековья. И огромное значение в этом прогрессивном процессе имеет искусство Италии, прежде всего открытие Дж. Царлино (XVI в.), который в «Установлениях гармонии» представил новую тональную систему с двумя основными наклонностями — мажором и минором. Мажор и минор обобщили исторически предшествующие им лады (лидийский, дорийский, миксолидийский и др.), но одновременно стали воплощением принципиально новой организации строя, которая воплощала изменения, происходившие в самом диссонантном человеческом мировосприятии. В отличие от средневековых эстетов Дж. Царлино считал, что мир полон гармонии и объективная гармония мира сопряжена с гармонией человеческой души [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно Дж. Царлино дал первую теорию трезвучий, назвав их «гармониями». Впоследствии трезвучия обозначались как триада. Тринитарная парадигма, имеющая предпосылки в религии, искусстве и науке, рассматривается как транскультуральный феномен эволюции мышления и самосознания личности человека. Напомним, что еще в XVII в. И. Липпиус и А. Веркмейстер считали, что гармоничное трезвучие символизирует святую троицу [6]. Таким образом, на наш взгляд, уже в эпоху Ренессанса сформировались зачатки тринитарной гармонии личности.

Синкретическое воспитание может рассматриваться и как транскультуральный феномен эволюции мышления и самосознания человека. Гармонический анализ тринитарности или триединства выступает как

универсальный эвристический метод познания в науке и искусстве [2].

Заметим, что идея троичности божеств — один из самых устойчивых и распространенных мотивов мифологии и религии. Троица (триада) выступает и как базис синкретического философского конструирования в пифагореизме, платонизме и неоплатонизме: закон Пифагора о всеобщей троичности; учение Платона «о трех царях всего»; триада «начальных ипостасей» у Плотина и Порфирия отражают период интуитивно-синкретического познания принципа гармоничного триединства [10].

Первичный синкретизм науки — религии — искусства окончательно преломляется в эпоху Просвещения и постепенно трансформируется в антагонизм, который в XIX в. обеспечивает независимость искусства и науки от религии и их самоопределение в культуре индустриального общества ХХ века. Затем наступает этап синтеза (период эклектизма), который, как полагают И. Мирошник и Е. Гаврилов, в идеале постиндустриальной персоналистической культуры переходит к синергизму науки — религии — искусства. Но когда мы говорим о синергии науки — религии — искусства (греч. synergism — совместное действие), то имеем в виду, что эти три компонента духовной деятельности человека взаимодополняют действие друг друга, повышая личность до уровня гармоничной троичности. Подобный подход может быть определен как синкретизм «науки — религии — искусства» [6].

Важным для аргументирования концептуальных основ синкретического воспитания детей мы считаем определение синкретизма А. Веселовским: «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова» [3, с. 155]. Музыка и движение — это средства, которые благотворно действуют на здоровье детей, выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Неслучайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Влияние музыки на физическое состояние детей еще в начале XX в. изучает отечественная психоневрология. Физиологические и психологические исследования А. Бине, И. М. Догеля, Н. Л. Нагибиной, А. В. Масленниковой подтвердили зависимость сердечных сокращений, темпа и активности дыхания, артериального давления, кожно-гальва-

нического рефлекса от воздействия определенной музыки и ее параметров: темпа, громкости, тональности, ритмического строения, тембров и общего характера музыки [7; 14]. Кроме того, темп стимулирует сокращение артерий, влияет на работу мышц. Научно доказано, что музыка, воздействуя на человека, влияет даже на его внешний вид.

В зарубежных исследованиях данной проблематики интерес представляют работы Джин Хьюстон (Jean Houston), Дона Кента (Dawn Kent), Френсис Раушер (Francis Rauscher), Говарда Гарднера (Howard Gardner). По мнению Дж. Хьюстон: «Музыка возбуждает молекулярную систему человека. Делает это она с помощью своей волны на длинных частотах. Когда музыка резонирует с ритмами человеческого тела, это сильно влияет на скорость нашего восприятия, способность к учебе. Большая часть классической музыки совпадает с ритмами нашего тела» [12, с. 112].

«Музыка оказывает заметное физиологическое воздействие на многие биологические процессы,— сказано в исследовании Д. Кента.— Она уменьшает последствия усталости, меняет пульс и выравнивает дыхание, давление плюс оказывает психогальванический эффект» [13, с. 15].

В концепции Г. Гарднера говорится о том, что музыкальный интеллект одновременно влияет на развитие эмоциональной и духовной сфер ребенка [11, с. 277-344].

Американская исследовательница Ф. Раушер провела исследования влияния музыки В. Моцарта на интеллект. После десятиминутного прослушивания тесты показали повышение «коэффициента интеллектуальности» у студентов в среднем на 8-9 единиц. Интересно, что музыка Моцарта повышала умственные способности даже у тех, кто не любит музыку Моцарта. Этот феномен назвали «эффектом Моцарта» [15, с. 835-841].

Исходя из представленного теоретического анализа феномена музыкального воздействия на организм человека, выделим специфику синкретического воспитания детей в деятельности современных образовательных учреждений. На наш взгляд, большое значение приобретает подготовка квалифицированных специалистов, призванных осуществлять процесс синкретического воспитания детей, распространять высокохудожественные образцы музыкального искусства, прививать детям интерес и любовь к музыке, которая способствует пробуждению здоровых механизмов защиты организма и дает оздоровительный и воспитательный эффект. Одна из возможностей, которая может быть

использована для достижения этой цели,— общение с детьми во внеурочной деятельности, музыкальных кружках: содружество любителей музыки, фольклорное объединение, хоровая студия, оркестр шумовых инструментов.

Содружество любителей музыки — развитие у детей интереса и любви к музыке, различным ее формам (при этом важно акцентировать внимание детей на позитивных аспектах этого воздействия, направляя их выбор в полезную для здоровья сторону).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фольклорное объединение помогает ребенку найти гармоничный выход из самого возбужденного состояния (использование бесед о здоровом образе жизни; пение народных песен помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение).

Хоровая студия — коллективный вид деятельности, осознание пользы пения для здоровья (систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их; своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу).

Оркестр шумовых инструментов — беседы о том, как различные звуковые частоты и шумы воздействуют на организм человека (описание звуков леса, ветра, дождя; прислушаться к этим звукам во время прогулок и затем рассказать о них).

С нашей точки зрения, независимо от того, будут ли в будущем ученики профессиональными музыкантами, музыкальное искусство должно стать неотъемлемой частью их жизни. Реализация поставленных задач будет полноценной, если учитель понимает значение музыки для развития человеческой индивидуальности, рассматривает музыкальные занятия как средство формирования здорового образа жизни.

В нашем понимании синкретическое воспитание детей опирается на принципы фасцинации, синкретичности, творческой направленности. Принцип фасцинации (от англ. fascination - очарование) способствует формированию позитивного отношения ребенка к окружающей действительности, к предмету, которым ему приходится заниматься, к самому педагогу, к сверстникам, к себе. Принцип синкретичности (от греч. synkretismos - соединение, объединение) отражает истоки единства в выборе средств и методов воздействия на ребенка, в частности взаимодействие музыки и движений как основы его физического развития

и здоровья. В процессе реализации принципа творческой направленности ребенок самостоятельно создает новые движения, основанные на использовании своего двигательного опыта, или подбирает музыку в соответствии со своим настроением и т.д.

Еще одним из вариантов использования потенциала музыкального искусства в синкретическом воспитании является фоновая музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях. Фоновая музыка может влиять на процесс учебы, запоминание материала, на производительность во время решения контрольных задач и на внимание в задачах когнитивного наблюдения.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка и помогает решать задачи синкретического воспитания, а именно:

— создает благоприятный эмоциональный фон, способствует устранению нервного напряжения;

— развивает воображение в процессе творческой деятельности, повышает творческую активность;

— активизирует мыслительную деятельность, повышает качество усвоения знаний;

— переключает внимание во время изучения трудного учебного материала, предупреждает усталость, утомляемость;

— выступает как психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки.

С нашей точки зрения, используя музыку в начальной школе на уроках развития речи, математики, труда, рисования, учитель должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. Так, на уроках математики с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания, звучание музыки является фоновым.

На основании вышеизложенного мы предлагаем использовать такие методы и формы влияния музыки на здоровье детей, как основы их синкретического воспитания:



КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-muzykalnogo-iskusstva-v-vospitanii-detey для детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                    Сценарий  осеннего праздника  для младшей группы

                                                    ОСЕННИЙ ДЕНЕК

  Действующие лица:  (взрослые) – Кошечка,  Гриб;

                                      ( дети)  -  Котята, Грибы.

Атрибуты: костюмы котят, грибов, бутафорская корзина, пеньки, деревья, тучи с листьями, шумовые инструменты, дети сидят на « бревнышках».

Ведущий ведет детей за руку.  Змейкой идут между деревьями, смотрят по сторонам.

Останавливаются.

ВЕДУЩИЙ:     Здравствуй лес, дремучий лес,

                           Полон сказок и чудес.

                           Ты о чем шумишь листвой

                           Ночью темной, грозовой?

                           Что нам шепчешь на заре

                           Весь в росе и серебре?

                           Кто в глуши твоей таится,

                           Что за зверь, какая птица?

                           Все открой, не утаи,

                           Ты же видишь мы свои.

