Сценарий праздника с элементами народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста «Ах, лето красное, солнышко ясное…»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Хасанова Ильсияр Рашидовна

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности чело­века, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закла­дывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. Основным содержанием экологического воспитания является форми­рование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явле­ниям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в до­школьном детстве.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических осо­бенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность. 

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника с элементами народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста «Ах, лето красное, солнышко ясное…»

Цели:

   -  познакомить детей с различными жанрами народного фольклора;

   - развить творческое воображение и эмоционально-эстетической отзывчивости детей посредством театрализованной деятельности;

   - воспитывать любовь к природе родного края, народным обычаям и традициям.

Задачи:

   - расширение знаний о природных явлениях, о жизни насекомых, о живой и неживой природе;

    - развитие умений отгадывать загадки, понимать смысл пословиц и поговорок;

    - формирование у детей культуры общения, творческого отношения к  совместной деятельности;

    - создание праздничной атмосферы и организация детского досуга.

Дети заходят в зал под музыку и садятся.

Ведущий:  Ярко солнце светит,

                  В воздухе тепло,

                  И куда не взглянешь

                  Все вокруг светло.

                       На лугу пестреют

                       Яркие цветы;

                       Золотом облиты

                       Темные листы.

                  Дремлет лес: ни звука,

                  Лист не шелестит.

                  Только жаворонок

                   В воздухе звенит…

- О каком времени года говорит поэт в своем стихотворении?

Дети: О лете!

Ведущий: Правильно, ребята, о лете пишет поэт. А что же такое лето, как вы его представляете?

1-й ребенок: Лето – это теплые, солнечные дни!

2-й ребенок: Лето – это время, когда можно купаться, позагарать!

3-й ребенок: Летом зеленая трава, яркие красивые цветы, и над ними бабочки летают.

4-й ребенок: И везде птицы поют!

(Дети исполняют песню «Песенка про лето», муз. Е.Крылатого, сл. Ю.Энтина)

Ведущий: Лето солнышко вкатилось,

                  Засияло, засветилось

                  Вишнями, ромашками,

                  Лютиками, кашками.

Без ясного солнышка лето представить даже невозможно.

5-й ребенок: Вышло утром солнышко из-за гор.

                      Посветлел над речкою темный бор.

                      Засверкала бусинками роса.

                      Зазвучали звонкие голоса.

                      В небе разливается: синь, синь, синь…

                      Зяблик заливается: пинь-пинь-пинь…

                      Дятел на дубочке: тук-тук-тук!..

                      Радуются солнышку всё вокруг.  (авт. Д. Матеев)

Ведущий: Ребята, что же мы ждем, давайте позовем к нам в гости Солнышко!

Дети: Давайте, давайте!

(Русская народная речевая игра «Солнышко»)

Солнышко, солнышко, (поднимаем руки вверх, обращаясь солнышку)

Выгляни в окошечко. (показываем в сторону окна)

Где твои детки? (вытягиваем руки вперед)

Сидят на скамейке. (показываем в сторону детишек, сидящих на скамейке)

Камешки катают, (выполняем скользящие движения ладонями)

За окна бросают.  (имитируем бросок рукой)

Ведущий: Услышало нас Солнышко и появилось на небе!

(Заходит Красное Солнышко в желто-оранжевом наряде, на голове венок из красных цветов)

Красное Солнышко: Здравствуйте, ребята!

                                    Услышало я, как вы меня зовете,

                                     Песни весело поете.

                                     Поспешило сразу к вам,

                                     Дорогим моим друзьям.

                                     Лето! Лето! Лето! Лето!

                                     В краски яркие одето,

                                     Жарким солнышком согрето,

                                     Пусть подольше будет лето!

 - Все выходите ко мне, дайте мне на вас посмотреть!

(Дети выполняют вместе Солнышком  упражнение с движениями в соответствии с текстом)

                                     Утром солнышко встает

                                     Выше, выше, выше. (постепенно поднимаются вверх)

                                     К ночи солнышко зайдет

                                     Ниже, ниже, ниже. ( медленно опускаются вниз)

                                     Хорошо, хорошо,

                                     Солнышко смеется! (улыбаются, руками показывают «фонарики»)

                                     А под солнышком всем

                                     Весело поется, (хлопают в ладоши)                                              

                                     Весело танцуется!

