Досуг фольклорного праздника для старшей группы: «Народные промыслы на веселой ярмарке».
материал (старшая группа) на тему

Капранова Елена Михайловна

      « Народные промыслы на веселой ярмарке.»

   Задачи:

Образовательные:

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовском, хохломском.

Развивать творческое воображение и  фантазию детей, вовлекая  их в театральные действия.

Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием умением  радоваться, и веселится от души.

Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному  искусству.

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.

Коррекционные:

Совершенствовать навыки  росписи, на занятиях по изобразительному искусству, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosuk_folklornogo_prazdnika.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                            детский сад №20 комбинированного вида

                                                           

Досуг  фольклорного праздника для старшей группы:

         «Народные промыслы на веселой ярмарке».

        Подготовила

        Капранова Е.М.

                                                   

                     

 Досуг для старшей группы:

      « Народные промыслы на веселой ярмарке.»

   Задачи:

Образовательные:  

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовском, хохломском.

Развивать творческое воображение и  фантазию детей, вовлекая  их в театральные действия.

Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием умением  радоваться, и веселится от души.

Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному  искусству.

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.

Коррекционные:

Совершенствовать навыки  росписи, на занятиях по изобразительному искусству, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму.

                             Методические приемы.

Игровой элемент  « Горница в русской избе». На стенах городецкие  панно, вышивка хохломской посуды,  хохломская посуда, вышитые полотенца. Расписные доски, дымковская игрушка, народные музыкальные инструменты ( балалайка, дудки, народные игрушки для забавы).  Здесь же торговый ряд- стол с расписной скатертью, а на нем самовар, связка баранок, миски с медом и  пряники.

1 стол – дымковские мастера.

2 стол - хохломские мастера.

3 стол – городецкие мастера.

4 стол – гжельские мастера.

Сидит хозяйка, одетая в русский народный костюм, и поет русскую народную песню: «Светит месяц». Дети входят в зал и встают около хозяйки, здороваются и отдают низкий поклон.

Ведущая: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дета, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Здравствуй хозяюшка встречай гостей!

Хозяюшка:

Здравствуйте дорогие гости, пожалуйте на веселую ярмарку. С давних пор у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из далеких деревень. А на ярмарке чего только нет. Подходите, да смотрите, какие здесь игрушки да посуда собраны.

Хозяюшка:  Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

 Появляется первый скоморох: Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

 Второй скоморох:  Мы ребята озорные, мы ребята, удалые всех на ярмарку зовем!

Вместе: Ой народ! ой народ! Становитесь в хоровод!

Пора праздник начинать будем петь и танцевать!

Дети встают в круг,  исполняется  хоровод под мелодию русской народной песни «Возле речки возле моста». После этого дети сдаться на стульчики.

Первый скоморох: Эй, честные господа к нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары много всякого товара!

Хозяюшка: А вот какие мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах  взор.

Дети:  Это дымковские игрушки.

Второй скоморох:   Вот гости знатные из села Дымково!

Звучит аудиозапись мелодии «Русский сувенир»

Выходит группа детей в руках у них дымковские игрушки, и читают стихи.

 ( А. Дьяков Веселая дымка).

Первый ребенок:  Много сказочных мест у Росси.

Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Второй ребенок:  Возле Вятки самой Дымково-поселок.

Окаймлен лесами уголок веселый. В Демкове, Вяткою-рекою, драгоценный продолжая труд, на ища покоя , мастерицы славные живут.

Третий ребенок: Кто, то сделал индюка, распущенные бока.

У кого, то глина стала вдруг павлином. Кто то вылепил синицу, сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы живут в Дымкове селе.

Четвертый ребенок: Вятка вздрогнула от света, Всяк свисток к губам прижал, Вятский праздник свистопляска посмотри на наш товар, подивись и стар и мал!

По мере чтения стихотворений дети показывают свои рисунки, фотоиллюстрации дымковских игрушек, или игрушки, вылепленные из глины.  

Первый скоморох: Ай да  молодцы дымковские мастера, порадовали своими яркими, праздничными игрушками, да только что же за ярмарка без задорных веселых частушек.

Частушки скоморохов и детей.

Вы послушайте ребята, мы частушки будем петь.

На дубу свинья пасется, в бане парится медведь, на болоте да на мху, укусил комар блоху,

Сидит заяц на березе умирает со смеху.

Второй скоморох: А ну ребята не зевай, кто частушки знает подпевай!

Детские частушки выходят дети.

Заиграли музыканты, и пустились ноги в пляс! Мы веселые частушки пропоем  

сейчас для вас сейчас!

Чаек пила, самоварничала, Всю посуду перебила, накухарничала!

Маша ела хохоча, гречневую кашу, отмывали целый день гречневую Машу.

Всю неделю не пилось, не пилось, не елось, В этом зале поплясать очень захотелось.

Второй скоморох: Ай да молодцы у нас ребята, как звонко  частушки поют. Эй брат Ерема, это чьи ж товары? Да мы с тобой  словно в синюю сказку попали!

Звучит песня М. В. Темнова на ст. О. Левицкого «Сказочная Гжель». Выходят дети с изделиями гжельского промысла в руках, славят свои товары.

