Досуг "Люблю березку русскую"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Батырева Наталья Геннадьевна

Программное содержание:

Цель: Создать условия для знакомства детей с народной культурой: играми, обычаями, традициями русского народа.

Программные задачи:

Обучающие:

 - Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями, связанными с березой.

Развивающие:

 - Развивать интерес к русскому народному творчеству;

 - Развивать интерес к русскому фольклору;

 - Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний;

- Развивать умение детей видеть прекрасное, ценить красоту и богатство народного творчества;

 - Развивать познавательный интерес детей к русской березке.

 Воспитательные:

 - Воспитывать желание познавать культуру своего народа;

 - Воспитывать интерес к физической культуре, танцевальным движениям, пению;

 - Воспитывать артистические качества.

 Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие» - Совершенствовать интонационную выразительность речи;

 - Активизировать речь детей, способствовать развитию мышления и умению анализировать;

 - Развивать умение детей поддерживать беседу;

- Прививать интерес к малым формам фольклора: загадкам, считалкам.

«Познавательное развитие» - Расширять и уточнять знания детей о природе;

 - Расширять представления о птицах;

 - Формировать представления о частях суток;

 - Расширять и систематизировать знания детей о русской березке.

«Физическое развитие» - Развивать самостоятельность, организованность, инициативность в двигательной деятельности детей;

 - Продолжать работу по укреплению здоровья детей.

«Социально-коммуникативное развитие» - Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия;

 - Поощрять импровизацию;

- Формировать желание детей участвовать в русских народных, подвижных и хороводных играм, умению соблюдать правила;

 - Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

«Художественно-эстетическое развитие» - Развивать навыки инсценирования песен;

 - Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах.

Предварительная работа: знакомство с народными играми; отгадывание загадок; рассматривание сюжетных картинок «Народные промыслы», «Русский народный костюм», «Музыкальные инструменты», «Деревья нашего края»; разучивание потешек, поговорок, считалок, стихов о березе; просмотр презентации «Березка русская»

Материал и оборудование: шапочки для театрализации: мышка, заяц, кошка, медведь; маска «совы»; платочки; мультимедийная презентация; музыкальные инструменты: колокольчик, ложки, бубен, барабан; муляж березки; разноцветные ленты.

Ход мероприятия

Слайд №1

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня я приготовила для вас загадки. Постарайтесь их отгадать. Отгадаете- узнаете, кто же сегодня наш главный герой.

1) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

2)В белом сарафане стала на поляне, летели синицы, сели на косицы.

3) Клейкие почки, зеленые листочки, с белой корой стоит под горой.

Слайд №2

 

 Ведущий: Молодцы, правильно угадали!
Березка милая, родная, стройный стан, гибкие веточки, изящные листочки. Это деревце высаживала у своего дома каждая семья, по случаю рождения ребенка. Считалось, что береза приносит благополучие в семью, защищает ее от злых сил, от молний, от беды. Летом, на Троицу, в старину девушки шли в лес, выбирали молодую березку, украшали ее лентами, завивали из ее ветвей венки, устраивали под деревцем совместное угощение, водили хороводы.
 

Ребенок: Белая берёза – 
Машина сестричка.
У берёзы белой, 
Тоже есть косичка.
Машенька к берёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе,
В косы заплетёт.

Ведущий: К березке, детки, подходите,

Хоровод вы заводите!

(Хоровод вокруг березки с лентами «Во поле березка стояла»)

Ведущий: Хоровод мы отводили,

Березку лентами укрыли!

(Ведущий и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами)

Белая березонька,

Ходи с нами гулять.

Ходи с нами гулять,

Вешних птиц закликать!

(Звучит фонограмма «Голоса весеннего леса», дети прислушиваются к голосам птиц)

Ведущий: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве, об четырёх делах»:

- Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала);
 - Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать);
 - Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев);
 - Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Ведущий: В природе нет более поэтичного дерева, чем березка. О ней говорится в сказках и сказаниях. Поэты, писатели посвятили ей много прекрасных взволнованных строк. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.

Стихи о березе

Ребенок: Дуб - корой покрыт шершавой.
Ель - корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол, покрытый берестой.
Ребенок: Под весенним солнышком во дворе у нас.
Расцвела березка, радуя всем глаз.
Беленькая, стройная, рада, что весна,
Что в зиму холодную выжила она.

Ребенок: Как девчоночки – подростки,
на лугу растут берёзки.
Белоствольные сестрички,
ветви будто бы косички.
Приглядитесь к ним немножко,
наряжаются в серёжки. 

Ребенок: Всем береза нравится,
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона,
Рассылает всем поклоны.
Листья тихо шелестят,
Меж собою говорят.

Ведущий: С именем «березка» связаны названия городов, сел, деревень. Города – Береза, Березань, Березняки, река- Березовка, село – Березовое.
      Из всех деревьев русского леса всех милее нам береза. Она просыпается первой после зимней стужи, она – символ жизни и красоты. Если бы деревья превратились в людей, то в кого бы превратилась березка? (ответы детей)
       Да, береза – девичья краса. Посмотрите на нашу березку – красу, давайте вместе придумаем для нее добрые и красивые слова (белая, златокудрая, кудрявая, белоствольная, стройная и т.п.)

Ведущий: А сейчас пришла пора

Поиграть нам, детвора!

Музыканты, выходите!

Инструменты вы берите,

Будем слушать мы сейчас,

Дружный детский перепляс!

(Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки)

Сколько музыкантов -

Столько и талантов!

(Инсценировка «Лесные музыканты»)

Слайд №3

 

Мышка: Мышка на пригорке

Пляшет возле норки,

Колокольчиком звенит,

Всех в округе веселит!

(Мышка звонит в колокольчик и приплясывает)

Слайд №4

 

Кошки: Две веселых кошки

Взяли в лапы ложки,

Деревянные, резные,

Звонкие да расписные!

(Играют на ложках)

Слайд №5

 

Медведь: Если в бубен бьет медведь,

Бубну как не зазвенеть!

Станет бить комар в него-

Не услышишь ничего!

(Бьет в бубен)

Слайд №6

 

Заяц: Бом-бом, БАМ-БАМ!

Заяц сел за барабан!

Заиграл – и в тот же час

Все вокруг пустились в пляс!

(Играет на барабане)

Ведущий: Инструменты громче играйте!

И на танец ребят приглашайте!

Слайд №7

 

(Пляска детей)

Ведущий: Поплясали дружно –

Отдохнуть всем нужно.

Отгадайте-ка, ребятки, вот такую вы загадку: что больше всего любит березка?

 - Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, слышишь его, а не видишь его (ветер)

 - Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце)

 - Без пути и без дороги ходит самый длинноногий.

 - В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле (дождь)
Ведущий: Правильно, молодцы, березка очень любит качаться на ветру, а в тени она плохо растет и часто погибает. За это ее прозвали деревцем солнца и ветра. А кто из вас знает, чем весна - красна наряжает березку? (сережками).

Слайд №8

 

 Верно, в них вызревают семена, которые ветер разности повсюду, так что ветер – помощник березы. А что вырастает из семян? (новые деревца).

Слайд №9


 - Посмотрите, ребята, чем богата береза, что она может дать людям (дети подходят и рассматривают выставку изделий из березы, одновременно отвечают на вопросы воспитателя)

  1. Лучина – это что? (раньше, когда не было электричества, избы освещали березовыми лучинами, они горели ярко, не быстро и не коптили)

Слайд №10

  1. Березовые дрова – для чего? (топить печь, они дают много жара и долго не сгорают)

Слайд №11

  1. Березовые почки – что это и для чего? (это зачатки новых листьев, из них изготавливают отвар – в нем много витамина С, он успокаивает и заживляет раны, чай из листочков и почек богат витаминами)

Слайд №12

  1. Березовая кора, как по-другому называют ее? (береста, из нее делают сумки, пояса, обувь, сосуды для питья; покрывают крыши домов, обматывают бревна, прежде, чем закопать их в землю; в древности писали на коре, а в года войны из нее пекли хлеб)

Слайд №13

  1. Лекарство – активированный уголь (делают из древесины березы, оно помогает при болезни кишечника)

Слайд №14

  1. Березовый веник – для чего? (пучок из веток березы, для того, чтобы париться в бане, так как в листьях много полезных веществ).

Слайд №15

(Звучит народная мелодия, в зал на игрушечной лошадке-палочке въезжает Петрушка)

Слайд №16

 

Петрушка: А вот и я, ребятишки!

Здорово, парнишки!

Здорово, девчушки,

Резвушки-хохотушки!

Я – ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить!

Ведущий: Петрушка, а у нас праздник русской березки. А хочешь, Петрушка, мы тебе песенку про березку споем?

(Дети поют хороводную песню  «Ай, да берёзка!»)

Петрушка: Молодцы ребятишки! А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запрягал?

Ну-ка, где мой платочек? (достает платок и завязывает себе глаза).

Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.

Ведущий: Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!

Игра «Жмурки с Петрушкой»

Петрушка: Ну вот, лошадку я поймал,

Что-то очень я устал.

Сейчас немного посижу,

Послушаю - ка у березки тишину.

Ведущий: А пока ты, Петрушка, отдыхаешь, мы поиграем в русскую народную игру «Совушка».

(игра «Совушка»)

Ведущий: Пришла пора, ребятки,

Поиграть нам в прятки!

Игра – сюрприз «Прятки с платком»

В заключение игры под платком оказывается угощение.

Петрушка раздает его детям.

Петрушка: Было весело сегодня с вами петь и танцевать,

Но, увы, пришла пора, уходить мне, детвора!

До свидания!

(прощается и уходит)

Слайд №17

 

Ведущий: Сегодня у берёзки был праздник. Она вместе с нами радовалась и веселилась. Береза стала символом нашей Родины. Где бы ни был человек, как бы далеко от родной земли не находился, он всегда вспоминает шумящую на ветру стройную красавицу березку.

Ребенок: Белоствольная берёза – 
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Ребенок: Изумрудная - весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою,
Всем детишкам в сентябре.
Ребенок: Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

Ведущий: Но и нам  пришла пора прощаться. Давайте ещё раз полюбуемся на березку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_dosugu.pptx2.61 МБ
Файл prezentatsiya_k_dosugu.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ Батырева Наталья Геннадьевна п гт . Междуреченский в оспитатель МБДОУ д /с «Красная шапочка», II категория

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ Батырева Наталья Геннадьевна п гт . Междуреченский в оспитатель МБДОУ д /с «Красная шапочка», II категория