(Дети вместе с Солнышком  исполняют танец с желтыми, оранжевыми ленточками под песню «Светит солнышко для нас», муз. А.Ермолова, сл. В.Орлова)

Ведущий: Милое Солнышко, мы так рады тебе! Наши дети знают много загадок,  пословиц и поговорок, закличек  о тебе, садись к нам, послушай.

1-й ребенок: Среди поля голубого –

                      Яркий блеск огня большого.

                      Не спеша огонь тот ходит,

                      Землю-матушку обходит,

                      Светит весело в оконце,

                      Ну, конечно, это ….

Дети: (вместе) Солнце!

 2-й ребенок: «Все прекрасное  на земле – от солнца, и все хорошее – от человека» (М. Пришвин)

3-й ребенок: Светит, сверкает, и всех согревает (солнце).

4-й ребенок: В июле солнечные дни – теплых ночей жди.

5-й ребенок: Птица радуется весне, а цветок – солнцу.

6-й ребенок: Солнышко – ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

7-й ребенок: Солнце, солнце, выходи,

                          Испекли мы пироги,

                          Наварили кашу,

                          Ждем сестрицу нашу.

                          А сестрица придет

                          Когда солнышко взойдет.

Ведущий: Ребята, вот эти стихи-заклички появились очень-очень давно, и кто их сочинил – неизвестно. Но, видимо, заклички так понравились людям, что они начали верить в них, стали передавать их из поколений в поколения, от родителей к детям. Так они дошли до нашего до нашего времени.

Заклички – это просьбы к солнышку, чтобы теплее грело; к дождику, чтобы  шел тогда, когда он нужен; к мышке, чтобы она принесла малышу новый зуб, и так далее. Мне кажется, вы сами тоже знаете много закличек, давайте, вспомним:          

«Божья коровка …

Дети: (продолжают) Улети на небо –

                                     Там твои детки

                                     Кушают конфетки.

                                     Улети на небо –

                                      Принеси нам хлеба.

8-й ребенок: Я тоже знаю:

                                      Улитка, улитка,

                                      Высуни рога,

                                      Дам кусочек пирога!

Ведущий: Люди обращались еще и к пчелам, чтобы они побольше мед собирали и к пасеке несли:

                                      Рой, гуди,                     Яры пчелки гудят,

                                      В поля иди,                   В поля идут,

                                      С полей иди,                 С полей идут -

                                      Медок неси!                 Медок домой несут!

Да, лето – это еще и время сбора меда. А как же пчелы собирают мед?

Дети: Они летают по луговым цветам, собирают нектар, возвращаясь в свои ульи, выливают мед в соты.

Ведущий: А еще пчелы обожают липовый цвет и летают над гречишными полями. Отсюда и названия разных видов меда – цветочный, липовый, гречишный… Отличаются они друг от друга цветом и по вкусу.

Пчелы – настоящие труженики «медового производства». Про трудолюбивых пчел поэты и писатели сочиняли стихи, сказки. Одну из них, сказку А. Алиша «Пчела и Оса», мы вам и покажем.

Роли исполняют: 1. Повелитель Цветов

                               2. Пчела

                               3. Оса

и другие насекомые – бабочки, шмели, трутни.

Текст читает ведущий.

« Когда-то Повелитель Цветов бросил во все стороны клич:

Повелитель Цветов:  Кто изготовит лучший сосуд для хранения меда, тому в награду позволю собирать мед со всех моих цветов!

Все насекомые взялись за работу. Каждому хотелось получить обещанную награду.

Скоро насекомые явились к Повелителю Цветов с готовыми сосудами. Каждый из них говорил:

Бабочка: Повелитель! Вот хороший сосуд. Попробуй, положи в него мед.

Шмель: Нет, у меня самый лучший!

Трутень: У меня, у меня!

Повелитель Цветов испробовал все сосуды и сказал:

Повелитель Цветов: Я вижу, вы поторопились, идите обратно. Ваши сосуды никуда не годятся. Назначаю вам новый срок, летите!

Пчела и Оса тоже хотели получить награду. Трудолюбивая Пчела работала и днем, и ночью. А ленивая Оса утром немного повозится, а чуть солнышко пригреет – и на отдых, её уже ко сну клонит.

Повстречались как-то Оса с Пчелой.

Оса: Приходи ко мне в гости, сестрица Пчела. Посмотришь мою работу. Наверное, кое-что нужно исправить – ты поможешь мне.

Пчела: Так и быть, приду. А сегодня ты приходи ко мне в гости, буду ждать тебя.

Пчела угостила Осу на славу. Оса все смотрела на сосуд Пчелы и похвалила.

Оса: Ты -  лучшая из мастериц! Как это ты сделала такой прекрасный сосуд?

Пчела: Мы же с тобой подруги, и я открою тебе тайну. Чтобы сделать то, что задумала, надо трудиться не жалея сил, не откладывая дело на завтра. Я работала так, вот у меня и вышел хороший сосуд.

Шли дни за днями. Настало время Пчеле пойти в гости к Осе.

Прилетела Пчела, а Оса лежит – ноги кверху, глаза закрыты, усики повисли.

Пчела: Здравствуй, сестрица Оса. Отдыхаешь после работы или, может быть, захворала?

Оса: Ой, сестрица Пчела, болею, чуть дышу…

Ленивая Оса нарочно больной притворилась – нечем ей было угощать Пчелу. Сколько собрала утром меду, все съела. К вечеру самой есть нечего. Совсем разленилась Оса, и сосуд её стоит недоделанный.

Настал наконец срок, назначенный Повелителем Цветов. Прилетели к нему насекомые со своими сосудами.

Повелитель Цветов положил мед во все сосуды. Сосуд Осы не удержал меда, расклеился. А сосуд Пчелы очень понравился Повелителю Цветов. Он осмотрел его внимательно и сказал:

Повелитель Цветов: Видно, что ты много потрудилась. Твой сосуд – самый лучший. Разрешаю пчелам со всех моих цветов собирать мед.

С тех пор трудолюбивые пчелы со всех цветов собирают мед, хорошо живут, и все их уважают, а ленивые осы и теперь кое-как перебиваются».

Ведущий: Ребята, в чем жизненная мудрость этой сказки? Какими пословицами можно ответить на этот вопрос?

Дети: «Терпение и труд – все перетрут», «Кто не работает – тот и не ест».

(Если дети затрудняются ответить, можно подсказать начало пословицы, а они закончат).

(По записи слышен шум – звук дождя)

Ведущий: Ребята, послушайте, какой-то шум, звуки слышны. Интересно, что же это?

Дети: Это шум дождя, дождь идет!

Ведущий: Вот почему наши насекомые улетели, спрятались в свои дома! Они ведь заранее знают о предстоящих осадках. И Солнышко Красное спряталось…

Ребята, а вы знаете, как в народе звали дождь, какими закличками обращались к дождику?

1 -й ребенок: Дождик, дождик,

                        Сварю тебе борщик,

                        Поставлю на дубочке,

                        В зеленом горшочке.

                        Не шатайся, дубок!

                        Не пролейся, горшок!

2-й ребенок: Дождик, дождик, пуще!

                       Наварю я гущи!

                        Дождик, дождик, поскорей!

                       Я прибавлю сухарей!

3-й ребенок: Не иди, дождик, где косят,

                      А иди, где просят.

                      Не иди, дождик, где жнут,

                       А иди, где ждут!

Ведущий: А я тоже знаю!

                     Дождик, дождик!

                     На дядину пшеницу,

                     На наш ячмень,

                     Поливай весь день!

                     На Иванову рожь,

                     Поливай, как хошь!

4-й ребенок: Дождик идет,                             Тучка, ступай,

                       Дождик идет,                             Прочь уплывай,

                        Теплый идет,                            Солнышку вновь

                       Летний идет!                              Выглянуть дай.

                                                Будем опять

                                                Бегать, играть!

                                                Дождик идет,

                                                Летний идет! (авт. Д. Тарджеманов)

(Дети исполняют танец с зонтиками под песню «Дождь», сл. Ю. Энтина,

муз. М. Минкова)  

5-й ребенок: Летний дождик хлещет в крышу

                       По железным, по листам.