1-й ребенок: Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки — быль или небыль?

Изделия рук золотых!

2-й ребенок: Синяя сказка — глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье —

Русская звонкая Гжель!

3-й ребенок: Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда!

На товары поглядите и чего-нибудь купите!

1-й скоморох: Ай да купцы-молодцы! Хорошие товары вы для ярмарки приготовили! Ну, а какая же ярмарка без игр?

2-й скоморох: На игрищах наших игр разных — тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!

Проводится русская народная игра «Плетень»

(русская народная мелодия в обработке С. Бодренкова)

Игра «Плетень»

I        часть.

Такты 1-2. Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.

Такты 3-6. Дети одной шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются.

Такты 7-10. Отходят (спиной) на свое место.

Такты 11-18. Движения повторяют дети второй шеренги.

Такты 19-26. Движения повторяют дети третьей шеренги.

Такты 27-34. Движения повторяют дети четвертой шеренги.

II        часть.  Дети расходятся  и пляшут в разных местах  зала,   используя знакомые плясовые движения.. С окончанием музыки  все бегут на свои места и делают «плетень» в шеренге. Выигрывает шеренга, которая построилась раньше. Игра повторяется..

Первый скоморох: Пойдем-ка дальше по базару Посмотреть кой-какого товару!

Выбегает группа детей с хохломскими изделиями в руках.

1-й ребенок: Как волшебница жар-птица не выходит из ума,

Чародейка-мастерица, золотая Хохлома!

2-й ребенок: И богата, и красива, гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши. И чего в них только нету:

Гроздья алые рябин, маки солнечного света

И ромашки луговин.

     3-й ребенок: Так красива, так вольна — всем на загляденье, из такой посуды есть !

    Просто объеденье.

   2-й ребенок: На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь! Ложки золоченые, узоры крученые! Хоть щи ими хлебай, а хочешь — музыку играй!

3-й ребенок: Ложки, ложки, расписные ложки!

Кто хочет поиграть немножко?

Выбегают ложкари, забирают ложки.

Первый скоморох: Эй, народ, не зевай, вместе с нами поиграй! Кто в веселый наш оркестр? Выходи, не хватит мест!

Проводится игра «Оркестр» (русская народная мелодия).

     Музыкальные инструменты раздаются детям ложки, трещотки, бубен.

   Первый скоморох: А ну, пойдем дальше по ярмарке гулять!

    Второй скоморох: А здесь у нас что продают? А ну-ка отгадайте!

Алый шелковый платочек, русский сарафан в цветочек. Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть. Разрумянилась немножко наша русская... (матрешка)!

Девочки в костюмах матрешек исполняют танец под русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» в обработке В. Витлина.

Первый скоморох: А теперь приглашаем всех кататься на качелях-каруселях!

Второй скоморох: Идут кататься нянюшки,

И Ванюшки, и Танюшки,

Хотят повеселиться и братцы, и сестрицы.

Тятеньки и маменьки, вы куда шагаете?

Шли бы вы на карусель — место прозеваете.

Первый скоморох: Закрутили, завертели колесо у карусели.

Весело, весело, всем нам ехать весело!

Проводится игра «Карусель» (русские народные мелодии в обработке Е. Тиличеевой). Дети встают в кружок вокруг «карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу по музыку, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не бегите, карусель остановите. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Первый скоморох: На нашей ярмарке состязания проводятся не только по мастерству и ловкости, но и по уму. Вот и поглядим сейчас, кто из вас самый смекалистый.

Второй скоморох: А для проверки смекалки отгадайте-ка загадки.

Загадки

Сдобный, пышный, круглощекий, у него румяный бок.
Убегает по дорожке и зовется ...
        Колобок.

Унесла его лиса аж за темные леса.

Слышен тонкий голосок. Кто же это?...        Петушок.

Хитрая плутовка, рыжая воровка.

В лесу первая краса. Догадались кто? ...        Лиса.

Он герой всем нам известный.

И с волшебным словом вместе

Может целую неделю на печи лежать ...        Емеля.

Скрипит зубами, водит носом и русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой зовется ...
        Бабою-Ягой.

Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в черном он плаще и зовется царь ...
        Кощей.

Кощеем заколдована, Иваном очарована,

Зеленая подружка, Царевна-...        Лягушка.

Первый скоморох: Ай да молодцы, ох и смекалисты.

     Хозяюшка Тары-бары, растабары,

 Выпьем чай из самовара с сухарями, с кренделями, с бубликами вкусными

С сушками, ватрушками  пирогами русскими.

Звучит русская народная песня «Светит месяц»

Скоморохи, Хозяюшка приглашают детей на угощенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе«Народные промыслы на весёлой ярмарке»Цель:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с промыслами разных народов.-дать понятие детям «деко...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;-развивать наблюдательность, умение видеть отлич...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции,...

Сценарий праздника в старшей группе, посвященного 8 марта "Веселая ярмарка"

Сценарий праздника для детей старшей группы, посвященного 8 Марта "Веселая ярмарка"...

Сценарий праздника в старшей группе "Народные промыслы"

Сценарий праздника в старшей группе...