ВЕДУЩИЙ:     Давайте послушаем осенний лес.

                                  Звучит музыка.

ВЕДУЩИЙ:      Что Вы услышали в лесу? (ответы детей).

ВЕДУЩИЙ:    Поздороваемся с лесом.

Дети:  Здравствуй, лес!

1 ребенок:  Вьется, петляет тропинка лесная,

2 ребенок:  Слышно как листик шуршит в тишине,

                    Тихо пройду по родной стороне.

3 ребенок:  Я постою у холодной реки,

                    И загляну я во все уголки.

4 ребенок:  Пусть мне расскажут звери и птицы,

                    Что же осенним деньком здесь творится.

Песня     «Дует ветер»

ВЕДУЩИЙ:  Ветрено-ветрено, вся земля проветрена,

                        Ветер листья с веток разогнал по свету:

                        Липовый, березовый, желтый лист и розовый.

             Помогайте ветру листочки с деревьев сбрасывать. ( дети дуют, листья падают)

 ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ.

   За дверью раздается «МЯУ», входит кошка.

 КОШЕЧКА:  Я серенькая кошечка, мягкие лапки, розовый ротик, чудесный голосок.

                        Моя хозяйка поставила тесто на пироги, а нас с котятами за грибами

                         В лес послала. Котята резвились на полянке, а теперь разбежались.

                         Я их ищу. Ау котятки- ребятки!

   КОТЯТА:     Мяу!  Вот мы!

 

   КОШКА:   Ах, вот вы где шалунишки!

   Ребенок – Котенок:  Не сердись на нас, а лучше послушай нашу песенку!

   ПЕСЕНКА КОТЯТ.

  КОШКА:    Хорошо поете, ну а грибов много нашли?

  Дети:           Не нашли ни одного.

  КОШКА:    Сидите смирно, а я пойду грибы поищу.

         Кошка поет песню «гриб», подходит к муравейнику, от туда выходит гриб.

  КОШКА:    Ой, ты кто?

  ГРИБ:          Я старичок-боровичок, по лесу хожу, лес сторожу, от шума от крика, от

                       от всякого лиха. А ты кто?

 КОШКА:      Я серенькая кошечка. Послала меня хозяйка в лес за грибами. Только я

                        Ничего не нашла. Помоги!

ГРИБ:             Ну это мы в миг исправим! А ну-ка грибы разные, серые, красные!

                                                                        Появитесь из-под пенёчков,

                                                                        Вылезайте из-под сучочков.

                                                                        Повернитесь восемь раз, да не бойтесь нас!

ТАНЕЦ «ГРИБЫ»

ГРИБ: Ай да грибы! Посмотрите, какие они замечательные!

КОШКА: А котятки у меня тоже хороши. Смотри, какие у них ушки, лапки, хвостики!

ТАНЕЦ КОТЯТ(слышны дождевые капли)

КОШКА: Разбегайтесь! Дождь промочит ваши пушистые спинки!

КОТЁНОК: Дождя совсем мы не боимся,

                     Поём, играем, веселимся!

ОРКЕСТР « ДОЖДИК»

КОШКА:    Какая большая лужа осталась после дождя! Как мы вернемся домой?

ИГРА «ПЕРЕЙТИ ЧЕРЕЗ ЛУЖУ»

ГРИБ:    Ой, спасибо, повеселили меня старика!

                За это, есть у меня для вас подарок. Он лесной и осенний.

                 (дарит корзину с дарами осени)

КОШКА: Нам пора домой. Давайте попрощаемся с лесом!                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место народного искусства в воспитании детей детского сада

Доводы о небходимости знакомства детей дошкольного возраста с народным искусством: росписями, сказками,игрушками, музыкой-как средством формирования внутренней культуры и сохранения традиций....

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание детей

Консультация для воспитателей о роли народного искуства в воспитании дошкольников...

Народное искусство в воспитании детей дошкольного возраста.

Народное искусство в воспитании детей Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества пере...

Родительское собрание тема: "Народное искусство в воспитании детей"

родительское собрание показало  необходимость читать детям сказки. потешки . песенки. рассматривать с детьми поделки народных мастеров. Всё это положительно влияет на развитие  коммуникативн...

ЭССЕ на тему: «Великое искусство воспитателя - воспитание детей»!

Краткое филосовское сочинение представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения....

Эссе «Великое искусство воспитателя — воспитание детей»

Эссе «Великое искусство воспитателя — воспитание детей»«Великое искусство воспитателя - воспитание детей»!«Человек, который посвятил свою жизнь развитиюи становлению личности ребенка в первуюочер...

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Целью статьи является рассмотрение теоретических основ синкретического воспитания детей, результат которого направлен на формирование духовного и физического совершенства личности. Большое значение пр...