Влияние народного декоративно – прикладного искусства на воспитание детей.
статья по рисованию

Селезнева Елена Николаевна

Одним из главных компонентов нравственности в обществе является народная культу­ра. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_dek-prikl_iskusstva.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние народного декоративно – прикладного искусства на   воспитание  детей.

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов -авторитет, достойно завоеванный русским искусством.

Л. А. Лялина

В условиях, когда необходимо духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным.

Одним из главных компонентов нравственности в обществе является народная культура. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.

Народная культура — это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

Человек не может жить, не оглядываясь назад. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без прошлого.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).

Нравственные ценности во все времена были и остаются основополагающими в гуманистическом образовании. Очень важно, чтобы развивался не только интеллект ребенка, но и его чувства, умение мыслить и сопереживать. Такие чувства, как доброта, любовь, согласие, взаимопомощь, составляют основу общечеловеческих нравственных ценностей. Выявлено, Задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине. Все эти качества пригодятся детям, когда они уйдут из детского сада и станут школьниками.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство .

Произведения декоративно-прикладного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. 

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и, краски, доступно и интересно ребенку, что, по моему убеждению, является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

В свою очередь, народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской

Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника и розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны детям.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

В процессе знакомства с народным искусством, кроме решения специальных эстетических задач: развитие  психических процессов, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (памяти, мышления, воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы).

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности.

Литература.

1. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада / З.А.Богатеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.

2. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д.Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000. – 304с.

3. Народное искусство в воспитании дошкольников: учеб пособие по программе эстетического воспитания дошкольников / под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Пед. о-во России, 2005. – 248с.

4. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно – прикладным искусством / О.А.Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. – с.42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на творческие способности детей дошкольного возраста....

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание детей

Консультация для воспитателей о роли народного искуства в воспитании дошкольников...

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

В начале нового тысячелетия в истории России наступает эпоха формирования нового человека, с высокими духовно-нравственными качествами, соответствующими исконно русской ментальности. Одной из ак...

Сценарий семинара-практикума для воспитателей. Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества».

Цель семинара:  1.      Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2....

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа...