Рабочая программа кружка "Уроки творчества" ( нетрадиционные техники рисования)
рабочая программа по рисованию на тему

Шахова Оксана Александровна

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_uroki_tvorchestva.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал автономного учреждения дошкольного образования

муниципального образования Заводоуковский городской округ

«Центр развития ребенка- Детский сад «Родничок»

Детский сад «Рябинушка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Уроки творчества»

(нетрадиционные техники рисования)

                                                                                                           Руководитель:    

                                                                                                           Шахова Оксана Александровна                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                     

           

с. Новая Заимка

2014- 2015

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка......................................................................... 3
  2. Цели программы................................................................................... 4
  3. Задачи программы................................................................................ 5
  4. Предполагаемый результат................................................................... 6
  5. План совместной деятельности..............................................................7
  6. Итоговая установка……………………..................................................8
  7. Список средств обучения........................................................................8
  8. Методы……………………………………………………………………..9
  9. Условия эффективности программы……………………………………..9
  10. Используемая литература..................................................................... 10

-2-

   

                                 

                                                                          «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"                

                                 В.А.Сухомлинский              

                                                                                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

 Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

     Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность развивать творческое воображение, удивиться и порадоваться миру.

-3-

 .

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

  1. Развитие творческого воображения  дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники
  2. Через любовь к рисованию найти путь к самопознанию, получая удовольствие от творческого состояния.

-4-

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Обучать детей техническим приемам и способам изображения, с                использованием различных материалов.
  2. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования ( пальчиковая палитра, монотипия, рисование свечой и по свече, рисование по мокрой бумаге, разбрызгивание красками, рисование через копировальную бумагу, коллаж, точечный рисунок, тампонирование, рисование восковыми мелками и т.д.).
  3. Подводить детей к созданию выразительного образа.
  4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
  5. Обращать внимание детей на выразительные средства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
  6. Учить детей самостоятельно придумывать композиции рисунка.
  7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  8. Обогащать речь детей эмоцией, мимикой, эстетическими терминами.
  9. Развивать творческие способности детей.

-5-

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети:

 Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

-6-

ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Количество часов :1 полугодие -8

                                 2 полугодие -8

месяц

неделя

Содержание работы

Техника

сентябрь

3

Сказки про краски.

Знакомство с различными техниками.

4

«Бабушка любимая моя»

Рисование на состаренной бумаге

октябрь

3

«Осенний букет»

Печатание листьями

4

«Дождливая пора»

Рисование поролоном с использованием трафарета.

ноябрь

3

«Ваза с цветами»

Техника рисования пластилином

4

«Цветок для мамы»

Рисование салфетками

декабрь

3

«Снежинки»

Рельефный рисунок.

4

«Ёлочные игрушки»

Рисование поролоном с использованием трафарета.

январь

3

«Северное сияние»

 (коллективная работа)

Рисунок с резервом.

4

февраль

3

«Снеговик»

Рисование гуашью на снегу

4

«Праздничный салют для папы»

Двуслойное изображение.

март

3

«Букет для наших мам»

(коллективная работа)

Трафарет, рисование ладошками, пальчиковая живопись, ватными палочками.

4

«Весна разноцветная»

Рисование губкой по влажному фону.

апрель

3

«Космическое путешествие»

Граттаж

4

«Солнечный денек»

Кляксография

май

3

«Насекомые.Бабочка»

Монотипия

4

«Волшебные рисунки»

Праздник творчества.

-7-

ИТОГОВАЯ УСТАНОВКА

1.Добиваться выполнения работы в точном соответствии с объяснениями, следить за правильной позой при работе, экономно  использовать материал.

2.Воспитывать навык культуры труда, аккуратности, определенного порядка на рабочем месте.

3.Стараться настроить ребенка на выполнение эстетичной законченности работы.

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. мольберт
  2. карандаши цветные
  3. графический карандаш
  4. фломастер
  5. восковые мелки
  6. гуашь
  7. акварельные краски
  8. кисточки
  9. свечи
  10. поролоновые тампоны
  11. зубная щетка
  12. зубная паста
  13. расческа с крупными и мелкими зубцами
  14. клей карандаш
  15. баночка-непроливайка
  16. салфетка для кисточки
  17. подставка для кисточки
  18. салфетка х\б для рук
  19. нитки
  20. салфетки цветные

-8-

МЕТОДЫ

          1.Беседа (цель, вступление, итог)

          2.Показ.

          3.Объяснение.

          4.Самостоятельная работа.

          5.Музыкальное или словесное сопровождение.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

  1. Наглядные пособия.
  2. Привлечение родителей.
  3. Взаимодействие педагога с  воспитателем группы подопечных.
  4. Накопление и обогащение эмоционального опыта детей в процессе работы кружка.
  5. Формирование бережного отношения родителей  к рисункам своих детей.

Количество занятий

Количество занятий в месяц

День недели

Место проведения

3,4 н

2

четверг

ИЗОстудия  «Радужка»

-9-

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.-М.: академия, 1997.
  2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.-М.: Мозаик-Синтез, 2006.
  4. Комарова Т.С. Обучение дошкольников техники рисования.-М.: педагогическое общество России, 2005.
  5. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965.
  7. Соломенкова О.А. Радость творчества.-м.: Мозаик-Синтез,2006.
  8. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие.- Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-Спб.: КАРО, 2010.
  10. Цквирария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.-М.: Сфера, 2011.
  11. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  12. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные Техники рисования в детском саду. Часть 2.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  13. Никитина А.В. Рисование веревочкой: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изодеятельности.-Спб.: КАРО,2010.
  14. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Казаковой Р.Г.-м.6 ТЦ Сфера, 2007.
  15. Есафьева Г.П. Учимся рисовать ( старшая и подготовительная группы).- Ярославль: Академия развития,2007.
  16. Савченко Л.Ф. Развитие детского творчества в изобразительном искусстве. Методические рекомендации, Витебск, 1995.
  17. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников.-Спб.; ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО»,2011.
  18. Белая А.Е., Мирясова В.П. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов — М.: АСТ Астрель: Профиздат, 2007.

         

-10-

«Бабушка любимая моя»

Прием. Рисование на состаренной бумаге («старая фреска»).

Материал.Листы мятой бумаги. Краски, кисти, салфетки, стаканчики с водой, палитры, простые карандаши.

Предварительная работа.Беседа «Моя семья». Подготовка бумаги для рисования (лист смять, намочить водой, разгладить и высушить).

Содержание.

  1. Чтение стихов о бабушке.
  2. Показ рисования на состаренной бумаге.
  3. Рисование портрета (обратить внимание на пропорции листа, обсудить расположение рисунка на листе, сделать карандашный набросок, раскрасить).
  4. Оформление стенда.
  5. Рассказы детей о своих бабушках.

 «Осенний букет»

Прием. Печатание листьями

Материал. Листья деревьев, гуашь, ножницы, листы бумаги, ватман, кисти, салфетки.

Предварительная работа. Сбор на прогулке красивых осенних листьев  и их высушивание. Дидактическая игра «Какое это дерево?»

Содержание.

  1. Беседа об осенних изменениях в природе, о преобладающем цвете осенних листьев.
  2. Рассматривание листьев, определение их формы и цвета.
  3. Выбор гуаши для раскрашивания листьев. Уточнение цвета выбранных красок.
  4. Выполнение работы (нанести краску на лист, приложить его к бумаге, прижать салфеткой, после высыхания рисунка вырезать изображение).
  5. Составление общего букета на листе ватмана.

«Дождливая пора»

Прием. Рисование по сырому.

Материал. Альбомные листы, кисти, стаканчик с водой, акварель, салфетки.

Предварительная работа. Слушание аудиозаписи «Шум дождя».

Содержание.

  1. Беседа о погоде осенью.
  2. Создание игровой мотивации «Прогулка под дождем».
  3. Обсуждение цветовой гаммы рисунка, способа выполнения работы.
  4. Выполнение рисунка на заданную тему (намочить кистью альбомный лист, нарисовать краской тучи, лужу, траву).
  5. Обсуждение работ.

«Ваза с цветами»

Прием. Рисование поролоном с использованием трафарета.

Материал.Листы для изготовления трафаретов, лист бумаги формата А3, губка, акварель, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа.Рассматривание картин с изображением весенних пейзажей. Беседа о празднике 8 Марта. Чтение художественной литературы по теме.

Содержание.

  1. Чтение стихотворений: В.Берестов «Наступает весна», В.Оров «Лесной цветок».
  2. Беседа об изменениях в природе, появление первых цветов, о празднике 8 Марта и подарках для мам и бабушек.
  3. Показ вырезания трафаретов для вазы и цветов.
  4. Выполнение работы (вырезание трафаретов, примерное размещение их на листе для создания композиции, раскрашивание изображений с помощью губки).
  5. Обсуждение работ.

«Снежинки»

Прием. Рельефный рисунок.

Материал. Гуашь синего цвета, тюбик с клеем ПВА, альбомные листы, салфетки, кисти, стаканчики с водой.

Предварительная работа.Чтение стихотворения К.Бальмонта «Снежинка». Наблюдение на прогулке за снежинками.

Содержание.

  1. Беседа о зиме. Рассматривание картинок с изображением снежинок. Чтение стихотворения Л.Кондрашенко «Падают снежинки».
  2. Знакомство со способом создания рельефного рисунка. Показ приема изображения снежинки (на альбомном листе нарисовать снежинку клеем ПВА, дать просохнуть, покрыть рисунок гуашью синего цвета).
  3. Обсуждение работ.

«Ёлочные игрушки»

Прием. Рисование поролоном с использованием трафарета.

Материал.Гуашь, акварель, альбомные листы, поролон, трафареты елочных игрушек, стаканчики с водой, салфетки, ножницы, кисти.

Предварительная работа.Подготовка трафаретов в форме елочных игрушек (нарисовать и вырезать из плотного картона).

Содержание.

  1. Беседа об украшении новогодней ёлки. Рассказы детей о ёлочных игрушках, которые есть у них дома.
  2. Обсуждение порядка выполнения работы (с помощью трафарета.
  3. Выполнение работы (с помощью трафарета и поролона изобразить игрушки, дать просохнуть, прорисовать кончиком кисти мелкие детали- круги, пятна, цветы, линии).
  4. Вырезание игрушек, украшение елочки в группе.
  5. Обсуждение работ.

«Северное сияние»

Прием. Рисунок с резервом.

Материал. Восковые мелки, гуашь темного цвета, кисти, альбомные листы, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий северного сияния. Беседа «Что такое северное сияние?».

Содержание.

  1. Загадки о зиме, северном сиянии.
  2. Показ приема рисования северного сияния.
  3. Выполнение работы (с помощью восковых мелков изобразить разноцветные полосы северного сияния, покрыть лист с рисунком гуашью).
  4. Размещение рисунков на стенде в виде одного яркого северного сияния.
  5. Обсуждение получившегося панно.

 «Праздничный салют для папы»

Прием. Двуслойное изображение.

Материал.Листы бумаги, акварель. Кисти, восковые мелки, стаканчики с водой, салфетки. Фотографии салюта. Поздравительные открытки.

Предварительная работа.Беседа «День защитника Отечества».

Содержание.

  1. Беседа о празднике- Дне защитника Отечества.
  2. Рассматривание фотографий и поздравительных открыток.
  3. Показ последовательности создания двуслойного изображения.
  4. Выполнение работы (нарисовать звезды восковыми мелками по всей поверхности листа, поверх рисунка нанести акварельные краски).
  5. Соединение всех работ в панно и украшение им стенда в раздевалке.

        «Весна разноцветная»

Прием. Рисование губкой по влажному фону.

Материал.Листы бумаги с неровными краями (как детали пазла), вырезанные из одного листа ватмана. Губка, стаканчики с водой, кисти №5, гуашь, салфетки.

Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций из «Разноцветной книги» С.Маршака. Чтение стихотворений о весне, обсуждение прочитанного. Беседа по картине И.Левитана «Март».

Содержание.

  1. Беседа о весне, ее красках и цвете.
  2. Показ приема рисования губкой по влажному фону.
  3. Выбор цвета красок для изображения весеннего настроения и обоснование детьми своего выбора.
  4. Выполнение работы.
  5. Оформление выставки «Здравствуй, весна!».

«Солнечный денек»

Прием. Кляксография.

Материал.Листы бумаги, тонированные с помощью набрызга. Акварель, кисти, салфетки, стаканчики с водой, трубочки. Репродукция картины И.Левитана «Март».

Предварительная работа.Беседа о весне, об изменениях в природе. Чтение стихотворения Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» Тонирование листов бумаги.

Содержание.

  1. Рассматривание репродукции И .Левитана «Март», перечисление признаков прихода весны, изображенных на картине.
  2. Слушанье пьесы «Март. Песня жаворонка» из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».
  3. Передача с помощью рисунка весеннего настроения, вызванного художественным и музыкальным произведениями (обсудить, каким способом лучше нарисовать деревья и солнце, как их расположить на листе, какую выбрать краску).
  4. Обсуждение работ.
  5. Оформление стенда с рисунками детей.

 

        «Насекомые.Бабочка»

Прием.Монотипия.

Материал. Иллюстрированные книги о насекомых. Лист формата А3. Альбомные листы, гуашь, кисти, стаканчики с водой, ножницы, клей, салфетки.

Предварительная работа. Слушанье пьесы «апрель. Подснежник» из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».

Содержание.

  1. Беседа о пробуждении насекомых весной.
  2. Дидактическая игра «Назови насекомое».
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек (строение, форма, цвет крыльев).
  4. Знакомство с приемом монотипии.
  5. Выполнение работы.
  6. Вырезание бабочки после высыхания рисунка. Продумывание композиции на общем листе. Приклеивание своей бабочки.
  7. Анализ работ воспитателем.
  8. Выбор детьми самой яркой бабочки, наиболее понравившейся бабочки и обоснование своего выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 6-7 лет Кружок «Волшебные краски»

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредс...

рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "В мире красок"

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «В мире красок» представляет собой разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми 6-7 лет в условиях детского сада....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»

Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования "Волшебная клякса" 2017 - 2018 уч.год

Цель: Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год

Рабочая программакружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной техники рисования " Пластилиновая фантазия" 2017 - 2018 год.

Рабочая программа по пластилинографии. Цель : развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....