                        Слышу, слышу!

                       Тра-та-та-та, трам-там-там!

                                         Скину тесные сапожки,

                                         И штанишки засучу…

                                         По канавке вдоль дорожки

                                          С визгом рысью поскачу.

                      Эва! Брызги, словно змейки!

                       Вся канава в пузырях,

                       Дождик пляшет на скамейке,

                       Барабанит в лопухах.

                                          Поливалкою колючей

                                          Промочил меня насквозь…

                                          Солнце вылезло из тучи!

                                          Солнце высушит – небось!

Ведущий: Представьте себе, ребята, что после дождя опять солнечная погода. Теплый летний дождик прошел, и на голубом небе появилась разноцветная …

Дети: Радуга!

Ведущий: Верно, радуга. А все знаете, какие цвета есть у радуги? Кто может раскрасить нашу радугу на этом рисунке? Какой же первый цвет? А второй? Третий?

Игра «Раскрась радугу»

(На мольберте рисунок с не раскрашенной радугой. Дети по очереди раскрасят гуашью радугу в соответствующие цвета)

Ведущий: Мы знаем замечательное стихотворение Г. Лагздыня «Радуга», оно будто написано по нашей картине.

1-й ребенок: В радуге – семь дужек, семь цветных подружек.

                      Красная дужка – оранжевой подружка!

                      Желтая дужка – зеленой подружка!

                      Голубая дужка – синей подружка!

                      Фиолетовая дужка – всем дужкам подружка!

                      А пойдут как обниматься

                      Разноцветных семь подружек,

                      Начинают тут сливаться

                      В белый цвет – семь ярких дужек!

Дети (вместе): Семицветная дуга – наша радуга!

Ведущий: А что же говорили наши предки про радугу, что они просили у нее во время сенокоса и в жатву?

2-й ребенок: Радуга-дуга,

                      Не давай дождя,

                      Давай солнышка –

                      Колоколнышка!

3-й ребенок: Ах ты, радуга-дуга,

                      Ты высока и туга!

                       Не дай дождичка,

                       Дай мне ведрышка.

                       Чтобы детям погулять,

                       Чтоб  теляткам поскакать,

                        Нужно солнышко,

                        Колоколнышко!

(Заходит Красное Солнышко, обращается детям).

 Красное Солнышко: Вы меня опять завете, ребятки? А я  никуда не ушла, только спряталась за тучи. Ведь я очень люблю играть в прятки, как и вы. Не волнуйтесь, я все лето пробуду с вами, мои дорогие. Подарю каждому веснушки, осветлю волосы. Но иногда мои лучи бывают жаркими, горячими, поэтому советую носить косынки и понамки, чтобы не получить солнечный удар. А пока я говорю вам: до свидания, до завтра. Завтра днем мы опять увидимся, поиграем в интересную игру «Солнечные зайчики». Я вас непременно научу!

Дети: До свидания, Солнышко!

(Дети исполняют песню «Какого цвета лето?», сл. неизвестный автор, муз. А.Варламова)

Ведущий: На сегодня наш солнечный и веселый праздник закончился. Спасибо всем!C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\SAM_4614.JPG

                                     

  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\SAM_4642.JPGC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\SAM_4630.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения с использованием русского фольклора для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Весела была беседа»

Данный материал поможет музыкальному руководителю организовать и провести вечер развлечение в старшей группе детского сада...

"За околицей" - развлечение с использованием народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий представлен в виде "деревенских посиделок". Через народный фольклор  дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества....

"День рождения Земли" сценарий экологического праздника с элементами квест-игры для детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлен литературный и музыкальный материал, который  пригодится в работе как воспитателям так и музыкальным руководителят....

«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню Народного Единства, для детей старшего дошкольного возраста: «Наша Родина»

Патриотизм – это любовь к своей Родине! Исторически - любовь к Родине всегда была национальным характером российского государства. Однако последние перемены все отчетливее показывают, что наше о...

«Народные праздники, как элемент этнопедагогики в обучении детей старшего дошкольного возраста»

Воспитание – это целенаправленная, содержательная и профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка.Этнопедагогика изучает процесс социального взаим...