Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание детей
консультация по теме

Консультация для воспитателей о роли народного искуства в воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_narodnogo_dekorativno.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние народного декоративно – прикладного искусства на   воспитание  детей.

Декоративно – прикладное  искусство – один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и эстетическое отношение к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.  

О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Н.П.Сакулина, Р.Н.Смирнова и др.) они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.  

Предметы декоративно – прикладного искусства созданы талантом и душой наших предков, любивших красоту и умевших ее творить. Самые простые изделия под рукой мастера становились драгоценностью. Кроме того, народное искусство по своей природе близко детскому творчеству: его отличает та же простота, завершенность форм, обобщенность образов, передача окружающего мира условными символами, отказ от излишней детализации. Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно и доступно ему.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.

Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности.

Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.

При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства  формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При  создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, помогать другим.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

  Таким образом, можно констатировать, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение, речь.

 

Список использованных источников

1. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада / З.А.Богатеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.

2. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 304с.

3. Народное искусство в воспитании дошкольников: учеб пособие по программе эстетического воспитания дошкольников / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. о-во России, 2005. – 248с.

4. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно – прикладным искусством / О.А.Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. – с.42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста....

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

В начале нового тысячелетия в истории России наступает эпоха формирования нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Одной из ак...

Сценарий семинара-практикума для воспитателей. Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества».

Цель семинара:  1.      Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2....

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа...

Влияние народного декоративно – прикладного искусства на воспитание детей.

Одним из главных компонентов нравственности в обществе является народная культу­ра. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и ра...